Маоистское движение в Бангладеш (ранее — Восточный Пакистан) развилось под влиянием «великой полемики» между Китаем и Россией, Великой пролетарской культурной революции (ВПКР) в Китае под руководством Мао Цзэдуна и вооружённого восстания крестьян деревни Наксалбари в Индии в 1960-х. Стоит отметить, что коммунистическое движение в нашей стране началось ещё в условиях неразделённого Индийского субконтинента — в течение 1920-х. Несмотря на то, что движение сумело внести немалый позитивный вклад, революционным коммунистическим движением оно стать не сумело. Во время пакистанского периода, после неразделённой Индии, аналогичная ситуация сохранялась. Реальное революционное движение, известное как маоистское, фактически началось во время 1960-х. Наша партия, «Пурба банглар шарбахара парти» (Пролетарская партия Восточной Бенгалии / ПБШП — Бангладеш) является частью этого движения.
В середине 1967-го под руководством т. Сираджа Сикдера несколько преданных революционеров создали «Исследовательский центр маоцзэдунъидей». Организация делала попытки осознать «маоизм» (в то время — «маоцзэдунъидеи») как третью ступень идеологии марксизма-ленинизма, и после исследования, консультаций и полемики пришла к решению принять «маоизм» как третью ступень в развитии идеологии пролетариата. Позднее, 8 января 1968 года, эти молодые революционеры создали подготовительную организацию под названием «Пурба банглар шрамик андолон» (Движение рабочих Восточной Бенгалии), имея целью построение правильной коммунистической партии. Эта организация опубликовала исторический документ «Пурба банглар шрамик андолонер тезис» (Тезисы Движения рабочих Восточной Бенгалии), призывавший к установлению социализма и коммунизма посредством Новодемократической революции в Восточной Бенгалии. С того самого момента и началось рождение профессиональных революционеров.
На первом этапе, в 1971 г., имело место стремительное развитие политической ситуации в Восточной Бенгалии. Её жители подняли широкое массовое восстание с надеждой на национальное освобождение путём полного отделения от власти правящей клики Пакистана. Но 25 марта 1971 г. фашистская пакистанская армия начала проведение жестокого геноцида против народа Восточной Бенгалии. Рахман Муджибур, глава «Авами лиг» — партии недавно возникшей бенгальской буржуазии,— капитулировал перед пакистанскими правителями. Другие лидеры этой партии улетели в Индию. Они впоследствии начали вооружённую борьбу против Пакистана под прямым покровительством индийского экспансионизма. В то же самое время под руководством т. Сираджа Сикдера началась народная война в Пеара Баган в округе Барисал, опиравшаяся на крестьянские массы и стремившаяся к национальному освобождению. Другие маоистские организации также начали войну против Пакистана внутри страны. В разгар этой войны, 3 июня 1971 г. была созвана конференция — вместо старого «Пурба банглар шрамик андолон» была создана коммунистическая партия «Пурба банглар шарбахара парти». Товарищ Сирадж был выбран её председателем. «Марксизм-ленинизм-маоцзэдунъидеи» были приняты партией в качестве теоретической основы. С самого начала войны за освобождение 1971 года несколько вооружённых групп, в особенности «Муджиб бахини», направляемых Индией и «Авами лиг», начали операцию по истреблению революционеров-маоистов. В результате этого маоисты были вынуждены сражаться на два фронта — против армии Пакистана и поддерживаемых Индией вооружённых групп. В сентябре 1971 г. т. Сирадж был вынужден отступить из Пеара Баган из-за яростных атак пакистанских фашистов и распространить свою активность в другие районы страны.
В этой ситуации 16 декабря 1971 г. индийские экспансионисты оккупировали столицу — город Дакка и поставили во власть «Авами лиг». Отталкиваясь от анализа новой политической ситуации, т. Сирадж организовал первый съезд ПБШП в 1972 г. Им был инициирована новая вооружённая борьба против авторитарного режима, руководимого «Авами лиг», в соответствии с принятой на съезде линией. Другие силы маоистов также начали борьбу. Великая волна пропаганды революционной политики пронеслась по всей стране усилиями руководства маоистов-революционеров включая Шарбохара парти. Было совершено множество вооружённых действий, включая вооружённую пропаганду, ликвидацию вражеских сил, захват оружия у полиции и т. д. Под руководством партии развивались революционные народные армии.
