Мао Цзэдун. Избранные произведения. Том Ⅳ.— Пекин, Издательство литературы на иностранных языках, 1964.

14.08.1949

Отбросить иллюзии, готовиться к борьбе

Кто опубликовал: | 01.09.2023

Настоящая и четыре последующие статьи «Прощайте, Лэйтон Стюарт!», «Почему нужна дискуссия о Белой книге?», «„Дружба“ или агрессия?» и «Банкротство идеалистического понимания истории» написаны товарищем Мао Цзэдуном для агентства Синьхуа в качестве комментариев на Белую книгу Государственного департамента США и письмо Ачесона. В этих статьях вскрывается империалистическая сущность политики США в отношении Китая, подвергаются критике иллюзии, которые питала часть буржуазной интеллигенции в стране в отношении американского империализма, и даётся теоретическое обоснование причин возникновения и победы китайской революции.

Не случайно, что Белая книга Госдепартамента США о китайско-американских отношениях и письмо государственного секретаря Ачесона президенту Трумэну1 опубликованы в такое время, как сейчас. Опубликование этих документов говорит о победе китайского народа и поражении империализма, об упадке всей мировой системы империализма. Империалистическую систему раздирают многочисленные и непреодолимые внутренние противоречия, и это ввергает империалистов в крайнее уныние.

Империализм подготовил условия для своей гибели. Такими условиями являются пробуждение широких народных масс в колониях и полуколониях, пробуждение широких народных масс в самих империалистических странах. Империализм побудил широкие народные массы всего мира вступить в историческую эпоху великой борьбы за уничтожение империализма.

Для этой борьбы широких народных масс империализм подготовил как материальные, так и духовные условия.

Заводы, фабрики, железные дороги, винтовки, пушки и т. п.— это материальные условия. Мощное материальное оснащение Народно-освободительной армии Китая большей частью получено от американского империализма, частично от японского империализма и частично произведено своими силами.

Вслед за агрессией англичан против Китая в 1840 году последовали: война англо-французской коалиции против Китая, война Франции против Китая, война Японии против Китая, война восьми государств — Англии, Франции, Японии, царской России, Германии, США, Италии и Австрии — против Китая, война между Японией и царской Россией на территории Китая2, война Японии против Китая на Северо-Востоке, начавшаяся в 1931 году, война Японии против Китая на территории всей страны, начавшаяся в 1937 году и продолжавшаяся восемь лет, и, наконец, война против китайского народа, которую уже три года номинально ведёт Чан Кайши, а фактически США. В этой последней войне, как говорится в письме Ачесона, США предоставили гоминьдановскому правительству материальную помощь на сумму, равную «более чем 50 процентам денежных расходов» этого правительства, причём США обеспечивали «военное снабжение китайской армии» (имеется в виду гоминьдановская армия). Это есть война, на которую США дают деньги и оружие, а Чан Кайши людей, война, которая ведётся в интересах США и сопровождается истреблением китайцев. Все эти агрессивные войны плюс политическая, экономическая и культурная агрессия и гнёт вызвали у китайцев ненависть к империализму, заставили их призадуматься, в чём же тут дело, привели к подъёму их революционного духа и к их сплочению в борьбе. Китайцы поднимались на борьбу, терпели поражения, вновь поднимались на борьбу, вновь терпели поражения и вновь поднимались на борьбу и только на основе опыта, накопленного за 109 лет в сотнях больших и малых схваток, опыта борьбы военной и политической, экономической и культурной, кровавой и бескровной, смогли добиться сегодня решающего успеха. Это и есть духовные условия, без которых революция не могла бы увенчаться победой.

