Широкий союз народа // Выступления и статьи Мао Цзэдуна разных лет, ранее не публиковавшиеся в печати. Сборник. Выпуск шестой.— М., Издательство «Прогресс», 1976. ← «Сянцзян пинлунь» № 2

21.07.1919

Широкий союз народа

Кто опубликовал: | 08.02.2022

До крайности доведено государство, до крайности исстрадался человеческий род, до предела дошло мракобесие в обществе. На пути спасения и реформ, безусловно, пригодны просвещение, предпринимательство, старание, натиск, разрушение и созидание, но есть один радикальный для всего этого путь — это широкий союз народа.

Обратимся к истории. В истории не было ни одного движения, которое не происходило бы из союза каких-то лиц. Чем больше движение — тем шире союз. При величайших движениях непременно были широчайшие союзы. Такого рода союзы наиболее примечательны во времена какой-либо реформы или протеста. Широкие союзы всегда были налицо при всех реформах и протестах в области религии, при всех реформах и протестах в науке и технике, при всех политических реформах и протестах, при всех социальных реформах и протестах. Успех или поражение предрешались прочностью или слабостью их союзов, а также тем, насколько новым или старым, настоящим или фиктивным был фундамент для подобного союза.

Среди всякого рода союзов издревле больше всего было союзов властителей, союзов аристократии и союзов капиталистов. Если взять, например, разного рода дипломатические соглашения о «коалиции», то они представляют собой международные союзы властителей. Если взять, например, какие-нибудь группировки в нашей стране, вроде «бэйянской» и «синаньской», или какие-нибудь кланы в Японии, вроде «Сацума» и «Нагасаки», то они представляют собой внутренние союзы властителей, а политические партии и парламенты в разных странах — это союзы аристократии и капиталистов. (Верхние палаты, скажем, сенат,— это, безусловно, логово аристократии, а нижние палаты, вследствие имущественного ценза на выборах, большей частью тоже захвачены капиталистами.) Что касается разных трестов (стальные тресты, нефтяные тресты и т. п.) и разных торгово-промышленных обществ (японская почтово-пассажирская компания, маньчжурская железнодорожная компания и т. п.), то это чисто капиталистические союзы.

В новейшее время коалиция властителей, аристократии и капиталистов достигла своей крайней точки. Вот почему до крайности доведено и государство, до крайности исстрадался и человеческий род, до крайности дошло и мракобесие в обществе. Вот откуда возникли реформы, возник протест, вот откуда появляется и широкий союз народа.

В разных странах произошло множество «политических реформ» вслед за тем, как во Франции в результате столкновения широкого союза народа с широким союзом роялистов увенчались успехом «политические реформы». В таких странах, как Венгрия, Австрия, Чехия и Германия, тоже произошло множество социальных реформ вслед за тем, как в России в результате столкновения широкого союза народа с широким союзом аристократии и с широким союзом капиталистов в прошлом году увенчались успехом «социальные реформы». И хотя эти успехи ещё не достигнуты в полной мере, тем не менее представляется, что они могут быть полными и получить распространение по всему миру.

