Опубликование Белой книги США было приурочено к 5 августа, то есть к тому времени, когда Лэйтон Стюарт1 уже покинул Нанкин и должен был вскоре прибыть, но ещё не прибыл в Вашингтон. И это вполне понятно, ибо Лэйтон Стюарт олицетворяет собой полное банкротство агрессивной политики США. Лэйтон Стюарт — американец, родившийся в Китае. Он имел в Китае довольно широкие общественные связи и много лет ведал миссионерскими учебными заведениями. В период войны Сопротивления он одно время сидел в тюрьме у японцев. Лэйтон Стюарт обычно прикидывался, будто любит и США и Китай, и этим сумел обворожить часть китайцев. Поэтому он приглянулся Маршаллу и был назначен послом в Китае, стал видной фигурой в группировке Маршалла. В глазах этой группировки у Лэйтона Стюарта лишь один изъян: весь период его пребывания в Китае в качестве посла, проводящего политику группировки Маршалла, как раз явился периодом, когда эта политика, встретив отпор со стороны китайского народа, потерпела полный крах. Ответственность поистине немалая. И разумеется, опубликование Белой книги, авторы которой преследовали цель уклониться от ответственности, целесообразно было приурочить к тому времени, когда Лэйтон Стюарт должен был вскоре прибыть, но ещё не прибыл в Вашингтон.
Важной составной частью агрессивной политики, проводимой американским империализмом во всём мире после второй мировой войны, является война, на которую США дают деньги и оружие, а Чан Кайши — людей, война, которая ведётся в интересах США, сопровождается истреблением китайцев и имеет целью превращение Китая в колонию США. Объектами агрессивной политики США является целый ряд районов мира, причём тремя основными объектами являются Европа, Азия и Америка. Китай, сердцевина Азии, представляет собой огромную страну с 475‑миллионным населением. С захватом Китая вся Азия оказалась бы в руках США. Укрепив свой фронт в Азии, американский империализм смог бы сосредоточить силы для наступления на Европу. Свой же фронт в Америке американский империализм считает сравнительно прочным. Таковы радужные расчёты американских агрессоров.
Однако, во-первых, народы США и всего мира не хотят войны; во-вторых, большую часть внимания США отвлекают пробуждение народов Европы, возникновение стран народной демократии в Восточной Европе и, в особенности, упорное сопротивление агрессивной политике США со стороны Советского Союза, этого небывало могучего бастиона мира, возвышающегося в Европе и Азии; в-третьих, и это главное, пробудился китайский народ и стали могучими как никогда вооружённые силы и организованные силы народных масс, руководимые Коммунистической партией Китая. Всё это вынудило правящие круги американского империализма отказаться от политики прямого и широкого вооружённого нападения на Китай и проводить политику оказания помощи Чан Кайши в гражданской войне.
Военно-морские, сухопутные и военно-воздушные силы США приняли участие в войне в Китае. В Циндао, Шанхае и на Тайване были созданы американские военно-морские базы. В Бэйпине, Тяньцзине, Таншане, Циньхуандао, Циндао, Шанхае и Нанкине размещались американские войска. Военно-воздушные силы США контролировали весь Китай и произвели фотографирование с воздуха всех стратегически важных районов страны для составления военных карт. В Аньпинчжэне близ Бэйпина, в Цзютае близ Чанчуня, в Таншане и на Шаньдунском полуострове имели место столкновения американских воинских частей или военнослужащих с частями Народно-освободительной армии, причём Народно-освободительная армия много раз брала в плен американских военнослужащих2. Авиаколонна Ченнолта принимала широкое участие в войне3. Американская военная авиация перевозила войска Чан Кайши и, кроме того, потопила восставший крейсер «Чунцин»4. Всё это представляет собой акты непосредственного участия США в войне, но только без открытого объявления войны и не в столь широких масштабах; главной же формой агрессии было оказание Чан Кайши огромной помощи в гражданской войне путём предоставления денег, оружия и советников.
