В этом номере журнала «Чжэсюэ яньцзю»1 я прочёл три статьи. Вам, занимающимся философией, нужно писать о практической философии, только тогда вас будут читать. Книжную философию понимать трудно. Для кого вы пишете? Ведь некоторые интеллигенты — эти самые У Хань да Цзянь Боцзань — пишут всё хуже и хуже.
Сейчас Сунь Дажэнь написал статью, направленную против пресловутой «политики уступок» феодально-помещичьего класса крестьянам, которую выдвинул Цзянь Боцзань. После крестьянских войн класс помещиков стремился лишь контратаковать и сводить счёты, какие тут могли быть уступки? Класс помещиков не сделал никаких уступок тайпинам. Ихэтуани выступали сначала «против династии Цин, за уничтожение иностранцев», а потом «в поддержку династии Цин, за уничтожение иностранцев» и получили поддержку со стороны Цы Си. Цинская династия потерпела поражение от империалистов. Цы Си и император бежали, тогда Цы Си прибегла к политике «поддержки иностранцев, уничтожения ихэтуаней».
Некоторые называют «Тайны Цинского двора» патриотическим кинофильмом, а по-моему, он предательский, предательский с начала до конца. Почему же некоторые его называют патриотическим? Лишь потому, что считают, будто император Гуансюй был достоин сожаления, будто он вместе с Кан Ювэем открывал школы, создавал новую армию, был просветителем.
В последние годы Цинской династии кое-кто выступал за то, чтобы «китайские науки имели дело с принципами, а западные науки — с практическим применением». Эти «принципы» можно уподобить нашей генеральной линии, они неизменны. А «принципы» западной науки не пригодны к применению, «принципы» демократической республики также не годятся. «Естественные права человека», «теория эволюции» также не годятся, остаётся лишь использовать западную технику. Конечно, «естественные права человека» — это тоже ошибочная идеология. Что это за «естественные права человека»? Ведь «права человека» даются человеком. Права, которые даны нам,— это не «естественные права». Нам права даны народом, в первую очередь рабочим классом, бедняками и низшими середняками.
Если заглянуть в новейшую историю, то можно увидеть, что никакой «политики уступок» не было. Были лишь уступки реакции со стороны революционных сил, а реакционеры всегда контратаковали и сводили счёты. В истории каждый раз, когда приходила к власти новая династия, в силу того, что народ находился в тяжёлых условиях и взять у него было нечего, правители прибегали к политике «облегчения повинностей и снижения налогов». Политика «облегчения повинностей и снижения налогов» была выгодна классу помещиков.
Я хотел бы, чтобы люди, занимающиеся философией, отправились на несколько лет на заводы, в деревни. Нашу систему философской науки нужно изменить, не нужно писать так, как писали раньше, не нужно писать так много.
В Нанкинском университете есть один студент из крестьян, он изучает историю. Этот студент участвовал в движении «четырёх чисток», а затем написал несколько статей, в которых говорилось о том, что историкам обязательно нужно ехать в деревню. Эти статьи были опубликованы в «Научных сообщениях Нанкинского университета». Он сделал такое признание: «Я проучился несколько лет, и у меня в голове не было и тени мысли о физическом труде
».
В том же номере «Научных сообщений Нанкинского университета» была опубликована ещё одна статья, в которой говорилось, что сущность — это главное противоречие, в особенности главная сторона главного противоречия. Такого я и сам ещё не говорил. Явление можно видеть, оно ощутимо. Сущность увидеть невозможно, её не пощупаешь, она спрятана за явлением. Сущность можно обнаружить лишь после того, как проведёшь обследование и изучение. Если бы сущность можно было пощупать, увидеть, то не нужно было бы науки.
Нужно постепенно приближаться к практике, нужно поработать несколько лет в деревне, подучиться сельскохозяйственным наукам: растениеводству, почвоведению, агрохимии, бактериологии, ирригации, лесоводству и т. д. Совсем не надо залезать в фолианты и брошюры: наберётесь элементарных знаний, и хорошо.
Мы сомневаемся в нынешней системе высшего образования, за 16, 17 или 20 лет обучения в школе и в институте учащиеся не видят ни риса, ни гаоляна2, ни кукурузы, ни проса, ни пшеницы, не видят, как трудятся рабочие, как крестьяне обрабатывают поля, как ведётся торговля, да и здоровье своё подрывают. Ведь это на самом деле страшно. Я не раз говорил своим детям:
«Поезжайте в деревню, поговорите с бедняками и низшими середняками, скажите им, что ваш отец сказал вам: „
Мы проучились несколько лет, но чем больше учились, тем становились глупее“. Попросите крестьян — дядей, дедушек, братьев и сестёр — быть вашими учителями, учитесь у них».
