Пер. с англ.— red_w1ne

Mainstream Politics vs Alternative Politics // Sanhati

02.12.2014

Мейнстримная политика против альтернативной политики

Кто опубликовал: | 12.08.2015
Фестиваль в честь годовщины восстания Бхумкал. Фото Арундати Рой

Фестиваль в честь годовщины восстания Бхумкал. Фото Арундати Рой

Политзаключённые в центральной тюрьме г. Вишакхапатнама послали эту статью на семинар в Хайдарабаде, организованный Форумом за альтернативную политику. Семинар был посвящён десятилетию объединённого революционного движения и должен был состояться 21 сентября 2014 г., но вновь образованный штат Телангана обрушился на народ с репрессиями, в результате чего около 400 человек были арестованы, и не позволил провести собрание.— «Санхати».

Мы, политические заключённые центральной тюрьмы г. Вишакхапатнама, хотим послать наш революционный привет вашему форуму, который был создан для проведения и пропаганды альтернативной политики и с целью отпраздновать десятилетие со дня основания КПИ (маоистской). 21 сентября 2014 г.— это красный день календаря в хронике революционного движения в Индии. В этот день, десять лет тому назад, два параллельных потока революции во главе с бывшими МКЦИ и КПИ(мл)-НВ1, слились в один и была создана КПИ (маоистская). С её основанием началась новая великолепная глава [в истории революционного движения в Индии]. Наконец-то сбылась мечта революционеров и революционного лагеря. Это объединение положило конец печальной истории расколов в революционном движении на различные партии и группы в последние три десятилетия. Оно также наполнило энтузиазмом марксистские революционные силы во всём мире.

Давайте посмотрим на достигнутые победы и неудачи революционного движения за последние десять лет. Вкратце, победы таковы:

  • Была сформирована единая и самая крупная революционная партия, которая в дальнейшем может сыграть роль ядра, вокруг которого могут объединиться все другие революционные элементы и группы, которые ещё не стали ее частью. Рождение этой революционной партии показало, что она выдержала испытание временем, не только устояв против жестоких репрессий, но и подняв уровень народной войны до уровня партизанской войны2.

  • Создана сильная народно-освободительная партизанская армия, которая является одним из трех главных инструментов революции. НОПА необходима для того, чтобы смело отбить самое масштабное, на данный момент, наступление на революционное движение в форме Салва Джудум и «Зелёной охоты»3 в Дандакаранье. Одновременно оно выдержало объединённое наступление со стороны различных ополчений и банд типа Тритийя Прастути Коммитти (ТПК), JLF, JPC, SPM, Шантисена, Нагарик Суракхса Самитхи (НСС) в Джаркханде и частных армий типа Ранвир Сена в Бихаре, и «Зелёной охоты». Мобилизуя широкие массы и формируя народное ополчение, НОПА под руководством партии победила Салва Джудум и стратегию «стратегических деревень» и разрушила мечты Чидамбарама4 покончить с маоистским движением за три года с начала «Зелёной охоты».

  • Была установлена альтернативная народная власть в форме Джанатана Саркаров в обширных регионах Дандакараньи и РНК5 в Джаркханде и в некоторых регионах Джаркханда и Ориссы. В своей зародышевой форме альтернативная народная власть уже наполнила энтузиазмом революционный лагерь по всей стране. Представленная ею модель развития, ориентированная на народ, может стать центром объединения всех прогрессивных сил, в зависимости от её будущих успехов, которые в свою очередь зависят от углубления и расширения народной войны и основания регулярной народно-освободительной армии и стабильных опорных баз. Это также зависит от экономического кризиса, который развивается в стране и во всём мире, и который может подтолкнуть широкие слои народа к борьбе.

  • За эти десять лет революционное движение успешно развивало партизанскую войну в новых регионах, особенно в Ориссе и Западной Бенгалии, несмотря на все усилия центрального правительства и правительств штатов остановить распространение революционного движения. В Западной Бенгалии, однако, произошёл откат назад6. В то же время, несмотря на серьёзные потери в руководстве и несмотря на окружение большим количеством правительственных сил, революционные партизанские силы смогли выжить на стыке границ штатов Карнатака, Керала и Тамилнад и стремятся распространить движение оттуда7.

