Сегодня в Сахаровском центре состоялось очередное заседание клуба «Диалог». Обсуждали мир-системный анализ и его соотношение с классовой борьбой.
Б. Ю. Кагарлицкий рассказал очень интересные вещи про Джованни Арриги (1937—2009) — одного из крупных представителей мир-системного анализа. Арриги, по его словам, в конце жизни пришел к очень интересному выводу, что капиталистическую систему в принципе не уничтожить, она если не вечна, то всерьёез и надолго (лет на 500). Поэтому мысли о социализме надо оставить, и поддержать современный Китай, который под чутким руководством своего Политбюро идёт к гегемонии в мировой капиталистической системе.
Взгляды Арриги, по мнению Кагарлицкого, свидетельствуют о вырождении школы мир-системного анализа, которая ушла от классовой борьбы и стала все сводить к межгосударственному противостоянию Китай — США. Сам же Кагарлицкий считает, что классовые противоречия никуда не исчезли, и они будут нарастать именно в центре существующего порядка, а именно в США и Западной Европе.
В. В. Дамье согласился с предыдущим оратором, что вместо мир-системного анализа нужно вернуться к классовой борьбе и говорить о мировом капитале и мировой буржуазии. Но дальше начались очень интересные вещи: Дамье заявил, что страны реального социализма никогда не выходили за рамки капиталистической мир-системы, они были просто частным случаем модернизации, т. е. попыткой вырваться из периферии в центр. Такие попытки в прошлом предпринимали Япония и СССР, с разным итоговым результатом, а сегодня это делает Китай. Модернизация, подчеркнул Дамье, всегда идёт за счёт усиления эксплуатации пролетариата.
Дальше Дамье обрушился с критикой на право наций на самоопределение — странную теорию, которую одновременно выдумали некий Ульянов, вождь большевиков, и вожди левого крыла буржуазии (он не назвал Вильсона, но имел ввиду, конечно, именно его). Это совпадение не было случайным, потому что право наций на самоопределение — это буржуазная теория, чуть ли не фашистская (про то, что нации делятся на реакционные и прогрессивные, говорил Муссолини), и с классовой точки зрения она означает «бесславный союз между буржуазными элитами третьего мира и закомплексованными интеллектуалами первого мира
». Который, например, выразился в поддержке западными левыми Вьетнама, вождь которого, Хо Ши Мин, вовсе не был прогрессивным деятелем, потому что «в 1945 г. он вырезал перспективное левомарксистское движение в южном Вьетнаме
».
Вообще, по словам Дамье, что пролетариат стран первого мира неспособен к революции — это маоистский миф. На самом деле, в странах т. н. «золотого миллиарда» (которого на самом деле не существует) всё больше становится новых бедных, которые являются источником будущего революционного взрыва. Класс против класса, никаких союзов даже с частью мировой буржуазии — это предательство интересов пролетариата, заключил оратор.
Р. В. Дзарасов от темы мир-системного анализа несколько уклонился. Сначала он попытался поправить Дамье, вспомнив про известную теорию Ленина о буржуазно-демократической революции под руководством пролетариата. Правда, затем Дзарасов зачем-то смешал Ленина с Троцким (который, как известно, всю жизнь продвигал свою идею перманентной революции, весьма далекую от взглядов Ленина) и сказал, что Троцкий и Ленин говорили о революции пролетариата при поддержке угнетённых наций (он назвал эту идею «троцкистско-ленинской», хотя на самом деле она ленинско-сталинская — Троцкий к угнетенным нациям относился весьма скептически, ставя на первое место классовую борьбу внутри них).
Затем Дзарасов переключился на Украину и раскритиковал «популярную в среде российских левых точку зрения
», что на Украине идёт борьба двух империализмов, американского и российского. Россия, по Дзарасову, является страной полупериферийного капитализма, поэтому империалистической она быть не может. Правда, это не мешает ей отстаивать на Украине свои национальные интересы — для этой цели российский полупериферийный капитализм, например, «вернул Крым
».
