Выступления Мао Цзэдуна, ранее не публиковавшиеся в китайской печати. Выпуск пятый: 1964—1967 годы.— М., издательство «Прогресс», 1976.

Вероятно, на рубеже 1967 г.

Важное выступление

Кто опубликовал: | 17.04.2021

  1. Малыши хотят бунтовать — их надо поддержать, пусть они сами прокладывают путь, не следует бояться, что они наделают ошибок.

  2. Маленькие генералы вызывают нас, большую группу генералов старых, на соревнование, неужели мы не должны кое-что у них перенять?.. Если мы не станем учиться у маленьких генералов, то нам конец.

  3. Надо развивать демократию. Следует побуждать людей к развёртыванию критики. Надо прислушиваться к критике. Нам самим следует пройти через критику и выдержать её. Одним словом, надо позволять людям говорить. Небо не рухнет, нас самих тоже никто не сможет свергнуть. Если же не позволять людям говорить, нам придётся трудно: в один прекрасный день нас могут свергнуть.

  4. Как только появляются массы, черти исчезают. Собственно говоря, чертей-то и нет, лишь в коре полушарий мозга некоторых людей, кажется, сидит чёрт, имя этому чёрту «боязнь масс».

  5. Чтобы по-настоящему раскрыть проблему, надо позволить массам высказаться: даже если ругают тебя самого, все равно следует позволить людям говорить. Совсем не обязательно в итоге такой ругани тебя ниспровергнут. Если ты не можешь вести такую работу, тебя придётся понизить и направить работать в низовую организацию либо перевести в другое место. А что, разве понижать людей нельзя? Почему человека можно только повышать в должности и нельзя понижать? Я полагаю, что такое понижение в должности, перевод в другое место независимо от того, правильно это или нет, пойдёт на пользу, закалит революционную волю, даст возможность исследовать и узнать много нового в обстановке, обогатит массой полезных знаний.

  6. Допускать беспорядки и реакционные высказывания — это хорошо. Ведь беспорядки устраиваются людьми, и тот, кто создаёт беспорядки, ничего преступного не делает. Когда допускаешь реакционные высказывания, то тот, кто с ними выступает, сразу почувствует, что он находится в изоляции, и может выступить с самоосуждением. Если же такого самоосуждения не последует, то это тоже неважно: массы уже распознали его истинный облик, ему уже никуда не скрыться. К нему также можно применить правило: высказывающему не в укор.

  7. Надо твёрдо придерживаться принципов, одновременно надо обладать духом самобытного творчества. Что значит придерживаться принципов? Это значит неукоснительно следовать правилу: ликвидировать буржуазную идеологию и утверждать пролетарскую идеологию. Надо искоренять мистику и бороться против благодушных настроений; слепоту надо превратить в сознательность. Предпосылкой этому служит верное направление. Великие дела в мире творят молодые.

    Надо обладать благородным характером, твёрдым стремлением идти вперёд, неудержимым желанием идти в низы.

    Надо высказывать, что у тебя на душе, следует говорить в глаза, надо высказывать людям всё, а не третью часть.

  8. Как выполнять руководящую работу?

    1. Надо обращать внимание на идеологию;
    2. надо обращать внимание на обстановку;
    3. надо обращать внимание на политический курс;
    4. надо обращать внимание на принимаемые меры.

    В настоящее же время положение в низах прямо противоположное. Во-первых, надо, чтобы курс был верный, направление правильное; во-вторых, нужно напрячь все силы, стремиться вперёд, нужно развивать творческий дух; в-третьих, нужно, чтобы методы были правильные; делая что-либо, следует вести дела в соответствии с материализмом и диалектикой, надо решать проблемы, уметь ухватить их суть.

  1. Как лучше сделать, чтобы люди высказывались: брать инициативу в свои руки или оставаться пассивным? Конечно, лучше взять инициативу в свои руки. Как быть, если ты уже занял пассивную позицию? Ты прежде был не демократичен, а сейчас оказался на пассивных позициях — всё это не так важно: попроси других выступить с критикой по твоему адресу. Днём испортят настроение — значит, вечером в театр уже не пойду, значит, и днём и вечером приглашаю вас критиковать меня. (Смех.) Вот тогда уж сядешь и спокойно всё обдумаешь, две-три ночи не поспишь, уразумеешь всё, потом выступишь с искренним покаянием. Разве это плохо?

