Мао Цзэдун. Избранные произведения. Том Ⅳ.— Пекин, Издательство литературы на иностранных языках, 1964.

28.08.1949

Почему нужна дискуссия о Белой книге?

Кто опубликовал: | 31.08.2023

Белую книгу США и письмо Ачесона мы подвергли критике в трёх статьях («Вынужденное признание»1, «Отбросить иллюзии, готовиться к борьбе» и «Прощайте, Лэйтон Стюарт!»). Эта критика привлекла к себе большое внимание всех демократических партий и народных организаций, печати и учебных заведений, а также демократических деятелей различных кругов страны и вызвала среди них широкую дискуссию. Ими опубликована масса правильных и полезных заявлений, интервью или статей. Устраиваются всевозможные собрания, посвящённые обсуждению Белой книги, дискуссия в целом продолжает развёртываться. В ходе дискуссии затрагиваются такие вопросы, как китайско-американские отношения, китайско-советские отношения, отношения между Китаем и иностранными государствами за последние сто лет, взаимосвязь между китайской революцией и революционными силами всего мира, отношения между гоминьдановской реакцией и китайским народом, позиция, которую должны занимать демократические партии, народные организации и демократические деятели различных кругов в антиимпериалистической борьбе, позиция, которую должны занимать либералы, или так называемые демократические индивидуалисты, в вопросах внутренних и внешних отношений в целом, а также затрагиваются меры борьбы с новыми заговорами империализма и т. д. Всё это очень хорошо и поучительно.

В настоящее время весь мир обсуждает китайскую революцию и Белую книгу США. Это не случайно. Это свидетельствует о великом значении китайской революции в мировой истории. Если говорить о нас, китайцах, то мы, хотя наша революция и одержала в основном победу, долго не имели возможности развернуть всестороннюю дискуссию о взаимосвязи между этой революцией и различными факторами внутри страны и за её пределами. Такая дискуссия необходима, и теперь представилась возможность для её проведения в виде дискуссии о Белой книге США. Отсутствие в прошлом возможности развернуть такую дискуссию объясняется тем, что тогда революция ещё не одержала решающей победы и крупные города были отрезаны китайскими и иностранными реакционерами от освобождённых районов народа, а также тем, что ход развития революции ещё не привёл к полному выявлению некоторых аспектов противоречий. Теперь дело другое: большая часть Китая уже освобождена, все аспекты внутренних и внешних противоречий уже полностью выявились и как раз к этому времени США опубликовали Белую книгу. Таким образом, представилась возможность для такой дискуссии.

Белая книга — книга контрреволюционная, в ней американский империализм открыто признаёт своё вмешательство в дела Китая. В этом смысле империализм изменил своей привычке. Великая победоносная китайская революция заставила одну часть, одну фракцию американской империалистической клики в ответ на нападки другой части, другой фракции открыто опубликовать некоторые правдивые материалы о своей деятельности против китайского народа и свои реакционные выводы, ибо иначе она не могла бы продержаться. Публичное оглашение вместо утаивания правды показывает, что империализм изменил своей привычке. Всего несколько недель тому назад, до опубликования Белой книги, империалистические правительства, продолжающие изо дня в день заниматься контрреволюционной деятельностью, публиковали устные заявления и официальные документы, либо насквозь либо в той или иной мере пропитанные разглагольствованиями о гуманности, справедливости и добродетели, и никогда не говорили правду. Английский империализм, этот старый и отъявленный плут, и несколько других небольших империалистических государств до сих пор действуют таким образом. Перед лицом оппозиции со стороны народа и другой фракции в своём лагере американская империалистическая группировка, состоящая из новоявленных, сделавших головокружительную карьеру слабонервных людей, вроде Трумэна, Маршалла, Ачесона и Стюарта, сочла необходимым и допустимым публичное оглашение некоторых (не всех) подлинных фактов своей контрреволюционной деятельности, чтобы поспорить с противниками из своей же компании о том, какой контрреволюционный метод является более целесообразным. Таким путём они пытаются убедить своих противников, чтобы и впредь применять более целесообразный на их взгляд контрреволюционный метод. Две фракции контрреволюционеров соперничают между собой. Одна из них твердит: «наш метод — самый лучший». Другая заявляет: «нет, наш — самый лучший». В разгар спора одна из фракций вдруг раскрыла карты, выставив напоказ целый ряд применявшихся ею средств. Так появилась Белая книга.

