Традиционно, после развала Советского Союза, Бурятия считается «красным» регионом, в котором пользуются большой поддержкой КПРФ, бывшие члены КПСС и вообще все, кто мало-мальски связан с коммунизмом.
Однако это лишь общественное восприятие, которое, увы, отстало лет на десять от реалий жизни. Положение коммунистов в Бурятии, наверное, никогда не было таким печальным, как сейчас.
В Бурятии, по большому счёту, сейчас существует только одна организация коммунистов, да и та, ревизионистская — КПРФ.
И здесь сразу же надо сделать оговорку. Данные на бумагах и реальность в Бурятии расходятся очень сильно. На бумагах помимо КПРФ в Бурятии также функционируют КП Социальной Справедливости и РРП.
Но на деле, Революционная рабочая партия имеет лишь неизвестное количество независимых активистов в Улан-Удэ, причём, не совсем ясно, имеются ли они вообще. Когда я попытался связаться с ними, представившись администрации РРП как ярый троцкист и их сторонник, те так и не вывели меня на своих активистов. Поначалу РРП обещались это сделать, затем резко замолчали и стали игнорировать все мои сообщения.
Что касается КП Социальной Справедливости, то их не существует вовсе в Улан-Удэ.
А вот с КПРФ более забавная история, которую я обязан расписать под отдельным заголовком.
КПРФ в Бурятии
Началось мое знакомство с КПРФ в Бурятии после неудачных попыток связаться с активистами РРП. Как член Российской маоистской партии, я поставил себе задачу по формированию местной Улан-Удэнской ячейки РМП, а для этого, естественно, нужны были люди.
Выйти на связь с КПРФ я решил через их центральный сайт, однако ссылка, которая, по идее, должна была вести меня к отделению зюгановцев в Улан-Удэ, привела меня на страничку интернет-магазина «Фермер 03 – Эко продукты» (к слову, на момент написания этой статьи, ничего не изменилось, несмотря на мои рекомендации, КПРФники продолжают рекламировать фермерские продукты).1
Лишь через несколько дней я совершенно случайно наткнулся на группу комсомольского актива КПРФ в Улан-Удэ в ВК. К слову, группа в ВК также находится не в лучшем состоянии. Большая часть постов – репосты новостей из отделений КПРФ в Санкт-Петербуре и Новосибирске, да и те месячной давности.
Связавшись с человеком из списка контактов группы, я наконец-то выяснил, где заседает Октябрьский районный комитет КПРФ. Придя в установленный срок в нужное время, я увидел пятерых молодых людей, которые начали… знакомиться. Да, всё дело в том, что я очень удачно попал на первое заседание комсомола Октябрьского района. Как оказалось, до этого они не собирались почти полгода и, по сути, заново формировали ячейку. Сразу скажу, из пятерых двое молчали как партизаны, ибо вообще не имели к КПРФ прямого отношения. Больше всего мне было жалко девочку-восьмиклассницу, у которой бабушка просто является членом какой-то там комиссии КПРФ в Бурятии, и которая, на самом деле, сама не понимала, что она тут делает.
Как позднее оказалось, двое из пятерых вообще были настроены против КПРФ и Зюганова, но об этом чуть позднее. Через минут тридцать пришёл Тимур Нимаев – ныне депутат Народного Хурала от КПРФ. В ходе разговора уже с ним я сделал для себя один важный вывод – бюрократизм КПРФ достигает каких-то космических масштабов. Вот как Вы думаете, уважаемый читатель, имеет ли какой-то смысл протоколировать реплики четырёх человек (остальные молчали)? При этом давать каждому на свою реплику отведённое количество времени (опять же, всё по протоколу)?
Дальше больше, оказалось, что эта группка в пять человек из комсомола (держим в голове, что я не член зюгамола и депутат этот тоже) – самая большая комсомольская группа в городе. Комсомольская группа Советского района ещё меньше, а Железнодорожный район вообще мертв и не подаёт признаков жизни.2
А теперь ещё раз немного о расхождении фактического положения вещей с бумагами. Как Вы думаете, читатель, сколько на бумагах в комсомоле Улан-Удэ всего человек, если фактически их от силы человек десять? Вы будете удивлены, более трёхсот.
Причём я хорошо помню, как лидер КПРФ в Бурятии – Мархаев – хвалился этим числом. Естественно! Хвалиться же реальным положением дел не получается при всём желании!