  2. Инициативность — это «неудержимая потребность идти в низы», это «твёрдое стремление идти вперёд». Всё это проистекает из делового подхода к явлениям, из действительного отражения в сознании объективной обстановки, то есть из процесса диалектического познания человеком окружающего мира; познание, которое в ходе этого процесса преодолевает множество ошибок, постепенно изживает ошибки и приходит в конечном итоге к истине. Невозможно не делать ошибок. Как говорил Ленин, не бывает людей, которые не совершали бы ошибок, серьёзная партия обращает большое внимание на совершенные ошибки, ищет причины ошибок, анализирует субъективные и объективные причины ошибок и открыто их исправляет.1

    Генеральная линия нашей партии правильна, практическая работа также в основном ведётся хорошо; часть ошибок трудно было избежать; разве есть где-нибудь так называемые мудрецы, которые никогда не делают ошибок и истину постигают одним махом? Познание истины достигается не одним махом, а постепенно. Мы — сторонники диалектики материалистической, а не метафизической теории познания. Свобода есть познанная необходимость.2 Скачок из царства необходимости в царство свободы3 происходит постепенно, в процессе длительного познания. Что касается социалистической революции и строительства в нашей стране, то мы за десять с лишним лет накопили опыт и поняли немало, однако опыта социалистического строительства у нас ещё недостаточно, перед нами ещё находится великое непознанное царство необходимости, его мы ещё глубоко не познали. В своей будущей практической деятельности мы должны продолжать исследовать его и изучать и найти присущие ему законы с тем, чтобы поставить их на службу делу социализма.

  3. Следует действительно одинаково относиться как к кадровым работникам, так и к массам; необходимо, чтобы чувствовалось, что между людьми действительно сложились равноправные отношения, необходимо, чтобы чувствовалось, что твоё сердце отдано людям. Учитесь у Лу Синя, идеи Лу Синя передаются его читателям, находят у них отзвук. У людей разная работа, они занимают разные должности, но любой человек, какое бы высокое положение он ни занимал, обязан появляться среди людей как простой труженик, ни в коем случае он не должен держать себя заносчиво. Чиновничью спесь следует сбивать непременно. Надо уметь терпеливо выслушивать мнения, которые отличаются от твоего собственного, которые высказываются людьми, стоящими ниже тебя по рангу, эти мнения надо обдумать. Не следует обижаться, если тебе доведётся услышать мнение, которое отличается от твоего собственного, не надо полагать, что это проявление неуважения к тебе. Это и есть одно из условий равного отношения к людям.

  4. Для того чтобы этот метод претворить в жизнь, необходимо исходить из следующего основного отправного пункта: необходимо твёрдо верить, что большинство людей встанет на нашу сторону, прислушается к разумным доводам. Это подтверждено всем опытом нашего движения.

  5. Осмелюсь сказать необычное. В будущем в китайской нации произойдут более последовательные преобразования, чем в любой другой нации. Общество китайской нации будет более лучезарным, чем любой другой нации. Великое единение китайской нации завершится успехом раньше, чем в любом другом районе, раньше, чем единение любой другой нации.

  6. Атаковать по одному пункту или по нескольким, на все лады трезвонить, что всё остальное приемлемо,— это метафизический метод, характеризующийся отрывом от действительности. Бешено наступая на социализм в 1957 году, буржуазные правые элементы прибегали именно к этому методу. В своё время партия понесла большой урон от этого метода, то был период, когда догматизм захватил в партии господствующее место. Так было и с линией Ли Лисаня. Ревизионизм и правый оппортунизм тоже прибегали к этому методу. Именно так было с Чэнь Дусю и с линией Ван Мина во время антияпонской войны. В 1934 году этот метод использовал Чжан Готао. Этот метод в 1953 году использовал и антипартийный блок Гао Гана — Жао Шуши. Мы должны обобщить опыт прошлого, подвергнуть его критике с позиций теории познания и методологии, с тем чтобы пробудить сознание кадровых работников и избежать новых поражений. Когда отдельные ошибки допускают хорошие люди, неосознанно они также прибегают к этому методу, поэтому и хорошие люди должны изучать методологию.

  7. Коммунисты должны быть искусными в том, чтобы делать дела, советуясь с массами. Нельзя ни на минуту отрываться от масс. Отношения между партией и массами можно уподобить отношениям между рыбой и водой. Если плохо налажены отношения между партией и массами, то социалистическую систему построить невозможно; а если она уже построена, то её невозможно укрепить.

