Пер. с англ.— red-w1ne

Charu Mazumdar. Carry Forward the Peasant Struggle by Fighting Revisionism // The Collected Works of Charu Mazumdar. Deshabrati Prakashani, publishing house of the Undivided C.P.I. (M-L)

Около 1966 г.

Развивать борьбу крестьян через борьбу с ревизионизмом

Кто опубликовал: | 14.12.2016

В период после выборов наши опасения подтвердили [на практике] действия самого́ руководства партии (КПИ (марксистской)). Политбюро приказало нам «продолжать борьбу за защиту независимого от Конгресса правительства от реакции». Это означает, что главная задача марксистов — не усиливать классовую борьбу, а выступать в качестве адвокатов правительства. Поэтому была созвана конференция членов партии, чтобы прочно установить экономизм среди рабочего класса. Немедленно после этого по инициативе правительства было подписано соглашение о перемирии в промышленности. Рабочих попросили не прибегать к герао. Что может быть более откровенным примером классового сотрудничества? После того, как работодателям дали полное право эксплуатировать, рабочих попросили отказаться от борьбы. Немедленно после того, как коммунистическая партия вошла в правительство, которое было сформировано в результате мощного массового движения, был избран путь классового сотрудничества. Китайские лидеры давно предсказали, что те, кто остался нейтральным в международных дебатах1, очень скоро пойдут по пути оппортунизма. Сейчас китайские лидеры говорят, что эти сторонники нейтралитета на самом деле ревизионисты и они очень скоро перейдут в лагерь реакции. В нашей стране мы видим, насколько верным оказалось это предсказание. Мы были свидетелями предательства [интересов] рабочего класса. К этому следует прибавить заявление лидера коммунистической партии, Харекришны Конара. Сначала он пообещал, что все находящиеся в собственности земли2 будут распределены между безземельными крестьянами. Потом количество земли, которое предстояло распределить, урезали. В конце концов, он сообщил, что существующее положение дел будет оставлено без изменений в этом году. Освобождение от платы за землю3 было оставлено на милость младших чиновников по земельной реформе4. Крестьянам предложили подавать петиции. Харекришна-бабу не только член Центрального комитета коммунистической партии; он также секретарь Кришак Сабхи в Западной Бенгалии. В ответ на призыв Кришак Сабхи во главе с ним, крестьяне вели борьбу за возвращение находящихся в собственности и бенами5 земель в 1959 году. В интересах землевладельцев правительство перешло к репрессиям и принимало решения о выселении, тем не менее, крестьяне во многих случаях не отказывались от владения землёй и удерживали её, опираясь на силу деревенского единства. Поддержал ли их движение лидер Кришак Сабхи после того, как он стал министром? Нет. То, что он сказал, означает, что находящаяся в собственности земля будет перераспределена. Кто получит её? В этом чиновники по земельной реформе будут спрашивать совета у Кришак Сабхи. Но будут ли они следовать этим советам? Харекришна-бабу не дал никакой гарантии. Но если чиновники отвергнут советы Кришак Сабхи, крестьянам ни при каких обстоятельствах не позволят захватить землю силой. Харекришна-бабу сразу ясно высказался по этому поводу. Что это значит? Разве это не значит, что он выступает как сборщик долгов на службе у правительства и джотедаров6? Даже члены Конгресса не смели так бесстыдно выступать в защиту интересов феодальных классов. Следовательно, подчиниться инструкциям партийных лидеров будет означать слепо принять эксплуатацию и господство феодальных классов. Поэтому обязанность коммунистов состоит в том, чтобы объяснять антиклассовую и реакционную роль руководства партии её рядовым членам и народу, придерживаться принципа усиления классовой борьбы и идти вперёд. Предположим, что безземельные и бедные крестьяне примут предложение Харекришны-бабу и подадут петиции. Что тогда случится? Некоторые из находящихся в собственности земель, несомненно, остаются под паром, но большая часть обрабатывается. Этими землями владеют крестьяне. Сегодня они владеют ими на основании лицензий. Или они платят долг джотедарам. Когда эта земля будет распределена, это неизбежно приведёт к столкновениям между бедными и безземельными крестьянами. Воспользовавшись этим, богатые крестьяне установят своё лидерство во всем крестьянском движении, поскольку у богатого крестьянина есть возможности для агитации, так что он также является проводником влияния феодалов. Следовательно, Харекришна-бабу не только пытается сегодня отказаться от пути борьбы, но он также предпринимает шаги к тому, чтобы борьба крестьян в будущем не приобрела насильственные формы.

