; ;

Да здравствует победа диктатуры пролетариата. К столетию Парижской Коммуны. Редакции газеты «Жэньминь жибао», журнала «Хунци» и газеты «Цзефанцзюнь бао» (18 марта 1971 года).— Пекин, Издательство литературы на иностранных языках, 1971.

18.03.1971

Да здравствует победа диктатуры пролетариата

Кто опубликовал: | 13.06.2017

Париж рабочих с его Коммуной всегда будут чествовать как славного предвестника нового общества. Его мученики навеки запечатлены в великом сердце рабочего класса.

Карл Маркс

Если Коммуна будет разбита, борьба будет только отсрочена. Принципы Коммуны вечны и не могут быть уничтожены; они вновь и вновь будут заявлять о себе до тех пор, пока рабочий класс не добьётся освобождения.

Карл Маркс

«Да здравствует Парижская Коммуна! В ознаменование столетия Парижской коммуны», плакат Революционного комитета Шанхайского драматического училища, март 1991 г.

Ⅰ. Принципы Парижской Коммуны вечны

18 марта нынешнего года исполняется столетие Парижской Коммуны. Воспитываемые великим вождём Председателем Мао Цзэдуном китайские коммунисты и весь китайский народ с глубоким чувством пролетарского интернационализма горячо отмечают этот великий «праздник пролетариата»1 вместе с пролетариатом и революционными народами всего мира.

Сто лет тому назад французский пролетариат и широкие народные массы подняли в Париже героическое вооружённое восстание и создали Парижскую Коммуну. Это была первая в истории человечества пролетарская власть, первая великая попытка пролетариата ниспровергнуть буржуазию и установить диктатуру пролетариата.

Парижская Коммуна упразднила армию и полицию реакционного буржуазного правительства и заменила их вооружённым народом, дав винтовку в руки рабочему классу.

Парижская Коммуна разбила бюрократический аппарат, посредством которого класс капиталистов порабощал народ, основала своё собственное правительство, правительство рабочего класса, провела целый ряд политических установок в защиту интересов трудового народа и организовала народные массы на активное участие в управлении государством.

В боях за создание и защиту пролетарской власти герои Парижской Коммуны проявили невиданную революционную инициативу, величайшую революционную активность и героическую самоотверженность. Их память революционные народы чтят из поколения в поколение.

Хотя Парижская Коммуна пала в результате военного нападения и кровавой расправы, совершённых палачом Тьером в сговоре с Бисмарком, её исторические подвиги не меркнут. «Героическое движение 18 марта», как указывал К. Маркс, есть «заря великой социальной революции, которая навсегда освободит человечество от классового общества»2.

Когда в окутанном пороховым дымом Париже ещё продолжались бои, К. Маркс указывал: «Если Коммуна будет разбита, борьба будет только отсрочена. Принципы Коммуны вечны и не могут быть уничтожены; они вновь и вновь будут заявлять о себе до тех пор, пока рабочий класс не добьётся освобождения»3.

Каковы же революционные принципы, обобщённые великими учителями пролетариата К. Марксом и Ф. Энгельсом на основе практики Парижской Коммуны?

Эти принципы в общем можно свести к следующему: «Рабочий класс не может просто овладеть готовой государственной машиной и пустить её в ход для своих собственных целей»4. Пролетариат должен с помощью революционного насилия «сломать» и «разбить»5 старую государственную машину и «осуществить диктатуру пролетариата»6.

Освещая этот принцип, К. Маркс подчеркнул: «Первым её [диктатуры пролетариата] условием является армия пролетариата. Право на своё освобождение рабочий класс должен завоевать на поле битвы»7.

Лишь опираясь на революционные вооружённые силы, пролетариат может ниспровергнуть господство реакционных классов и до конца выполнить свою историческую миссию.

К. Маркс также указывал, что государство диктатуры пролетариата должно «быть не парламентарной, а работающей корпорацией, в одно и то же время и законодательствующей и исполняющей законы»8.

Как отмечал В. И. Ленин, «одна из самых замечательных и важнейших идей марксизма в вопросе о государстве» есть «именно идея „диктатуры пролетариата“ (как стали говорить Маркс и Энгельс после Парижской Коммуны)»9. Отстаивать ломку государственной машины буржуазии и установление пролетарской диктатуры революционным насилием или же защищать государственную машину буржуазии и выступать против диктатуры пролетариата — вот вопрос, который уже сто лет находится в фокусе многократно повторяющейся борьбы марксизма с ревизионизмом, реформизмом, анархизмом и всеми другими проявлениями буржуазной и мелкобуржуазной идеологии, в фокусе многократно повторяющейся борьбы двух линий в международном коммунистическом движении. Ревизионизм, начиная с ревизионизма Ⅱ Интернационала и кончая современным ревизионизмом, центром которого является советская ревизионистская ренегатская клика, представляет собой окончательную измену марксизму именно в таком коренном вопросе, как диктатура пролетариата.

История последних ста лет полностью подтвердила, что учение марксизма о пролетарской революции и диктатуре пролетариата непобедимо.

46 лет спустя после восстания Парижской Коммуны пролетариат России под руководством великого Ленина, подняв вооружённое восстание, завоевал победу в Октябрьской социалистической революции и открыл тем самым новую эру — эру мировой пролетарской революции и диктатуры пролетариата. Говоря о разрушении старой государственной машины, В. И. Ленин отмечал, что Парижская Коммуна «сделала первый всемирно-исторический шаг по этому пути, Советская власть — второй»10.

78 лет спустя после восстания Парижской Коммуны китайский народ под руководством великого вождя Председателя Мао Цзэдуна одержал победу в революции. Председатель Мао Цзэдун, открыв путь создания опорных баз в деревне, окружения города деревней и затем взятия городов, повёл китайский народ на длительную революционную войну, в результате чего было свергнуто реакционное господство империализма, феодализма и бюрократического капитализма, сломана старая государственная машина и установлена в Китае демократическая диктатура народа, то есть диктатура пролетариата. Вслед за этим Председатель Мао Цзэдун повёл китайский народ на продолжение революции при диктатуре пролетариата, на победоносное продвижение вперёд по столбовой дороге социализма.

На протяжении последних ста лет пролетариат, угнетённые народы и угнетённые нации всего мира, идя вперёд волна за волной и мужественно сражаясь, поддерживая и вдохновляя друг друга, непрерывно продвигали вперёд дело социалистической революции и национально-демократической революции и одержали исключительно блестящие победы. Как указывает товарищ Мао Цзэдун, «Современная эпоха — это историческая эпоха, когда капитализм и империализм во всём мире идут к гибели, а социализм и народная демократия во всём мире идут к победе»11. В новых исторических условиях и на более высокой ступени дело Парижской Коммуны получило широкое развитие. В облике всего мира произошли колоссальные, потрясающие перемены.

