Выступления Мао Цзэдуна, ранее не публиковавшиеся в китайской печати. Выпуск пятый: 1964—1967 годы.— М., издательство «Прогресс», 1976.

21.12.1965

Выступление в Ханчжоу

Кто опубликовал: | 27.05.2021

В этом номере журнала «Чжэсюэ яньцзю»1 я прочёл три статьи. Вам, занимающимся философией, нужно писать о практической философии, только тогда вас будут читать. Книжную философию понимать трудно. Для кого вы пишете? Ведь некоторые интеллигенты — эти самые У Хань да Цзянь Боцзань — пишут всё хуже и хуже.

Сейчас Сунь Дажэнь написал статью, направленную против пресловутой «политики уступок» феодально-помещичьего класса крестьянам, которую выдвинул Цзянь Боцзань. После крестьянских войн класс помещиков стремился лишь контратаковать и сводить счёты, какие тут могли быть уступки? Класс помещиков не сделал никаких уступок тайпинам. Ихэтуани выступали сначала «против династии Цин, за уничтожение иностранцев», а потом «в поддержку династии Цин, за уничтожение иностранцев» и получили поддержку со стороны Цы Си. Цинская династия потерпела поражение от империалистов. Цы Си и император бежали, тогда Цы Си прибегла к политике «поддержки иностранцев, уничтожения ихэтуаней».

Некоторые называют «Тайны Цинского двора» патриотическим кинофильмом, а по-моему, он предательский, предательский с начала до конца. Почему же некоторые его называют патриотическим? Лишь потому, что считают, будто император Гуансюй был достоин сожаления, будто он вместе с Кан Ювэем открывал школы, создавал новую армию, был просветителем.

В последние годы Цинской династии кое-кто выступал за то, чтобы «китайские науки имели дело с принципами, а западные науки — с практическим применением». Эти «принципы» можно уподобить нашей генеральной линии, они неизменны. А «принципы» западной науки не пригодны к применению, «принципы» демократической республики также не годятся. «Естественные права человека», «теория эволюции» также не годятся, остаётся лишь использовать западную технику. Конечно, «естественные права человека» — это тоже ошибочная идеология. Что это за «естественные права человека»? Ведь «права человека» даются человеком. Права, которые даны нам,— это не «естественные права». Нам права даны народом, в первую очередь рабочим классом, бедняками и низшими середняками.

Если заглянуть в новейшую историю, то можно увидеть, что никакой «политики уступок» не было. Были лишь уступки реакции со стороны революционных сил, а реакционеры всегда контратаковали и сводили счёты. В истории каждый раз, когда приходила к власти новая династия, в силу того, что народ находился в тяжёлых условиях и взять у него было нечего, правители прибегали к политике «облегчения повинностей и снижения налогов». Политика «облегчения повинностей и снижения налогов» была выгодна классу помещиков.

Я хотел бы, чтобы люди, занимающиеся философией, отправились на несколько лет на заводы, в деревни. Нашу систему философской науки нужно изменить, не нужно писать так, как писали раньше, не нужно писать так много.

В Нанкинском университете есть один студент из крестьян, он изучает историю. Этот студент участвовал в движении «четырёх чисток», а затем написал несколько статей, в которых говорилось о том, что историкам обязательно нужно ехать в деревню. Эти статьи были опубликованы в «Научных сообщениях Нанкинского университета». Он сделал такое признание: «Я проучился несколько лет, и у меня в голове не было и тени мысли о физическом труде».

В том же номере «Научных сообщений Нанкинского университета» была опубликована ещё одна статья, в которой говорилось, что сущность — это главное противоречие, в особенности главная сторона главного противоречия. Такого я и сам ещё не говорил. Явление можно видеть, оно ощутимо. Сущность увидеть невозможно, её не пощупаешь, она спрятана за явлением. Сущность можно обнаружить лишь после того, как проведёшь обследование и изучение. Если бы сущность можно было пощупать, увидеть, то не нужно было бы науки.