15 и 16 декабря 1974 г. по зову партии, провозгласившей 16 декабря, так называемый «день победы» — «чёрным днём», состоялась всеобщая забастовка. Фашистское правительство Авами в ответ на это обратилось к репрессиям и пыткам. Товарищ Сирадж был арестован 1 января 1975 года и убит на следующий день, 2 января. Лидеры других маоистских организаций, такие как Монируззаман Тара, Бадал Датта из Компартии Восточной Бенгалии (мл), Монти Мастер, Эрад Али из «Самьябади дал»1 и тысячи маоистов были убиты или арестованы. По всей стране борьба потерпела поражение. Наша партия испытала раскол из-за ситуации, установившейся после смерти товарища Сираджа, жестоких репрессий и пыток со стороны правительства, ошибочных линий внутри партии в различных областях. Партия погрузилась в тяжелейший кризис.
В этой ситуации в апреле 1977 г. партия начала процесс тщательного подведения итогов под руководством товарища Анвара Кабира. На расширенной встрече в 1979 г. были приняты некоторые предварительные итоги. Т. Анвар Кабир был выбран новым партийным секретарем ПБШП. Организация и борьба начала развитие на базе этого нового суммирования опыта. Преданные партийные революционеры снова были едины.
В течение этого периода, в 1984 г., наша партия вступила в РИД с самого момента его основания. Помимо этого, в 1987—1988 гг., народная война под руководством партии вновь распространилась по всей стране. В 1987 г. после долгого перерыва в пятнадцать лет, второй съезд нашей партии был успешно проведён на фоне этого подъёма. Тогда же государственный аппарат начал новую компанию репрессий против развития этой революционной борьбы. Многие товарищи, в т. ч. члены ЦК т. Руми и т. Шуваш, погибли. В 1988—1989 гг. борьба снова испытала кризис. Новые инициативы по подведению итогов, с фокусом на произошедшем провале, были вновь предприняты партией. В 1992 г. на третьем съезде были подведены итоги и проведена реорганизация партии. В 1994 г. началась масштабная борьба двух линий в процессе выполнения линии, принятой на этом съезде.
До 2009 г. продолжалась с одной стороны революционная практика, с другой, борьба двух линий и суммирование опыта. В ходе этого процесса партия подвела итог всему маоистскому движению за последние четыре десятилетия, сформулировав «Новые тезисы». Эти тезисы охарактеризовали прошлое маоистского движения следующим образом: 1960-е и 1970-е годы были начальной фазой, заложившей основы маоистского движения. Затем поражение и суммирование опыта, новое развитие в 1980-х, не смогшее, однако, выйти за его пределы. В течение 1990-х начался отрыв от старой линии, но он был неполным. С новым, ⅩⅩⅠ столетием, начался окончательный разрыв, началось поэтапное подведение итогов четырём десятилетиям маоистского движения в нашей стране.
Можно назвать это новым периодом революционно-коммунистического движения в нашей стране. Для распространения политико-идеологических дебатов как внутри, так и вовне, наша партия выпускает теоретический журнал «Ная биторко» («Новые дебаты»), нерегулярный культурный журнал «Шоходжоддха» («Товарищ по борьбе») и массовый политический бюллетень «Гоноджуддха» («Народная война»). Помимо этого, существует несколько типов фронтовых организаций, имеющих свои политические документы. Марксизм учит нас тому, что общество развивается посредством противоречий. Наша партия также развивалась и продолжает развиваться посредством борьбы двух линий. Развитие партии происходит на основе конкретного плана организации Народной войны, направленной на установление социализма после завершения Новодемократической революции. Борьба будет продолжена до установления социализма и коммунизма.
Примечания- Букв. «Коммунистическая партия». Бангладешер самьябади дал (марксбади-ленинбади) — Коммунистическая партия Бангладеш (марксистско-ленинская).↩