Поддержка Россией нынешнего демократического движения на Юго-Востоке Украины (в Новороссии) не исключает её империалистического характера. Это не уникальный случай в истории, но раз за разом находятся люди, желающие упростить картину мира до своей узконациональной перспективы, и при этом зачастую ещё и присвоить коммунистических классиков с их идеями.
В статье «Ленин как левый патриот» («Советская Россия», 2 июня 2005 г.) евразиец Р. Вахитов пытается нарисовать образ Ленина как «патриота, российского национального героя, государственника
» и «теоретика русского марксистского левого патриотизма, то есть марксизма, превратившегося из абстрактной теории мировой революции, в особую версию теорий антизападной, национально-освободительной борьбы
».
Скажем прямо, что делает он это с помощью наглой, масштабной фальсификации.
Совершенно справедливо критикуется классический марксистский взгляд, «что во всех странах рано или поздно возникнет развитое капиталистическое хозяйство, подобное западному
» и «каждая отсталая страна должна пройти тот же путь, который уже прошли развитые капиталистические страны
». Дальнейшее развитие событий вывело на передний план асимметричность мировой капиталистической системы, в которой империалистические нации грабят колониальные нации и идут, соответственно, качественно неодинаковым с ними путём.
А вот дальше идёт незаметная — для националистов, составляющих в современной России большинство так называемых «коммунистов»,— подтасовка. Вахитов пишет: «Ленин… указывает, например, на то, что 9/10 Африки захвачены и поделены между странами Запада
». Правда ли, что 9/10 Африки были захвачены и поделены между странами Запада? Это кажется очевидным, но отложим ответ до рассмотрения следующего вопроса. Указывает ли на это Ленин? Смотрим «Империализм, как высшая стадия капитализма» и — если кто наивен, то с изумлением — обнаруживаем, что нет, не указывает! Ленин пишет буквально следующее: «…Когда 9/10 Африки оказались захваченными (к 1900 году), когда весь мир оказался поделённым,— наступила неизбежно эра монопольного обладания колониями, а следовательно, и особенно обострённой борьбы за раздел и за передел мира
». Кто захватил Африку? Чуть выше Ленин ссылается на «европейские державы
».
Как будто разница невелика между «Западом
» и «европейскими державами
», но для сущности рассматриваемой проблемы она имеет огромное значение. Потому что «Запад
» по Вахитову — это западноевропейские державы, совокупность, безусловно враждебная России. А по Ленину Россия может быть (вероятно, с оговорками, но несомненно) включена в разряд «европейских держав
» и уж точно (безо всяких оговорок) участвует как империалист в разделе и переделе мира. Для отвлечения внимания Вахитов выбирает пример именно Африки, куда царская Россия почти не добралась (хотя где сегодняшние российские монополии имеют свои интересы — например, в Египте и Ливии). По данным, приведённым Лениным в той же работе, Россия в 1914 г. соревновалась с главным владельцем Африки Францией за второе место в ряду колониальных держав после Англии.
Так что отнюдь не был Ленин каким-то руссоцентристом-антизападником, как его пытается изобразить Вахитов, а был он нормальным марксистском-антиимпериалистом и учение его носит не узконациональный, а интернациональный, мировой характер.
Вахитов пишет: «…Ленинская концепция империализма является теоретическим основанием для пусть временного, но всё же союза некоммунистических патриотических движений незападных стран и марксистов-антиимпериалистов, так как у них на данном отрезке истории общий враг — западный капитализм или империализм
». Но нигде у Ленина он не смог найти в подтверждение своих фантазий слов о том, что якобы империализм — это не что иное как «западный капитализм
», а колониальные и «незападные
» (лукаво сконструированное словечко!) страны — это одно и то же. Напротив, Ленин прямо и недвусмысленно говорит о российском и японском, очевидно «незападных
», империализмах.
Но Вахитов старательно игнорирует эти ленинские слова, хотя не мог их не заметить, а усердствует в перевирании других, тщательно подобранных слов: «Ленин вообще желал поражения западного империализма, развязавшего эту войну в целях передела мира… Ленин пишет: „
было бы просто глупо отрицать защиту отечества со стороны угнетённых народов в их войне против империалистских великих держав
“». И ни слова о том, что центральным пунктом позиции большевиков в Первой мировой войне было признание России отнюдь не «
угнетённым народом
», а участвовавшим в развязывании войны империалистом, одним из тех, кого Вахитов лукаво называет «западным империализмом
». «…Речь у [Ленина] шла о мировой гражданской войне — войне наций-пролетариев против наций-буржуа, угнетённой Азии и Африки вкупе с Россией против империалистического Запада
» — пишет Вахитов в полном противоречии с фактами и даже имеет достаточно нахальства, чтобы выделять эти слова как главный тезис статьи.