Тем не менее, мы приняли программу народно-демократической революции, согласно которой задача революции — это проведение аграрных реформ в интересах крестьянства. Аграрная реформа в интересах крестьянства возможна только тогда, когда мы сможем положить конец господству феодальных классов в сельской местности. Чтобы сделать это, мы должны отобрать землю у феодальных классов и распределить её среди безземельных и бедных крестьян. Мы никогда не сможем сделать этого, если наше движение будет ограничено рамками экономизма. В каждой области, где было движение за находящуюся в собственности землю, опыт показывает, что крестьянин, который приобрёл землю в собственность и получил лицензию, больше не участвует в крестьянском движении. В чем причина? Потому что всего за один год у бедного крестьянина изменился класс — он стал средним крестьянином. Поэтому, экономические требования бедных и безземельных крестьян больше не являются его требованиями. Следовательно, экономизм создаёт брешь в единстве борющихся крестьян и приводит к разочарованию безземельных и бедных крестьян. Адвокаты экономизма оценивают каждое движение по количеству падди7 в маундах8 или земли в бигхах9. Выросла ли сознательность крестьянина или нет, для них это никогда не показатель. Поэтому они никак не пытаются поднять классовую сознательность крестьянства. Тем не менее, мы знаем, что никакую борьбу нельзя вести без жертв. Председатель Мао научил нас, что если есть борьба, то есть и жертвы. В начальном этапе борьбы сила реакции будет больше, чем сила масс. Следовательно, борьба будет продолжительной. Так как массы являются прогрессивной силой, их мощь будет возрастать день ото дня, а так как реакционные силы отживают свой век, их мощь будет постоянно угасать. Поэтому, никакая революционная борьба не может быть успешной, если массы не будут готовы к жертвам. От этого базового революционного мировоззрения экономизм ведёт нас в тупик буржуазного мировоззрения. Вот чего партийные лидеры пытаются добиться своей деятельностью. Анализ всех наших прежних крестьянских движений показывает, что партийные лидеры навязывали крестьянам компромиссы сверху. Тогда как обязанность партийного руководства состоит в том, чтобы установить боевое руководство рабочего класса в крестьянском движении. Они не сделали этого раньше, они не делают этого даже сейчас. Теперь они предлагают полагаться на законы и бюрократию. Ленин сказал, что даже если какое-то прогрессивное законодательство будет принято, но исполнять его будет поручено бюрократии, то крестьяне не получат ничего. Так что наши лидеры далеко отошли от пути революции.