Отмечая 10-ю годовщину Парижской Коммуны, К. Маркс и Ф. Энгельс с огромной революционной гордостью заявили рабочему классу Европы: «Коммуна, которую державы старого мира считали стёртой с лица земли,— жива! Она стала сильнее, чем когда бы то ни было, и мы можем вместе с вами воскликнуть: Да здравствует Коммуна!»12. И сегодня революционный факел, поднятый Парижской Коммуной, пылает во всём мире, день гибели империализма, социал-империализма и реакции различных стран уже не за горами. Празднуя столетие Парижской Коммуны в такое время, марксисты-ленинцы, пролетариат и революционные народы всего мира могут с ещё большей уверенностью воскликнуть: Да здравствует Коммуна! Да здравствует победа пролетарской революции и диктатуры пролетариата!

Чествуя Парижскую Коммуну, мы должны изучать марксистско-ленинское учение о пролетарской революции и диктатуре пролетариата, извлекать исторические уроки, критиковать современный ревизионизм, центром которого является советская ревизионистская ренегатская клика, твёрдо придерживаться марксистско-ленинской революционной линии и сплачиваться воедино с народами всего мира для завоевания ещё более великих побед.

Ⅱ. Революционному народу крайне важно иметь винтовку в своих руках

Исторический опыт Парижской Коммуны в полной мере подтвердил исключительную важность революционных вооружённых сил для пролетарской революции и диктатуры пролетариата.

Освещая опыт Парижской Коммуны, В. И. Ленин в своё время ссылался на важный тезис Ф. Энгельса о том, что во Франции после каждой революции рабочие бывали вооружены, поэтому для буржуа, находившихся у государственного кормила, первой заповедью было разоружение рабочих. В. И. Ленин считал, что у Ф. Энгельса «суть дела — между прочим и по вопросу о государстве (есть ли оружие у угнетённого класса?) — схвачена здесь замечательно»13.

Парижская Коммуна родилась в ожесточённой схватке между вооружённой революцией и вооружённой контрреволюцией. 72 дня существования Парижской Коммуны были днями вооружённого восстания, вооружённой борьбы, вооружённой самозащиты. Буржуазную реакцию больше всего пугало именно то, что парижский пролетариат взял винтовку в свои руки. И роковая ошибка Парижской Коммуны заключалась как раз в том, что она слишком великодушно относилась к контрреволюции и не сразу начала поход на Версаль, дав тем самым Тьеру передышку, позволившую ему собрать реакционные войска и бросить их в бешеное наступление на революционный Париж. Как отметил Ф. Энгельс, «Если бы Парижская Коммуна не опиралась на авторитет вооружённого народа против буржуазии, то разве она продержалась бы дольше одного дня? Не вправе ли мы, наоборот, порицать Коммуну за то, что она слишком мало пользовалась этим авторитетом?»14.

Кратко обобщая важное значение вооружённой борьбы и народной армии, товарищ Мао Цзэдун сформулировал знаменитый тезис — «Винтовка рождает власть»15 и указал: «С точки зрения марксистского учения о государстве армия является главной составной частью аппарата государственной власти. Кто хочет захватить государственную власть и удержать её, тот должен иметь мощную армию»16.

Насильственная революция является всеобщим принципом пролетарской революции. Марксистско-ленинская партия должна твёрдо придерживаться этого всеобщего принципа и применять его к конкретной практике своей страны. Исторический опыт показывает, что, где бы пролетариат и угнетённые народы ни завоёвывали политическую власть и победу в революции, они добивались этого с помощью винтовки, когда под руководством пролетарской политической партии с учётом конкретных условий своей страны и на базе широкого развёртывания массовой борьбы постепенно создавали народные вооружённые силы и вели народную войну, вели неоднократно повторяющуюся борьбу с империализмом и реакцией. Так обстояло дело с русской революцией, с китайской революцией, с революциями в Албании, Вьетнаме, Корее и других странах, и здесь нет ни одного исключения.

И наоборот, отказ пролетарских партий от создания или сохранения революционных вооружённых сил обрекает революцию на неудачу. В этой связи имеются серьёзные уроки: одни партии, отказавшиеся взяться за винтовку, оказались совершенно беспомощными перед лицом внезапного нападения и контрреволюционных репрессий со стороны империализма и его приспешников, за что пришлось поплатиться жизнью миллионам революционных масс; другие же в обстановке, когда революционный народ уже взялся за оружие и народные вооружённые силы получили известное развитие, ради высоких постов в буржуазном правительстве или же будучи обманутыми реакцией, отдали народные вооружённые силы и погубили тем самым завоевания революции.

На протяжении последних ста лет немало коммунистических партий участвовало в выборах и входило в парламент, но ни одна из них не установила таким путём диктатуру пролетариата. Даже если компартия завоёвывает парламентское большинство и принимает участие в правительстве, это ещё не означает изменения буржуазного характера государственной власти и, тем более, слома старой государственной машины. Реакционный господствующий класс может объявить выборы недействительными, распустить парламент или же попросту прибегнуть к насилию и грубо отшвырнуть компартию в сторону. Если пролетарская партия не ведёт работы среди масс, не ведёт вооружённой борьбы, а увлекается парламентскими выборами, то она тем самым только парализует массы и разлагает самоё себя. Мало ли в истории таких случаев, когда буржуазия с помощью парламентских выборов подкупала компартию и превращала её в партию ревизионистскую, буржуазную?

Пролетариат должен захватывать власть с помощью винтовки и защищать её также с помощью винтовки. Народная, армия, руководимая марксистско-ленинской партией, является прочной опорой диктатуры пролетариата, главным из факторов в предотвращении реставрации капитализма. Имея народную армию, вооружённую марксистско-ленинскими идеями, можно быть на должной высоте при любом осложнении в обстановке классовой борьбы внутри и вне страны, можно отстоять власть пролетариата.

Освободительное движение угнетённых наций нашего времени является важной составной частью мировой пролетарской революции и её великим союзником. Национально-демократическая революция и социалистическая революция связаны друг с другом, но в то же время отличаются друг от друга; это — революции, относящиеся к разным этапам и носящие разный характер. Однако для достижения полной победы в национально-демократической революции также необходимо быть готовым с оружием в руках помериться силой с империализмом и реакцией. Поэтому и угнетённым нациям крайне важно иметь винтовку в своих руках.