Применение США этой формы агрессии обусловливалось объективной обстановкой в Китае и во всём мире. Это вовсе не означало, что у правящей клики американского империализма, группировки Трумэна — Маршалла, не было намерения пойти на прямую агрессию против Китая. В первое время оказания помощи Чан Кайши в его военных действиях США разыграли фарс посредничества в урегулировании споров между гоминьданом и Компартией, пытаясь сделать Коммунистическую партию Китая покладистой, обмануть китайский народ и без войны поставить весь Китай под свой контроль. Однако мирные переговоры провалились, обман не удался, началась война.
Забывчивые либералы, или так называемые «демократические индивидуалисты», питающие иллюзии в отношении США, почитайте, пожалуйста, что пишет Ачесон:
«Когда наступил мир, Соединенные Штаты стояли перед тремя возможными альтернативами в Китае: 1) они могли полностью уйти; 2) они могли пойти на военное вмешательство в больших масштабах, чтобы помочь националистам уничтожить коммунистов; 3) они могли, оказывая помощь националистам в утверждении власти на возможно большей территории Китая, попытаться избежать гражданской войны путём достижения компромисса между обеими сторонами».
Почему не была принята первая альтернатива? Ачесон говорит:
«Первая альтернатива означала бы — я уверен, что американское общественное мнение так и считало в то время,— отказаться от наших международных обязательств и от нашей традиционной политики дружбы к Китаю, не приложив решительных усилий для оказания помощи».
Оказывается, так называемые «международные обязательства
» США и их «традиционная политика дружбы к Китаю
» есть не что иное, как вмешательство в дела Китая. Вмешательство называется выполнением международных обязательств, вмешательство называется дружбой к Китаю; не вмешиваться, мол, нельзя. Здесь Ачесон насилует общественное мнение США. Общественное мнение, о котором он говорит, есть «общественное мнение» Уолл-стрита, а не общественное мнение США.
Почему не была принята вторая альтернатива? Ачесон говорит:
«Вторая альтернативная политика, как бы она ни выглядела привлекательной теоретически и при ретроспективном рассмотрении, была совершенно непрактичной. Националисты были не в состоянии уничтожить коммунистов в течение 10 лет, предшествовавших войне. Теперь, после войны, националисты, как указывалось выше, ослаблены, деморализованы и непопулярны. Из-за поведения своих гражданских и военных чиновников они быстро растеряли поддержку народа и престиж на территориях, освобождённых от японцев. С другой стороны, коммунисты стали сильнее, чем когда-либо, и держали под своим контролем большую часть Северного Китая. Вследствие неэффективности армии националистов, которая позднее проявилась так трагически, коммунисты, возможно, могли бы быть устранены только с помощью вооружённых сил США. Ясно, что американский народ не санкционировал бы такое колоссальное обязательство нашей армии ни в 1945 году, ни позднее. Поэтому мы пришли к третьей альтернативной политике…».
Прекрасная идея! США дают деньги и оружие, а Чан Кайши людей на войну, которая ведётся в интересах США, сопровождается истреблением китайцев и имеет целью «уничтожение коммунистов
», превращение Китая в колонию США, выполнение «международных обязательств
» США и проведение в жизнь «традиционной политики дружбы к Китаю
».
Несмотря на то что гоминьдан насквозь прогнил и ни на что не способен, «деморализован и непопулярен
», ему всё же давали деньги и оружие, чтобы он воевал. Прямое военное вмешательство «теоретически
» целесообразно. Если говорить только о правителях США, оно целесообразно и «при ретроспективном рассмотрении
». Ибо заниматься им поистине интересно, оно «выглядит привлекательным
». Однако на деле такое вмешательство представлялось непрактичным, так как «ясно, что американский народ не санкционировал бы
» его. Не мы,— говорит империалистическая группировка Трумэна, Маршалла, Ачесона и других,— не хотели этого, наоборот, мы очень хотели, но этого не позволяли ни обстановка в Китае, ни обстановка в США, ни международная обстановка в целом (о последнем Ачесон умалчивает), поэтому волей-неволей пришлось отказаться от лучшего варианта и избрать третий путь.