  1. Этот ошибочный курс, кратко говоря, сводится к трём вещам: вынудить к признанию, вырвать показания, поверить показаниям. Допрашивающий при этом прибегает к истязаниям, пыткам и другим мерам принуждения по отношению к агентам и подозрительным элементам. Допрашиваемый делает лживые показания, клевещет на хороших людей: допрашивающий и другие ответственные лица принимают на веру эти абсолютно ненадёжные показания, без разбору хватают людей, без всякого повода их избивают, беспричинно казнят. Это есть полностью субъективистский курс и методы.

  2. Вопрос о путях строительства нашего общества:

    1. в центр всего следует ставить тяжёлую индустрию, но одновременно надо поднимать и промышленность, и сельское хозяйство (промышленность как ведущую отрасль, сельское хозяйство как основу);
    2. правильное разрешение противоречий внутри народа, налаживание правильных взаимоотношений между людьми, между руководителями и руководимыми, передовыми и отсталыми, рабочими и крестьянами, молодёжью и стариками, между трудовым рабочим народом и эксплуататорскими классами…
    3. правильное решение проблемы отношений между центром и периферией, между районами морского побережья и внутренними областями, правильное решение вопроса сочетания крупных, средних и мелких предприятий; полное раскрытие роли, которую могут сыграть районы морского побережья и периферия;
    4. правильное решение проблемы, относящейся к системе государственного, коллективного и индивидуального распределения;
    5. вопрос о том, как стать и «красным» и «квалифицированным», а также о технической революции;
    6. правильное решение вопроса о равномерном и неравномерном развитии; неравномерное развитие абсолютно, равномерное относительно, однако отвергать равномерное развитие нельзя. Курс на строительство социализма по принципу «больше, быстрее, лучше, экономнее» в настоящее время в основном сложился, но не окончательно.
  3. Назвать истиной можно лишь те научные знания, которые правильно отражают объективные законы. Истина должна быть объективной. Истина и абсурд — абсолютно противоположны. Для того чтобы определить истинность всех знаний, следует руководствоваться единственно тем, отражает ли оно (знание) объективные законы. В противном случае теорию следует считать абсурдной, даже если она признана всеми и превозносится некоторыми в ходе революционного движения.

  4. Честные люди. Человек, смело говорящий правду, в конечном итоге приносит пользу делу народа и сам не проигрывает. Человек же, склонный ко лжи, во-первых, вредит народу, во-вторых, себе и в итоге проигрывает. Надо сказать, что много лжи путём давления навязывается «сверху»; такой стиль, когда верхи, во-первых, хвастаются, во-вторых, оказывают давление, в-третьих, много обещают, ставит низы в затруднительное положение, вот почему надо быть принципиальным и никоим образом не лгать.

  5. Коммунист должен обладать юношеской энергией, непременно должен обладать твёрдой революционной воле, ни в коем случае не страшиться трудностей, должен обладать непреклонной волей к преодолению любых трудностей, должен преодолевать индивидуализм, местничество, уравниловку и либерализм, в противном случае он не будет коммунистом полном смысле этого слова.

  6. Когда заходит речь о явлениях природы, не только идеализм и религия, но и домарксов материализм, а также все виды бытующего ныне антимарксистского механистического материализма становятся сторонниками материалистической теории кинематики, но едва речь заходит о явлениях социальных, все они тут же отрываются от материальных факторов и относят всё к факторам духовным.

Как относиться к людям, допустившим ошибки,— это важный вопрос. Правильное отношение состоит в том, что им надо разрешать участвовать в революции. Если кто-то допустил ошибку, к нему надо применять метод «извлекать урок из ошибок прошлого в назидание на будущее, лечить, чтобы спасти больного», то есть помочь исправиться. «Подлинная история А-Кью» — хорошее произведение. Советую товарищам, читавшим эту повесть, прочесть её ещё раз, а не читавшим — прочесть её очень внимательно. В этой повести Лу Синь описал отсталого и несознательного крестьянина, который больше всего боится критики: как только кто-нибудь его покритикует, он тут же бросается в драку. На голове у него остались плешины от лишаев, о которых он и сам не любил говорить и боялся, что о них будут говорить другие. Но чем упорнее он себя так вёл, тем больше люди его задирали, в результате он стал полностью пассивен. В эту повесть Лу Синь специально включил главу «Не разрешили присоединиться к резолюции», в которой говорится, что господин Чжао не разрешил А-Кью присоединиться к революции. В действительности же так называемая революция для А-Кью состояла лишь в возможности кое-что украсть, но господин Чжао не позволил ему присоединиться даже к такой революции.