После второй мировой войны возглавляемый США империализм и старый и новый колониализм непрерывно развязывают агрессивные войны, всё чаще и чаще прибегают к военной интервенции, вооружённым диверсиям, организации вторжения наёмных войск и другим средствам в целях подавления тех стран и народов, которые борются за свою независимость или уже завоевали её. По неполным данным, за последние 25 лет насчитывается более 50 случаев вооружённой интервенции и вооружённой агрессии, подготовленных и развязанных американским империализмом. А случаи инспирированных им вооружённых диверсий просто не поддаются счёту. Поэтому для того чтобы добиться своего освобождения, отстоять свою национальную независимость и государственный суверенитет и эффективно бороться с агрессией и диверсиями империализма и его приспешников, все угнетённые нации должны иметь в своих руках антиимпериалистические вооружённые силы и быть всегда готовыми ответить на агрессивную войну войной революционной. Война сопротивления американской агрессии во имя национального спасения, которую ведут народы Вьетнама, Лаоса и Камбоджи, служит ярким примером для угнетённых наций и угнетённых народов всего мира. Ценный опыт дала и борьба народов многих других стран и районов Азии, Африки и Латинской Америки против агрессии и диверсий.

В своём торжественном Заявлении «Народы всего мира, сплачивайтесь и громите американских агрессоров и всех их приспешников!» Председатель Мао Цзэдун указывает: «Слабая страна может победить сильную страну, и малая страна может победить большую страну. Народ малой страны, безусловно, может разгромить агрессию большой страны, если он смело поднимается на борьбу, смело берётся за оружие, берёт в свои руки судьбу своей страны. Таков закон истории»17.

«Народная война,— отмечает товарищ Линь Бяо,— это наиболее действенное средство борьбы против американского империализма и его приспешников»18. Пролетарии, угнетённые народы и угнетённые нации всего мира, сначала не имеющие оружия и не умеющие воевать, возьмутся за оружие и научатся воевать. И американский империализм и все его приспешники, в конце концов, сгорят в огне народной войны, разожжённом ими самими.

Ⅲ. Революция — дело миллионных масс

Исторический опыт Парижской Коммуны говорит нам о том, что для завоевания победы пролетарской революции и диктатуры пролетариата необходимо опираться на революционную активность миллионных масс, полностью выявлять великую, творящую историю силу народных масс.

В. И. Ленин указывал: «Нельзя уничтожить самодержавия без революционного действия сознательных миллионных масс, без великого прилива массового геройства, готовности и умения с их стороны „штурмовать небо“, как выразился К. Маркс о парижских рабочих в период Коммуны»19.

Высоко ценя революционную инициативу народных масс, великий учитель пролетариата К. Маркс показал нам блестящий пример правильного подхода к революционному массовому движению.

Осенью 1870 года, до образования Парижской Коммуны, К. Маркс отмечал, что условия для восстания французских рабочих не созрели. Однако в марте 1871 года, когда парижские пролетарии с небывалым революционным размахом начали восстание, К. Маркс, относясь к нему, как его участник, немедленно стал оказывать решительную поддержку и помощь этой пролетарской революции. Хотя К. Маркс видел допущенные Коммуной ошибки и предвидел её поражение, он всё же считал эту революцию славнейшим подвигом рабочего класса Франции. Ибо в этом движении он «видел громадной важности исторический опыт, известный шаг вперёд всемирной пролетарской революции, практический шаг, более важный, чем сотни программ и рассуждений»20. В своём письме Л. Кугельману К. Маркс восторженно писал: «Какая гибкость, какая историческая инициатива, какая способность самопожертвования у этих парижан!» «История не знает ещё примера подобного героизма!»21. В. И. Ленин считал, что письмо К. Маркса показывает, какая глубокая бездна лежит между пролетарскими революционерами и оппортунистами, и говорил, что это письмо «мы повесили бы охотно на стенке… у каждого русского грамотного рабочего»22.

В противоположность марксистам все без исключения оппортунисты, старые и новые ревизионисты выступают против пролетарской революции и диктатуры пролетариата, а потому до ужаса боятся народных масс и ненавидят их, высмеивают, проклинают и подрывают революционное массовое движение. Когда декабрьское вооружённое восстание 1905 года в России потерпело поражение, стоявший в стороне Плеханов стал упрекать массы: «Не надо было браться за оружие». В. И. Ленин с гневом критиковал Плеханова за этот аристократическо-барский подход к революционному массовому движению и бичевал его как печально-знаменитого русского ренегата марксизма. Ленин указывал, что без «генеральной репетиции» 1905 года победа Октябрьской революции 1917 года была бы невозможна.

В 1959 году наш великий учитель Председатель Мао Цзэдун, резко осуждая нелепые утверждения правооппортунистической антипартийной группы Пэн Дэхуая, выступавшей с клеветой и нападками на революционное массовое движение, со всей остротой указал этим ренегатам-антимарксистам:

«Посмотрите, как Маркс и Ленин оценивают Парижскую Коммуну и как Ленин оценивает русскую революцию!» «Знаете ли вы, как Ленин критиковал ренегата Плеханова, критиковал „господ буржуа и их прихвостней“, „псов и свиней умирающей буржуазии и плетущейся за нею мелкобуржуазной демократии“? Если нет, то почитайте, согласны?»23

Глубоко воспитывая всю нашу партию на этом историческом опыте, Председатель Мао Цзэдун призвал членов нашей партии и наших кадровых работников по примеру Маркса и Ленина правильно подходить к революционному массовому движению.

«Ныне главной тенденцией в мире является революция»24. Весь мир потрясает гневный голос народов — «Долой американских агрессоров и всех их приспешников!». Стратегический тыл империализма превратился в передовую линию фронта борьбы против империализма. Победоносный ход войны сопротивления, ведущейся народами трёх стран Индокитая против американской агрессии во имя национального спасения, ускорил наступление нового подъёма антиамериканской борьбы в мировом масштабе. Всё более широкий размах приобретает борьба против гегемонизма двух сверхдержав. Всё более бурно и стремительно развивается национально-освободительное движение в Азии и Африке. Изо дня в день нарастает борьба народов Кореи, Японии и других стран Азии против возрождения американо-японской реакцией японского милитаризма. Продолжают идти вперёд палестинский и другие арабские народы, ведя бои против американо-израильских агрессоров. Вспыхнуло небывалое по своему масштабу революционное массовое движение в Северной Америке, Европе и Океании. Рабочие, учащиеся, негры и другие национальные меньшинства в США всё более пробуждаются и поднимают революционную бурю против реакционного господства правительства Никсона и его агрессивной политики. В Латинской Америке, этом «заднем дворе» американских империалистов, прорвался наружу пламенный гнев против американского империализма, долгое время сдерживаемый народами в своей душе, и создалась новая ситуация, ситуация совместной борьбы в защиту национальных интересов и государственного суверенитета. Идёт на подъём революционная борьба народов некоторых восточноевропейских стран против социал-империализма. Загремел весенний гром революции и над теми районами, где раньше было сравнительно тихо. Все эти боевые схватки, перекликаясь друг с другом и содействуя друг другу, сливаются в мощный поток революционного движения народов мира.

