Среди определённой части представителей левого движения в России бытует мнение, что работы И. В. Сталина и Мао Цзэдуна отличаются «примитивностью», «догматизмом» и даже «банальностью», и что читать и изучать их грамотному марксисту не стоит — только зря потратишь время. Особенно на это упирают троцкисты, сами, как правило, не читающие этих работ.
Такой взгляд в корне неверен. Почему? Потому что, в отличие от опусов Л. Д. Троцкого, работы Сталина и Мао написаны простым, ясным и понятным языком. Любой рабочий или крестьянин, читая их тексты, вполне может понять то, о чём они пишут. Собственно, и рассчитаны они на массового читателя. Даже не самого грамотного. Они демократичны.
А что же Троцкий? Троцкий — это квинтэссенция интеллигентского высокоумия, софистики, пренебрежения к простому, малоподготовленному читателю. Троцкий, выступая в роли своеобразного «небожителя», поучает, наставляет читателя. Напротив, Сталин и Мао Цзэдун ведут с читателем дружескую, товарищескую беседу, часто объясняя на простых примерах весьма сложные вещи, например, законы диалектики или национально-колониальный вопрос с точки зрения марксизма-ленинизма. В этом смысле стиль их работ напоминает ленинский. Ленин тоже умел рассказывать просто о сложном.
Тексты Сталина и Мао отличаются стройностью, логичностью и непротиворечивостью, чего нельзя сказать о работах Троцкого. Работы Сталина и Мао построены на глубоком знании основ марксизма-ленинизма, его основных положений. И, самое главное — Сталин и Мао умели применять марксистский метод на практике, ведь как известно, именно практика — критерий истины. Часто их работы посвящены сугубо конкретным вопросам, например, социалистического строительства.
Актуальны ли в настоящее время работы Сталина и Мао? Без сомнения, да. Так, весьма современны лекции Сталина об основах ленинизма, прочитанных им в 1924 г. в стенах Свердловского университета. По сути, это — учебник, в котором в доступной форме излагаются основы марксизма (ленинизма) эпохи империализма и пролетарских революций. Существенное значение имеет и работа Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР», опубликованная в 1952 г. незадолго до его смерти. В этой работе Сталин даёт своё видение процесса перехода общества от социализма к коммунизму. Отметим, что наследники Сталина во многом отказались от стратегического плана перехода советского общества к коммунизму, изложенного в данной работе, что предопределило буржуазное перерождение СССР и его крах.
Если суммировать, то Сталин необходим как теоретик ленинизма. Из претендентов на теоретическое наследие Ильича его обобщение и развитие ленинизма оказалось наиболее близким взглядам самого Ленина и наиболее адекватным их развитием. Сталин развил в теории и осуществил на практике взгляды Ленина на строительство социализма, национальный вопрос, стратегию и тактику борьбы пролетариата.
Что касается Мао, то весьма актуальными в настоящий период являются его тексты о новой (народной) демократии как переходном этапе к социализму. Хотя пальма первенства в разработке теории народной демократии принадлежит Г. М. Димитрову, Мао внес существенный вклад, применив эту теорию к условиям Китая. Что такое новая или народная демократия? Исторический опыт показывает, что в эпоху империализма, в силу неравномерности и скачкообразности развития капитализма в мировом масштабе, весьма часто складывается ситуация, когда пролетариат в силу своей малочисленности не может сразу, без промедления, вести общество к социализму, и вынужден вступать в классовый союз с крестьянскими трудящимися массами, мелкой буржуазией и даже частью средней, национальной буржуазии на платформе антиимпериализма. Последний аспект особенно важен, если страна имеет полуколониальный, зависимый статус, при котором могут сохраняться пережитки феодализма, рабства или кастового строя.
При народно-демократическом режиме классовая гегемония принадлежит пролетариату как наиболее передовому классу. Народная демократия является разновидностью диктатуры пролетариата (в ленинизме, напомним, диктатура пролетариата — это классовый союз рабочих и крестьян). В то же время мы имеем пример РФ и других государств, образовавшихся на развалинах СССР, в которых за последние три десятка лет произошла массовая деиндустриализация, закрылись тысячи и тысячи заводов, а рабочий класс существенно уменьшился в численном отношении. Поэтому российскому пролетариату и пролетариату стран СНГ неизбежно придется привлекать полупролетарские, мелкобуржуазные слои и даже, возможно, отдельные прослойки национальной буржуазии на свою сторону, борясь за политическое преобладание в своих государствах, за народно-демократическую революцию и движение к социализму.
С теоретической точки зрения далеко не потеряли своей значимости работы Мао, касающиеся проблем марксистской диалектики,— «Относительно противоречия» — и соотношения революционной практики и теории — «Относительно практики». В первой из них Мао перерабатывает и творчески развивает марксистскую диалектику, а во второй — устанавливает соотношение между практикой и теорией, в том числе и в революционной борьбе, справедливо отдав пальму первенства практике, подтвердив правоту ленинского тезиса: «теория без практики мертва
».
Ключевым в маоизме является вопрос о продолжении классовой борьбы при социализме, о культурной революции как методе предотвращения реставрации капитализма. Особенно актуально это для постсоветских стран, где сохраняется наследие брежневизма. Поэтому работы Мао периода культурной революции в Китае и документы КПК, такие как «великая полемика» и «шестнадцать пунктов», должны войти в идейный арсенал современного коммуниста.
Так что коммунисту читать работы Сталина и Мао просто необходимо. Ниже мы приводим список наиболее важных работ И. В. Сталина и Мао Цзэдуна, с которыми советуем ознакомиться.
Сталин
«Марксизм и национальный вопрос»
«Вопросы ленинизма» — сборник, в который включены важнейшие его работы, в первую очередь лекции «Об основах ленинизма»
Мао
«О классах китайского общества»
«Доклад об обследовании крестьянского движения в провинции Хунань»
«Почему в Китае может существовать красная власть?»
«Из искры может разгореться пожар»
«О тактике борьбы против японского империализма»
«Вопросы стратегии партизанской войны против японских захватчиков»
«К выходу первого номера журнала „Гунчаньданжэнь“»
«За правильный стиль в работе партии»
«Против шаблонных схем в партии»
«К вопросу о методах руководства»
«Три основных правила дисциплины и памятка из восьми пунктов»
«Современная обстановка и наши задачи»
«О демократической диктатуре народа»
«О десяти важнейших взаимоотношениях»
«Некоторые аспекты исторического опыта нашей партии»
«К вопросу о правильном разрешении противоречий внутри народа»
«Относительно работы «Экономические проблемы социализма в СССР»»
Критические замечания по работе И. В. Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР»
«Полемика о генеральной линии международного коммунистического движения» («великая полемика»)
Постановление Центрального Комитета Коммунистической партии Китая о великой пролетарской культурной революции (шестнадцать пунктов)