Коммунистическая партия Непала (КПН) была основана в 1949 г. В следующем году в ней образовались две фракции — «умеренная», во главе с Кешаром Джангом Райямаджхи1, и «революционная», поначалу возглавляемая Пушпой Лалом2. Когда в 1960 году король Махендра прекратил краткий эксперимент с демократией, приведший к власти партию Непальский конгресс, умеренные коммунисты поддержали этот шаг короля. Революционеры выступили против, и их лидеры бежали в Индию, откуда продолжили направлять действия своих последователей в Непале.
Но в 1962 году в рядах революционной КПН произошёл раскол. Пушпа Лал поддержал Индию в ходе её краткой пограничной войны с Китаем. Тулай Дала Амайта3 поддержал китайцев и основал собственную партию. Эта группа в основном господствовала в студенческом движении 1960—1970-х.4
Китайцы проявили некоторый ограниченный интерес к революционным элементам среди непальских коммунистов. Барбара Рейд в 1976 г. сообщает, что
К концу 1970-х самую радикальную фракцию революционной КПН возглавлял Манмохан Адхикари6. Она резко выступила против советского вторжения в Афганистан.7«соперничающие фракции революционной КПН обращались к Китаю за установлением более тесных рабочих связей, но китайское участие оказалось ограничено некоторой финансовой поддержкой. ‹…› Умеренная КПН получила признание и финансовую помощь от Советского Союза».5
Возглавляемая Манмоханом Адхикари группа, называвшаяся Непальской коммунистической партией, сперва поддержав новое китайское руководство после смерти Мао, в конце концов обратилась против него. Первый пленум Центрального комитета 4-го созыва, собравшийся в июле 1981 года, заявил в резолюции, что «в Китае 6 октября 1976 г. произошла контрреволюция и установилась диктатура буржуазии
».
Резолюция гласит:
«В прошлом из-за недостаточности наших знаний и ясности китайских дел наша партия поддерживала ревизионистское руководство Хуа Гофэна и некоторые из его ревизионистских практик, в частности, так называемую „теорию трёх миров“, и выражала представление, что из двух сверхдержав американский империализм менее опасен. Пленум оценивает эти идеи как ошибочные, отвергает их и порывает с ними».8
Но албанские нападки на китайское руководство эта фракция непальских коммунистов не одобрила. Резолюция ЦК гласит:
«Противостоя китайскому ревизионизму, мы должны уберечься от пути русского ревизионизма, албанского „левого“ уклона и всякого иного правого или „левого“ уклона».
Когда в 1981 году состоялись выборы в Национальный Панчайят (парламент), большинство непальских маоистов их бойкотировали. Хотя Барбара Рейд сообщает, что «прошло небольшое число сторонников других экстремистских фракций и прокитайских сочувствующих
». Особенно заметно было влияние маоистов было среди студентов, проводимое через Всенепальский националистический независимый союз студентов9.10
В 1985 году Читра Кришна Тивари11 сообщил, что непальские коммунисты разделены на восемь фракций. Две из них, прежде маоистские, были «нейтральны». Непальская коммунистическая партия (марксистско-ленинская) была прокитайской и имела внутри себя три фракции, одна из которых была ответвлением индийских наксалитов. Кроме того, были ещё три фракции промосковских коммунистов.12
Три года спустя Читра Тивари говорил, что есть уже девять фракций коммунистов, из которых пропекинские или маоистские составляют «почти 75 процентов членского состава
». Он пишет:
«Фракция „Четвёртый съезд“13, возглавлявшаяся Моханом Бокрамом Гхасти, ныне разделена на три фракции: „Четвёртый съезд“, „Машал“14 и „Бехамут Машал“15. ‹…› Они придерживаются взгляда, что истинного коммунизма нет нигде в мире, и возлагают свою веру на идеи и действия опальной в Китае „банды четырёх“».
Ещё одна группа, Непальская рабоче-крестьянская организация16, имеющая влияние в области Бхактапура, «отличается от прочих маоистских организаций, полагаясь на легальные или систематические средства для продвижения своей идеологии
».17
В 1974 году группа, известная как Непальская коммунистическая партия18 (НКП), приняла идеологию марксизма-ленинизма-маоцзэдунъидей. Она бойкотировала референдум 1980 г., назначенный королём, чтобы решить, возвращаться ли стране к избираемому правительству. В 1978 году генеральным секретарём НКП был избран Нормал Лама19, но к 1983 году он разошёлся с большинством партийного руководства. Его исключили из НКП, принявшей название Непальская коммунистическая партия (Нашал)20. В следующем году партия присоединилась к новосозданному Революционному интернационалистическому движению21, сформированному партиями и группами, исповедовавшими ортодоксальный маоизм и поддерживавшими «банду четырёх».
В 1986 году внутри НКП (Нашал) произошёл новый раскол — между фракциями, возглавляемыми Центральным организационным комитетом (ЦОК) и Центральным комитетом (ЦК) — и снова по вопросам маоистского учения. К 1991 году группа ЦК объединилась с частью фракции ЦОК, последователями Нормала Ламы и фракцией Пролетарская организация труда22, образовав Непальскую коммунистическую партию (Единый центр)23, также присоединившийся к Революционному интернационалистическому движению.
