Шохрэ Горуси. Положение женщин в современном мире и «в мире социализма» 100 лет тому назад // ИноСМИ.ru ← وضعیت زنان در جهان امروز و صد سال پیش در جامعه سوسیالیستی // اخبار روز

28.02.2017

Положение женщин в современном мире и «в мире социализма» 100 лет тому назад

Кто опубликовал: | 06.12.2017

Революция в России в октябре 1917 года (100 лет тому назад) под предводительством Ленина заложила фундамент первого в мире и в истории социалистического государства. Это государство зарождалось в противоборстве «не на жизнь, а на смерть» самых разных социальных слоёв и групп и привнесло с собой целую социальную революцию. Уничтожение оков рабства и неволи, в которых пребывали женщины, было одним из величайших достижений этой социальной революции. Октябрьская революция очень быстро покончила с церковными нормами брака в России, которые веками являлись основой деспотизма мужа в семье и узаконивали его безграничную власть над женой и детьми.

Современный мир состоит не только из тех войн, в ходе которых гибнут люди на земле, в воде и воздухе, не только из тех конфликтов, которые делают небезопасной жизнь людей. Добрая половина человечества вовлечена в такие войны, где нет боевых действий как таковых. То притеснение и насилие, которое испытывают современные женщины в самых разных уголках планеты, просто не поддаются описаниям.

Но в социалистических обществах ⅩⅩ столетия, впервые сформировавшихся в СССР и социалистическом Китае, женщины смогли избавиться от духовного и физического гнёта. Они подвергались ему со стороны государства, патриархального общества, патриархально устроенной семьи, религии, да и просто со стороны наделённых по отношению к ним властью мужчин. И это стало колоссальным ударом по веками существовавшему внутри человеческих обществ неравенству.

Советский Союз (СССР)

Освобождение женщины в Средней Азии

Октябрьская революция 1917 года в России под предводительством Ленина победила, в результате чего впервые в истории было создано социалистическое государство. Хотя это государство создавалось в условиях суровой борьбы за своё существование, вместе с ней в стране происходила колоссальная социальная трансформация. И одним из величайших достижений этой социальной революции стало уничтожение оков рабства и неволи, в которых пребывали женщины. Октябрьская революция решительно покончила с церковными нормами брака в России, которые веками являлись основой деспотизма в семье мужа и узаконивали его безграничную власть над женой и детьми. Процедура развода была значительно упрощена. Был введён равный принцип оплаты за труд. Было организовано предоставление бесплатных услуг по акушерству и приёму родов. В прессе и в школах стали оживлённо обсуждаться вопросы, связанные с ролью мужчин и женщин в обществе, а также проблемы брака и семьи. В области литературы появилась также научная фантастика, которая стала воплощением новых социальных отношений.

Советский Союз стал первым государством, легализовавшим аборты. При этом в странах Европы, и особенно в Америке, до сих пор применяются тысячи правовых и религиозных ограничений, связанных с абортом. А в социалистическом государстве всё это стало нормой жизни почти сто лет тому назад. Тогда же в большинстве европейских стран женщины не имели права голосовать и принимать участие в выборах. В Америке тех женщин, которые вели борьбу за избирательные права, подвергали преследованиям и репрессиям. Советское государство стало первым, когда были объявлены свободными отношения полов 1, все народы и нации социалистического государства получили равенство во всех отношениях. При этом в те же самые годы в США обыкновенный брак между «цветным» мужчиной и белой женщиной подвергался уголовному преследованию.

В середине и второй половине 20-х годов ⅩⅩ века в государствах Центральной Азии, которые тогда входили в состав Советского Союза, началась массовая борьба против патриархальных традиций, которые также были частью исламских законов, связанных с шариатом. Женщины в этих районах страны были вынуждены считаться с тем, что все браки определялись заранее, и выдавались они замуж взамен выплачиваемого её семье махра 2. Социалистическое государство поощряло и поддерживало тех мужчин и женщин, которые были вовлечены в борьбу за распространение грамотности и просвещения. Но в некоторых областях организаторы этой борьбы подвергались нападениям со стороны консервативных сил, действовавших от имени ислама. В 1927 году женские организации в этих странах, которые приобрели уже достаточную силу, инициировали широкомасштабную кампанию за снятие хиджаба. Хиджаб объявлялся не чем иным, как средством угнетения в отношении женщин, способом патриархального контроля над ними, а также элементом, скрывающим и искажающим человеческую идентичность и облик женщины.

Социалистический Китай

Китаянка-трактористкаДля женщин Китая ослабление оков рабства и их освобождение началось за много лет до победы социалистической революции в этой стране в 1949 году. Оно шло в течение всей длительной «освободительной борьбы китайского народа», начавшейся в 1928 году под руководством Коммунистической партии Китая.