Слушайте же те из китайцев, которые полагают, что «победа возможна и без международной помощи
», Ачесон даёт вам урок! Ачесон — хороший учитель, он даёт уроки бесплатно, он с таким рвением, ничего не утаивая, преподносит всю правду. США не выставили большого количества войск для наступления на Китай не потому, что правительство США не хотело этого, а потому, что у него были свои опасения. Во-первых, правительство США опасалось, что китайский народ выступит против него и оно завязнет в трясине, из которой не выбраться. Во-вторых, оно опасалось, что американский народ выступит против него, и поэтому не посмело отдать приказ о мобилизации. В-третьих, оно опасалось, что народы Советского Союза, Европы и всего мира выступят против него, опасалось всеобщего осуждения. Но милая откровенность Ачесона имеет предел, о третьем опасении он не хочет говорить. Это объясняется тем, что он боится ударить лицом в грязь перед Советским Союзом, боится, что европейский план Маршалла5, который уже терпит неудачи несмотря на утверждения об обратном, потерпит полный и жестокий крах.
Слушайте и вы, близорукие китайские либералы, или демократические индивидуалисты с путаными взглядами, Ачесон даёт вам урок! Ачесон — ваш хороший учитель. Все ваши представления об американской гуманности, справедливости и добродетели полностью развеяны Ачесоном. Не так ли? Разве вы можете найти хоть капельку гуманности, справедливости и добродетели в Белой книге и письме Ачесона?
Правда, в США есть наука и техника. Но, к сожалению, они находятся в руках капиталистов, а не в руках народа и используются в целях эксплуатации и угнетения внутри страны, в целях агрессии и убийств за её пределами. В США также существует «демократия», но, к сожалению, там это только другое название диктаторского господства одного класса — буржуазии. У США много денег, но, к сожалению, они охотно дают их лишь насквозь прогнившей реакционной клике Чан Кайши. Говорят, что США с большой охотой дают и будут давать некоторые суммы денег своей пятой колонне в Китае, но они не хотят давать их обычным либералам, или демократическим индивидуалистам, которые являются начётчиками чистейшей воды и не умеют ценить благосклонное к себе отношение, и тем более, разумеется, не хотят давать коммунистам. Дать-то могут, но с условием. С каким условием? Идти на поводу у США. В Бэйпине, Тяньцзине и Шанхае американцы разбросали в виде благотворительной помощи некоторое количество муки, чтобы посмотреть, кто захочет нагнуться и поднять её. Как говорится, Тай-гун удит рыбу, и на удочку идёт тот, кто хочет6. А кто съест подачку, у того разболится живот7.
Мы, китайцы,— люди несгибаемой воли. Многие из тех, кто были прежде либералами, или демократическими индивидуалистами, встали во весь рост перед лицом американских империалистов и их приспешников, гоминьдановских реакционеров. Вэнь Идо мужественно поднялся на борьбу. Он с гневом смотрел в дуло гоминьдановского пистолета и предпочёл пасть, чем покориться8. Тяжело больной Чжу Цзыцин предпочел голодную смерть американскому «благотворительному продовольственному пайку»9. Хань Юй, живший в эпоху династии Тан, в своём «Похвальном слове о Бо И»10 восхвалял Бо И, человека, который уклонился от выполнения долга перед народом своей страны, дезертировал и к тому же был против развёрнутой под водительством У-вана народно-освободительной войны, человека, который в значительной степени разделял взгляды «демократического индивидуализма». Такое восхваление было неправильным. Мы должны написать похвальное слово о Вэнь Идо, похвальное слово о Чжу Цзыцине, ибо они проявили героический дух нашей нации.
Что же страшного в том, что придётся столкнуться с некоторыми трудностями! Пусть блокируют, блокируют хоть восемь, десять лет, а тем временем все проблемы в Китае будут разрешены. Китайцам не страшна даже смерть, так неужели они испугаются трудностей? Лао-цзы говорил: «К чему же грозить смертью народу, который не боится её?