На самом деле ребёнок, который ещё не пошёл в школу, вплоть до семилетнего возраста имеет очень много общественных контактов. В два года он научился говорить, в три года он уже ссорится с другими, ещё подрос — берет лопатку, копает землю, подражая старшим, а это и есть наблюдение за миром. Ребёнок уже овладевает некоторыми понятиями. Собака — это общее понятие, жёлтая или чёрная собака — это уже узкое понятие, а жёлтая собака, которая живёт у него в доме,— это конкретное понятие. Понятие «человек» уже утратило очень многие моменты, из него не следует — мужчина это или женщина, взрослый или ребёнок, китаец или иностранец, революционер или контрреволюционер, оно характеризует лишь особенности, которые отличают человека от других животных. А кто видел просто «человека»? Ведь можно видеть лишь или Чжана третьего, или Ли четвёртого. Никто ведь не видел понятия «дом», ибо можно видеть лишь конкретный дом — здания иностранного типа в Тяньцзине, пекинские домики в китайском стиле.
Систему высшего образования нужно преобразовать. Ни к чему так много времени отводить учёбе. Изучение гуманитарных наук нужно преобразовать в обязательном порядке. Если мы этого не сделаем, будут ли у нас философы, литераторы, историки? Нынешние философы заниматься философией не могут, литераторы не могут писать романы, исторические факультеты не в состоянии заниматься историей по периодам, а как только возьмутся, то всё сводится к императорам, правителям, генералам и сановникам. Статьи Ци Бэньюя написаны хорошо (например, «Изучать историю во имя революции»), недостаток их — в отсутствии конкретных имён. Достоинство статьи Яо Вэньюаня («Критика новой исторической драмы „Разжалование Хай Жуя“») в том, что он назвал имена, но не ударил по главному злу.
Нужно преобразовать гуманитарные вузы. Студенты этих вузов должны идти в низы, заниматься промышленным и сельскохозяйственным производством, торговлей. В технических вузах положение другое — там имеются мастерские для практики, лаборатории. В мастерских идёт работа, в лабораториях ставятся опыты. После окончания полной средней школы прежде всего нужно поработать практически. Просто съездить в деревню — этого мало, необходимо ещё побывать на промышленных предприятиях, в торговых организациях, в армейских ротах. Поработать таким образом несколько лет, а затем два года проучиться — тогда всё будет в порядке. Если срок учёбы в вузе 5 лет, то в низах нужно работать 3 года. Преподаватели также должны идти в низы — и работать и преподавать. Разве нельзя преподавать прямо в низах философию, литературу, историю? Разве обязательно преподавать только в больших зданиях иностранного типа?
Крупные изобретатели — Ватт, Эдисон и другие — выходцы из рабочих.3 Первооткрыватель электричества Франклин торговал газетами, мальчишкой он был продавцом газет.4 Многие высокообразованные люди и крупные учёные не кончали университетов. В Центральном Комитете нашей партии не найдёшь и несколько человек, которые окончили высшие учебные заведения.
Нельзя писать книги, как их пишут сейчас. Возьмём, например, анализ и синтез. В прошлом в книгах об этом ничего ясно не говорилось. Заявлялось, например, что «в анализе содержится и синтез», «анализ нельзя отделить от синтеза». Такие утверждения, пожалуй, правильны, но в них есть и упущения. Следует отметить, что, хотя анализ и синтез и неотделимы друг от друга, в то же время их можно и разделить. Любую вещь можно разделить, всё можно свести к раздвоению единого.
И с анализом дело обстоит по-разному. Например, анализ гоминьдана и компартии. Как мы раньше анализировали гоминьдан? Мы говорили, что под его властью находятся значительная территория, большие города, многочисленное население, он пользуется поддержкой империалистов, у него большая армия, мощное оружие. Но самое основное — это то, что он оторван от масс, оторван от крестьянства, оторван от солдат, в нём имеются внутренние противоречия. У нас войск мало, вооружение плохое («чумиза да винтовка»), территория маленькая, нет больших городов, нет помощи извне. Но мы связаны с массами, у нас есть принцип «три большие демократии», стиль «три и восемь», мы выражаем требования масс; это самое основное.
Гоминьдановские офицеры все окончили военную академию, но воевать не умели. В военной академии Вампу учились лишь несколько месяцев, но каждый её выпускник умел воевать. Среди наших маршалов и генералов не найдётся и несколько человек, окончивших высшие учебные заведения. У меня самого никогда не было военного образования. Я читал «Цзо чжуань»5, «Цзы чжи тун цзянь»6 да ещё «Троецарствие». Во всех этих книгах говорится о войнах. Но как только мы начали воевать, выяснилось, что никакого влияния эти книги на меня не оказали. Мы воевали без всяких книг, мы лишь анализировали обстановку борьбы между нами и врагами, анализировали конкретную ситуацию.
