Клодия Джонз наконец претендует на своё место в истории. В 2004 году Ноттинг-Хиллский карнавал отметил сорокалетие на лондонских улицах. Ежегодное представление ныне привлекает сотни и тысячи местных жителей, приезжих и туристов на улицы Западного Лондона. В ⅩⅩⅠ веке Лондонский карнавал стал одним крупнейших и популярнейших уличных фестивалей мира.
Клодия Джонз заслужила, чтобы воздать ей честь. У Лондонского карнавала было много разных пионеров. Кто-то был организатором, кто-то возглавлял сообщества. Ещё были музыканты — барабанщики, которые вынесли своё домашнее умение на британские улицы в дни «барабан-на-шею»1. За три последовательных десятилетия представление нарастило размах, привлекая множество маскарадных групп, саунд-систем2, розничных торговцев и тусовщиков со всех уголков Земли. К 1990‑м, вопреки многим критикам, Карнавал достиг своего взрывного и бурного пика на тех самых улицах, которые были свидетелями расовых бунтов конца 1950‑х — начала 1960‑х.
Возможно, это ключ к роли Клодии Джонз в развитии Карнавала. В середине 1950‑х Клодию выслали из США в Британию вместо родного Тринидада, где она прожила первые восемь лет жизни. Как ранее Маркус Гарви, она стала занозой в заднице американского истэблишмента. Непрестанная защита ею прав человека, её известность в рядах организаций, бросавших вызов неравенству (и особенно её членство в Коммунистической партии) сделали её «реальной опасностью
» для американского государства. От неё нужно было избавиться. Её угрожали, её преследовали, за ней шпионили. ФБР держало её под наблюдением, в их картотеке она числилась все пятидесятые. В 1954 году её обвинили и признали виновной в «антиамериканской деятельности
». После годичного заключения её депортировали в Англию, Отчизну колонизированного народа Вест-Индии.
Клодия прибыла сюда больной3, подавленной и без гроша в кармане. Но за считанные годы её окружили ряды активистов и талантов, поддержавших её карьеру как борца за свободу в Англии — вроде Эми Эшвуд Гарви4, Перл Прескод5, Надия Кэттус6, Берил Макберни7, Тревора Картера8 и её друга и учителя на всю жизнь Пола Робсона9.
Американский опыт научил её, что без голоса люди как овцы на бойне. Выпестованная ею «Уэст индиан газетт» (1958—1965) была ключевым вкладом в подъём Сознательности в Чернокожем сообществе. Клодия неустанно выступала против Акта об иммиграции, который по существу низводил британское колониальное население до граждан второго сорта. Бескомпромиссный агитатор, она вела кампанию против расизма в жилых кварталах, в образовательных учреждениях и на производстве. Она одинаково легко выступала перед маршами мира и профсоюзными конгрессами. Она посетила Россию, Японию и Китай, где встречалась с Мао Цзэдуном — всё это, страдая от болезни, усугубляемой изгнанием — как из земли, где она родилась, так и из приёмной родины, Америки, где она прожила бо́льшую часть жизни.
Первый Карнавал под крышей, проведённый в Сент-Панкраской ратуше10 в январе 1959 года, был блестящей работой гения Клодии. Никогда не забывая о могучем воздействии искусства и культуры на перемены, она стремилась побороть недооценку, одиночество и отчуждение британских чернокожих, которых, как и её, время и обстоятельства выбросили на чужие берега, вдали от родной земли.
В своём тринидадском детстве она увидела способность Карнавала сплести множество нитей крайне разнообразного общества в массовом праздновании. Здесь в Англии Карнавал смог стать обоюдоострым мечом, возвращающим гордость иммигрантам-неграм и в то же время протягивая руку дружбы «жестоковыйным», неосведомлённым и дезинформированным о культуре темнокожих рас. Как и в своих карибских корнях, Карнавал вобрал протест внутрь празднества и заменил конфликт взаимопониманием, напитал свободой и равенством свои маскарадные ритуалы. Это была глубоко гуманизирующая миссия.
Споры о том, кто именно инициировал Карнавал, продолжаются, но их никогда не разрешить. Рождение всех Карнавалов органично —это естественная эволюция человеческой культуры, проявляющаяся соответственно месту, времени, истории и обстоятельствам. Карнавал принадлежит народу. Он отражает нашу общую креативность, умения, традицию и культуру. Это богатое и свободное наследие, которое сейчас разделяется с британцами и народами других стран.
Клодия Джонз несомненно была коренной в упряжке британского Карнавала. Она увязала политику с культурой и искусством в русле стратегии, которая вовлекла и охватила широчайшее большинство. Её величайшим активом была её самоотверженность и безграничная преданность делу низших. Она была гуманистом с великой душой. Она заслуживает занятого ею места в сердцах сообщества.
Примечания- «Барабан на шею» (англ. pan-round-the-neck) — традиционная карибская техника исполнения, при которой музыканты носят стальные барабаны на ремнях, перекинутых вокруг шеи.— здесь и далее прим. переводчика.↩
- Саунд-система — мобильная дискотека, важная часть музыкальной культуры Ямайки, распространившаяся на Британию.↩
- Клодия страдала от сердечно-сосудистых заболеваний и туберкулёза, из-за которых скончалась в возрасте 40 лет.↩
- Эми Эшвуд Гарви — первая жена вышеупомянутого Маркуса Гарви и его политическая соратница.↩
- Перл Присцилла Прескод — актриса и певица, также как и Клодия, из Тринидада и Тобаго.↩
- Надия Ивэдни Кэттус — актриса и певица из Белиза.↩
- Берил Юджиния Макберни — танцовщица из Тринидада и Тобаго.↩
- Тревор Картер — родственник Клодии, активист британской компартии.↩
- Пол Робсон — известный американский певец и актёр.↩
- С 1965 года — Камденская ратуша — штаб-квартира районного городского совета в Лондоне.↩