Статья, написанная товарищем Мао Цзэдуном в целях критики контрреволюционной группировки Ху Фэна.
«Идентичность общественного мнения», о чём твердит Ху Фэн, означает не что иное, как запрещение контрреволюционерам выступать с контрреволюционными мнениями. И действительно, наш строй лишает всех контрреволюционеров свободы слова и разрешает пользоваться ею лишь внутри народа. Внутри народа мы допускаем неидентичность мнений, иначе говоря, свободу критики, свободу высказывания различных мнений, свободу теистической и атеистической (то есть материалистической) пропаганды. В любом обществе в любое время существуют две категории людей, два рода воззрений — передовые и отсталые, которые находятся в противоречии и борются между собой, причём передовые воззрения так или иначе берут верх над отсталыми, и сделать «
общественное мнение идентичным» нельзя, да и не следует. Только всемерное развитие всего передового и преодоление отсталого продвигают общество вперёд. А в эпоху, когда вне и внутри страны всё ещё существуют классы и классовая борьба, рабочий класс и широкие народные массы, захватившие государственную власть, должны подавлять сопротивление, оказываемое революции всеми и всякими контрреволюционными классами, группами и лицами, пресекать их реставраторскую деятельность, не давать никому из контрреволюционеров возможности использовать свободу слова в контрреволюционных целях. Вот потому-то хуфэновцы и подобные им контрреволюционеры испытывают неудобство от «
идентичности общественного мнения». А неудобство для них — это как раз то, чего мы добиваемся, это как раз удобно для нас. Общественное мнение у нас идентично и в то же время не идентично. Внутри народа передовым и отсталым людям разрешается свободно выступать на страницах наших газет и журналов, с наших трибун и т. п. для соревнования между собой, с тем чтобы передовые люди посредством демократического метода, посредством метода убеждения воспитывали отсталых, чтобы преодолевались отсталые взгляды и устранялись старые порядки. После преодоления одних противоречий возникают другие, новые противоречия, и вновь начинается соревнование в том же духе. Таким образом общество непрерывно идёт вперёд. Наличие противоречия само по себе означает неидентичность. После преодоления противоречия наступает временная идентичность; но вскоре появляется новое противоречие, что означает новую неидентичность, и его опять-таки следует преодолеть. Что же касается противоречий между народом и контрреволюционерами, то дело здесь сводится к диктатуре над контрреволюционерами, осуществляемой народом под руководством рабочего класса и Коммунистической партии. Тут применяются не демократические методы, а методы диктатуры, или диктаторства, другими словами, контрреволюционерам разрешается вести себя лишь тихо и смирно и не позволяется в словах и действиях переходить границы дозволенного. В этом отношении идентично не только общественное мнение, но и закон. По этому поводу хуфэновцы и подобные им контрреволюционеры пустились в благовидные разглагольствования, и некоторые простаки, наслушавшись их контрреволюционной болтовни, чувствуют себя как будто не совсем правыми. Вот послушайте, не скверно ли звучат «
идентичность общественного мнения», или «
отсутствие общественного мнения», или «
подавление свободы»? Люди эти не различают две такие разные категории, как внутри народа и вне народа. Внутри народа было бы преступлением подавлять свободу, зажимать критику ошибок и недостатков партии и правительства со стороны народа, запрещать свободные дискуссии среди работников науки,— таков наш строй. В капиталистических странах всё это, напротив, считается законным. Вне народа, по отношению к контрреволюционерам, было бы преступлением предоставлять свободу переходить в словах и действиях границы дозволенного, законной здесь является диктатура,— таков наш строй. В капиталистических странах дело обстоит как раз наоборот: там существует диктатура буржуазии, при которой революционному народу не позволяется в словах и действиях переходить границы дозволенного, ему разрешается вести себя лишь тихо и смирно. Эксплуататоры и контрреволюционеры всегда и везде составляют меньшинство, а эксплуатируемые и революционеры — большинство, поэтому диктатура последних вполне справедлива, в то время как диктатура первых ничем не оправдана.
Ху Фэн говорит также:
«Подавляющее большинство читателей принадлежит к той или иной организации, где царит атмосфера принуждения».
Мы выступаем против применения внутри народа метода принуждения и администрирования и твёрдо придерживаемся демократического метода, метода убеждения, внутри народа атмосфера должна быть свободной и прибегать к «принуждению
» было бы ошибкой. То, что «подавляющее большинство читателей принадлежит к той или иной организации
»,— исключительно хорошее дело. Этого хорошего дела не знали тысячелетия. И лишь после длительной и упорной борьбы под руководством Коммунистической партии народ получил возможность покончить с разобщённостью, облегчавшей реакционерам эксплуатировать и угнетать его, и добиться сплочения, а потом за несколько лет после победы революции осуществил своё великое единство. Под «принуждением
», о котором говорит Ху Фэн, надо понимать принуждение в отношении контрреволюционных элементов. У этих людей поистине душа уходит в пятки, они чувствуют себя «жалкой невесткой, живущей в постоянном страхе быть побитой», и думают, будто даже их «покашливание записывается на плёнку
». Мы считаем, что это тоже исключительно хорошее дело. Этого хорошего дела тоже не знали тысячелетия. И только вследствие длительной и упорной борьбы, которую вёл народ под руководством Коммунистической партии, этой мрази стало так тяжко. Одним словом, когда для народных масс наступают радостные дни, контрреволюционеров охватывает скорбь. Этому делу прежде всего и посвящается ежегодно наш Национальный праздник.
Ху Фэн далее заявляет, что «в литературе и искусстве механицизм действительно требует затраты наименьших усилий
». Говоря о «механицизме
», он намекает на диалектический материализм, а что касается «наименьших усилий
», то это просто чепуха. В мире только идеализм и метафизика требуют затраты наименьших усилий, ибо они позволяют людям городить всякий вздор, не считаясь с объективной действительностью и уклоняясь от проверки ею. Наоборот, материализм и диалектика требуют затраты усилий, ибо они обязывают исходить из объективной действительности и подвергаться проверке ею. Если не прилагать усилий, то неизбежно скатишься к идеализму и метафизике.
Итак, Ху Фэн в своём письме1 выдвинул три принципиальных вопроса, и мы сочли необходимым обстоятельно опровергнуть его.
В этом же письме Ху Фэн пишет, что «сейчас повсюду наблюдаются сопротивленческие настроения, повсюду ощущается более глубокая потребность
». Это говорилось в 1950 году. К тому времени на континенте только что были уничтожены главные военные силы Чан Кайши, предстояло ещё ликвидировать большое количество контрреволюционных вооружённых формирований, превратившихся в бандитские шайки, широкая аграрная реформа и широкое движение за подавление контрреволюции ещё не начались, работа по упорядочению в области культуры и просвещения также не была развёрнута. И слова Ху Фэна действительно отражают обстановку того времени, однако он не договаривает. Если же договорить, то следовало бы сказать так: сейчас повсюду наблюдаются сопротивленческие настроения контрреволюции по отношению к революции, повсюду у контрреволюции ощущается более глубокая потребность в различной подрывной деятельности против революции.
- Имеется в виду контрреволюционное секретное письмо Ху Фэна от 13 августа 1950 года, адресованное его сообщнику Чжан Чжунсяо.↩