Между тем, группы среди непальских коммунистов, которые их оппоненты звали «ревизионистскими», объединились в Объединённую коммунистическую партию (марксистско-ленинскую)24, которая стала одной из главных политических партий страны, соперничающей с партией «Непальский конгресс». В 1994 году она выиграла всеобщие выборы и сформировала правительство.
В том же году группа Единый центр провела съезд, на котором исключила Нормала Ламу и взяла новое имя — Коммунистическая партия Непала (маоистская)25 (КПН(м)). Как она заявила:
«Это не просто было сменой названия, но представляло кульминацию долгой борьбы за объединение партии вокруг правильной марксистско-ленинско-маоистской линии».26
КПН(м) испытала большое влияние перуанской маоистской партии «Сендеро луминосо», с которой она была связана через Революционное интернационалистическое движение.27 В октябре 1990 года, копируя акцию «Сендеро луминосо» дюжиной лет ранее, они поместили пятидесятиметровый политический лозунг на стенах туристического «Гималайского отеля»28, провозгласив осуждение непальского и индийского режимов, а также «русского социал-империализма
» и «китайского ревизионизма
».29
На пленуме КПН(м) в сентябре 1995 г. было принято решение воплотить маоистскую теорию на практике, развернув «народную войну».30 И в конце концов это было сделано в феврале 1996 года, когда, согласно дружественным источникам,
«в трёх главных регионах, а также во многих других местах на всём протяжении Непала, произошли скоординированные налёты и нападения. Эти вооружённые действия, в которых участвовали тысячи мужчин и женщин, открыли новую главу в истории этой страны — развёртывание Народной войны, цель которой — смести империализм, феодализм и бюрократический капитализм».31
Периодическое издание Коммунистической партии Непала (маоистской) отметило первые действия её «народной войны»:
«Вслед за исторической инициативой и генеральным призывом партии почти по всей стране молниеносно развернулись военные и вооружённые действия разного рода. За три недели инициации… имели место около пяти тысяч акций примерно в 65 районах страны. Из них около 65 процентов составляли пропагандистские акции, включая факельные шествия, рисование лозунгов, распространение листовок и плакатов, посвящённых народной войне, около 12 процентов — акты саботажа, включая разрушение и захват собственности известных феодалов, компрадоров и бюрократических капиталистов, и около 3 процентов — партизанские действия».32
Издание добавляет:
«Инициация народной войны была историческим событием; но ныне перед партией вырисовывается огромный и тяжёлый вопрос, способны ли мы продолжить, защитить и развить её. В настоящий момент внимание политически сознательных масс, интеллектуального сообщества и прочих сосредоточено на том, что будет дальнейшим планом партии и окажемся ли мы способны сохранить и развить получившее рождение».33
В момент написания, более года спустя, ещё нет ответов на эти вопросы, поднятые непальским журналом.
Примечания- Keshar Jang Rayamajhi.↩
- Pushpa Lal.↩
- Tulai Dala Amayta.↩
- Frederic H. Gaige, in Yearbook on International Communist Affairs, 1973, Hoover Institution, Stanford, Calif., 1973, pages 522–524.↩
- Barbara Reid, in Yearbook on International Communist Affairs, 1976, Hoover Institution, Stanford, Calif., 1976, page 351.↩
- Man Mohna Adhikari.↩
- Barbara Reid, in Yearbook on International Communist Affairs, 1981, Hoover Institution, Stanford, Calif., 1981, page 106.↩
- Revolutionary Worker (organ of Revolutionary Communist Party, Chicago), May 14, 1982, page 8.↩
- All Nepal Nationalist Independent Students Union.↩
- Barbara Reid, in Yearbook on International Communist Affairs, 1969, Hoover Institution, Stanford, Calif., 1969, page 216.↩
- Chitra Krishna Tiwari.↩
- Chitra Krishna Tiwari, in Yearbook on International Communist Affairs, 1985, Hoover Institution, Stanford, Calif., 1985, page 216.↩
- Fourth Congress.↩
- Mashal.↩
- Behamut Mashal.↩
- Nepal Workers and Peasants Organization.↩
- Chitra Krishna Tiwari, in Yearbook on International Communist Affairs, 1988, Hoover Institution, Stanford, Calif., 1988, pages 203–204.↩
- Nepal Communist Party.↩
- Normal Lama.↩
- Nepal Communist Party (Nashal).↩
- Revolutionary Internationalist Movement.↩
- Proletarian Labor Organization.↩
- Nepal Communist Party (Unity Center).↩
- United Communist Party (Marxist-Leninist).↩
- Communist Party of Nepal (Maoist)↩
- A World to Win (London), December 1996, pages 11–15.↩
- R. Andrew Rickson, “Democratization and the Growth of Communism in Nepal: A Peruvian Scenario in the Making?,” Journal of Commonwealth and Comparative Politics (London), November 1992, pages 362–363.↩
- Himalayan Hotel↩
- Ibid., pages 374.↩
- The Worker (Nepal), June 1996, page 10.↩
- A World to Win (London), December 1996, page 7.↩
- The Worker, op. cit., pages 5-6.↩
- Ibid., pages 17-18.↩