В итоге – разрешим формальные вопросы о секретаре, его заместителе и прочем – я раскрылся перед товарищами как член РМП, последовательный марксист-ленинист-маоист, преследующий в КПРФ исключительно свои цели по формированию ячейки РМП.
Как ни странно… меня поддержали (делал я это заявление в отсутствии гражданина Нимаева). Более того, оказалось, что процесс формирования независимого от КПРФ марксистского кружка уже шёл, хотя, видимо, я ускорил этот процесс.
Прежде чем продолжить, я на минутку отвлекусь, и всё же объясню, как так получилось, что в реформистской партии Зюганова оказалось очень много его противников? На самом деле, ответ банален. В условиях, когда коммунистических организаций в республике нет практически, КПРФ притягивает к себе всю левую молодёжь в принципе. Вообще, это и хорошо, и плохо для РМП одновременно.
Хорошо – потому что помимо КПРФ будет только РМП, и антиКПРФовские коммунисты будут в Бурятии ассоциироваться именно с маоистами.
Плохо – потому что поиск сторонников усложняется скудностью организаций.
На следующей неделе всё же меня уговорили прийти на КПРФовский политкружок. В принципе, я решил, почему бы и нет? В любом случае, терять мне пока нечего. Пока что я могу пользоваться ресурсами КПРФ.
Первое занятие прошло на удивление хорошо. Лектором выбрали пожилого (1953‑го года рождения) работника КПСС. Он, на удивление, хорошо рассказал о материализме, о трёх составных источниках марксизма, и даже продвигал атеизм.
Второе занятие уже было менее интересным, так как Тимур Нимаев навязал нам тему религии. Видимо, надеясь, всё же, получить иной, более подробный, и, возможно, менее материалистичный подход к вопросу. Увы и ах, ответ остался тем же.
Третье занятие было посвящено… Уставу и Программе КПРФ. И это уже перешло все границы. Лектор ссылался на программу КПРФ, на 20 шагов Грудинина, как на тактику современных марксистов-ленинцев, неизбежно вытекающую из Манифеста компартии Маркса и Энгельса!
На этот раз, мне было тяжело себя сдержать. Останавливал только возраст дедушки и… чёртов протокол. Хотя мне к тому моменту было на него уже всё равно.
Основные слушатели на лекции, кстати,— и молодёжь, и люди среднего возраста, и пенсионеры, практически в равных пропорциях (по два человека).
Итоги
Знаете, всю эту ситуацию можно описать одним осетинским словом — «зæрдæхуд». Тяжело его точно перевести, но примерно оно означает «сердечный смех».
Это когда ситуация такая, когда смеяться неприлично, или не позволяет воспитание, ты молчишь, следовательно, но в душе (в сердце) ты смеёшься над комичностью и тупостью этой самой ситуации.
По-другому эту ситуацию с КПРФ и описать-то нельзя. Сердечный смех. Смеяться неприлично вслух, но сердце уже смеется вовсю.
Ну а что делать теперь? Ответ очевиден как для меня, так и для моего товарища,— придём на ещё одно занятие политучёбы КПРФ, заберём оттуда с собой двоих ребят и окончательно создадим независимый от КПРФ марксистский кружок в Бурятии.
- На центральном сайте КПРФ указана её страница, но через неё не свяжешься. Рядом указана (автор имеет в виду, вероятно, именно её) страничка Вконтакте, которая на текущий момент принадлежит… фирме «Таёжные традиции»,— что странно, поскольку существует реальный бурятский ВК КПРФ.— Маоизм.ру.↩
- Улан-Удэ, город с населением чуть меньше 440 тыс., делится на три района.— Маоизм.ру.↩
Лично я не удивлён. Обычная традиция очковтирательства. Когда я пришёл в тверской комсомол году в 1995‑м (или это был ещё 1994‑й? не суть), мне было заявлено примерно о сотне членов, в то время как в действительности их оказалось человек… А чуть ли не шесть, включая меня. Позднее я наблюдал, как в РКРП рапортовали наверх тоже примерно о сотне человек, в то время как их, с натяжкой, было человек тридцать.
Бывает и обратное: полицейский у меня на глазах рапортовал о численности митинга своему начальству по рации, занижая её раз в пять (и тут не может быть никакой ошибки: людей были не тысячи, я по головам тогда пересчитал точно).
Не надо так.