Бумбараш № 12 (39), ноябрь 1996 г.; Бумбараш № 13 (40), декабрь 1996 г.

Ноябрь-декабрь 1996 г.

Электронная сивуха. Компьютерные игры как средство оболванивания технической интеллигенции

Кто опубликовал: | 14.10.2019

Это резкое и спорное высказывание мы публикуем как представляющее историческую ценность, передающее колорит эпохи. Следует признать, что и тогда в редакции «Бумбараша» была весома популярна стратегия Heroes of Might and Magic, возможно не случайно обойдённая неодобрительным вниманием автора обзора.

Компьютерные игры давно превратились в неотъемлимую часть массовой культуры. Тем, кто задумывается об их совмещении с левыми идеями мы рекомендуем, например, сообщество /rev/games.

Маоизм.ру

Всеми правдами и неправдами буржуазия пытается сбить рост популярности коммунистических идей, пытается развратить пролетариат будущего — рабочий класс грядущего информационного общества — мелкобуржуазными идеями, подсунув чуждые классовые цели. Невиданными темпами ведётся разработка компьютерных игр, этих «невинных забав», в направлении, инспирируемом империалистическими спецслужбами. Бесчисленные материальные и людские ресурсы сосредоточены в этой индустрии.

Атака на интеллект

Многие интеллигенты, пользователи персональных компьютеров, стряхивая дурман навязываемой режимом идеологии, понимая, что они выучились на средства трудового народа, испытывают острое чувство вины перед шахтёрами, сталеварами, прорабами, сельскохозяйственным пролетариатом и стремятся вернуть долг, поставить свои таланты, знания и навыки на службу делу освобождения трудового народа от гнёта капитала. И вот тут-то мастера психологической войны и подсовывают им суррогат активной деятельности — компьютерные игрушки.

Какие стратегические линии можно выделить на «электронном» фронте этой идеологической борьбы? Главной, плохо скрываемой целью является одурманивание молодёжи: теперь вместо развивающей физическое здоровье и помогающей патриотическому воспитанию военно-патриотической игры «Зарница» молодой человек теперь играет… в DOOM на компьютере! Разложение дошло до того, что бывший министр обороны в одном из газетных интервью признался, что и он «не прочь поиграть». Причём ему ещё больше нравились игры, «где надо что-нибудь строить». Знаем-знаем, что это за строительство. Были в своё время общества таких строителей-каменщиков, в основном, вольных… Хотя экс-министр, вероятно, просто имел в виду строительство генеральских дач.

Есть надёжное средство манипулирования симпатиями имеющей доступ к персональным ЭВМ молодёжи: многие бульварные газетёнки сейчас публикуют обзоры компьютерных игр. Как правило, это заказные «хит-парады» с заранее известными результатами. Составляющие эти обзоры малокомпетентные журналисты, мнящие себя профессионалами, иногда добавляют идиотскую цифирьку «рейтинга популярности». Все прекрасно понимают, что эта цифирька, как и любая реклама, к действительности никакого отношения не имеет. На неё клюют только те недалёкие подростки, которые «выбирают пепси». В нашем небольшом обзоре мы не пойдём по этому ложному пути. Чтобы понять поглубже тайные замыслы заправил игорно-компьютерного бизнеса, мы дадим обзор популярных игрушек с классовой точки зрения.

Убей, зарежь, изнасилуй побольше и поскорее!

Можно выделить несколько типичных классов игр. Каждый из них служит своей гнусной цели. Остановимся сначала на играх типа ACTION (действие). К ним относится, например, популярнейшая игра DOOM. К сожалению, её популярность связана вовсе не с тем, что физиономия главного героя один в один сделана с фотографии Зюганова. Дело в том, что тонкий расчёт её создателей был на самые низменные чувства людей, коренящиеся в их подсознании. Жажда убийства — вот что притягивает людей в DOOMе. Хотя, конечно, не только это. Главный герой (супермен типа Рембо) бегает по таинственным многоэтажным лабиринтам и уничтожает гнусных монстров. Монстров нужно убить как можно быстрее, полнее и тщательнее. Обнаружив в очередном тёмном уголке в одной из версий этой игры бутылочку (!) со «здоровьем», герой гнусным голосом издаёт радостный вопль счастливого собственника «Ма-а-ай!!!».