Белая книга стала учебным пособием для китайского народа. На протяжении многих лет некоторые (и одно время очень многие) китайцы лишь наполовину верили тому, что говорили мы, коммунисты, по многим вопросам, главным образом по вопросу о природе империализма и природе социализма. «Вряд ли это так»,— думали они. Но после 5 августа 1949 года положение изменилось. Ачесон, выступивший в качестве государственного секретаря США, дал им урок. Если взять некоторые его данные и выводы, то он говорит то же самое, что говорим мы, коммунисты, и другие передовые люди. Теперь нельзя не верить нам. У массы людей открылись глаза: так вот, оказывается, в чём дело!

В начале своего письма к Трумэну Ачесон рассказывает об истории составления им Белой книги. Его Белая книга, заявляет он, составлена не так, как другие, она отличается объективностью и откровенностью:

«Это — откровенная запись о крайне сложном и самом несчастном периоде в жизни великого государства, с которым США давно уже связаны узами теснейшей дружбы. Ни один из имеющихся материалов не был выброшен по той причине, что в нём содержатся заявления, которые являются критикой нашей политики или могут служить основанием для критики в будущем. Присущая нашей системе сила состоит в том, что наше правительство быстро реагирует на осведомлённое и критическое общественное мнение. Именно такого осведомлённого и критического общественного мнения тоталитарные правительства, будь то правых или коммунистов, не в состоянии терпеть и не допускают».

Некоторые узы между китайским и американским народами действительно существуют. Эти узы благодаря совместным усилиям этих народов могут в будущем развиться до степени «теснейшей дружбы». Однако из-за преград, чинимых реакционерами Китая и США, развитие этих уз наталкивалось и наталкивается на величайшие препятствия. Далее, из-за того, что реакционеры Китая и США посеяли много лжи среди народов обеих стран и натворили много пакостей, то есть широко вели гнусную пропаганду и совершили много гнусных дел, узы между двумя народами оказались далеко не тесными. То, что Ачесон называет «узами теснейшей дружбы», существует между реакционерами, а не народами этих двух стран. Здесь Ачесон не отличается ни объективностью, ни откровенностью, он смешивает взаимоотношения между народами двух стран с взаимоотношениями между реакционерами этих стран. Для народов обеих стран победа китайской революции и поражение китайских и американских реакционеров являются небывало радостным событием, а настоящий период — небывало радостным периодом в их жизни. И наоборот, лишь для Трумэна, Маршалла, Ачесона, Стюарта и других американских реакционеров, а также для Чан Кайши, Кун Сянси, Сун Цзывэня, Чэнь Лифу, Ли Цзунжэня, Бай Чунси и других китайских реакционеров это действительно «крайне сложный и самый несчастный период в жизни».

Что касается общественного мнения, то ачесоны смешивают голос реакции с голосом народа. Ачесоны вообще не способны «реагировать» на голос народа — они и слепы, и глухи. Все эти годы они были глухи к голосу народов США, Китая и всего земного шара, выступающих против реакционной внешней политики правительства США. Что же из себя представляет «осведомлённое и критическое общественное мнение», о котором говорит Ачесон? Это — многочисленные газеты, телеграфные агентства, журналы, радиовещательные станции и прочие органы пропаганды, специализирующиеся на лжи и угрозах по отношению к народам и находящиеся под контролем двух реакционных партий США Республиканской и Демократической. Ачесон правильно отметил, что этого коммунистические партии (нет, также и народы!) действительно «не в состоянии терпеть и не допускают». Вот мы и закрыли информационные службы империалистов, запретили империалистическим агентствам передавать информацию для китайской прессы, лишили их свободы отравлять душу китайского народа на китайской земле.