Одной из важнейших целей китайской революции как раз была ликвидация патриархальных порядков. Коммунистическая партия Китая, под предводительством Мао Цзэдуна с самых первых лет революционной борьбы обращалась к этой проблеме, как в теории, так и на практике. Она поднимала женщин на борьбу, чтобы они освободили себя от «четырёх властей»: власти режима, власти веры, власти отцов и власти семьи. Освобождение женщин без постоянной и решительной борьбы против всевластия религии и религиозных нравов было невозможно, поскольку конфуцианское учение придавало этим «четырём силам» характер власти законной или «данной свыше» и называла именно их столпами общества. Коммунистическая партия Китая вела борьбу против религии как важнейшей опоры господства в обществе эксплуататорских классов и всевластия государства. Это играло особенно важную роль в 1930-е годы в освобождении китайских сел и проживавших там женщин, а также способствовало росту революционного движения в целом. Борьба за освобождение женщин не была бы эффективной без борьбы против религии, патриархата и патриархального уклада семьи. Мао Цзэдун с самого начала революционной борьбы и социалистической китайской революции постоянно подчёркивал, что не следует потакать отсталому менталитету народных масс. Напротив, освобождение масс нуждается в нанесении удара по самому этому менталитету, как всецело основывающемуся на традициях и потому реакционному. Это дело отнюдь не было мягким и деликатным. Те крестьяне, которые узаконивание развода или передел земли поровну рассматривали как борьбу с религией, вопреки своим классовым интересам выступали против коммунистической партии и даже сами принимали участие в физическом уничтожении многих коммунистов-пропагандистов. Но вместе с тем и партия не отступала перед проявлениями реакционности среди народных масс, действуя, прежде всего, во имя самих же угнетённых.

В ходе так называемой «аграрной революции», которая являлась частью революционной программы, земля перераспределялась между бедными и безземельными крестьянами, а также равным образом между мужчинами и женщинами. Революционная власть во всех основных провинциях вводила новый закон о браке, который стал известен как «закон о разводе». Поскольку на основе этого закона женщины на селе, которых ранее принуждали выйти замуж или которым приходилось это сделать чисто из экономических соображений с последующим попаданием в полную зависимость от мужа, могли получить и землю, и развод. В 1943 году Мао Цзэдун, выступая перед Общенациональным съездом Советов, заявил, что новый порядок бракосочетания — это «одно из величайших достижений и побед в истории человечества». Он также подчеркнул, что свободный и равный брак будет гарантирован только тогда, когда и мужчина, и женщина смогут обладать политической и экономической свободой.

В 1950 году, то есть через некоторое время после победы революции и формирования органов власти Китайской Народной Республики, одновременно принимаются два закона. Первым был закон об аграрной реформе, второй — закон о браке. На самом деле, эти два закона уже действовали в течение той самой «освободительной борьбы китайского народа» в освобождённых районах страны, и там, где уже была установлена власть народных советов. Но после полной победы и провозглашения социалистического государства они приняли общенациональный характер.


В этих двух социалистических государствах женщины не считались лишь «объектом» полового влечения со стороны мужчин или же «машиной» для производства потомства. Над ними не довлели ни понятия о девичьей «скромности» и «чести», как не подстерегала их и засада в виде порноиндустрии. Они считались в полном смысле слова людьми, возможности и силы которых были эквивалентны таковым у мужчин, в любой сфере деятельности. Сейчас одного из этих двух социалистических государств более не существует. Нельзя считать социалистическим и второе. Они оба оказались уничтожены мощными силами поднявшей голову буржуазии внутри страны, а извне — подавлены мощью мирового капитала. Однако в течение их недолгого существования он показали всему человечеству, что угнетение и эксплуатация тоже не являются естественным порядком вещей на вечные времена — они тоже могут и должны быть уничтожены.

Сравните бытие женщин в социалистических государствах с положением дел в нашем обществе 3 и современном мире. Исламская Республика Иран 38 лет назад отметила своё рождение подлинным наступлением на их права и свободы, и в течение этого периода при помощи военной силы навязывала им ношение хиджаба и, словно арканом, душила их средневековыми законами шариата. Ни одна женщина на улицах больших городов Ирана и других мусульманских стран не защищена от сексуальных домогательств и подобных этому страданий, а нарушение исламских норм брака карается смертной казнью. В большинстве этих стран нет права на аборт: за это предусмотрено суровое наказание. А в Соединённых Штатах по статистике каждые 15 секунд женщина подвергается побоям. Примерно каждая из четырёх девушек-студенток колледжа в течение обучения страдает либо от изнасилования, либо от сексуальных домогательств. А «порнобизнес» является во всем мире одним из самых выгодных и прибыльных видов предпринимательства.

И когда мы день сегодняшний сравниваем с «социалистическим прошлым», то мы понимаем, что это «прошлое» на самом деле было будущим, о котором мы сегодня можем лишь мечтать. Но борьба за это светлое будущее привносит в нашу жизнь смысл и вдохновение.

Примечания:

  1. Имеются в виду первые годы существования советской власти — прим. пер.
  2. Или калыма — прим. пер.
  3. Речь в данном случае идёт об Иране — прим. пер.

Добавить комментарий