Когда видишь молодого неопытного комсомольца, играющего в DOOM, который мотивирует своё занятие необходимостью приобретения боевых навыков для революционной борьбы, его необходимо пристыдить: тактика индивидуального террора была заклеймена ещё на втором съезде РСДРП. В сетевом варианте этой игры (когда два или несколько игроков на разных компьютерах играют одновременно) — это просто прямая пропаганда убийств, причём не простых, а наиболее изощрённых. Противника можно убить кулаком, из пистолета, ружья (а в DOOMе-2 и двустволки), пулемёта, ракетницы, лазерной пушки, специального сверхмощного оружия ВРС-9000, а особые садисты могут и распилить издающей страшные визгливые звуки бензопилой. Не случайно во время выборов в Думу острословы выдвинули даже такой тезис: «Наш DOOM — Россия»!..

Разновидностью таких игр и в каком-то смысле продолжением DOOMа являются игры HERETIC и HEXEN. Там, помимо описанных выше достаточно простых орудий убийства, появляются ещё и магические. Иными словами, эти игры представляют собой варианты игр ACTION, густо замешанные на религиозном мракобесии. Но в нашем обзоре мы ещё коснёмся роли церкви в индустрии оболванивания.

К игрушкам типа ACTION относится и появившаяся недавно DUKE NUKEM 3D. Она сделана в стиле комикса. И газеты, и телевидение нас сейчас просто пичкают этими комиксами — когда не нужно о чём-то размышлять, а нужно следить, не особенно напрягаясь, за развитием сюжета и смеяться или пугаться в тех местах, где запланировано создателями. Комиксы — чрезвычайно примитивный и убогий продукт масс-культуры. Классический пример — телевизионная программа «Маски-шоу» (отметим в скобках: для идиотов). После на редкость тупых шуток там идёт смех в зале, что означает: в этом месте нужно смеяться.

В DUKE NUKEM целый ряд пошлейших омерзительных «жизненных» подробностей. Кровь убитых монстров медленно стекает вниз по стенам, накапливаясь в лужах. Наступив в такую лужу, герой оставляет за собой кровавые следы. В лабиринтах этой игрушки есть туалеты, в которых на толчках сидят монстры. Унитазы и писсуары можно использовать по прямому назначению, т. е. сходить по-большому и по-маленькому, что, кстати, добавит вам некоторые очки. А можно эти предметы буржуазной сантехники и разбить ногой или расстрелять — что вам больше нравится. После этого из них забьют фонтанчики воды, которую можно пить, что тоже принесёт вам дополнительные очки.

Есть в этой игрушке и стрип-бары с танцующими девочками. Главный герой может к такой девочке подойти и кое о чём попросить, протягивая ей руку с долларами. И естественно, она возьмёт эти доллары и исполнит его желание. Но разговор о порнографии в компьютерных игрушках, как инструменте, использующемся разработчиками для проповедования западного образа жизни и ориентированном прежде всего на подрастающее поколение, мы пока отложим.

Учитесь грабить и угнетать

Следующий класс игр, также очень популярный — так называемые стратегические игры. Здесь выделяются два основных направления: экономическое и военное.

К экономическому направлению относятся, например, игрушки TRANSPORT TYCOON (транспортный магнат) и CAPITALISM (это мерзкое название не нуждается в переводе). В своём жанре это «шедевры». Апология предпринимательства здесь достигает апогея. Игрок может скупать акции, играть на бирже, организовывать свои производства, закупать сырьё, продавать готовую продукцию. Отметим, что в том же CAPITALISMе за основу взята западная его модель, а не та, которую нам навязывают нынешние правители. То есть конкурента задавить можно только чисто экономически, сбиванием цен и захватом рынков сырья и сбыта. Можно только посочувствовать любителям острых ощущений, что в этой игре не реализована российская модель капитализма с необходимостью дачи взяток чиновникам, выбивания долгов, криминальными разборками, раскалёнными утюгами, паяльниками в анальном отверстии .