Вахитов противоречит сам себе, смущённой скороговоркой признавая в том же абзаце, что «Ленин желал поражения… царской России
». Далее он пытается примирить эти два утверждения следующим образом: «…Россия с тех пор, как на её землю ступил сапог антантовских интервентов, превратилась из союзника империалистических держав в объект империалистического грабежа и, повторимся, гражданская война стала национально-освободительной
». Никакого противоречия между защитой советского отечества и революционным пораженчеством действительно нет, но это потому, что эти стратегии относятся к различным периодам, различным в классовом отношении государствам. Вахитов же пытается жульнически переносить стратегию защиты советского отечества на империалистическое российское государство, которое у него (но не у Ленина!) становится союзником колониальных стран! «…Для мирового империализма… Россия была лишь предметом раздела и эксплуатации
» — пишет Вахитов будто бы от имени Ленина, но не приводит никаких подтверждающих цитат. Конечно, он и не мог бы этого сделать, поскольку для Ленина было несомненно, что Россия является конкурентом великих держав и частью мирового империализма, звеном в его цепи, опутывающей колониальный мир.
Не имея достаточно подтверждений от самого Ленина, Вахитов вынужден опираться на его врагов: «Уже после 1919 года стало ясно (и не только большевикам, но и многим „белым“, например, колчаковцу Устрялову, монархисту Шульгину), что идёт не столько война проигравших высших классов царской России с победившими крестьянами и пролетариями, сколько война между Россией в новом её обличии — Российской Советской Федеративной Социалистической Республики против западных интервентов…
». Так и надо было Вахитову честно написать, что русские патриоты — это Устрялов и Шульгин! Потому что ведь Ленин с ними вовсе не был согласен, он их позицию понимал так: «Я за поддержку Советской власти в России,— говорит Устрялов, хотя был кадет, буржуа, поддерживал интервенцию,— я за поддержку Советской власти, потому что она стала на дорогу, по которой катится к обычной буржуазной власти
» (В. И. Ленин, Политический отчёт Центрального комитета РКП(б) 27 марта 1922 г. ⅩⅠ съезду РКП(б)).
Фактом является, что главной угрозой Советской власти были именно свои, русские реакционеры. Войска Колчака заняли Сибирь и дошли до Урала, войска Деникина — до Киева, войска Юденича непосредственно угрожали Петрограду. Где в это время были пресловутые антантовцы? Сидели в Северной области, откуда после разгрома белых бесславно эвакуировались к февралю 1920 г. Вскоре после этого были выведены из Забайкалья и войска Японии (опять же, отнюдь не западной державы), а большевикам пришлось громить режим «Земского воеводы» Дитерихса. Заметными врагами Советской власти были также белоказаки (атаманы Каледин, Краснов, Дутов, Семёнов), махновцы и им подобные, петлюровцы, эсеро-меньшевистские контрреволюционные формирования (Народная армия Комуча, Ижевская народная армия). Столкновения с иностранными армиями по праву занимают в этом ряду последнее место. Вахитов полностью искажает историю Советской России!
Конечно же, статья имплицитно нацелена на сегодняшний день. Это к сегодняшней России автор хочет привлечь симпатии читателя как к некоему союзнику Третьего мира. Тогда как в действительности российский империализм продолжает существовать, наследуя великодержавные традиции царизма и «нового царизма» — хрущёвско-брежневского ревизионизма. Разумеется, он отличается от них. Например, не имеет таких колониальных владений (впрочем, классический колониализм давно потерпел крах по всему миру) и не так силён в военном и промышленном отношении (как СССР). Однако он раскинул свои щупальца по всему миру, в противоположность царизму имеет независимые от иностранцев финансы и до некоторой степени получил нефтегазовую власть даже над Европой. Словом, это империализм и — какие бы кульбиты не выкидывали националистические идеологи — непосредственный враг российских коммунистов.