Нужно постепенно приближаться к практике, нужно поработать несколько лет в деревне, подучиться сельскохозяйственным наукам: растениеводству, почвоведению, агрохимии, бактериологии, ирригации, лесоводству и т. д. Совсем не надо залезать в фолианты и брошюры: наберётесь элементарных знаний, и хорошо.

Мы сомневаемся в нынешней системе высшего образования, за 16, 17 или 20 лет обучения в школе и в институте учащиеся не видят ни риса, ни гаоляна2, ни кукурузы, ни проса, ни пшеницы, не видят, как трудятся рабочие, как крестьяне обрабатывают поля, как ведётся торговля, да и здоровье своё подрывают. Ведь это на самом деле страшно. Я не раз говорил своим детям:

«Поезжайте в деревню, поговорите с бедняками и низшими середняками, скажите им, что ваш отец сказал вам: „Мы проучились несколько лет, но чем больше учились, тем становились глупее“. Попросите крестьян — дядей, дедушек, братьев и сестёр — быть вашими учителями, учитесь у них».

На самом деле ребёнок, который ещё не пошёл в школу, вплоть до семилетнего возраста имеет очень много общественных контактов. В два года он научился говорить, в три года он уже ссорится с другими, ещё подрос — берет лопатку, копает землю, подражая старшим, а это и есть наблюдение за миром. Ребёнок уже овладевает некоторыми понятиями. Собака — это общее понятие, жёлтая или чёрная собака — это уже узкое понятие, а жёлтая собака, которая живёт у него в доме,— это конкретное понятие. Понятие «человек» уже утратило очень многие моменты, из него не следует — мужчина это или женщина, взрослый или ребёнок, китаец или иностранец, революционер или контрреволюционер, оно характеризует лишь особенности, которые отличают человека от других животных. А кто видел просто «человека»? Ведь можно видеть лишь или Чжана третьего, или Ли четвёртого. Никто ведь не видел понятия «дом», ибо можно видеть лишь конкретный дом — здания иностранного типа в Тяньцзине, пекинские домики в китайском стиле.

Систему высшего образования нужно преобразовать. Ни к чему так много времени отводить учёбе. Изучение гуманитарных наук нужно преобразовать в обязательном порядке. Если мы этого не сделаем, будут ли у нас философы, литераторы, историки? Нынешние философы заниматься философией не могут, литераторы не могут писать романы, исторические факультеты не в состоянии заниматься историей по периодам, а как только возьмутся, то всё сводится к императорам, правителям, генералам и сановникам. Статьи Ци Бэньюя написаны хорошо (например, «Изучать историю во имя революции»), недостаток их — в отсутствии конкретных имён. Достоинство статьи Яо Вэньюаня («Критика новой исторической драмы „Разжалование Хай Жуя“») в том, что он назвал имена, но не ударил по главному злу.

Нужно преобразовать гуманитарные вузы. Студенты этих вузов должны идти в низы, заниматься промышленным и сельскохозяйственным производством, торговлей. В технических вузах положение другое — там имеются мастерские для практики, лаборатории. В мастерских идёт работа, в лабораториях ставятся опыты. После окончания полной средней школы прежде всего нужно поработать практически. Просто съездить в деревню — этого мало, необходимо ещё побывать на промышленных предприятиях, в торговых организациях, в армейских ротах. Поработать таким образом несколько лет, а затем два года проучиться — тогда всё будет в порядке. Если срок учёбы в вузе 5 лет, то в низах нужно работать 3 года. Преподаватели также должны идти в низы — и работать и преподавать. Разве нельзя преподавать прямо в низах философию, литературу, историю? Разве обязательно преподавать только в больших зданиях иностранного типа?

