9 мая заместитель премьера Се Фучжи передал новейшие указания председателя Мао. На заседаниях Постоянного комитета Политбюро ЦК и Группы по делам культурной революции при ЦК КПК, состоявшихся 29 апреля и 1 мая, председатель говорил о том, как партия должна поддерживать связь с массами, о том, что нельзя отрываться от масс.
Мы ни в коем случае не должны отрываться от масс. Не отрываться от масс — это первая заповедь. А вторая — не отходить от марксизма-ленинизма.
В течение 3 лет — 1949, 1950 и 1951 годов — массы поддерживали и уважали нашу партию, поскольку тогда мы были упорны в борьбе и скромны в быту, питались чумизой1, жили в шалашах. В то время мы только что закончили войну, ещё были полны революционного энтузиазма, были тесно связаны с массами.
После 1952 года в обстановке произошли определённые изменения. Наши кадровые работники начали отдаляться от масс. Для кадровых работников была введена система заработной платы, армия разместилась в военных городках, для учреждений были построены огромные многоэтажные здания. Если прежде [кадровые работники] питались, одевались, жили так же, как массы, то теперь несколько оторвались от масс. Почему так могло произойти? А потому, что меня не слушались. Лю Шаоци, Гао Ган, Пэн Дэхуай перенимали всё у Советского Союза. Я не одобряю систему заработной платы. Не одобряю также и стремление перенимать всё у Советского Союза. Наша нынешняя великая культурная революция должна всё это изменить.
(Речь идёт о том, что главный из стоящих у власти в партии и идущих по капиталистическому пути не действовал в соответствии с идеями Мао Цзэдуна, не выполнял высших указании председателя, не придерживался идеи упорной борьбы и линии масс.) Сейчас мы должны осуществлять объединение трёх сторон, привлекать молодёжь к участию в руководящей работе во всех областях. Не надо относиться к молодёжи пренебрежительно. Людей, которым 20, 30 лет, можно привлекать к решению вопросов. Если не поднимать новое поколение, то как же обеспечить его закалку? Это объединение трёх сторон должно включать в себя людей пожилых, среднего возраста и молодёжь. Если человеку больше 20 лет, значит, можно его привлекать.
Мао Цзэдун приводит множество исторических примеров.
Я за то, чтобы готовить молодёжь к выходу на сцену. Некоторые говорят, что у молодёжи нет опыта. Но я считаю, что, когда она выйдет на сцену, и опыт появится. Раньше мы тоже говорили о воспитании преемников дела пролетарской резолюции, но тогда это говорилось формально. А теперь нужно претворить это и жизнь в организационном отношении.
Объединение трёх сторон — это объединение людей старшего, среднего возраста и молодёжи. Нельзя требовать свержения всех старых кадров. Старые кадры и так каждый день отправляются на свидание с царём небесным2.
Мао Цзэдун останавливается на вопросе о реформе структуры государственных органов.
Самым коренным вопросом реформы государственных органов является связь с массами. Реформа структуры должна соответствовать [укреплению] связи с массами. Нельзя создавать бюрократическую систему.
(Речь идёт о том. что численность персонала Шанхайского городского ревкома составляет четверть численности персонала прежнего горкома.) Это очень хорошо. Сокращён и персонал Пекинского ревкома. Раньше в Пекинском горкоме партии и Народном комитете насчитывалось более 2 тысяч работников. Сейчас в Пекинском городском ревкоме число работников сокращено до 200 человек.3
Председатель высказывается по вопросу о восстановлении партийных и комсомольских организаций.
Члены партии и комсомола сравнительно глубоко впитали в себя яд брошюры [Лю Шаоци] «О работе коммуниста над собой», у них не стало своего собственного мнения, они превратились в «послушные орудия». Однако большинство коммунистов и комсомольцев хорошие люди. С восстановлением организаций нужно подождать ещё полгода — год. Великая пролетарская культурная революция явилась большой проверкой, большим испытанием не только для кадровых работников, но и для членов партии и комсомола. Коммунисты и комсомольцы оторвались от масс, разучились самостоятельно мыслить. Если сейчас начать восстанавливать организации, то массы могут быть недовольны. Возобновить деятельность организаций можно лишь позднее. Массы имеют довольно большие претензии к некоторым кадровым работникам. Об их привлечении к работе можно говорить только через 2—3 года. А некоторые из кадровых работников могут быть восстановлены на работе немедленно. Людям, допустившим ошибки, нужно предоставить возможность исправиться. Ведь без правых не было бы и левых.
Организацию «Ляньдун»4 нужно амнистировать.5
Примечания- Чуми́за — злаковое растение наподобие проса. Сейчас идёт на корм скоту и считается лакомством для попугаев.— Маоизм.ру.↩
- В оригинале называется Шан-ди, он же Нефритовый император, но вообще это теперь просто китайское выражение, эквивалентное русскому «отдать богу душу».— Маоизм.ру.↩
- В публикации в хунвэйбиновском пятитомнике этот фрагмент отсутствует.— Маоизм.ру.↩
- «Ляньдун» («Объединённые действия») — одна из хунвэйбиновских организаций в Пекине.— Прим. ред.↩
- В публикации в хунвэйбиновском пятитомнике этот фрагмент отсутствует, зато присутствует другая фраза: «
Я всегда был против системы заработной платы и воинских званий
» (кит. 搞薪金制军衔我从来就反对。).— Маоизм.ру.↩