Мао Цзэдун. Избранные произведения. Том Ⅳ.— Пекин, Издательство литературы на иностранных языках, 1964.

18.08.1949

Прощайте, Лэйтон Стюарт!

Кто опубликовал: | 30.08.2023

Опубликование Белой книги США было приурочено к 5 августа, то есть к тому времени, когда Лэйтон Стюарт1 уже покинул Нанкин и должен был вскоре прибыть, но ещё не прибыл в Вашингтон. И это вполне понятно, ибо Лэйтон Стюарт олицетворяет собой полное банкротство агрессивной политики США. Лэйтон Стюарт — американец, родившийся в Китае. Он имел в Китае довольно широкие общественные связи и много лет ведал миссионерскими учебными заведениями. В период войны Сопротивления он одно время сидел в тюрьме у японцев. Лэйтон Стюарт обычно прикидывался, будто любит и США и Китай, и этим сумел обворожить часть китайцев. Поэтому он приглянулся Маршаллу и был назначен послом в Китае, стал видной фигурой в группировке Маршалла. В глазах этой группировки у Лэйтона Стюарта лишь один изъян: весь период его пребывания в Китае в качестве посла, проводящего политику группировки Маршалла, как раз явился периодом, когда эта политика, встретив отпор со стороны китайского народа, потерпела полный крах. Ответственность поистине немалая. И разумеется, опубликование Белой книги, авторы которой преследовали цель уклониться от ответственности, целесообразно было приурочить к тому времени, когда Лэйтон Стюарт должен был вскоре прибыть, но ещё не прибыл в Вашингтон.

Важной составной частью агрессивной политики, проводимой американским империализмом во всём мире после второй мировой войны, является война, на которую США дают деньги и оружие, а Чан Кайши — людей, война, которая ведётся в интересах США, сопровождается истреблением китайцев и имеет целью превращение Китая в колонию США. Объектами агрессивной политики США является целый ряд районов мира, причём тремя основными объектами являются Европа, Азия и Америка. Китай, сердцевина Азии, представляет собой огромную страну с 475‑миллионным населением. С захватом Китая вся Азия оказалась бы в руках США. Укрепив свой фронт в Азии, американский империализм смог бы сосредоточить силы для наступления на Европу. Свой же фронт в Америке американский империализм считает сравнительно прочным. Таковы радужные расчёты американских агрессоров.

Однако, во-первых, народы США и всего мира не хотят войны; во-вторых, большую часть внимания США отвлекают пробуждение народов Европы, возникновение стран народной демократии в Восточной Европе и, в особенности, упорное сопротивление агрессивной политике США со стороны Советского Союза, этого небывало могучего бастиона мира, возвышающегося в Европе и Азии; в-третьих, и это главное, пробудился китайский народ и стали могучими как никогда вооружённые силы и организованные силы народных масс, руководимые Коммунистической партией Китая. Всё это вынудило правящие круги американского империализма отказаться от политики прямого и широкого вооружённого нападения на Китай и проводить политику оказания помощи Чан Кайши в гражданской войне.

Военно-морские, сухопутные и военно-воздушные силы США приняли участие в войне в Китае. В Циндао, Шанхае и на Тайване были созданы американские военно-морские базы. В Бэйпине, Тяньцзине, Таншане, Циньхуандао, Циндао, Шанхае и Нанкине размещались американские войска. Военно-воздушные силы США контролировали весь Китай и произвели фотографирование с воздуха всех стратегически важных районов страны для составления военных карт. В Аньпинчжэне близ Бэйпина, в Цзютае близ Чанчуня, в Таншане и на Шаньдунском полуострове имели место столкновения американских воинских частей или военнослужащих с частями Народно-освободительной армии, причём Народно-освободительная армия много раз брала в плен американских военнослужащих2. Авиаколонна Ченнолта принимала широкое участие в войне3. Американская военная авиация перевозила войска Чан Кайши и, кроме того, потопила восставший крейсер «Чунцин»4. Всё это представляет собой акты непосредственного участия США в войне, но только без открытого объявления войны и не в столь широких масштабах; главной же формой агрессии было оказание Чан Кайши огромной помощи в гражданской войне путём предоставления денег, оружия и советников.