Во имя своих агрессивных замыслов империализм создал в Китае компрадорскую систему и бюрократический капитал. Империалистическая агрессия, воздействуя на общественно-экономическую жизнь Китая, вызвала в ней изменения и обусловила появление антиподов империализма: китайской национальной промышленности, китайской национальной буржуазии и, в особенности, китайского пролетариата, занятого на предприятиях, непосредственно эксплуатируемых империалистами, на предприятиях бюрократического капитала и на предприятиях национальной буржуазии. Во имя своих агрессивных замыслов империализм эксплуатировал китайское крестьянство путём неэквивалентного обмена, довёл его до разорения и обусловил появление в Китае огромных масс крестьян-бедняков, насчитывающих сотни миллионов человек и составляющих 70 процентов сельского населения. Во имя своих агрессивных замыслов империализм подготовил в Китае высшую и рядовую интеллигенцию нового типа, насчитывающую несколько миллионов человек и отличающуюся от интеллигенции старого типа и старых чиновников с учёной степенью. Империализм и его прихвостень — китайское реакционное правительство — могли держать под своим контролем лишь часть, а впоследствии — лишь ничтожное число этих интеллигентов, как, например, Ху Ши, Фу Сыняня, Цянь Му и им подобных; остальные же вышли из-под контроля и перешли на противоположную сторону. Студенты, преподаватели, профессора, техники, инженеры, врачи, учёные, литераторы, деятели искусства и государственные служащие — все они либо взбунтовались, либо отказались следовать за гоминьданом. Коммунистическая партия — это партия бедняков, а гоминьдановская пропаганда везде и всюду, при всяком удобном и неудобном случае, обвиняет её в убийствах, поджогах, насилиях и грабежах, отказе от истории, культуры и Родины, непочтении к родителям, неуважении учителей и старших, непризнании каких-либо резонов, обобществлении имущества и жён, применении тактики «людского моря», словом, изображает её сворой каких-то исчадий ада, способных на любые, беспощадно жестокие преступления. Но удивительное дело: именно эта «свора» приобрела поддержку сотен миллионов людей, в том числе большинства интеллигенции и, в особенности, учащейся молодёжи.

Часть интеллигентов всё ещё предпочитает подождать. Они думают: гоминьдан нехорош, но и Коммунистическая партия вряд ли лучше, поживём — увидим. Некоторые из них на словах поддерживают Компартию, а в душе продолжают выжидать. Именно эти люди и питают иллюзии в отношении США. Они не хотят делать различия между американскими империалистами, стоящими у власти, и американским народом, который не стоит у власти. Они легко поддаются на медоточивые речи американских империалистов и считают, что эти империалисты якобы могут строить свои отношения с народным Китаем на началах равенства и взаимной выгоды, даже если не вести против них серьёзной и длительной борьбы. В головах этих интеллигентов всё ещё сохраняется уйма реакционных, то есть антинародных, взглядов. И всё-таки это не гоминьдановские реакционеры, а промежуточные элементы или правые элементы в народном Китае. Именно они являются сторонниками того, что Ачесон называет «демократическим индивидуализмом». Для мошеннических приёмов ачесонов в Китае всё ещё имеется довольно скудная социальная почва.

Белая книга Ачесона — свидетельство полного бессилия американских империалистов перед лицом нынешней обстановки в Китае. Гоминьдан настолько безнадёжен, что сколько ни помогай, ему всё равно капут. Американские империалисты потеряли контроль над событиями и ничего не могут поделать. Ачесон в своём письме говорит:

«Несчастным, но неотвратимым фактом является то, что зловещий результат гражданской войны в Китае оказался вне контроля правительства США. Ничто из того, что наша страна делала или могла бы сделать в разумных пределах своих возможностей, не могло изменить этот результат; ничто из оставшегося не сделанным нашей страной не способствовало появлению такого результата. Это был продукт внутренних сил Китая, сил, на которые наша страна пыталась, но не смогла повлиять».

Если следовать логике, то Ачесон должен был бы прийти к выводу, что надо строить свои отношения с народным Китаем на началах равноправия и взаимной выгоды и прекратить свои козни, то есть поступать так, как думают или утверждают некоторые китайские интеллигенты-путаники, считающие, что, «отбрасывая нож, мясник мгновенно становится буддой» или, «каясь, грабитель становится добродетельным». Но нет, заявляет Ачесон, США будут продолжать строить свои козни, причём определённо будут строить их. А будет ли эффект? Говорят, будет. На кого же опираться? На сторонников «демократического индивидуализма». Ачесон говорит:

«…многовековая цивилизация и демократический индивидуализм Китая в конце концов вновь заявят о себе, и Китай сбросит иностранное иго. Я считаю, что мы должны поощрять всякое развитие в Китае, которое служит и будет служить достижению этой цели».