»11. Американский империализм и его прихвостень — реакционная клика Чан Кайши — не только «грозят смертью
», но и на деле несут нам смерть. Они убили не только Вэнь Идо и других. За прошедшие три года с помощью американских карабинов, пулемётов, миномётов, реактивных установок, гаубиц, танков, самолётов и бомб они убили миллионы китайцев. Теперь такому положению приходит конец: они потерпели поражение в войне и уже не они, а мы бьём их, им скоро капут. Оставленные нам некоторые трудности, такие, как блокада, безработица, стихийные бедствия, инфляция и рост цен, это действительно трудности, но теперь нам дышится значительно легче, чем в течение трёх минувших лет. Мы вышли с победой из тяжёлых испытаний прошедших трёх лет, так неужели мы не сможем преодолеть эти незначительные трудности? Неужели мы не можем жить без США?
Когда Народно-освободительная армия форсировала реку Янцзы, нанкинское правительство — колониальное правительство США — в панике разбежалось. Но его превосходительство посол Лэйтон Стюарт остался на месте и следил в оба, надеясь открыть новую лавочку и отхватить жирный кусок. Что же увидел Лэйтон Стюарт? Кроме проходивших один за другим отрядов Народно-освободительной армии и поднявшихся масс рабочих, крестьян и студентов, он увидел, как китайские либералы, или демократические индивидуалисты, большими группами присоединялись к рабочим, крестьянам, солдатам и студентам, вместе с ними провозглашали лозунги, выступали за революцию. Словом, никто не обращал на него внимания, он «находился в печальном одиночестве, наедине со своей тенью
»12; делать ему было нечего, оставалось лишь одно — взять портфель под мышку и удалиться.
В Китае ещё есть часть интеллигентов и других людей с путаницей в голове — они питают иллюзии в отношении США. Поэтому их необходимо убеждать и завоевывать, воспитывать и сплачивать, чтобы они перешли на сторону народа и не попадались на удочку империалистов. Американский империализм полностью потерял свой престиж в глазах китайского народа, и Белая книга США фиксирует это банкротство. Передовые люди должны как следует использовать Белую книгу для воспитания китайского народа.
Ушёл Лэйтон Стюарт — появилась Белая книга. Чудесно, чудесно! Оба эти события стоит отпраздновать.
Примечания- Джон Лэйтон Стюарт родился в 1876 году в Китае. Он всегда был верным исполнителем в проведении США политики культурной агрессии в Китае. С 1905 года он начал заниматься миссионерской деятельностью в Китае, с 1919 года был ректором Яньцзинского университета, созданного США в Пекине. 11 июля 1946 года Лэйтон Стюарт был назначен послом США в гоминьдановском Китае. Находясь на этой должности, он активно поддерживал гоминьдановских реакционеров в антинародной гражданской войне и занимался политическими интригами, направленными против китайского народа. В результате окончательного провала всех усилий американского империализма, пытавшегося воспрепятствовать победе китайской народной революции, 2 августа 1949 года Лэйтон Стюарт был вынужден втихомолку покинуть Китай.↩
- В 1945 году, после капитуляции Японии, американские войска с целью нарушения территориальной целостности и суверенитета Китая и вмешательства в его внутренние дела высадились в Китае и разместились в Бэйпине, Шанхае, Нанкине, Тяньцзине, Таншане, Кайпине, Циньхуандао, Цзинхае, Циндао и других местах, откуда непрерывно вторгались в освобождённые районы. Инцидент в Аньпинчжэне, о котором говорится в данной статье, произошёл 29 июля 1946 года. В этот день американские войска, размещённые в Тяньцзине, содействуя бандитским войскам Чан Кайши, напали на поселок Аньпинчжэнь, уезда Сянхэ, провинций Хэбэй. Инцидент в Цзютае имел место 1 марта 1947 года, когда американские военнослужащие произвели разведку позиций частей Освободительной армии в Хэсибао, находящемся между Чанчунем и Цзютаем. Инцидент в Таншане: 16 июня 1946 года американские войска, расквартированные в Таншане, совершили вылазку в