Отметим, что и самыми первыми компьютерными игрушками тоже были экономические. Может быть, кто-то помнит игру KINGDOM (Королевство), в которой можно было закупать зерно, проводить посевные работы, управлять налоговой политикой. Эта игрушка работала ещё на компьютерах серии ЕС. После каких-то ваших действий игра давала сообщения типа: «Ваш народ подвергся эпидемии холеры», «Напал мор. Уничтожена половина населения», «Мыши съели весь урожай зерна. Наступил голод». Теперь-то понятно, что именно в такие игры в своё время и играли будущие «прорабы перестройки». Результаты — налицо. История ещё предъявит свой счёт бывшим нашим партийным лидерам, не сумевшим вовремя распознать всю опасность этой компьютерной заразы, разработать и сделать доминирующими на мировом рынке игры, способствующие развитию классового сознания и коммунистическому воспитанию.

Тренажёр массовых убийств и геноцида

Необыкновенной популярностью пользуются сейчас экономико-военно-стратегические игры, такие как CIVILIZATION, WARCRAFT, COMMAND AND CONQUER. Наивно было бы ожидать появления игрушек, призванных изучить опыт реальных классовых битв, на примерах гражданской войны в СССР, освободительного движения на Кубе, опыта борьбы Рабочей партии Курдистана против турецкого империализма и сапатистов в Мексике против наследников компрадоров, сдавших Штатам Техас и Калифорнию. Нет! Невооружённым марксистской теорией интеллектуалам подсовываются вымышленные войны иллюзорных персонажей. Максимум «реализма» в IRON CROSS, игрушке «по мотивам» Второй мировой войны. Есть возможность «поучаствовать» во всех великих битвах 1941—1945 годов и тем самым как бы «переиграть» историю заново. Можно играть за и за американцев, и даже за войска вермахта! Решающая роль советского народа под руководством тов. Сталина в победе на фашизмом, как обычно, тенденциозно замалчивается.

Вместо реальной истории подсовываются вымышленная, фантастическая. Игра CIVILIZATION («Цивилизация») преподносит играющему схоластический взгляд на исторический прогресс, затушёвывая классовый смысл череды сменяющих друг друга общественно-экономических формации. Суть этих игр — в соперничестве монополий за право хищнически истреблять природные ресурсы. Причём всё новые варианты игр демонстрируют явное загнивание империализма, а именно рост паразитических тенденций. Если в WARCRAFT и COMMAND AND CONQUER кланы ещё разрабатывают природные ресурсы, для чего создают необходимую добывающую, перерабатывающую промышленность и инфраструктуры, то в новой игре Z действия начинают с простого захвата заранее созданных строений и оборудования!

В этих и подобных играх якобы участвуют народные массы… Но режиссёры представляют их единой серой толпой, покорной и забитой. Чтобы играющий не задумывался об их жёнах, детях, родственниках, об их горе, страданиях, стремлении к миру и простым человеческим радостям. Судьбой простых крестьян, рабочих фабрик, инженеров бездумно и безжалостно распоряжаются сами Игроки, сверхчеловеки, белокурые бестии ницшеанского типа — «мы все глядим в Наполеоны, двуногих тварей миллионы для нас орудие одно»…

Начиная с некоторого этапа, в игре WARCRAFT появляются идеологические прислужники господствующих классов, а именно священники-клерикалы и маги. По замыслу создателей игры, они выполняют очень важные функции — шаманскими заклинаниями и пассами а ля Кашпировский «лечат» раненых, с помощью своего дара ясновидения (даже здесь мы сталкиваемся с настойчивой пропагандой буржуазных лженаук типа парапсихологии) разведывают территорию противника, и т. д. Маломощные и бесполезные в реальном бою, они вынуждают играющего тратить немалые средства на строительство храмов, обучение, разработку магических способностей.