Применение США этой формы агрессии обусловливалось объективной обстановкой в Китае и во всём мире. Это вовсе не означало, что у правящей клики американского империализма, группировки Трумэна — Маршалла, не было намерения пойти на прямую агрессию против Китая. В первое время оказания помощи Чан Кайши в его военных действиях США разыграли фарс посредничества в урегулировании споров между гоминьданом и Компартией, пытаясь сделать Коммунистическую партию Китая покладистой, обмануть китайский народ и без войны поставить весь Китай под свой контроль. Однако мирные переговоры провалились, обман не удался, началась война.

Забывчивые либералы, или так называемые «демократические индивидуалисты», питающие иллюзии в отношении США, почитайте, пожалуйста, что пишет Ачесон:

«Когда наступил мир, Соединенные Штаты стояли перед тремя возможными альтернативами в Китае: 1) они могли полностью уйти; 2) они могли пойти на военное вмешательство в больших масштабах, чтобы помочь националистам уничтожить коммунистов; 3) они могли, оказывая помощь националистам в утверждении власти на возможно большей территории Китая, попытаться избежать гражданской войны путём достижения компромисса между обеими сторонами».

Почему не была принята первая альтернатива? Ачесон говорит:

«Первая альтернатива означала бы — я уверен, что американское общественное мнение так и считало в то время,— отказаться от наших международных обязательств и от нашей традиционной политики дружбы к Китаю, не приложив решительных усилий для оказания помощи».

Оказывается, так называемые «международные обязательства» США и их «традиционная политика дружбы к Китаю» есть не что иное, как вмешательство в дела Китая. Вмешательство называется выполнением международных обязательств, вмешательство называется дружбой к Китаю; не вмешиваться, мол, нельзя. Здесь Ачесон насилует общественное мнение США. Общественное мнение, о котором он говорит, есть «общественное мнение» Уолл-стрита, а не общественное мнение США.

Почему не была принята вторая альтернатива? Ачесон говорит:

«Вторая альтернативная политика, как бы она ни выглядела привлекательной теоретически и при ретроспективном рассмотрении, была совершенно непрактичной. Националисты были не в состоянии уничтожить коммунистов в течение 10 лет, предшествовавших войне. Теперь, после войны, националисты, как указывалось выше, ослаблены, деморализованы и непопулярны. Из-за поведения своих гражданских и военных чиновников они быстро растеряли поддержку народа и престиж на территориях, освобождённых от японцев. С другой стороны, коммунисты стали сильнее, чем когда-либо, и держали под своим контролем большую часть Северного Китая. Вследствие неэффективности армии националистов, которая позднее проявилась так трагически, коммунисты, возможно, могли бы быть устранены только с помощью вооружённых сил США. Ясно, что американский народ не санкционировал бы такое колоссальное обязательство нашей армии ни в 1945 году, ни позднее. Поэтому мы пришли к третьей альтернативной политике…».

Прекрасная идея! США дают деньги и оружие, а Чан Кайши людей на войну, которая ведётся в интересах США, сопровождается истреблением китайцев и имеет целью «уничтожение коммунистов», превращение Китая в колонию США, выполнение «международных обязательств» США и проведение в жизнь «традиционной политики дружбы к Китаю».

Несмотря на то что гоминьдан насквозь прогнил и ни на что не способен, «деморализован и непопулярен», ему всё же давали деньги и оружие, чтобы он воевал. Прямое военное вмешательство «теоретически» целесообразно. Если говорить только о правителях США, оно целесообразно и «при ретроспективном рассмотрении». Ибо заниматься им поистине интересно, оно «выглядит привлекательным». Однако на деле такое вмешательство представлялось непрактичным, так как «ясно, что американский народ не санкционировал бы» его. Не мы,— говорит империалистическая группировка Трумэна, Маршалла, Ачесона и других,— не хотели этого, наоборот, мы очень хотели, но этого не позволяли ни обстановка в Китае, ни обстановка в США, ни международная обстановка в целом (о последнем Ачесон умалчивает), поэтому волей-неволей пришлось отказаться от лучшего варианта и избрать третий путь.