Стать ли впереди нынешнего великого революционного движения, чтобы руководить им? Стать ли позади, чтобы, размахивая руками, критиковать его? Или же встать на его пути, чтобы бороться против него? Все революционные партии и революционеры должны сделать свой выбор. Подлинные марксистско-ленинские партии и все революционеры должны горячо поддерживать революционные выступления народных масс, решительно идти в авангарде массового движения и вести массы вперёд.

Пролетарская партия и все революционеры «должны идти навстречу бурям, должны идти в жизнь. Эти бури — великие бури борьбы масс, эта жизнь — великая жизнь борющихся масс»25. Нужно дышать одним воздухом и жить одной судьбой с массами, добросовестно учиться у них, охотно быть их учеником, уметь выявлять их революционную инициативу и черпать у них ум и силу. Лишь в великой буре массового движения пролетарская партия может получить закалку и возмужать. Правильная программа и линия рождаются, развиваются, проверяются и осуществляются также лишь в практике классовой борьбы широких масс.

Главное течение революционного массового движения всегда правильно и всегда отвечает требованиям общественного развития. В массовом движении может иметь место влияние различных идейных течений, в нём могут появиться различные фракции, к нему присоединяются различные люди. И это совершенно естественно. В мире нет ничего абсолютно чистого. На практике борьбы и после неоднократного сопоставления широкие массы в конечном счёте распознают, что правильно и что неправильно, в конечном счёте отвергнут ревизионизм и всё ошибочное, воспримут и усвоят революционную истину марксизма-ленинизма. Пролетарская партия должна идти в гущу масс, вести длительную, трудную и кропотливую работу, непрерывно повышать политическую сознательность масс и вести массовое движение вперёд по правильному пути.

Вопрос, который имеет в революции первостепенное значение, состоит в том, чтобы отличить друзей от врагов, сплотить подлинных друзей для нанесения удара подлинным врагам. Развитие революционного массового движения требует непрерывного укрепления внутренней сплочённости революционных сил и разгрома раскольнических и подрывных происков империализма, ревизионизма и реакции. Народ, составляющий свыше 90 процентов населения — рабочие, крестьяне, учащиеся и все, кто не хочет терпеть империалистического гнёта, в конечном итоге встанут на путь революции. Чтобы победить американский империализм и всех его приспешников, необходимо создать широкий единый фронт, сплотить, за исключением врагов, все силы, которые можно сплотить, и вести упорную и трудную борьбу.

Товарищ Мао Цзэдун указывает: «Непосредственная опора на широкие революционные народные массы — таков основной принцип коммунистической партии»26. В ходе борьбы за власть нужно опираться на массы и развёртывать массовое движение; после установления диктатуры пролетариата, в период социалистической революции и социалистического строительства также нужно опираться на массы, развёртывать массовое движение и во всей работе твёрдо придерживаться линии масс. «Если только мы будем опираться на народ, будем твёрдо верить в неиссякаемые творческие силы народных масс и поэтому будем верить в народ и сливаться с ним воедино, мы сможем преодолеть любые трудности и никакой враг не сможет сломить нас; наоборот, тогда мы сможем одолеть любого врага»27.

Ⅳ. Необходима подлинная марксистско-ленинская партия

Обобщая опыт Парижской Коммуны, К. Маркс и Ф. Энгельс ясно и определённо указывали: «В своей борьбе против объединённой власти имущих классов рабочий класс может действовать как класс, только организовавшись в особую политическую партию, противостоящую всем старым партиям, созданным имущими классами»28. Это является необходимым условием для завоевания победы пролетарской революции, установления и укрепления диктатуры пролетариата и осуществления конечной цели — ликвидации классов.

Основная причина поражения Парижской Коммуны заключается в том, что марксизм в силу тогдашних исторических условий ещё не занял господствующего положения в рабочем движении, что тогда ещё не было пролетарской революционной партии, которая сделала бы идеи марксизма своими руководящими идеями. Преобладавшие же в Парижской Коммуне бланкизм и прудонизм не могли привести пролетарскую революцию к победе.

Исторический опыт показывает, что для того чтобы привести пролетариат и широкие народные массы к победе над империализмом и его приспешниками и к завоеванию победы в революции, наряду с чрезвычайно благоприятной революционной ситуацией я революционной активностью народных масс нужно ещё стойкое руководящее ядро пролетариата, нужна «революционная партия, созданная на основе революционной теории марксизма-ленинизма и в марксистско-ленинском революционном стиле»29.

Во время первой мировой войны революционная ситуация наблюдалась во многих странах. Но поскольку большинство партий Ⅱ Интернационала переродились в ревизионистские, социал-шовинистские партии, тогда вообще не могло быть и речи о том, чтобы вести пролетариат к захвату власти. И только в России, благодаря руководству созданной Лениным большевистской партии, Великая Октябрьская социалистическая революция увенчалась успехом.

Во время и после второй мировой войны благодаря руководству Коммунистической партии Китая, вождём которой является Председатель Мао Цзэдун, китайская революция одержала победу; некоторые другие страны также благодаря руководству марксистско-ленинских партий одна за другой завоевали победу революции или же упорно вели длительную революционную борьбу. Но были страны, где ввиду того, что оппортунистическая, ревизионистская линия взяла верх внутри партий, революция потерпела поражение.

Ныне в мировой революции складывается небывало хорошая ситуация. Объективная обстановка настоятельно требует сильного руководства со стороны подлинной марксистско-ленинской партии, требует создания пролетарской революционной партии, окончательно порвавшей с ревизионистской линией, идеологически, политически и организационно крепкой и носящей широкомассовый характер.