Как тут не вспомнишь алчность попов по поводу церковной десятины и то, с какой ненавистью и справедливым гневом народные массы разрушали в 1920-е годы оплоты мракобесия и контрреволюции. Стоит ли удивляться тому, если сегодня играющий в WARCRAFT молодой интеллектуал, окончательно разочаровавшись в поповщине, завтра на том же самом компьютере будет рассчитывать оптимальный расклад взрывчатки под заново отстроенный храм Христа-Спасителя или даже… под собор Василия Блаженного?

Разработчики игр применяют дешёвые и подленькие приёмчики для демонизации противников , их обесчеловечивания, пытаясь представить противников нелюдьми, «орками». Но «оркам» свойственно всё человеческое! Они плачут и кричат, когда их побеждают, радуются и смеются, когда выигрывают бои, и, самое главное, строят здания, развивают технологии — разрабатывают топоры, луки, стрелы, т. е. создают орудия производства. Но режиссёры игр выводят их не хозяевами мира и собственной судьбы (как учил великий вождь, руководитель всемирного чучхейского дела, учитель корейского народа товарищ Ким Ир Сен), а послушными орудиями, марионетками в чужих руках.

Чудовищно, но факт: в новой версии COMMAND AND CONQUER (RED ALERT — «красная атака») к «оркам» (т. е. нелюдям) приравнены советские войска (у которых на вооружении самолёты «Яки», пограничные псы Алые и командир — И. В. Сталин). Удивительно ли, что изгнанный за антипартийную деятельность из рядов Российской Коммунистической рабочей партии В. И. Анпилов выбрал для своих сторонников эмблемой злобно-карикатурное изображение серпа-молота-звезды из этой зверино-антикоммунистической игры (см. иллюстрацию)?!

Пойди… туда!

Ещё два довольно близких класса игр — это так называемые «ролевые» игры, (ROLE PLAYING GAMES, RPG) и квесты (QUESTS). Герой таких игр, общаясь с другими персонажами, приобретает разные вещи, узнаёт новые факты и с помощью этого пытается решить какую-то, обычно довольно сложную, задачу.

Примером типичного квеста является весьма пошлая серия игр LARRY. Немало выдумки расходуется на… похождения богатого бездельника по злачным местам ночного мегаполиса (выпивку, азартные игры и т. п.). Всё продаётся и всё покупается — исподволь убеждает игрока тщательно срежессированный сюжет. Начинает герой с «овладения» дешёвой проституткой. В случае неправильных действий вы заражаетесь смертельным венерическим заболеванием и выбываете из игры… Разочаровавшись в «продажной» любви, герой ищет возвышенного светлого чувства и находит Её, но тут выясняется, что в буржуазном обществе на всё есть своя цена: новоявленная подруга обчищает его карманы. Собственно, в этом круговороте шлюх и всеобщей продажности и заключается навязываемая разработчиками смердящая «мораль» игры.

Недавно на рынок была выброшена игрушка FULL THROTTLE. Её название можно перевести как «с полной отдачей», «на пределе», но наиболее точно «полный шкандец». Чему может научить такая игрушка? Судите сами. В одном из начальных эпизодов герой входит в таверну. Необходимо подойти к бармену, который почему-то имеет кольцо в носу, взяться рукой за это кольцо и хорошенько тряхнуть. Но и это ещё не все. В таверне стоит пианино. Раз оно там стоит, значит, оно должно звучать. Как вы думаете, чем на нём можно играть? Есть следующие возможности: рукой, ногой, головой. Человек, который хоть немного разбирается в такого типа играх, сразу скажет: «Конечно, ногой!». Да, именно этот способ и имели в виду авторы. Вот такая «безобидная» игрушка, призванная превратить «человека с компьютером» в «грядущего хама» и разрушителя!