Синтез заключался в уничтожении врага. Как мы синтезировали гоминьдан? Ведь мы не переделывали то, что отбирали у врага. Пленных солдат мы не убивали — меньшую часть отпускали, а бо́льшую оставляли для пополнения своей армии. Мы брали всё — оружие, продовольствие, различные материалы. То, что нам не было нужно, мы, говоря философским языком, отсеивали — таких, например, людей, как Ду Юймин7.
Принятие пищи — это тоже анализ и синтез. Например, когда едят крабов, то едят только мясо, а скорлупу не едят. Органы пищеварения вбирают питательные вещества, а остальное выбрасывают. У всех у вас философия заморская, а у меня философия доморощенная.
Синтез в отношении гоминьдана заключался именно в его уничтожении, большую часть мы воспринимали, меньшую отбрасывали: этому мы научились у Маркса. Маркс отбросил оболочку философии Гегеля и взял то ценное зерно, которое она содержала, преобразовал её в материалистическую диалектику. У Фейербаха он взял материализм и раскритиковал метафизику. Воспринимать наследие всё же нужно. Маркс взял у французского утопического социализма, у английской политэкономии всё хорошее, что там было, а плохое отбросил.
«Капитал» Маркса начинается с анализа двойственного характера товара. Наши товары также имеют двойственный характер. И через 100 лет товар будет иметь двойственный характер. И даже то, что не является товаром, также имеет двойственный характер. У наших товарищей тоже двойственный характер. У них есть и правильное, и ошибочное. А разве у вас не двойственный характер? И у меня самого двойственный характер. Молодые люди легко грешат метафизикой, это нельзя назвать недостатком. Будет побольше опыта — всё станет на свои места. За эти несколько лет молодёжь добилась прогресса, но вот с некоторыми старыми профессорами просто-таки ничего не поделаешь. У Хань — мэр города, а лучше бы его послать в низы, сделать начальником уезда. Лучше было бы послать Ян Сяньчжэня, Чжан Вэньтяня на низовую работу — только в этом случае мы им по-настоящему помогли бы.
Последнее время кое-кто писал статьи относительно полной мотивированности. Что такое полная мотивированность? По-моему, нет никакой полной мотивированности. У разных классов разные мотивы. У какого класса нет своих исчерпывающих мотивов? Есть ли исчерпывающий мотив у Рассела? Рассел8 прислал мне свою брошюру, её можно перевести и прочитать. Сейчас Рассел в политическом отношении ведёт себя хорошо, он выступает против ревизионизма, против США, поддерживает Вьетнам. Этот идеалист стал немножко материалистом. Это говорит о движении.
Если кто-либо хочет вести работу во многих областях, он должен вступать в контакт со многими людьми. Левые не могут контактировать только с левыми, они должны общаться также и с правыми. Не следует бояться того, бояться сего. Я сам общался со всякими людьми, видел я и больших чиновников, и маленьких.
Нельзя ли изменить форму написания философских работ? Нужно писать популярные статьи, нужно писать языком трудового народа, а у нас у всех «студенческий акцент».
Чэнь Бода. Кроме председателя.
Мао Цзэдун. Я занимался крестьянским движением, рабочим движением, студенческим движением, движением в гоминьдане, более 20 лет занимался военной работой, поэтому у меня дело обстоит немного лучше.
Исследовательская работа в области философии. Нужно изучать процесс китайской истории, истории китайской философии. Прежде всего нужно заняться последним столетием. Разве исторический процесс — это не единство противоположностей? Новейшая история — это непрерывное раздвоение единого, это непрерывная борьба. В ходе борьбы некоторые идут на соглашательство вопреки воле народа, который хочет продолжать борьбу. До Синьхайской революции имела место борьба между Сунь Ятсеном и Кан Ювэем. Когда Синьхайская резолюция свергла императора, началась борьба между Сунь Ятсеном и Юань Шикаем. Впоследствии внутри гоминьдана также непрерывно происходило расслоение и шла борьба.
К произведениям классиков марксизма-ленинизма нужно писать не только предисловия, но и комментарии. Написать предисловие к произведению политического характера сравнительно легко, а к философской работе — хлопотно и довольно трудно. В прошлом говорили, что в диалектике существуют три великих закона.9 Сталин заявил, что есть четыре великих закона.10 По моему мнению, есть лишь один основной закон — закон противоречия. Качество и количество, утверждение и отрицание, явление и сущность, содержание и форма, необходимость и свобода, возможность и реальность и т. д. и т. п.— во всём этом единство противоположностей.
Когда говорят об отношениях между формальной логикой и диалектикой, то их сравнивают с отношениями между элементарной арифметикой и высшей математикой. В этом утверждении надо ещё разобраться. Формальная логика говорит о форме мышления, говорит о том, что предыдущее и последующее не противоречат друг другу. Это специальная отрасль науки. В любом произведении необходимо применять формальную логику.