Для пролетарской партии, стремящейся выполнить задачу руководства революцией, самое главное заключается в том, чтобы сделать идеи марксизма-ленинизма своими руководящими идеями, сочетать всеобщую истину марксизма-ленинизма с конкретной практикой революции в собственной стране, разработать и проводить в жизнь правильную линию, соответствующую обстановке своей страны. Когда линия правильна, слабые силы могут расти и укрепляться, не имеющие вооружённых сил могут создать свои вооружённые силы, не имеющие власти могут завоевать политическую власть. Когда же линия ошибочна, революция терпит неудачу, а её завоевания сводятся на нет.

В ходе руководства длительной революционной борьбой китайского народа товарищ Мао Цзэдун неоднократно указывал: «Соединение всеобщей истины марксизма-ленинизма с конкретной практикой китайской революции сразу же изменило самый облик китайской революции»30. «Тесная увязка марксистско-ленинской теории с практикой китайской революции — таков идеологический принцип, которого неуклонно придерживается наша партия»31.

Освещая дальше этот коренной принцип в своей важной надписи, сделанной для японских друзей-рабочих, товарищ Мао Цзэдун отмечал: «Если только по-настоящему добиться сочетания всеобщей истины марксизма-ленинизма с конкретной практикой японской революции, то победа японской революции не будет подлежать никакому сомнению»32.

Пролетарская партия должна, опираясь на основные положения марксизма-ленинизма, исходя из его позиции и применяя его подход и метод, вести углублённое обследование и изучение классовых отношений в обществе, делать конкретный анализ современного положения и исторического прошлого своей страны и специфических особенностей революции в своей стране, самостоятельно разрешать теоретические и практические вопросы этой революции. Международный опыт нужно изучать, но не механически копировать, а увязывать с практикой своей страны и создавать свой собственный опыт. Только таким образом можно привести революцию к победе и внести свой вклад в дело мировой пролетарской революции.

Пролетарская партия, если она хочет твёрдо придерживаться принципа сочетания теории с практикой, должна поддерживать тесную связь с массами, идти в гущу масс, применять метод руководства «черпать у масс и нести в массы»33 и превращать правильную линию и курс партии в действие масс. Вместе с этим она должна уметь обобщать опыт и уроки, вести критику и самокритику, в интересах народа держаться всего того, что правильно, и исправлять всё то, что неправильно, выводить закономерности из практики борьбы и затем направлять эту практику.

Товарищ Мао Цзэдун указывает: «Противоположность и борьба различных взглядов в партии возникают постоянно, и это является отражением в партии существующих в обществе классовых противоречий и противоречий между новым и старым»34. Чтобы обеспечить правильность своей политической линии и прочность своей организации, пролетарская партия должна вести непримиримую борьбу с оппортунизмом и ревизионизмом всех мастей, с идеологией буржуазии и всех других эксплуататорских классов.

Борьба между марксизмом-ленинизмом и ревизионизмом, борьба двух линий в международном коммунистическом движении является длительной. В течение десяти с лишним лет Коммунистическая партия Китая и Албанская партия труда вместе с подлинными марксистами-ленинцами всего мира вели в идеологическом, теоретическом и политическом отношениях решительную борьбу против современного ревизионизма, центром которого является советский ревизионизм, и одержали великие победы. Однако борьба отнюдь не окончена. Для того чтобы неуклонно двигать вперёд мировую революцию пролетариата, необходимо продолжать критику современного ревизионизма, центром которого является советский ревизионизм, и довести эту борьбу до конца. В этом заключается важная задача марксистско-ленинских партий и революционных народов всех стран.

Идеология буржуазии и всех других эксплуататорских классов долгое время занимала в обществе господствующее положение. Как в развитых капиталистических странах, так и в экономически отсталых странах, как там, где компартия находится на легальном положении, так и там, где она находится на нелегальном положении, как до захвата пролетариатом власти, так и после создания диктатуры пролетариата буржуазия всегда стремилась и стремится различными способами и через различные каналы идеологически влиять на компартию, разложить и «растворить» её. Если пролетарская партия не будет вести решительной борьбы против тлетворного влияния буржуазной идеологии, она не сможет сохранить своей идеологической, политической и организационной самостоятельности и станет хвостом буржуазии и её политической партии. Только взявшись за марксистско-ленинское оружие критики, упорно ведя классовую борьбу в области идеологии и добиваясь победы пролетарского мировоззрения над реакционным буржуазным мировоззрением, пролетарская партия сможет развернуть свою боеспособность и завоевать победу пролетарской революции и диктатуры пролетариата.

Ⅴ. Современные ревизионисты — изменники революционным принципам Парижской Коммуны

В момент, когда пролетарии и революционные народы всех стран торжественно отмечают столетие Парижской Коммуны, советская ревизионистская ренегатская клика, выступив на сцену в густом гриме и разглагольствуя о «верности принципам Коммуны»35, выдаёт себя за продолжателей дела Парижской Коммуны. Это поистине верх бесстыдства.

Какое право имеют советские ревизионисты-ренегаты говорить о Парижской Коммуне? Именно они, эта свора ренегатов, узурпировали в Советском Союзе руководство партией и государством и изменили цвет Советского государства, которое создал Ленин и отстоял Сталин. Они превратили диктатуру пролетариата в диктатуру буржуазии и насаждают социал-империализм и социал-фашизм. Это — величайшая измена революционным принципам Парижской Коммуны.

Как Хрущёв, так и Брежнев пытаются прикрыть свою буржуазную диктатуру ширмой «общенародного государства». Хрущёв в своё время утверждал, что Советское государство уже «преобразовано» «во всенародное государство»36. Брежнев и Ко заявляют теперь, что их государство является «советским социалистическим общенародным государством»37 и что они осуществляют «советскую демократию». Всё это чистейший обман.

Советы — это великое творение русского пролетариата, олицетворение того, что трудящиеся стали хозяевами своей страны, название, стяжавшее славу. Однако название «советы», равно как название «компартия», могут использовать как большевики, так и меньшевики, как марксисты-ленинцы, так и ревизионисты. Дело не в названии, а в сущности, не в форме, а в содержании. В сегодняшнем Советском Союзе название «советы» сохранилось и название государства осталось прежним, но их классовое содержание в корне изменилось. Советское государство, руководство которым узурпировала советская ревизионистская ренегатская клика, больше не является орудием пролетариата для подавления буржуазии, оно стало орудием совершившей реставрацию буржуазии для подавления пролетариата. Советские ревизионисты-ренегаты превратили Советский Союз в рай для ничтожной горстки бюрократической монополистической буржуазии нового типа, в тюрьму для многомиллионного трудового народа. К этому и сводится всё содержание их так называемого «советского социалистического общенародного государства» и «советской демократии». Вовсе не какое-то там «общенародное государство является прямым продолжением государства диктатуры пролетариата»38, а брежневская линия является «прямым продолжением» хрущёвской линии. Этим, собственно, и объясняется, почему сегодня Брежнев и Ко крепко цепляются за лозунг «общенародное государство».