Аграрная революция является насущной задачей текущего момента; эту задачу нельзя отложить и без её осуществления для крестьян нельзя ничего сделать. Но прежде чем осуществить аграрную революцию, нужно уничтожить государственную власть. Борьба за аграрную революцию без уничтожения государственной власти — это откровенный ревизионизм. Поэтому уничтожение государственной власти является сегодня первой и главной задачей крестьянского движения. Если нельзя сделать это в масштабе всей страны, в масштабе одного штата, будут ли крестьяне молча ждать? Нет, марксизм-ленинизм-маоцзэдунъидеи10 учат нас, что если в какой-либо области крестьяне политически готовы к этому, то мы должны осуществить задачу уничтожения государственной власти в этой области. Это то, что называется крестьянским освобождённым районом. Борьба за построение такого освобождённого района является сегодня самой срочной задачей крестьянского движения, задачей данного момента. Что мы будем называть освобождённым районом? Мы будем называть такой крестьянский район освобождённым, где мы смогли свергнуть классовых врагов. Чтобы построить такой освобождённый район, нам потребуется вооружённая сила крестьян. Когда мы говорим о вооружённой силе, мы имеем в виду оружие, сделанное крестьянами. Поэтому нам также нужно оружие. Приступили ли крестьяне к сбору оружия или нет, это тот показатель, на основе которого мы будем оценивать, готовы ли они политически. Откуда крестьяне получат оружие? У классовых врагов есть оружие и они живут в деревне. Оружие нужно отобрать у них силой. Они не отдадут своё оружие нам добровольно. Следовательно, мы должны захватить у них оружие силой. Для этого крестьянских бойцов нужно обучить всей тактике, начиная со сжигания домов классовых врагов. Кроме того, мы захватим оружие у вооружённых сил правительства, внезапно нападая на них. Район, в котором мы сможем организовать эту кампанию по сбору оружия, будет быстро преобразован в освобождённый район. Поэтому, чтобы осуществить эту задачу, необходимо широко пропагандировать среди крестьян политику вооружённой борьбы. Более того, необходимо организовывать небольшие и тайные боевые группы для проведения кампании по сбору оружия. Одновременно с пропагандой политики вооружённой борьбы участники этих групп будут стараться успешно реализовать специфическую программу сбора оружия. Просто сбор оружия не изменит характера борьбы — собранное оружие должно быть использовано. Только тогда творческие способности крестьян разовьются и борьба претерпит качественное изменение. Это могут сделать только бедные и безземельные крестьяне, твёрдый союзник рабочего класса. Средний крестьянин тоже союзник, но его боевая сознательность не так велика, как у бедных и безземельных крестьян. Поэтому он не может принять участие в борьбе сразу — ему нужно какое-то время. Вот почему классовый анализ является необходимой задачей для коммунистической партии. Великий лидер Китая председатель Мао Цзэдун, следовательно, в первую очередь решил эту задачу и смог безошибочно указать путь революционной борьбы. Поэтому первый пункт нашей организационной работы — это установление лидерства бедных и безземельных крестьян в крестьянском движении. Именно в процессе организации крестьянского движения на основе политики вооружённой борьбы будет установлено лидерство бедных и безземельных крестьян. Потому что среди крестьянских классов они самые революционные. Отдельная организация сельскохозяйственных рабочих не поможет [осуществить] эту задачу. Скорее, отдельная организация сельскохозяйственных рабочих поощряет тенденцию к профсоюзному движению, основанному на экономизме, и усиливает конфликты среди крестьян. Единство союзных классов не укрепляется, потому что в нашей системе сельского хозяйства господствует эксплуатация со стороны феодальных классов. Другой вопрос, который возникает в этом самом контексте, касается компромисса с мелкими собственниками. Какой является точка зрения коммунистов в данном вопросе? В связи с компромиссами мы должны понимать, кого мы поддерживаем. Поэтому мы не можем поддерживать никакие другие классы, [интересы которых противоположны интересам классов, которые мы поддерживаем]. В крестьянском движении (в Индии) коммунистов всегда пытались заставить отказаться от поддержки интересов бедных и безземельных крестьян в интересах мелкой буржуазии. Это ослабляет боевой дух бедных и безземельных крестьян. В отношении средних и богатых крестьян мы должны занимать другую позицию. Если мы будем рассматривать богатых крестьян как середняков, бедные и безземельные крестьяне будут разочарованы. Но если мы будем рассматривать середняков как богатых крестьян, боевой энтузиазм середняков уменьшится. Поэтому, коммунисты должны учиться проводить классовый анализ крестьянства в каждой области в соответствии с инструкциями председателя Мао.

Вновь и вновь прорывается наружу недовольство среди крестьян в Индии. Они постоянно ищут совета у коммунистической партии. Мы не научили их тому, что политика вооружённой борьбы и кампания по сбору оружия — это единственный путь. Это путь рабочего класса, это путь освобождения, путь создания общества, свободного от эксплуатации. В каждом штате Индии сегодня крестьяне волнуются, коммунисты должны указать им путь. Это путь политики вооружённой борьбы и кампании по сбору оружия. Мы должны твёрдо следовать этому единственному пути освобождения. Великая культурная революция в Китае объявила войну всем видам эгоизма, групповой ментальности, ревизионизма, следования в хвосте за буржуазией, оправдания буржуазной идеологии — ослепительное влияние этой революции достигло также и Индии. Лозунг этой революции — «будьте готовы решительно к любым жертвам, устраняйте препятствия с пути одно за другим, победа будет за нами». Каким бы ужасным ни казался империализм, какие бы гнусные ловушки ни расставлял ревизионизм, дни реакционных сил сочтены, и яркие лучи марксизма-ленинизма-маоцзэдунъидей сметут всю тьму.