Насколько логика империалистов отличается от логики народа! Козни, поражение, вновь козни, вновь поражение и так вплоть до самой гибели — такова логика империалистов и всех реакционеров мира при подходе к народному делу, и они никогда не действуют вопреки этой логике. Таков марксистский закон. Когда мы говорим: «Империализм свиреп и жесток», мы имеем в виду то, что его природа не может измениться, что империалисты вплоть до самой гибели ни за что не отбросят нож мясника, никогда не станут буддами.

Борьба, поражение, вновь борьба, вновь поражение, вновь борьба и так вплоть до самой победы — такова логика народа, и он также никогда не действует вопреки этой логике. Это тоже марксистский закон. Согласно этому закону происходила революция русского народа, согласно этому же закону происходит и революция китайского народа.

Классовая борьба, победа одних классов, уничтожение других — такова история, многотысячелетняя история цивилизации. Толкование истории с этой точки зрения есть исторический материализм, а с противоположной точки зрения — исторический идеализм.

Метод самокритики применим лишь внутри народа; нельзя надеяться на то, что можно уговорить империалистов и китайских реакционеров проявить доброту или, раскаявшись, встать на истинный путь. Единственное, что можно сделать,— это организовать силы и вести с ними борьбу. Так, например, мы ведём Народно-освободительную войну, осуществляем аграрную революцию, разоблачаем империализм, «раздражаем» империалистов и китайских реакционеров, свергаем их, пресекаем их противозаконные действия, «требуем от них вести себя тихо и смирно и не позволяем им ни в словах, ни в действиях переходить границы дозволенного». Только в таком случае появится возможность вести дела с империалистическими иностранными государствами на началах равенства и взаимной выгоды. Только в таком случае появится возможность вести воспитательную работу среди сдавших оружие и капитулировавших помещиков и представителей бюрократической буржуазии, а также среди членов гоминьдановской реакционной клики и их сообщников, с тем чтобы по мере возможности превратить их в хороших людей. Многие китайские либералы, то есть демократы старого типа, сторонники так называемого «демократического индивидуализма», на которых возлагают надежду и которых постоянно пытаются привлечь на свою сторону трумэны, маршаллы, ачесоны и стюарты, зачастую оказываются в пассивном положении и ошибаются в своих суждениях, например, о правителях США, о гоминьдане, о Советском Союзе, а также о Коммунистической партии Китая. Происходит это именно потому, что они не подходят или не признают подхода к вопросам с точки зрения исторического материализма.

Передовые люди коммунисты, члены демократических партий, сознательные рабочие, учащаяся молодёжь и прогрессивная интеллигенция — обязаны сплачивать промежуточные прослойки, промежуточные элементы, отсталые элементы различных слоёв общества, всех неустойчивых и колеблющихся людей в народном Китае (эти люди будут ещё долгое время колебаться — то занимать твёрдую позицию, то вновь колебаться, колебаться при первой встрече с трудностями), доброжелательно оказывать им помощь, критиковать за колебания и воспитывать их, завоёвывать их на сторону народных масс, не допускать, чтобы империалисты перетягивали их на свою сторону, побудить их отбросить иллюзии и готовиться к борьбе. Не следует полагать, что раз победа одержана, то делать больше нечего. Нужно ещё вести работу, вести большую и кропотливую работу, только тогда мы сможем по-настоящему завоевать этих людей. Если мы завоюем их, то империалисты окажутся в полной изоляции и Ачесон не сможет больше выкидывать свои трюки.

Лозунг «готовиться к борьбе» адресован тем, кто всё ещё питает известные иллюзии в вопросе отношений между Китаем и империалистическими государствами, в особенности же в вопросе отношений между Китаем и США. В этом вопросе они ещё пассивны, ещё не приняли твёрдого решения и не преисполнились решимости вести длительную борьбу с американским империализмом (а также с английским империализмом), ибо они ещё питают иллюзии в отношении США. В этом вопросе их отделяет от нас большая или довольно большая дистанция.

Опубликование Белой книги США и письма Ачесона стоит отпраздновать, ибо оно окатило ушатом холодной воды и осрамило тех, кто придерживается идей старой демократии, то есть идей демократического индивидуализма, кто не одобряет либо не очень одобряет народную демократию, или демократический коллективизм, или демократический централизм, или коллективный героизм, или интернационалистический патриотизм, недоволен либо несколько недоволен всем этим или даже питает антипатию ко всему этому, но настроен всё же патриотически и не принадлежит к числу гоминьдановских реакционеров. В особенности же это окатило ушатом холодной воды тех, кто верит, что в США всё прекрасно, и желает, чтобы Китай учился у США.