Измена советской ревизионистской ренегатской клики революционным принципам Парижской Коммуны нашла своё концентрированное выражение и в её бешеных выпадах против насильственной пролетарской революции. Брежнев и ему подобные кричат, что «вожди пролетариата» должны, мол, «сводить насилие до минимума на каждом из этапов борьбы, применять более мягкие формы принуждения»; «вооружённая борьба, гражданская война связаны с колоссальными жертвами и страданиями народных масс, с разрушением производительных сил, уничтожением лучших революционных кадров». Более того, чтобы оправдать свои вздорные утверждения о «мирном переходе», эта свора ренегатов, произвольно извращая историю, трубит о том, будто «первоначально» Парижская Коммуна «была почти совершенно бескровной революцией»39.

Революция Парижской Коммуны с начала до конца была смертельной схваткой между пролетариатом и буржуазией, насильственной борьбой между революцией и контрреволюцией. Менее чем за полгода до восстания Парижской Коммуны народ Парижа поднял два вооружённых восстания, которые были потоплены реакцией в крови. А в боях после восстания Парижской Коммуны ещё десятки тысяч рабочих и трудящихся отдали свою жизнь. Как же можно называть эту революцию «первоначально» «почти совершенно бескровной»? К. Маркс указывал: «Париж рабочих с его Коммуной всегда будут чествовать как славного предвестника нового общества. Его мученики навеки запечатлены в великом сердце рабочего класса. Его палачей история уже теперь пригвоздила к тому позорному столбу, от которого их не в силах будут освободить все молитвы их попов»40. Сегодня советская ревизионистская ренегатская клика, выскочив на сцену в роли попов, открыто творит молитвы о палачах. Это величайшее оскорбление для мучеников Парижской Коммуны!

Советские ревизионисты-ренегаты всячески оправдывают контрреволюционное насилие и с лютой ненавистью проклинают революционное насилие. Насильственное господство империализма и реакции ежедневно и ежечасно несёт трудовому народу бесчисленные бедствия и массовую смерть. Угнетённый народ поднимается на насильственную революцию именно для того, чтобы положить конец людоедскому строю и освободить себя от кабалы и эксплуатации. Советские ревизионисты-ренегаты докатились до того, что выдвигают уйму обвинений против революционных вооружённых сил и революционной войны, якобы вызывающих «страдания народных масс», «уничтожение кадров», «разрушение производительных сил» и т. д. и т. п. Не выходит ли отсюда, судя по логике советских ревизионистов-ренегатов, что угнетение и истребление народов империализмом и реакцией является вполне законным действием, а сопротивление революционного народа с оружием в руках — вопиющим преступлением?

Советские ревизионисты-ренегаты призывают народы свести революционное насилие «до минимума», в то время как сами они не перестают доводить своё контрреволюционное насилие до максимума. Брежнев и Ко, игнорируя самые насущные потребности советского народа, всеми силами насаждают милитаризм и ведут гонку вооружений. Сколько ушло тут рублей, сколько выпущено самолётов, пушек, кораблей, ракет и ядерного оружия! Именно с помощью этой громадной машины насилия они угнетают широкие народные массы внутри страны, а за её пределами поддерживают колониальное господство новых царей и при этом силятся поставить некоторые страны под свой контроль. Они используют эту машину насилия в качестве капитала для торгашеских сделок с американским империализмом, проведения политики силы и разделения сфер влияния.

Советские ревизионисты-ренегаты призывают революционные народы применять к контрреволюции так называемые «мягкие формы принуждения», в то время как сами они прибегают к самым варварским, самым жестоким мерам против революционных народов.

Позволительно спросить:

Разве является «мягкой» формой то, что вы пускаете в ход крупные контингента войск и вооружённой полиции для подавления народов собственной страны?

Разве является «мягкой» формой то, что вы размещаете крупные силы в некоторых странах Восточной Европы и Монголии, держите эти страны под своим строгим контролем и даже осуществляете военную оккупацию Чехословакии, введя танки в Прагу?

Разве является «мягкой» формой также и то, что вы везде и всюду проводите военную экспансию и занимаетесь всякого рода коварной подрывной деятельностью против других стран?

Все, что ни делают советские ревизионисты-ренегаты, в полной мере доказывает, что они не только выступают против насильственной революции, но и применяют насилие против революции. Они притворяются милосердными, а на самом деле являются «злейшими врагами рабочих, волками в овечьей шкуре»41.

Тут подвизается ещё и японская ревизионистская клика Миямото, которая тоже рьяно ополчается против насильственной революции и диктатуры пролетариата и проповедует «стопроцентную необходимость» идти по парламентскому пути42. Немало поломав себе голову, она заявила, что, мол, слово «насилие» по словарю означает «грубую силу», «беззаконие» и что народ не должен идти на такую революцию43. Она утверждает также, что слова «диктатура пролетариата» некоторым «внушают серьёзное беспокойство», что перевод этих слов «очень не точен» и в дальнейшем нужно «сделать действительно точный перевод»44. Чтобы защитить насилие американского империализма и японского милитаризма и удержать японский народ от революции, клика Миямото даже обращается за помощью к словарю и жонглирует семантикой. Вот до чего докатился современный ревизионизм в своём моральном падении!

Товарищ Мао Цзэдун указывает: «Социалистический строй придёт в конечном счёте на смену капиталистическому строю — это объективный закон, независимый от воли людей»45. Хрущёв, представитель современного ревизионизма номер один, давно уже выброшен на свалку истории. Один за другим обанкротились также Новотный и Гомулка, которые шли в фарватере хрущёвской ревизионистской линии. Можно со всей определённостью сказать, что все те, кто идёт вразрез с законами истории, изменяет революционным принципам Парижской Коммуны, изменяет пролетарской революции и диктатуре пролетариата, никогда добром не кончают.

Ⅵ. Решительно продолжать революцию при диктатуре пролетариата, завоёвывать ещё более великие победы

Исторический опыт, начиная со времени Парижской Коммуны, и особенно со времени Октябрьской революции, показывает, что захват власти пролетариатом означает не конец, а начало социалистической революции. Для того чтобы укрепить диктатуру пролетариата и предотвратить реставрацию капитализма, социалистическую революцию необходимо довести до конца.