Крупные изобретатели — Ватт, Эдисон и другие — выходцы из рабочих.3 Первооткрыватель электричества Франклин торговал газетами, мальчишкой он был продавцом газет.4 Многие высокообразованные люди и крупные учёные не кончали университетов. В Центральном Комитете нашей партии не найдёшь и несколько человек, которые окончили высшие учебные заведения.

Нельзя писать книги, как их пишут сейчас. Возьмём, например, анализ и синтез. В прошлом в книгах об этом ничего ясно не говорилось. Заявлялось, например, что «в анализе содержится и синтез», «анализ нельзя отделить от синтеза». Такие утверждения, пожалуй, правильны, но в них есть и упущения. Следует отметить, что, хотя анализ и синтез и неотделимы друг от друга, в то же время их можно и разделить. Любую вещь можно разделить, всё можно свести к раздвоению единого.

И с анализом дело обстоит по-разному. Например, анализ гоминьдана и компартии. Как мы раньше анализировали гоминьдан? Мы говорили, что под его властью находятся значительная территория, большие города, многочисленное население, он пользуется поддержкой империалистов, у него большая армия, мощное оружие. Но самое основное — это то, что он оторван от масс, оторван от крестьянства, оторван от солдат, в нём имеются внутренние противоречия. У нас войск мало, вооружение плохое («чумиза да винтовка»), территория маленькая, нет больших городов, нет помощи извне. Но мы связаны с массами, у нас есть принцип «три большие демократии», стиль «три и восемь», мы выражаем требования масс; это самое основное.

Гоминьдановские офицеры все окончили военную академию, но воевать не умели. В военной академии Вампу учились лишь несколько месяцев, но каждый её выпускник умел воевать. Среди наших маршалов и генералов не найдётся и несколько человек, окончивших высшие учебные заведения. У меня самого никогда не было военного образования. Я читал «Цзо чжуань»5, «Цзы чжи тун цзянь»6 да ещё «Троецарствие». Во всех этих книгах говорится о войнах. Но как только мы начали воевать, выяснилось, что никакого влияния эти книги на меня не оказали. Мы воевали без всяких книг, мы лишь анализировали обстановку борьбы между нами и врагами, анализировали конкретную ситуацию.

Синтез заключался в уничтожении врага. Как мы синтезировали гоминьдан? Ведь мы не переделывали то, что отбирали у врага. Пленных солдат мы не убивали — меньшую часть отпускали, а бо́льшую оставляли для пополнения своей армии. Мы брали всё — оружие, продовольствие, различные материалы. То, что нам не было нужно, мы, говоря философским языком, отсеивали — таких, например, людей, как Ду Юймин7.

Принятие пищи — это тоже анализ и синтез. Например, когда едят крабов, то едят только мясо, а скорлупу не едят. Органы пищеварения вбирают питательные вещества, а остальное выбрасывают. У всех у вас философия заморская, а у меня философия доморощенная.

Синтез в отношении гоминьдана заключался именно в его уничтожении, большую часть мы воспринимали, меньшую отбрасывали: этому мы научились у Маркса. Маркс отбросил оболочку философии Гегеля и взял то ценное зерно, которое она содержала, преобразовал её в материалистическую диалектику. У Фейербаха он взял материализм и раскритиковал метафизику. Воспринимать наследие всё же нужно. Маркс взял у французского утопического социализма, у английской политэкономии всё хорошее, что там было, а плохое отбросил.

«Капитал» Маркса начинается с анализа двойственного характера товара. Наши товары также имеют двойственный характер. И через 100 лет товар будет иметь двойственный характер. И даже то, что не является товаром, также имеет двойственный характер. У наших товарищей тоже двойственный характер. У них есть и правильное, и ошибочное. А разве у вас не двойственный характер? И у меня самого двойственный характер. Молодые люди легко грешат метафизикой, это нельзя назвать недостатком. Будет побольше опыта — всё станет на свои места. За эти несколько лет молодёжь добилась прогресса, но вот с некоторыми старыми профессорами просто-таки ничего не поделаешь. У Хань — мэр города, а лучше бы его послать в низы, сделать начальником уезда. Лучше было бы послать Ян Сяньчжэня, Чжан Вэньтяня на низовую работу — только в этом случае мы им по-настоящему помогли бы.