Естественно возникает вопрос: есть ли необходимость в массовой борьбе крестьян за частичные требования в эту эпоху? Разумеется, такая необходимость есть и будет. Потому что Индия — огромная страна и крестьяне также разделены на многие классы, поэтому политическая сознательность не может во всех областях и во всех классах быть на одном уровне. Поэтому всегда будет возможность крестьянского массового движения на основе частичных требований и коммунисты всегда будут в полной мере использовать такую возможность. Какую тактику мы будем применять в руководстве движениями за частичные требования и какой будет их задача? В основе нашей тактике должно быть то, готовы ли широкие крестьянские массы к борьбе или нет, и нашей базовой задачей должно быть повышение классовой сознательности крестьян — продвинулись ли они по пути к широкой вооружённой борьбе. Движения за частичные требования будут усиливать классовую борьбу. Политическая сознательность широких масс будет расти. Широкие крестьянские массы будут готовы к жертвам, борьба будет распространяться на новые области. Движения за частичные требования могут принимать любую форму, но коммунисты будут всегда пропагандировать необходимость более высоких форм борьбы среди крестьянских масс. Ни при каких условиях коммунисты не должны пытаться представить тип борьбы, доступный крестьянским массам, как наилучший. В действительности коммунисты всегда будут вести пропаганду среди крестьян в пользу революционной политики, т. е., политики вооружённой борьбы и кампании по сбору оружия. Несмотря на это пропаганду, крестьяне, вероятно, решат перейти к массовым депутациям и мы должны руководить этим движением. Во времена белого террора эффективность таких массовых депутаций ни в коем случае нельзя преуменьшать, так как такие массовые депутации будут во всё возрастающей мере вовлекать крестьян в борьбу. Движения за частичные требования никогда не следует осуждать, но руководить этими движениями в манере экономизма — это преступление. Более того, преступно проповедовать, что движения за экономические требования автоматически примут форму политической борьбы, потому что это преклонение перед спонтанностью. Такие движения могут указать путь массам, помочь им развить ясность мировоззрения, вдохновить к жертвам. На каждом этапе борьбы есть только одна задача. Пока эта задача не выполнена, борьба не достигнет более высокой стадии. В эту эпоху такая задача состоит в политике вооружённой борьбы и кампании по сбору оружия. Что бы мы ни делали, если мы не выполним эту задачу, борьба не поднимется на более высокий уровень. Борьба прекратится, организация развалится, организация не будет расти. Аналогично, у индийской революции есть только один путь, путь, указанный Лениным,— построения народных вооружённых сил и республики. Ленин сказал в 1905 г. что эти две задачи нужно решать, где это возможно, даже если это невозможно в России в целом. Председатель Мао обогатил [учение] о пути, который указал Ленин. Он научил [нас] тактике народной войны и Китай добился освобождения на этом пути. Сегодня по этому пути идут во Вьетнаме, Таиланде, Малайе, на Филиппинах, в Бирме, Индонезии, Йемене, Леопольдвилле, Конго, в разных странах Африки и Латинской Америки. Этот путь также был принят на вооружение в Индии, по пути построения народных вооружённых сил и власти фронта освобождения идут в областях, населённых нага и мизо, и в Кашмире. Поэтому нужно обратиться к рабочему классу и сказать ему, что он должен возглавить индийскую демократическую революцию и рабочий класс выполнит задачу предоставления руководства борьбе своего самого твёрдого союзника, крестьянства. Поэтому обязанность рабочего класса состоит в организации крестьянского движения и поднятия его до уровня вооружённой борьбы. Авангард рабочего класса пойдёт в деревни, чтобы принять участие в вооружённой борьбе. Это главная задача рабочего класса. «Собирайте оружие и создавайте базы вооружённой борьбы в сельской местности» — это называется политикой рабочего класса, политикой захвата власти. Мы должны поднять рабочий класс на базе этой политики. Организовать всех рабочих в профсоюзы — этот лозунг не повышает политической сознательности рабочего класса. Это, разумеется, не означает, что мы не должны больше организовывать профсоюзы. Это означает, что партийные революционные рабочие больше не будут утопать в болоте профсоюзной активности — их задачей будет ведение политической пропаганды среди рабочего класса, т. е. пропаганды политики вооружённой борьбы и кампании по сбору оружия и построения партийной организации. Среди мелкой буржуазии наша главная задача также состоит в политической пропаганде значения крестьянской борьбы. Иными словами, на каждом фронте партия обязана объяснять важность крестьянской борьбы и призывать к участию в борьбе. [От того], в какой степени мы сможем выполнить эту задачу, зависит, сможем ли мы достичь стадии сознательного руководства в демократической революции. Оппозицию этому базовому марксистско-ленинскому пути партии составляют не только ревизионисты. Ревизионисты прямо идут по пути классового сотрудничества, так что это революция; буржуазные партии пришли к власти и была также власть в руках рабочих, крестьянских и солдатских советов. Из-за существования двоевластия, лидерство рабочего класса стало эффективным и только когда в этих советах мелкобуржуазные партии сдали власть буржуазии, стало возможным для рабочего класса совершить Октябрьскую революцию.