Очередной пошлой игрушкой из этого класса, вернее, даже серией игр является KYRANDIA. Здесь тоже нужно ходить, собирать какие-то вещи, что-то с ними делать. В одном из эпизодов первой KYRANDии требуется в определённом порядке положить найденные драгоценные камни на алтарь. И тогда произойдёт чудо. Заиграет красивая музыка, вам дадут волшебную флейту… Играющему (а игрушка предназначена для детей!) исподволь внушают: без вмешательства сверхъестественных сил человек не способен победить силы зла. Подойдите к играющему и напомните ему, что «никто не даст нам избавленья — ни бог, ни царь, и не герой».

Суррогаты подлинной жизни

Ещё одним, казалось бы, абсолютно безобидным классом игр являются симуляторы. Эти игрушки обеспечивают «эффект присутствия» игрока в кабине самолёта, подводной лодки, гоночной машины и т. п. Фирмы-производители утверждают даже, что по некоторым из таких игрушек можно научиться управлять самолётом или машиной. Примером такой игры является популярная FORMULA-1 — автогонки. Вроде бы ничего вредного и не содержит такая игрушка. Но давайте заглянем глубже. Фирмы-создатели компьютерных игр очень скоро пришли к выводу (а может, и спонсоры из соответствующих организаций им подсказали), что этого мало. Нужно больше жестокости, больше насилия, больше крови.

Логическим развитием (но завершением ли?) этой линии стала игра QUARANTINE. Здесь уже больше от танка, ездящего по улицам города (вспоминается 1993 год), чем от автомашины. Симулятор превратился в чисто садистскую игрушку — можно ездить и давить пешеходов. Правда, по дорогам разбросаны мины, и пешеходы не такие уж беззащитные — у кого граната, у кого пулемёт, и из проезжающих мимо автомобилей нет-нет да и постреливают. Обратим внимание на героя этой игры. Это таксист, занимающийся частным извозом. Логика игры навязывает игроку психологию мелкого буржуа. Ему всё равно, кого подвозить, будь то честный труженик или мафиози, замысливший очередное кровавое преступление. Лишь бы платили сполна. Странно, что создатели игры не предоставили возможность шофёру приторговывать водкой, как это было у нас при Горбачёве, или наркотой, как сейчас.

Посмотрим на симуляторы военной техники. Игра ARMORED FIST — симулятор танка. Боевые действия ведутся на реальных картах России, Украины, Азербайджана. Проводятся операции по захвату и уничтожению городов Вьетнама и Афганистана. К чему приучаются основная масса западных играющих? А ведь это, прежде всего, школьники и студенты.

Состязания в безумстве и подлости

Но неужели, спросит читатель, все компьютерные игрушки такие жестокие? Ведь должны же быть обучающие и развивающие игры. Да, конечно. Должны быть. Если бы заказчики преследовали цели обучения и развития народных масс… Но буржуазное общество диктует другие цели. Учат насилию, развивают садистские наклонности. Вот, скажем, спортивные игры. Вместо пропаганды здорового образа жизни насаждается культ грубой силы. Какая самая популярная спортивная игра? MORTAL COMBAT (смертельная схватка). Сейчас выпущены МС1, МС2, МСЗ. Это единоборства, отдалённо напоминающие рукопашный бой или карате. Соперники со страшными, нечеловеческими воплями колотят друг друга, пытаются оторвать руки, ноги, головы и другие части тела. Естественно, у последних версий этой игры замечательная графика, ведь заказчики требуют больше натурализма. (Почему-то вспоминается горбачёвский лозунг «Больше социализма!»). А одурманенная публика с нетерпением ждёт выхода новых версий этой игры. Фирма-изготовитель пообещала новую серию зверств.