Последнее время кое-кто писал статьи относительно полной мотивированности. Что такое полная мотивированность? По-моему, нет никакой полной мотивированности. У разных классов разные мотивы. У какого класса нет своих исчерпывающих мотивов? Есть ли исчерпывающий мотив у Рассела? Рассел8 прислал мне свою брошюру, её можно перевести и прочитать. Сейчас Рассел в политическом отношении ведёт себя хорошо, он выступает против ревизионизма, против США, поддерживает Вьетнам. Этот идеалист стал немножко материалистом. Это говорит о движении.

Если кто-либо хочет вести работу во многих областях, он должен вступать в контакт со многими людьми. Левые не могут контактировать только с левыми, они должны общаться также и с правыми. Не следует бояться того, бояться сего. Я сам общался со всякими людьми, видел я и больших чиновников, и маленьких.

Нельзя ли изменить форму написания философских работ? Нужно писать популярные статьи, нужно писать языком трудового народа, а у нас у всех «студенческий акцент».

Чэнь Бода. Кроме председателя.

Мао Цзэдун. Я занимался крестьянским движением, рабочим движением, студенческим движением, движением в гоминьдане, более 20 лет занимался военной работой, поэтому у меня дело обстоит немного лучше.

Исследовательская работа в области философии. Нужно изучать процесс китайской истории, истории китайской философии. Прежде всего нужно заняться последним столетием. Разве исторический процесс — это не единство противоположностей? Новейшая история — это непрерывное раздвоение единого, это непрерывная борьба. В ходе борьбы некоторые идут на соглашательство вопреки воле народа, который хочет продолжать борьбу. До Синьхайской революции имела место борьба между Сунь Ятсеном и Кан Ювэем. Когда Синьхайская резолюция свергла императора, началась борьба между Сунь Ятсеном и Юань Шикаем. Впоследствии внутри гоминьдана также непрерывно происходило расслоение и шла борьба.

К произведениям классиков марксизма-ленинизма нужно писать не только предисловия, но и комментарии. Написать предисловие к произведению политического характера сравнительно легко, а к философской работе — хлопотно и довольно трудно. В прошлом говорили, что в диалектике существуют три великих закона.9 Сталин заявил, что есть четыре великих закона.10 По моему мнению, есть лишь один основной закон — закон противоречия. Качество и количество, утверждение и отрицание, явление и сущность, содержание и форма, необходимость и свобода, возможность и реальность и т. д. и т. п.— во всём этом единство противоположностей.

Когда говорят об отношениях между формальной логикой и диалектикой, то их сравнивают с отношениями между элементарной арифметикой и высшей математикой. В этом утверждении надо ещё разобраться. Формальная логика говорит о форме мышления, говорит о том, что предыдущее и последующее не противоречат друг другу. Это специальная отрасль науки. В любом произведении необходимо применять формальную логику.

Формальная логика не принимает во внимание основных посылок, и, если бы она и хотела их принять во внимание, она все равно не смогла бы этого сделать. Гоминьдановцы называли нас «бандитами»: «коммунист — это значит бандит», «Чжан третий — коммунист, поэтому Чжан третий — бандит». А мы заявляли, что «гоминьдановцы — это бандиты, Чан Кайши — гоминьдановец, следовательно. Чан Кайши — бандит». Оба эти примера полностью соответствуют формальной логике.

Применяя формальную логику, невозможно получить какие-либо новые знания. Конечно, можно выводить заключение, но вывод фактически не выйдет за рамки основной посылки. Сейчас кое-кто смешивает формальную логику и диалектический метод. Это неправильно.