Движение мировой пролетарской революции шло по извилистому и зигзагообразному пути. После того как на родине Октябрьской революции произошла реставрация капитализма, революционные принципы Парижской Коммуны, Октябрьская революция и диктатура пролетариата оказались одно время под сомнением. Империализм и реакция были вне себя от радости. Они думали: если «мирная эволюция» возможна в Советском Союзе, то почему нельзя таким же образом свалить диктатуру пролетариата и в Китае? Однако залпы Великой пролетарской культурной революции, развёрнутой и руководимой лично Председателем Мао Цзэдуном, сокрушили буржуазный штаб во главе с изменником, провокатором и штрейкбрехером Лю Шаоци и развеяли бредовые мечты империализма и современного ревизионизма о реставрации капитализма в Китае.

Председатель Мао Цзэдун всесторонне обобщил положительный и отрицательный исторический опыт диктатуры пролетариата, унаследовал, отстоял и развил марксистско-ленинскую теорию о пролетарской революции и диктатуре пролетариата, разработал великое учение о продолжении революции при диктатуре пролетариата, теоретически и практически разрешил важнейшую задачу современности — укрепление диктатуры пролетариата и предотвращение реставрации капитализма. Таким образом, он внёс новый великий вклад в марксизм-ленинизм и открыл нам путь к победе в деле доведения до конца пролетарской революции. В ходе Великой пролетарской культурной революции в Китае маоцзэдунъидеи и революционная линия Председателя Мао Цзэдуна все глубже и глубже соединяются с революционной практикой многомиллионных народных масс и становятся величайшей силой в деле укрепления диктатуры пролетариата.

Социалистическое общество охватывает довольно длительный исторический этап. На этом историческом этапе от начала до конца существуют классы, классовые противоречия и классовая борьба. И центральным вопросом, вокруг которого идёт борьба, остаётся вопрос о власти. Класс, потерпевший поражение, всё ещё будет делать судорожные потуги. Эти люди ещё живы, и этот класс ещё существует. Для реставрации капитализма они будут искать себе агентуру в рядах коммунистической партии. Поэтому пролетариат должен быть бдительным не только по отношению к таким врагам, как Тьер и Бисмарк, которые силой оружия ниспровергают революционную власть, ему нужно сохранять особую бдительность и по отношению к таким карьеристам и интриганам, как Хрущёв и Брежнев, которые узурпируют партийное и государственное руководство изнутри. Чтобы укрепить диктатуру пролетариата и предотвратить реставрацию капитализма, пролетариат должен, помимо социалистической революции на экономическом фронте, вести социалистическую революцию на политическом, идеологическом и культурном фронтах, осуществлять всестороннюю диктатуру над буржуазией в области надстройки, в частности во всех сферах культуры. Необходимо, чтобы члены партии, кадровые работники и широкие массы овладели марксизмом-ленинизмом, этим острейшим оружием, и научились распознавать, что является правильной линией, а что — ошибочной, что является подлинным марксизмом, а что — псевдомарксизмом, что является материализмом, а что — идеализмом. В этом гарантия того, что наша партия и государство всегда будут двигаться вперёд по пути пролетарской революционной линии Председателя Мао Цзэдуна.

Председатель Мао Цзэдун указывает: «Окончательная победа в одной социалистической стране не только требует усилий пролетариата и широких народных масс данной страны, но и находится в зависимости от торжества мировой революции и ликвидации эксплуатации человека человеком на всей Земле, которые приведут к освобождению всего человечества»46.

Революционное движение пролетариата всегда интернационально по своему характеру. Поэтому для победы пролетарской революции и диктатуры пролетариата необходимо осуществлять великие лозунги: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»47, «Пролетарии всех стран и угнетённые народы, соединяйтесь!»48. Пролетариат капиталистических стран должен поддерживать освободительную борьбу народов колониальных и полуколониальных стран, а народы колониальных и полуколониальных стран — освободительную борьбу пролетариата капиталистических стран. Народы, одержавшие победу в революции, должны оказывать поддержку и помощь народам, борющимся за своё освобождение. Таковы принципы пролетарского интернационализма.

Китайская революция является частью мировой революции. Революционное дело китайского народа неразрывно связано и сливается в одно целое с революционным делом народов всего мира. Мы всегда рассматриваем революционную борьбу народов различных стран как свою собственную, как поддержку и помощь китайскому народу. Мы должны учиться у революционных народов различных стран, решительно поддерживать их борьбу и выполнять свой непреложный долг. Развивая дух пролетарского интернационализма, мы должны и дальше укреплять свою боевую сплочённость с подлинными марксистско-ленинскими партиями и организациями всего мира, с пролетариями, угнетёнными народами и угнетёнными нациями всего мира и завоёвывать ещё более великие победы.

Сто лет тому назад К. Маркс писал: «Какова бы ни была её [Коммуны] судьба в Париже, она обойдёт весь мир»49. Великое предсказание Маркса всё больше и больше становится блестящей реальностью. Окидывая взглядом прошлое и глядя в будущее, мы с ещё более твёрдой уверенностью заявляем: окончательная гибель империализма, современного ревизионизма и реакции различных стран неизбежна, как неизбежно полное освобождение пролетариата, угнетённых народов и угнетённых наций!

«Интернационал», написанный поэтом Парижской Коммуны Э. Потье, звучит сегодня над всем миром: «Весь мир насилья мы разрушим до основанья», «Кто был ничем, тот станет всем», «С Интернационалом воспрянет род людской!». Пусть империализм, социал-империализм и все реакционеры содрогаются перед великой революционной бурей народов мира! «Пролетариям нечего в ней терять кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир»50.