К спортивным компьютерным играм можно отнести и карточные игры. Всем известен STRIP POKER (покер на раздевание). Если твоя партнёрша проигрывает, она снимает с себя часть одежды. Если ты проигрываешь, то появляется картинка с изображением раздевающегося мужчины. Вероятно, это сделано для представителей сексуальных меньшинств. Именно эта игра сыграла зловещую роль в моральном разложении бывшего комсомольского лидера ренегата И. Малярова! Есть ещё довольно примитивная игра BLACK JACK (несмотря на заморское название, это что-то типа блатных игр «в очко» или «в сику»). В направлении карточных игр отечественные умельцы не отстают от западных. Большой популярностью пользуется серия игр «МАРЬЯЖ», в которых реализованы те или иные разновидности преферанса. Почему этих игр так много и столько людей в них играют? С классовой точки зрения ответ очевиден: появление и широкое распространение в России карточных компьютерных игр обусловлено криминализацией нашего общества в результате перестройки. Эти игры, заставляя человека бесцельно проводить время в погоне за призраком лёгкой наживы, воспитывают и развивают навыки мошенничества. Везде денежные мешки, жирные морды капиталистов, кругом обман. Чем больше ты надуваешь других, тем выше поднимаешься на капиталистической «доске почёта», растёт твой «рейтинг» — а именно это и есть цель игры.

Ещё один свежий пример. Всем известна серия предательств бывшего работника КГБ Олега Калугина, не так давно сдавшего американцам очередного агента, разработанного ещё в советское время. В попытке заработать лишние тридцать сребреников Калугин совместно с бывшим директором ЦРУ Гейтсом предстаёт в новой компьютерной игре, рассказывающей «о сотрудничестве двух разведок». Играющий может вообразить себя суперагентом, этаким Джеймсом Бондом, проворачивающим хитроумные операции… Так опошлить и пустить коту под хвост работу советских спецслужб и остатки их престижа может только самый отъявленный негодяй!

Для самых бедных

Для беднейших слоёв населения предусмотрены более примитивные средства оболванивания — компьютерные суррогаты типа DENDY, SUPER NINTENDO и т. п.

Эти аппараты задуманы как приставка к телевизору. Ирония судьбы (а на самом деле дальновидный расчёт их создателей) состоит в том, что игра и играющий меняются местами, и реально именно игрок становится приставкой к этому аппарату с убогим цветом и звуком. Подрастающее поколение, забыв об учёбе, проводит дни и ночи, пропадая в псевдореальности ALLADINa или «ЧЕРЕПАШЕК НИНДЗЯ».

Погоня за новыми картриджами вынуждает наших школьников экономить на завтраках, на покупке новых учебников. Школьники играют в «трясучку», отбирают у младшеклассников деньги. Вместо того, чтобы обмазывать дерьмом шестисотые «мерседесы», дети моют машины «новым русским». Вот так безобидный весёлый слонёнок DENDY толкает подрастающее поколение на скользкую дорожку прислужничества буржуазии.

Поднимается волна протеста

Лучшие представители технической интеллигенции, хакеры, уже поднялись до индивидуального протеста против частнособственнического присвоения плодов научно-технического прогресса монополиями типа MICROSOFT, узурпировавшими компьютерный рынок. Этот протест пока выражается во взломе защит и бесплатном (а это и есть отрицание товарно-денежных отношений) свободном распространении взломанных программ, за которые алчные буржуи рассчитывали получить немалые денежки. Если бы так же бесплатно можно было тиражировать материальные блага, капитализм рухнул бы тут же…

Но есть и качественно более высокий уровень этого протеста — проникновение и взлом компьютерных сетей банков не ради наживы, а ради возвращения экспроприированных у экспроприаторов средств подлинным выразителям интересов народных масс. Настоящим революционерам! Например, на издание газеты «Бумбараш» (расчётный счёт мы не указываем из соображений конспирации, но желающие обычно находят способ установить контакт). Пользуясь случаем, мы адресуем слова искренней благодарности команде Fireball Team, напряжённая работа специалистов которой и позволила авторам подготовить настоящий обзор.

Цель каждой компьютерной игры — это отвлечение людей от классовой борьбы. Это вполне очевидно. Очевидно и то, что это идеологическое оружие своим остриём направлено не против закостенелых КПРФ-ников, которые и к компьютеру-то боятся подойти, а против наиболее радикальных и боеспособных слоёв молодёжи, потенциальных ниспровергателей буржуазного режима. Именно им и предстоит выдержать эту атаку, ведущуюся всем арсеналом технических средств, имеющихся у буржуазии.

Выстоять… И перейти в наступление!

Добавить комментарий