Ачесон открыто заявляет, что нужно «поощрять» демократических индивидуалистов Китая избавиться от так называемого «иностранного ига». Это означает, что нужно низложить марксизм-ленинизм, свергнуть строй демократической диктатуры народа, руководимой Коммунистической партией Китая. Это учение и этот строй необходимо низложить и свергнуть, поскольку они-де «иностранного» происхождения и не имеют в Китае корней, поскольку их навязали китайцам Маркс из Германии (умер 66 лет тому назад), Ленин (умер 25 лет тому назад) и Сталин (он жив) из России, поскольку это учение и этот строй крайне скверны, они проповедуют какую-то классовую борьбу, свержение империализма и т. п. Стоит только президенту Трумэну, закулисному главнокомандующему Маршаллу, государственному секретарю Ачесону (этому милейшему заморскому мандарину, из рук которого вышла в свет Белая книга), убравшемуся восвояси послу Стюарту и им подобным заняться «поощрением» низложения этого учения и свержения этого строя, и «демократический индивидуализм Китая, как говорят, в конце концов вновь заявит о себе». Ачесоны считают, что они занимаются «поощрением», однако, по всей вероятности, те сторонники демократического индивидуализма в Китае, которые хотя и верят в США, но ещё питают патриотические чувства, сочтут такое «поощрение» за ушат холодной воды и почувствуют себя посрамлёнными: вместо того чтобы наладить нормальные отношения с властями демократической диктатуры народа в Китае, ачесоны творят такие глупости, да ещё открыто заявляют о них в печати — какой срам, какой срам! Для людей с патриотическими чувствами слова Ачесона не «поощрение», а оскорбление.

Китай переживает великую революцию. В стране царит бурный подъём. Существуют благоприятные условия для завоевания на нашу сторону и сплочения всех тех, кто не питает глубокой ненависти и большой вражды к делу народной революции, но имеет ошибочные представления. Передовые люди должны использовать Белую книгу для переубеждения этих людей.

Примечания
  1. Имеется в виду Белая книга, опубликованная Государственным департаментом США 5 августа 1949 года под названием «Отношения Соединённых Штатов с Китаем». Письмо Ачесона Трумэну было написано 30 июля 1949 года, после того как была подготовлена Белая книга Государственного департамента США. Основной текст Белой книги делится на восемь глав, в которых излагаются китайско-американские отношения начиная с 1844 года, когда США вынудили Китай заключить Вансяский договор, и вплоть до 1949 года включительно, когда китайская народная революция в основном одержала победу в масштабе всей страны. В Белой книге особенно подробно говорится о том, как на протяжении пяти лет, начиная с последнего периода войны Сопротивления японским захватчикам и по 1949 год, США проводили политику поддержки Чан Кайши и борьбы против коммунистов, всевозможными средствами боролись против китайского народа и в конечном счёте потерпели поражение. В Белой книге и письме Ачесона Трумэну сплошь и рядом извращается правда, скрываются и фальсифицируются факты. Эти документы полны злостной клеветы на китайский народ и лютой ненависти к нему. В то время внутри реакционного лагеря США возникли споры по поводу политики в отношении Китая, и поэтому Трумэн, Ачесон и другие империалисты были вынуждены опубликовать Белую книгу и раскрыть в ней некоторые подлинные факты своих контрреволюционных дел, пытаясь этим убедить своих противников. Таким образом, Белая книга объективно явилась протоколом показаний американских империалистов о своих агрессивных преступных действиях в Китае.
  2. Имеется в виду империалистическая война 1904—1905 годов между Японией и царской Россией за захват Северо-Восточного Китая и Кореи. Эта война велась главным образом на Северо-Востоке Китая, в районе Фэнтяня (ныне Шэньян) — Ляояна и в районе Люйшунькоу, и причинила китайскому народу огромный ущерб. В результате этой войны царская Россия потерпела поражение и японский империализм, придя на смену царской России, занял господствующее положение в Северо-Восточном Китае. Монопольное положение Японии в Корее также было признано царской Россией в мирном договоре (Портсмутском мирном договоре), заключённом после этой войны.

Добавить комментарий