Сунцзяин и другие районы; в июле того же года они совершили вылазку близ Таншаня — в деревню Саньхэчжуанцзы, уезда Луаньсянь, и в деревню Сихэнаньцунь, уезда Чанли. Американские войска много раз вторгались на территорию освобождённых районов Шаньдунского полуострова, из них наиболее известны два случая: один — 28 августа 1947 года, когда американские самолёты и военные корабли совершили налёт на Ланнуанькоу в уезде Моупин и на остров Сяолидао; другой — 25 декабря того же года, когда американские войска, содействуя бандитским войскам Чан Кайши, напали на деревню Ванлиньтао, расположенную к северу от уездного города Цзимо. В ответ на вышеперечисленные акты агрессии американских войск, вторгавшихся в освобождённые районы, Народно-освободительная армия Китая и местные народные вооружённые силы предприняли решительные действия в целях самозащиты.↩
- Ченнолт, американец, служил у гоминьдановского правительства советником по делам военно-воздушных сил. После капитуляции Японии, возглавив часть личного состава 14‑й воздушной армии США, он организовал авиатранспортную колонну и помогал гоминьдану в гражданской войне, а также принимал непосредственное участие в преступных действиях — разведке и бомбардировке освобождённых районов.↩
- См. примечание 4 к работе «Заявление представителя Главного командования Народно-освободительной армии Китая по поводу бесчинств английских военных кораблей» в настоящем томе.↩
- 5 июня 1947 года государственный секретарь США Маршалл выступил в Гарвардском университете с речью о так называемой «
помощи
» США для восстановления Европы. Затем правительство США на основе этого выступления разработало «план восстановления Европы
», который и получил название «плана Маршалла».↩ - «
Тай-гун удит рыбу, и на удочку идёт тот, кто хочет
» — согласно народному преданию, Цзян Тай-гун, живший в эпоху династии Чжоу, удил рыбу на реке Вэйшуй разогнутым крючком и без наживки, держа «крючок» на три чи (около 1 м) над водой и приговаривая: «Иди на удочку, кому суждено
» (из «Рассказов о походе У-вана против Чжоу-вана»).↩ - В древнем княжестве Ци жил некий человек, который голодал, но отказывался от подачек и умер голодной смертью (из «Лицзи» — «Книги этикета», раздел «Таньгун, вторая часть»).↩
- Вэнь Идо (1899—1946) — известный китайский поэт, учёный, профессор. Питая глубокую ненависть к чанкайшистскому правительству за его реакционность и гнилость, Вэнь Идо с 1943 года стал принимать активное участие в борьбе за демократию. После окончания войны Сопротивления японским захватчикам Вэнь Идо активно выступал против антинародной гражданской войны, которую гоминьдан пытался развязать в сговоре с американским империализмом. 15 июля 1946 года в Куньмине он был убит из-за угла агентом гоминьдановской банды.↩
- Чжу Цзыцин (1898—1948) — китайский литератор, профессор. После окончания войны Сопротивления японским захватчикам Чжу Цзыцин активно поддерживал студенческое движение, направленное против господства Чан Кайши. В июне 1948 года он поставил свою подпись под заявлением, в котором выражался протест против возрождения японского милитаризма Соединёнными Штатами Америки и отказ от получения американской «помощи» — американской муки. В то время его жизнь была очень тяжёлой. 12 августа 1948 года он умер в Бэйпине от болезни, в крайней нужде. Перед смертью он завещал членам своей семьи не покупать американскую муку, которую гоминьдановское правительство продавало населению по норме.↩
- Хань Юй (768—824) — известный писатель эпохи династии Тан. «Похвальное слово о Бо И» — одно из его прозаических произведений. Бо И жил в последние годы династии Инь. Он был против похода У-вана, предпринятого с целью наказать Чжоу-вана из династии Инь. После свержения У-ваном династии Инь, Бо И укрылся в горах Шоуяншань и, не желая питаться зерном новой династии, умер там с голоду.↩
- Из 74‑й главы книги Лао-цзы «Даодэцзин».↩
- Из «Прошения императору», представленного Ли Ми (224—287).↩