Формальная логика не принимает во внимание основных посылок, и, если бы она и хотела их принять во внимание, она все равно не смогла бы этого сделать. Гоминьдановцы называли нас «бандитами»: «коммунист — это значит бандит», «Чжан третий — коммунист, поэтому Чжан третий — бандит». А мы заявляли, что «гоминьдановцы — это бандиты, Чан Кайши — гоминьдановец, следовательно. Чан Кайши — бандит». Оба эти примера полностью соответствуют формальной логике.
Применяя формальную логику, невозможно получить какие-либо новые знания. Конечно, можно выводить заключение, но вывод фактически не выйдет за рамки основной посылки. Сейчас кое-кто смешивает формальную логику и диалектический метод. Это неправильно.
Примечания- Имеется в виду журнал «Чжэсюэ яньцзю» («Философские исследования»), № 6 за 1965 год.— «Специальный выпуск статей рабочих, крестьян и солдат о философии».— Прим. ред.↩
- Гаолян, он же сорго,— злаковое растение. Возделывается во многих странах с тёплым климатом по всему миру. И китайское и латинское названия отсылают к факту высоты стебля — от полуметра у карликовых форм до семи метров у некоторых тропических сортов.— Маоизм.ру.↩
- Не совсем точно. Джеймс Уатт в юности был ремесленником по изготовлению точных приборов, сначала по найму, затем в собственной мастерской, а Томас Эдисон — телеграфистом.— Маоизм.ру.↩
- …А вот Бенджамин Франклин действительно был рабочим типографии. Он, конечно, не открыл электричество, но разработал первую его научную теорию.— Маоизм.ру.↩
- Летопись эпохи Чжоу (1122—249 годы до н. э.), автор Цзо Цюмин.— Прим. ред.↩
- «Всеобщее зерцало в помощь правителю» — 294-томная историческая энциклопедия, охватывающая период с Ⅳ в. до н. э. до Ⅹ в. н. э.; автор — крупный китайский историк Сыма Гуан.— Прим. ред.↩
- Ду Юймин (1904—1981) — гоминьнановский военачальник. В 1948 году попал в плен к коммунистам и до 1959 года находился в заключении. После амнистии был привлечён к работе, в 1964 году был избран в Национальный комитет Народной политической консультативной конференции Китая, в 1978 году — во Всекитайское собрание народных представителей.— Маоизм.ру.↩
- Бертран Рассел (1872—1970) — британский философ, логик, математик и общественный деятель. В 1967 г. вместе с Жаном Полем Сартром организовал международный трибунал по расследованию военных преступлений США во Вьетнаме.— Маоизм.ру.↩
- Три закона диалектики выделил Энгельс в «Диалектике природы»: «
закон перехода количества в качество и обратно
», «закон взаимного проникновения противоположностей
», «закон отрицания отрицания
».— Маоизм.ру.↩ - Имеются в виду сформулированные Сталиным в «О диалектическом и историческом материализме» «
основные черты
» «марксистского диалектического метода
»: «…диалектика рассматривает природу не как случайное скопление предметов, явлений, оторванных друг от друга, изолированных друг от друга и не зависимых друг от друга, а как связное, единое целое, где предметы, явления органически связаны друг с другом, зависят друг от друга и обусловливают друг друга
»; «…диалектика рассматривает природу не как состояние покоя и неподвижности, застоя и неизменяемости, а как состояние непрерывного движения и изменения, непрерывного обновления и развития, где всегда что-то возникает и развивается, что-то разрушается и отживает свой век
»; «…диалектика рассматривает процесс развития не как простой процесс роста, где количественные изменения не ведут к качественным изменениям, а как такое развитие, которое переходит от незначительных и скрытых количественных изменений к изменениям открытым, к изменениям коренным, к изменениям качественным, где качественные изменения наступают не постепенно, а быстро, внезапно, а виде скачкообразного перехода от одного состояния к другому состоянию, наступают не случайно, а закономерно, наступают в результате накопления незаметных и постепенных количественных изменений
»; «…диалектика исходит из того, что предметам природы, явлениям природы свойственны внутренние противоречия, ибо все они имеют свою отрицательную и положительную сторону, свое прошлое и будущее, своё отживающее и развивающееся, что борьба этих противоположностей, борьба между старым и новым, между отмирающим и нарождающимся, между отживающим и развивающимся составляет внутреннее содержание процесса развития, внутреннее содержание превращения количественных изменений в качественные
». Таким образом, Сталин обошёл «отрицание отрицания
», за что Альтюссер потом назвал его «проницательным философом-марксистом
».— Маоизм.ру.↩