Примечания
  1. Имеется в виду журнал «Чжэсюэ яньцзю» («Философские исследования»), № 6 за 1965 год.— «Специальный выпуск статей рабочих, крестьян и солдат о философии».— Прим. ред.
  2. Гаолян, он же сорго,— злаковое растение. Возделывается во многих странах с тёплым климатом по всему миру. И китайское и латинское названия отсылают к факту высоты стебля — от полуметра у карликовых форм до семи метров у некоторых тропических сортов.— Маоизм.ру.
  3. Не совсем точно. Джеймс Уатт в юности был ремесленником по изготовлению точных приборов, сначала по найму, затем в собственной мастерской, а Томас Эдисон — телеграфистом.— Маоизм.ру.
  4. …А вот Бенджамин Франклин действительно был рабочим типографии. Он, конечно, не открыл электричество, но разработал первую его научную теорию.— Маоизм.ру.
  5. Летопись эпохи Чжоу (1122—249 годы до н. э.), автор Цзо Цюмин.— Прим. ред.
  6. «Всеобщее зерцало в помощь правителю» — 294-томная историческая энциклопедия, охватывающая период с Ⅳ в. до н. э. до Ⅹ в. н. э.; автор — крупный китайский историк Сыма Гуан.— Прим. ред.
  7. Ду Юймин (1904—1981) — гоминьнановский военачальник. В 1948 году попал в плен к коммунистам и до 1959 года находился в заключении. После амнистии был привлечён к работе, в 1964 году был избран в Национальный комитет Народной политической консультативной конференции Китая, в 1978 году — во Всекитайское собрание народных представителей.— Маоизм.ру.
  8. Бертран Рассел (1872—1970) — британский философ, логик, математик и общественный деятель. В 1967 г. вместе с Жаном Полем Сартром организовал международный трибунал по расследованию военных преступлений США во Вьетнаме.— Маоизм.ру.
  9. Три закона диалектики выделил Энгельс в «Диалектике природы»: «закон перехода количества в качество и обратно», «закон взаимного проникновения противоположностей», «закон отрицания отрицания».— Маоизм.ру.
  10. Имеются в виду сформулированные Сталиным в «О диалектическом и историческом материализме» «основные черты» «марксистского диалектического метода»: «…диалектика рассматривает природу не как случайное скопление предметов, явлений, оторванных друг от друга, изолированных друг от друга и не зависимых друг от друга, а как связное, единое целое, где предметы, явления органически связаны друг с другом, зависят друг от друга и обусловливают друг друга»; «…диалектика рассматривает природу не как состояние покоя и неподвижности, застоя и неизменяемости, а как состояние непрерывного движения и изменения, непрерывного обновления и развития, где всегда что-то возникает и развивается, что-то разрушается и отживает свой век»; «…диалектика рассматривает процесс развития не как простой процесс роста, где количественные изменения не ведут к качественным изменениям, а как такое развитие, которое переходит от незначительных и скрытых количественных изменений к изменениям открытым, к изменениям коренным, к изменениям качественным, где качественные изменения наступают не постепенно, а быстро, внезапно, а виде скачкообразного перехода от одного состояния к другому состоянию, наступают не случайно, а закономерно, наступают в результате накопления незаметных и постепенных количественных изменений»; «…диалектика исходит из того, что предметам природы, явлениям природы свойственны внутренние противоречия, ибо все они имеют свою отрицательную и положительную сторону, свое прошлое и будущее, своё отживающее и развивающееся, что борьба этих противоположностей, борьба между старым и новым, между отмирающим и нарождающимся, между отживающим и развивающимся составляет внутреннее содержание процесса развития, внутреннее содержание превращения количественных изменений в качественные». Таким образом, Сталин обошёл «отрицание отрицания», за что Альтюссер потом назвал его «проницательным философом-марксистом».— Маоизм.ру.

Добавить комментарий