Слушайте же те из китайцев, которые полагают, что «победа возможна и без международной помощи», Ачесон даёт вам урок! Ачесон — хороший учитель, он даёт уроки бесплатно, он с таким рвением, ничего не утаивая, преподносит всю правду. США не выставили большого количества войск для наступления на Китай не потому, что правительство США не хотело этого, а потому, что у него были свои опасения. Во-первых, правительство США опасалось, что китайский народ выступит против него и оно завязнет в трясине, из которой не выбраться. Во-вторых, оно опасалось, что американский народ выступит против него, и поэтому не посмело отдать приказ о мобилизации. В-третьих, оно опасалось, что народы Советского Союза, Европы и всего мира выступят против него, опасалось всеобщего осуждения. Но милая откровенность Ачесона имеет предел, о третьем опасении он не хочет говорить. Это объясняется тем, что он боится ударить лицом в грязь перед Советским Союзом, боится, что европейский план Маршалла5, который уже терпит неудачи несмотря на утверждения об обратном, потерпит полный и жестокий крах.

Слушайте и вы, близорукие китайские либералы, или демократические индивидуалисты с путаными взглядами, Ачесон даёт вам урок! Ачесон — ваш хороший учитель. Все ваши представления об американской гуманности, справедливости и добродетели полностью развеяны Ачесоном. Не так ли? Разве вы можете найти хоть капельку гуманности, справедливости и добродетели в Белой книге и письме Ачесона?

Правда, в США есть наука и техника. Но, к сожалению, они находятся в руках капиталистов, а не в руках народа и используются в целях эксплуатации и угнетения внутри страны, в целях агрессии и убийств за её пределами. В США также существует «демократия», но, к сожалению, там это только другое название диктаторского господства одного класса — буржуазии. У США много денег, но, к сожалению, они охотно дают их лишь насквозь прогнившей реакционной клике Чан Кайши. Говорят, что США с большой охотой дают и будут давать некоторые суммы денег своей пятой колонне в Китае, но они не хотят давать их обычным либералам, или демократическим индивидуалистам, которые являются начётчиками чистейшей воды и не умеют ценить благосклонное к себе отношение, и тем более, разумеется, не хотят давать коммунистам. Дать-то могут, но с условием. С каким условием? Идти на поводу у США. В Бэйпине, Тяньцзине и Шанхае американцы разбросали в виде благотворительной помощи некоторое количество муки, чтобы посмотреть, кто захочет нагнуться и поднять её. Как говорится, Тай-гун удит рыбу, и на удочку идёт тот, кто хочет6. А кто съест подачку, у того разболится живот7.

Мы, китайцы,— люди несгибаемой воли. Многие из тех, кто были прежде либералами, или демократическими индивидуалистами, встали во весь рост перед лицом американских империалистов и их приспешников, гоминьдановских реакционеров. Вэнь Идо мужественно поднялся на борьбу. Он с гневом смотрел в дуло гоминьдановского пистолета и предпочёл пасть, чем покориться8. Тяжело больной Чжу Цзыцин предпочел голодную смерть американскому «благотворительному продовольственному пайку»9. Хань Юй, живший в эпоху династии Тан, в своём «Похвальном слове о Бо И»10 восхвалял Бо И, человека, который уклонился от выполнения долга перед народом своей страны, дезертировал и к тому же был против развёрнутой под водительством У-вана народно-освободительной войны, человека, который в значительной степени разделял взгляды «демократического индивидуализма». Такое восхваление было неправильным. Мы должны написать похвальное слово о Вэнь Идо, похвальное слово о Чжу Цзыцине, ибо они проявили героический дух нашей нации.