Кое-кто говорил, что надо посмотреть, исправятся или нет товарищи, которые допустили ошибки. Я же сказал, что не годится просто смотреть, что надо помочь им исправиться, то есть надо, «во-первых, наблюдать, во-вторых, помогать». Плохо, если нет желания помогать другим. Если кто-то совершил ошибку, а ты злорадствуешь — это не что иное, как сектантство. N споткнулся именно на этом, он измышлял всякие небылицы. Пусть ошибки были, но надо, во-первых, проанализировать их, а во-вторых, помочь тому, кто ошибся. Но N так делать не хотел, в результате споткнулся и подняться не мог. Вообще говоря, для революции выгодно, если людей в ней участвует побольше. Большинство из тех, кто допустил ошибки, за исключением незначительного меньшинства, цепляющегося за ошибки, а также тех, кто имеет свою долю в каждой новой ошибке, в состоянии исправиться. Как переболевший тифом может избежать повторного заражения, так и допустивший ошибку, если он сумеет извлечь из этого урок, меньше ошибок допустит в будущем. И наоборот, тому, кто никогда не делал ошибок, гораздо проще их сделать, так как он слишком задирает нос.

Нам надо обратить внимание на следующее: если чересчур давить на человека, допустившего ошибки, то это давление зачастую оборачивается против тебя самого. N хотел ударить камнем по другим, а в результате сам себе отбил ноги. Если к совершившим ошибки относиться доброжелательно, можно завоевать немало людских сердец, можно сплотить людей. Критерием, отличающим человека доброго от недоброго, является его отношение к товарищам, допустившим ошибки,— враждебное отношение или желание им помочь. Курс «лечить, чтобы спасти больного» является курсом, объединяющим всю партию. Мы должны решительно держаться этого курса.

  1. «К политике и партиям применимо — с соответственными изменениями — то, что относится к отдельным людям. Умён не тот, кто не делает ошибок. Таких людей нет и быть не может. Умён тот, кто делает ошибки не очень существенные и кто умеет легко и быстро исправлять их» (В. И. Ленин. Детская болезнь «левизны» в коммунизме).— Маоизм.ру.
  2. Примечательная формулировка, родившаяся в результате целой цепочки неточных цитирований. Сначала Энгельс пересказал мысль Гегеля из «Энциклопедии философских наук» в «Анти-Дюринге»: «Гегель первый правильно представил соотношение свободы и необходимости. Для него свобода есть познание необходимости. „Слепа необходимость, лишь поскольку она не понята“. Не в воображаемой независимости от законов природы заключается свобода, а в познании этих законов и в основанной на этом знании возможности планомерно заставлять законы природы действовать для определённых целей». Потом на него сослался Ленин в «Материализме и эмпириокритицизме»: «В особенности надо отметить взгляд Маркса на отношение свободы к необходимости: „слепа необходимость, пока она не сознана. Свобода есть сознание необходимости“ (Энгельс в „Анти-Дюринге“) = признание объективной закономерности природы и диалектического превращения необходимости в свободу (наравне с превращением непознанной, но познаваемой, „вещи в себе“ в „вещь для нас“, „сущности вещей“ в „явления“)». Отметил эту же мысль и Плеханов в работе «К вопросу о роли личности в истории»: «…Свобода есть всегда свобода от чего-нибудь и что там, где свобода не мыслится как противоположность связанности, она не имеет смысла. Это, конечно, так. Но на основании этой маленькой азбучной истины нельзя опровергнуть то положение, составляющее одно из гениальнейших открытий, когда-либо сделанных философской мыслью, что свобода есть сознанная необходимость». Наконец, формулировку затвердил Сталин в беседе об учебнике «Политическая экономия: «Энгельс писал в „Анти-Дюринге“ о переходе от необходимости к свободе, писал о свободе как осознанной необходимости».— Маоизм.ру.
  3. «То объединение людей в общество, которое противостояло им до сих пор как навязанное свыше природой и историей, становится… их собственным свободным делом. Объективные, чуждые силы, господствовавшие до сих пор над историей, поступают под контроль самих людей. И только с этого момента люди начнут вполне сознательно сами творить свою историю, только тогда приводимые ими в движение общественные причины будут иметь в преобладающей и всё возрастающей мере и те следствия, которых они желают. Это есть скачок человечества из царства необходимости в царство свободы» (Ф. Энгельс. Анти-Дюринг).— Маоизм.ру.

Добавить комментарий