Наполовину правильно и утверждение о том, что правительство, руководимое коммунистической партией, представляет собой «тоталитарное правительство». Это правительство осуществляет диктатуру, или диктаторство, по отношению к китайским и иностранным реакционерам, не даёт им никакой свободы для контрреволюционной деятельности. Возмутившись, реакционеры выругались: «тоталитарное правительство!». И на самом деле, эти слова на все сто процентов правильны в том смысле, что народное правительство имеет власть подавлять реакцию. Ныне эта власть зафиксирована в нашей программе, а в будущем будет зафиксирована и в нашей конституции. Победивший народ ни на одну секунду не может обойтись без неё, подобно тому как он не может обойтись без одежды и пищи. Это замечательная вещь, это чудодейственное средство самозащиты, талисман, который должен передаваться из поколения в поколение, и с ним ни в коем случае нельзя расставаться до тех пор, пока не будут окончательно и начисто уничтожены иностранный империализм и классы внутри страны. Чем больше реакционеры ругают «тоталитарное правительство», тем очевиднее, что это действительно сокровище. Но утверждение Ачесона является также наполовину ошибочным. Для самого народа правительство демократической диктатуры народа, руководимое коммунистической партией, является правительством не диктатуры, или диктаторства, а демократии. Это правительство есть правительство самого народа. Работники этого правительства должны с уважением прислушиваться к голосу народа. Вместе с тем они являются и учителями народа, которые воспитывают народ методом самовоспитания или самокритики.

Что касается «правых тоталитарных правительств», о которых говорит Ачесон, то в современном мире после свержения фашистских правительств Германии, Италии и Японии первое место среди них занимает правительство США. Такими правительствами являются все буржуазные правительства, в том числе и находящиеся под эгидой империализма реакционные правительства Германии, Италии и Японии. Правительство Тито в Югославии тоже стало теперь сообщником этой шайки. Правительство американского и английского типа является правительством, посредством которого один класс, буржуазия, осуществляет диктатуру в отношении народа. Будучи полной противоположностью народному правительству, правительство такого типа проводит внутри буржуазии так называемую демократию, а в отношении народа — диктаторство. Правительства Гитлера, Муссолини, Тодзио, Франко, Чан Кайши отбросили такую ширму, как внутрибуржуазная демократия, или вообще не прибегали к ней, ибо классовая борьба внутри страны достигла такого накала, что они нашли более выгодным убрать или вообще не использовать эту ширму, чтобы не дать народу свободы действий. Правительство США всё ещё прикрывается ширмой демократии, однако американские реакционеры настолько обкорнали её, что от неё осталось лишь нечто жалкое, сильно полинявшее, имеющее лишь отдалённое сходство с тем, чем она была во времена Вашингтона, Джефферсона и Линкольна2. Это произошло в силу обострения классовой борьбы. Если классовая борьба будет и дальше обостряться, то ширма американской демократии неизбежно будет выброшена за борт.

Все видят, сколько ошибок допустил Ачесон, едва раскрыв рот. Это неизбежно, ибо он реакционер. Что касается того, насколько «откровенной записью» является его Белая книга, то мы считаем её и откровенной, и неоткровенной. Ачесоны откровенны тогда, когда они субъективно считают это выгодным для своей партии или фракции. В противном случае они не откровенны. Они напускают на себя откровенность лишь в целях ведения борьбы.

Примечания
  1. Статья, написанная редакцией агентства Синьхуа и опубликованная 12 августа 1949 года.
  2. Вашингтон (1732—1799), Джефферсон (1743—1826) и Линкольн (1809—1865) — известные буржуазные политические деятели раннего периода существования США. Вашингтон — главнокомандующий повстанческими войсками колонистов в период войны за независимость США (1775—1783), первый президент США. Джефферсон — автор «Декларации независимости» США, был президентом США. Линкольн ратовал за отмену рабства негров в Америке; будучи президентом США, он руководил войной против рабовладельцев южных штатов Америки (1861—1865), в 1862 году опубликовал прокламацию об освобождении негров-рабов.

Добавить комментарий