Они не анализируют объективные условия Индии. Они не учатся на опыте борьбы, которая идёт в Индии. Главной причиной успеха русской революции было правильное применение тактики единого фронта. Вопрос о тактике единого фронта одинаково важен и в Индии. Но тактика индийской демократической революции будет другой по форме. В Индии также, в областях нага, мизо, в Кашмире и других областях идёт борьба под мелкобуржуазным руководством. В демократической революции, следовательно, рабочий класс пойдёт вперёд, формируя с ними единый фронт. Во многих новых областях начнётся борьба под руководством буржуазных и мелкобуржуазных партий. Рабочий класс также будет заключать союзы с ними и главной основой для такого союза будет антиимпериалистическая борьба и право самоопределения. Рабочий класс обязательно признает это право, вместе с правом отделения.

Хотя те, кто мечтает о революции в Индии по образцу Октябрьской революции, являются революционерами, они неспособны обеспечить смелое руководство из-за своего доктринёрского мировоззрения. Они не понимают значения борьбы крестьян и неосознанно становятся пропагандистами экономизма в рабочем классе. Они неспособны усвоить опыт народов Азии, Африки и Латинской Америки. Часть из них стала учениками Че Гевары и не понимает задачи организации крестьянства, главной силы индийской демократической революции. В результате они неизбежно становятся жертвами левого уклона. Поэтому нам нужно уделять им особое внимание и способствовать их постепенному обучению. Ни при каких условиях мы не должны проявлять нетерпимость по отношению к ним. Кроме того, среди нас есть группа революционных товарищей, которые принимают китайскую партию и учение великого Мао Цзэдуна и также соглашаются с тем, что это единственный путь. Но они рассматривают книгу «Как быть хорошим коммунистом»11 как единственный путь к самовоспитанию и в результате впадают в серьёзный уклон. Единственный марксистский путь к самовоспитанию, указанный Лениным и председателем Мао, есть путь классовой борьбы. Только закалив себя в огне классовой борьбы, коммунист может стать чистым золотом. Классовая борьба — это реальная школа коммунистов и опыт классовой борьбы следует оценивать в свете марксизма-ленинизма-маоцзэдунъидей и делать из этого выводы. Поэтому главной задачей партийного обучения является применение учения марксизма-ленинизма в классовой борьбе, формулирование общих принципов на базе опыта и возвращение к народу этих принципов, суммированных на опыте12. Это то, что называют «от народа к народу». Это основа партийного обучения. Эти революционные товарищи не могут понять эту фундаментальную истину партийного обучения. В результате они совершают идеалистические ошибки в отношении партийного обучения. Председатель Мао Цзэдун научил нас, что не может быть обучения в отрыве от практики. По его словам, «делать значит учиться». Самовоспитание возможно только в процессе изменения существующих условий через революционную практику.

Революционеры всех стран, соединяйтесь!
Да здравствует революционное единство рабочих и крестьян!
Да здравствует председатель Мао Цзэдун!

  1. Речь идёт о конфликте между КПСС и КПК.
  2. Англ. vested lands.
  3. Англ. remission of land revenue.
  4. Англ. junior land reforms officers.
  5. Бенами — традиционная форма собственности в Индии, «собственность, приобретённая за свои деньги, но от имени другого лица или от своего имени, но переданная другому лицу без каких бы то ни было намерений создать выгоду для этого лица».
  6. Джотедар — землевладелец, который сдаёт землю в аренду.
  7. Падди — необмолоченный рис.
  8. Маунд — мера веса в Индии, различается по регионам, в Бенгалии она составляет 37,3 кг.
  9. Бигха — в Западной Бенгалии 1,3 кв. км.
  10. После раскола с КПСС, оставшейся на позициях «марксизма-ленинизма» (превратившегося в руках Суслова и Ко в нечто совершенно непотребное), КПК приняла марксизм-ленинизм-маоцзэдунъидеи в качестве своей идеологии. Большинство следовавших линии Пекина компартий последовали этому примеру, кроме Албанской партии труда и её лидера Энвера Ходжи, которые остались на позициях марксизма-ленинизма (в их понимании); последних впоследствии стали называть ходжаистами. С 1980-х и в настоящее время большинство маоистов называют учение марксизмом-ленинизмом-маоизмом или просто маоизмом. В Индии, впрочем, часть маоистов всё ещё держится за старое название «маоцзэдунъидеи» (идеи Мао Цзэдуна), чтобы отличать себя от Компартии Индии (маоистской).
  11. Книга одного из лидеров КПК Лю Шаоци.
  12. Чару Мазумдар излагает здесь принципы «массовой линии» — одной из основ маоизма. Политика партии формируется исходя из требований масс, которые следует анализировать на базе марксизма и затем делать основой партийной политики.

Добавить комментарий