Примечания
  1. Ф. Энгельс, «Приветствие французским рабочим по случаю 21-й годовщины Парижской Коммуны», К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч. (на кит. яз.), т. 22, стр. 331.
  2. К. Маркс, «Резолюции митинга в честь годовщины Парижской Коммуны», К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч. (на кит. яз.), т. 18, стр. 61.
  3. К. Маркс, «Запись речи К. Маркса о Парижской Коммуне», К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч. (на кит. яз.), т. 17, стр. 677.
  4. К. Маркс, «Гражданская война во Франции», К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч. (на кит. яз.), т. 17. стр. 355.
  5. К. Маркс. «Гражданская война во Франции», К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч. (на кит. яз.), т. 17, стр. 360. К. Маркс, «Маркс — Л. Кугельману» (12 апреля 1871 г.). «Маркс, Энгельс, Ленин и Сталин о Парижской Коммуне» (на кит. яз.), изд-во «Жэньминь чубаньшэ», 2 изд., 1971, стр. 215.
  6. К. Маркс, «О семилетии Интернационала», К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч. (на кит. яз.), т. 17, стр. 468.
  7. Там же.
  8. К. Маркс, «Гражданская война во Франции», К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч. (на кит. яз.), т. 17, стр. 358.
  9. В. И. Ленин, «Государство и революция», Соч. (на кит. яз.), т. 25, стр. 389.
  10. В. И. Ленин, «I конгресс Коммунистического Интернационала», Соч. (на кит. яз.), т. 28, стр. 443.
  11. Мао Цзэдун, «Современная обстановка и наши задачи», Избр. произв. (на кит. яз.), т. Ⅳ, стр. 1260.
  12. К. Маркс и Ф. Энгельс, «Председателю славянского митинга, созванного в Лондоне в честь годовщины Парижской Коммуны», К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч. (на кит. яз.), т. 19, стр. 271.
  13. В. И. Ленин, «Государство и революция», Соч. (на кит. яз.), т. 25, стр. 436.
  14. Ф. Энгельс, «Об авторитете», К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч. (на кит. яз.), т. 18, стр. 344.
  15. Мао Цзэдун, «Вопросы войны и стратегии», Избр. произв. (на кит. яз.), т. Ⅱ, стр. 535.
  16. Там же.
  17. Мао Цзэдун, «Народы всего мира, сплачивайтесь и громите американских агрессоров и всех их приспешников!» (20 мая 1970 года).
  18. Линь Бяо, «Да здравствует победа народной войны» (3 сентября 1965 года).
  19. В. И. Ленин, «Аграрная программа социал-демократии в русской революции», Соч. (на кит. яз.), т. 15, стр. 152.
  20. В. И. Ленин, «Государство и революция», Соч. (на кит. яз.), т. 25, стр. 401.
  21. К. Маркс, «Маркс — Л. Кугельману» (12 апреля 1871 года). «Маркс, Энгельс, Ленин и Сталин о Парижской Коммуне» (на кит. яз.), изд-во «Жэньминь чубаньшэ», 2 изд., 1971, стр. 215.
  22. В. И. Ленин, «Предисловие к русскому переводу писем К. Маркса к Л. Кугельману», Соч. (на кит. яз.), т. 12, стр. 101.
  23. Резолюция Председателя Мао Цзэдуна на материалы «Как марксисты должны правильно подходить к революционному массовому движению» (15 августа 1959 года). Цитаты Ленина, приведённые Председателем Мао Цзэдуном в этой резолюции, см. В. И. Ленин, «Великий почин», Соч. (на кит. яз.), т. 29, стр. 386; В. И. Ленин, «К четырёхлетней годовщине Октябрьской революции», Соч. (на кит. яз.), т. 33, стр. 35.
  24. См. прим. 17.
  25. Мао Цзэдун, «Организуйтесь!», Избр. произв. (на кит. яз.), т. Ⅲ, стр. 936.
  26. Цитируется по передовой статье журнала «Хунци» № 4 за 1968 год — «Вовлечь свежую, пролетарскую кровь».
  27. Мао Цзэдун, «О коалиционном правительстве», Избр. произв. (на кит. яз.), т. Ⅲ, стр. 1097.
  28. К. Маркс и Ф. Энгельс, «Резолюции общего конгресса, состоявшегося в Гааге», К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч. (на кит. яз.), т. 18, стр. 165.
  29. Мао Цзэдун, «Революционные силы всего мира, сплачивайтесь на борьбу против империалистической агрессии!», Избр. произв. (на кит. яз.), т. Ⅳ, стр. 1360.
  30. Мао Цзэдун, «Перестроим нашу учёбу», Избр. произв. (на кит. яз.), т. Ⅲ, стр. 795.
  31. Мао Цзэдун, «Вступительная речь на Ⅷ Всекитайском съезде Коммунистической партии Китая» (15 сентября 1956 года).
  32. Важная надпись Председателя Мао Цзэдуна японским друзьям-рабочим (18 сентября 1962 года). См. газету «Жэньминь жибао», 18 сентября 1968 года.
  33. Мао Цзэдун, «К вопросу о методах руководства», Избр. произв. (на кит. яз.), т. Ⅲ, стр. 901.
  34. Мао Цзэдун, «Относительно противоречия», Избр. произв. (на кит. яз.), т. Ⅰ, стр. 294.
  35. Статья совревизионистского журнала «Коммунист» № 2 за 1971 год — «Парижская Коммуна и современность».
  36. Доклад Хрущёва на совревизионистском «ⅩⅩⅡ съезде» — «О программе Коммунистической партии Советского Союза» (18 октября 1961 года).
  37. Доклад Брежнева на торжественном заседании 21 апреля 1970 года, «посвящённом» столетию со дня рождения В. И. Ленина.
  38. Статья совревизионистской газеты «Правда» от 7 июня 1970 года — «Общенародное государство и демократия».
  39. Антикитайская чёрная книга, составленная под редакцией Ф. Константинова и др., советское изд-во «Мысль», август 1970 года, стр. 119—120.
  40. К. Маркс, «Гражданская война во Франции», К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. (на кит. яз.), т. 17, стр. 384.
  41. Ф. Энгельс, «Предисловие ко второму немецкому изданию „Положения рабочего класса в Англии 1892 года“, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч. (на кит. яз.), т. 22, стр. 373.
  42. Интервью Сандзо Носака. См. газету «Акахата», 3 января 1971 года.
  43. Речь Корэхито Курахара на собрании японских ревизионистов, «посвящённом» столетию со дня рождения В. И. Ленина. См. газету «Акахата», 2 апреля 1970 года.
  44. Речь Кэндзи Миямото на митинге, созванном японским ревизионистским Киотоским комитетом. См. газету «Акахата», 20 марта 1970 года.
  45. Мао Цзэдун, «Речь на юбилейной сессии Верховного Совета СССР в честь 40-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции» (6 ноября 1957 года).
  46. Цитируется по Отчётному докладу товарища Линь Бяо на Ⅸ Всекитайском съезде Коммунистической партии Китая.
  47. К. Маркс и Ф. Энгельс, «Манифест Коммунистической партии», изд-во «Жэньминь чубаньшэ», 1964. стр. 58.
  48. В. И. Ленин, «Речь на собрании актива московской организации РКП(б)», Соч. (на кит. яз.). т. 31, стр. 412.
  49. К. Маркс, «Первый набросок „Гражданской войны во Франции“», К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч. (на кит. яз.), т. 17, стр. 587.
  50. См. прим. 47.

Добавить комментарий