Что же страшного в том, что придётся столкнуться с некоторыми трудностями! Пусть блокируют, блокируют хоть восемь, десять лет, а тем временем все проблемы в Китае будут разрешены. Китайцам не страшна даже смерть, так неужели они испугаются трудностей? Лао-цзы говорил: «К чему же грозить смертью народу, который не боится её?»11. Американский империализм и его прихвостень — реакционная клика Чан Кайши — не только «грозят смертью», но и на деле несут нам смерть. Они убили не только Вэнь Идо и других. За прошедшие три года с помощью американских карабинов, пулемётов, миномётов, реактивных установок, гаубиц, танков, самолётов и бомб они убили миллионы китайцев. Теперь такому положению приходит конец: они потерпели поражение в войне и уже не они, а мы бьём их, им скоро капут. Оставленные нам некоторые трудности, такие, как блокада, безработица, стихийные бедствия, инфляция и рост цен, это действительно трудности, но теперь нам дышится значительно легче, чем в течение трёх минувших лет. Мы вышли с победой из тяжёлых испытаний прошедших трёх лет, так неужели мы не сможем преодолеть эти незначительные трудности? Неужели мы не можем жить без США?

Когда Народно-освободительная армия форсировала реку Янцзы, нанкинское правительство — колониальное правительство США — в панике разбежалось. Но его превосходительство посол Лэйтон Стюарт остался на месте и следил в оба, надеясь открыть новую лавочку и отхватить жирный кусок. Что же увидел Лэйтон Стюарт? Кроме проходивших один за другим отрядов Народно-освободительной армии и поднявшихся масс рабочих, крестьян и студентов, он увидел, как китайские либералы, или демократические индивидуалисты, большими группами присоединялись к рабочим, крестьянам, солдатам и студентам, вместе с ними провозглашали лозунги, выступали за революцию. Словом, никто не обращал на него внимания, он «находился в печальном одиночестве, наедине со своей тенью»12; делать ему было нечего, оставалось лишь одно — взять портфель под мышку и удалиться.

В Китае ещё есть часть интеллигентов и других людей с путаницей в голове — они питают иллюзии в отношении США. Поэтому их необходимо убеждать и завоевывать, воспитывать и сплачивать, чтобы они перешли на сторону народа и не попадались на удочку империалистов. Американский империализм полностью потерял свой престиж в глазах китайского народа, и Белая книга США фиксирует это банкротство. Передовые люди должны как следует использовать Белую книгу для воспитания китайского народа.

Ушёл Лэйтон Стюарт — появилась Белая книга. Чудесно, чудесно! Оба эти события стоит отпраздновать.