Почему столь силён союз народа? Потому, что народа в стране всегда больше, чем аристократии, капиталистов и других властителей. Хотя аристократии, капиталистов и других властителей мало, они опираются в отстаивании собственных особых интересов и в эксплуатации общественных интересов большинства простого народа, во-первых, на знания, во-вторых, на деньги и, в-третьих, на военную силу. Прежде образование было монополией аристократии и капиталистов, а простые люди не имели возможности получить его. Поскольку они единолично владели знаниями, постольку появились классы образованных и неучей. Деньги — это посредник в жизни, и первоначально каждый мог получить их. Однако образованные аристократы и капиталисты придумали всевозможные способы «концентрации капитала», и деньги постепенно утекли в руки землевладельцев и заводчиков. Они присвоили себе землю, машины и постройки, назвав их «недвижимым имуществом». Кроме того, они поместили в свои хранилища (банки) деньги, которые назвали движимым имуществом. Миллионам же простых людей, которые работают на них, напротив, достаются лишь мелкие подачки — по франку, по пенсу. Поскольку у работающих нет денег, постольку появились классы бедняков и богачей. Обретя знания и деньги, аристократы и капиталисты тут же понастроили казармы для обучения солдат и заводы для изготовления оружия. Под предлогом «иностранного вторжения» они навербовали десятки дивизий и сотни полков, а затем дошли до того, что по образцу рекрутчины изобрели «систему воинской повинности». И вот здоровые парни стали солдатами, и если что-нибудь случается, то они выкатывают пулемёты и стреляют по своим немощным отцам. Посмотрите, разве в прошлом году южная армия не перебила своих собственных стариков когда отступала из Хунани? Таким хитроумным приёмом пользуются аристократы и капиталисты, а простой народ не смеет и пикнуть, в результате чего и появились классы сильных и слабых.

К счастью, благодаря их трём приёмам простой народ постепенно кое-чему научился украдкой. В их учебник «сокровенных тайн» тайком заглянул и простой народ — и постепенно приобрёл знания. Простые люди искони ютятся среди земельных угодий и заводов, которые приносят деньги, и они тоже хотят отведать завидного благополучия, каким обладают капиталисты. Что касается солдат, живущих в казармах то ведь это их сыновья, или их старшие братья, или их мужья. И когда по ним бьют из пулемётов, они кричат во весь голос. Этот крик давно превращает их пули в мягкую глину. Не отдавая себе отчёта, они берутся за руки и возвращаются домой, а сообща поднявшись на бунт, превращаются в стойких борцов против аристократов и капиталистов. Посмотрите, как сотни тысяч героев в России вдруг взяли знамя с орлом и сменили его на красное знамя,— и вы поймёте, что во всём этом есть весьма глубокий смысл.

Простой народ разгадал три приёма аристократии и капиталистов. Он также разгадал, что они, применяя эти три приёма, прибегают к такому средству, как союз. Кроме того, он осознал, что у них насчитывается так мало людей, а у нас — так много. И тогда он начал широко объединяться. Среди тех, кто действовал после объединения, была одна очень решительная группировка, которая, применив метод «воздействия на них посредством их же приёмов»1, схватилась с ним не на жизнь, а на смерть. Лидером этой группировки был некто Маркс — уроженец Германии. Другая группировка умереннее, чем Маркс; она не гонится за ощутимыми результатами, а начала с попытки понять простой народ. Люди должны обладать такой добродетелью, как взаимопомощь, и работать добровольно. Что касается аристократии и капиталистов, то их тоже не следует уничтожать, если только они обратят свои помыслы на добро и смогут помогать людям, а не вредить им. У людей из этой группировки ещё более широкие, ещё более далеко идущие намерения. Они хотят объединить земной шар в одно государство, а человеческий род — в одну семью, чтобы согласием и дружбой — но не той японской дружбой — сообща достигнуть мира процветания. Лидером этой группировки выступает некто Кропоткин — уроженец России.

Нам следует знать, что дела в мире, в сущности, легко осуществимы и что не легко воздействовать на те влиятельные силы, которые связаны с историей,— на привычки. Если же мы сможем хором бросить единый клич, то сломим эти силы истории. Если же при ещё более широком союзе встретится то, что мы не считаем естественным, мы встанем в единый строй и громко крикнем в лицо противной стороне. У нас же есть опыт, снарядами Ло Жунтина не накрыть предателей вроде Цао Жулиня. Если же мы поднимемся и кликнем клич, то предатели затрясутся от страха и бросятся бежать, прощаясь с жизнью.

Нам следует знать, что соотечественники в других странах обычно применяют такой метод, отстаивая свои интересы. Мы должны подняться и подражать им, мы должны осуществить наш широкий союз!

Примечания
  1. Слова философа-идеалиста Чжу Си (1130—1200).— Прим. ред.

Добавить комментарий