Что касается юго-востока Украины, то никакого российского следа, по словам докладчика, там не прослеживалось изначально. Юго-восток восстал против «необандеровской
» власти в Киеве, и вообще у этого движения был изначально социалистический характер, но он был пресечён, когда Россия вмешалась. Поэтому наша задача, считает Дзарасов, поддерживать коммунистов в народных республиках, которые подвергаются там сильному давлению, и оказывать им поддержку, прежде всего идейную.
А. В. Бузгалин, выступавший последним, говорил о разных уровнях эксплуатации в современном мире. В частности, по его словам, индустриальный пролетариат никуда не исчез, он просто переместился в Китай и Индию, и для него всё более актуальными становятся «классические вопросы классовой борьбы
». Другой уровень эксплуатации — капиталистическое манипулирование, которое принуждает людей покупать ненужные им товары. Поэтому Бузгалин предложил запретить коммерческую рекламу. Еще один источник эксплуатации — финансовый капитал, который сегодня подчинил себе всю экономику. Бузгалин в заключение сказал, что сегодня очень развита классовая борьба буржуазии против пролетариата — обычно мы говорим о классовой борьбе пролетариата против буржуазии, но существует и обратная классовая борьба буржуазии, например, это невыплата заработной платы.
Если попытаться прокомментировать итоги обсуждения одной фразой, то это будет «класс против класса». Ораторы либо скептически, либо прямо враждебно отнеслись к идее национально-освободительной борьбы. Это серьёзная ошибка. Ленин в своё время придавал борьбе угнетённых наций огромное значение, и эта его идея была усилена Мао Цзэдуном, который говорил, что в современном мире главное противоречие — между империализмом и угнетёнными нациями (не отрицая других противоречий, в том числе между пролетариатом и буржуазией в развитых капиталистических странах). Маоисты теорию Валлерстайна, конечно, не принимают и остаются на точке зрения ленинской теории империализма. Что касается «золотого миллиарда», то это сама по себе не маоистская идея (как и «теория трех миров» — не маоистская, хотя её часто считают таковой). В первом мире есть классовые противоречия, но там из-за наличия большого среднего класса (в прошлом — рабочей аристократии) ситуация другая, чем в третьем мире, поэтому центр революции давно переместился из первого мира в третий. Но это не означает, что в развитых капиталистических странах Запада революция невозможна.
…»теория трех миров» — не маоистская, хотя её часто считают таковой…
Пожалуйста, растолкуйте более подробно:
— почему теория трёх миров названа не маоистской;
— почему её, тем не менее, часто считают таковой.
Вот что считает РМП по этому поводу:
РМП принимает Теорию трёх миров в трактовке Маоистского интернационалистического действия (МИД), воспроизводя в своей программе его «третий кардинал»: «Сегодняшний мир предстаёт перед нами разделённым на три группы стран: 1) страны Метрополии (США, страны Западной Европы, Япония и т. д.); 2) сравнительно богатые и/или располагающие большим военным/промышленным потенциалом страны, занимающие промежуточное положение (в их число входит и Россия); 3) эксплуатируемые предыдущими двумя группами страны Третьего Мира (к которым относится большинство республик бывшего СССР). Революционная роль пролетариата в каждой из перечисленных групп стран различна. В странах Метрополии рабочий класс подкуплен империалистами за счёт сверхприбылей от эксплуатации стран Третьего Мира и не может на данном этапе рассматриваться как революционная сила…».[3]
«Мы говорим — США есть страшная голова мирового капитализма, но только голова. Капитализм не сводится к ним, он есть система, объемлющая как сверхдержаву, так и „промежуточную зону“ и „автономные диктатуры“ — реакционные постольку, поскольку они буржуазны».
http://wiki.maoism.ru/%D0%A2%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D1%82%D1%80%D1%91%D1%85_%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2