Примечания
  1. Джон Лэйтон Стюарт родился в 1876 году в Китае. Он всегда был верным исполнителем в проведении США политики культурной агрессии в Китае. С 1905 года он начал заниматься миссионерской деятельностью в Китае, с 1919 года был ректором Яньцзинского университета, созданного США в Пекине. 11 июля 1946 года Лэйтон Стюарт был назначен послом США в гоминьдановском Китае. Находясь на этой должности, он активно поддерживал гоминьдановских реакционеров в антинародной гражданской войне и занимался политическими интригами, направленными против китайского народа. В результате окончательного провала всех усилий американского империализма, пытавшегося воспрепятствовать победе китайской народной революции, 2 августа 1949 года Лэйтон Стюарт был вынужден втихомолку покинуть Китай.
  2. В 1945 году, после капитуляции Японии, американские войска с целью нарушения территориальной целостности и суверенитета Китая и вмешательства в его внутренние дела высадились в Китае и разместились в Бэйпине, Шанхае, Нанкине, Тяньцзине, Таншане, Кайпине, Циньхуандао, Цзинхае, Циндао и других местах, откуда непрерывно вторгались в освобождённые районы. Инцидент в Аньпинчжэне, о котором говорится в данной статье, произошёл 29 июля 1946 года. В этот день американские войска, размещённые в Тяньцзине, содействуя бандитским войскам Чан Кайши, напали на поселок Аньпинчжэнь, уезда Сянхэ, провинций Хэбэй. Инцидент в Цзютае имел место 1 марта 1947 года, когда американские военнослужащие произвели разведку позиций частей Освободительной армии в Хэсибао, находящемся между Чанчунем и Цзютаем. Инцидент в Таншане: 16 июня 1946 года американские войска, расквартированные в Таншане, совершили вылазку в Сунцзяин и другие районы; в июле того же года они совершили вылазку близ Таншаня — в деревню Саньхэчжуанцзы, уезда Луаньсянь, и в деревню Сихэнаньцунь, уезда Чанли. Американские войска много раз вторгались на территорию освобождённых районов Шаньдунского полуострова, из них наиболее известны два случая: один — 28 августа 1947 года, когда американские самолёты и военные корабли совершили налёт на Ланнуанькоу в уезде Моупин и на остров Сяолидао; другой — 25 декабря того же года, когда американские войска, содействуя бандитским войскам Чан Кайши, напали на деревню Ванлиньтао, расположенную к северу от уездного города Цзимо. В ответ на вышеперечисленные акты агрессии американских войск, вторгавшихся в освобождённые районы, Народно-освободительная армия Китая и местные народные вооружённые силы предприняли решительные действия в целях самозащиты.
  3. Ченнолт, американец, служил у гоминьдановского правительства советником по делам военно-воздушных сил. После капитуляции Японии, возглавив часть личного состава 14‑й воздушной армии США, он организовал авиатранспортную колонну и помогал гоминьдану в гражданской войне, а также принимал непосредственное участие в преступных действиях — разведке и бомбардировке освобождённых районов.
  4. См. примечание 4 к работе «Заявление представителя Главного командования Народно-освободительной армии Китая по поводу бесчинств английских военных кораблей» в настоящем томе.
  5. 5 июня 1947 года государственный секретарь США Маршалл выступил в Гарвардском университете с речью о так называемой «помощи» США для восстановления Европы. Затем правительство США на основе этого выступления разработало «план восстановления Европы», который и получил название «плана Маршалла».
  6. «Тай-гун удит рыбу, и на удочку идёт тот, кто хочет» — согласно народному преданию, Цзян Тай-гун, живший в эпоху династии Чжоу, удил рыбу на реке Вэйшуй разогнутым крючком и без наживки, держа «крючок» на три чи (около 1 м) над водой и приговаривая: «Иди на удочку, кому суждено» (из «Рассказов о походе У-вана против Чжоу-вана»).
  7. В древнем княжестве Ци жил некий человек, который голодал, но отказывался от подачек и умер голодной смертью (из «Лицзи» — «Книги этикета», раздел «Таньгун, вторая часть»).
  8. Вэнь Идо (1899—1946) — известный китайский поэт, учёный, профессор. Питая глубокую ненависть к чанкайшистскому правительству за его реакционность и гнилость, Вэнь Идо с 1943 года стал принимать активное участие в борьбе за демократию. После окончания войны Сопротивления японским захватчикам Вэнь Идо активно выступал против антинародной гражданской войны, которую гоминьдан пытался развязать в сговоре с американским империализмом. 15 июля 1946 года в Куньмине он был убит из-за угла агентом гоминьдановской банды.
  9. Чжу Цзыцин (1898—1948) — китайский литератор, профессор. После окончания войны Сопротивления японским захватчикам Чжу Цзыцин активно поддерживал студенческое движение, направленное против господства Чан Кайши. В июне 1948 года он поставил свою подпись под заявлением, в котором выражался протест против возрождения японского милитаризма Соединёнными Штатами Америки и отказ от получения американской «помощи» — американской муки. В то время его жизнь была очень тяжёлой. 12 августа 1948 года он умер в Бэйпине от болезни, в крайней нужде. Перед смертью он завещал членам своей семьи не покупать американскую муку, которую гоминьдановское правительство продавало населению по норме.
  10. Хань Юй (768—824) — известный писатель эпохи династии Тан. «Похвальное слово о Бо И» — одно из его прозаических произведений. Бо И жил в последние годы династии Инь. Он был против похода У-вана, предпринятого с целью наказать Чжоу-вана из династии Инь. После свержения У-ваном династии Инь, Бо И укрылся в горах Шоуяншань и, не желая питаться зерном новой династии, умер там с голоду.
  11. Из 74‑й главы книги Лао-цзы «Даодэцзин».
  12. Из «Прошения императору», представленного Ли Ми (224—287).

Добавить комментарий