  • Партия возглавила многие массовые движения, самыми значительными из которых были движения в Лалгархе, Нандиграме и Нарайянапатне и в некоторых регионах типа Думка в Джаркханде, хотя там в меньшем масштабе. Боевая массовая мобилизация дала очень богатый опыт сочетания массовых движений с вооружённой борьбой. Народ под руководством партии создал новые активные формы борьбы в широком масштабе. Были также хорошие примеры создания единых фронтов с различными политическими силами.

    Кроме движения в Нандиграме и до определённой степени движения в Лалгархе, которые возглавляла партия, борьба в Сингуре, Калинганагаре и в других местах шла под руководством других сил. Эти движения вдохнули новую энергию в борьбу против насильственных перемещений, которую возглавляют не только маоисты, но также и другие демократические силы в стране. Эти движения также выдвинули маоистскую партию на первое место в этой борьбе.

Хотя движению в Лалгархе и в целом революционному движению в Бенгалии был нанесен серьёзный удар с убийством тов. Кишенджи, оно снова пытается возродиться.

Активное сопротивление маоистской партии от Лалгарха до Сураджгарха остановило компрадорскую крупную буржуазию и МНК8, не позволив им выгнать племена из лесов и разграбить минеральные и лесные богатства.

Также уместно будет напомнить, что как только маоистские партизанские силы были вынуждены отступить из лесного региона Саранда, в результате беспрецедентной концентрации парамилитарных сил, туда пришли различные частные горнодобывающие компании и сейчас они наносят лесу непоправимый ущерб, полностью игнорируя то, как их деятельность сказывается на жизни племенного народа хо, живущего там.

Перечисленные выше движения и героическое сопротивление наступлению «Зелёной охоты» подняло маоистское движение с уровня отдельных штатов и регионов на уровень национальной политики. Это зажгло воображение людей далеко за пределами регионов маоистского движения. Фактически, это одно из немногих маоистских движений в мире, которое служит маяком надежды на социалистические преобразования.

Однако, следует отметить, что недостатки значительно перевешивают успехи.

Давайте также посмотрим на главные недостатки, потери и слабости революционного движения и партии.

  • За последние десять лет самым ярким недостатком была неспособность предотвратить потерю руководящих кадров, особенно на центральном уровне и уровне штатов. В общей сложности был арестован 21 член ЦК. Пятеро из них были убиты в ложных боестолкновениях9. Один умер от рака, потому что не мог получить доступа к должной медицинской помощи в условиях длительного тюремного заключения. Только трое смогли сбежать от врага. Трое самые старых товарищей из ЦК умерли от церебральной малярии, которой они заразились в лесах. Многие лидеры на уровне штатов также были арестованы и некоторые убиты. Многие товарищи женщины из старших руководящих кадров, закалённые в классовой борьбе, также находятся за решеткой. Большие потери руководящих кадров серьёзно ограничили многие планы партии по распространению в новые регионы, по углублению народной войны и открытию новых фронтов классовой борьбы, особенно в городских районах, среди рабочего класса и на широких равнинах.

  • В результате беспрецедентного военного наступления и очень серьёзных потерь, которым оно подверглось, маоистское движение временно отступило в стратегические районы в лесах. Сторонники правящего класса и СМИ пытаются использовать эту вынужденную ситуацию, чтобы изобразить движение как в лучшем случае племенное, которое борется против насильственных перемещений и т. д. Это затуманивает тот факт, что маоистское движение на самом деле является революционном движением, целью которого является фундаментальное преобразование индийского общества из полуколониальной и полуфеодальной эксплуататорской системы в суверенную новодемократическую10 систему и в конечном счёте в социалистическую систему. Они также пытаются затуманить тот факт, что революционное движение создало очень сильное антифеодальное движение, мобилизовав десятки лакхов11 сельскохозяйственных рабочих и крестьян, подавляющее большинство которых относятся к угнетённым отсталым и неприкасаемым кастам, в широких равнинных регионах, а также оно создало сильное городское движение, развивая борьбу рабочих в Сингарени, Хайдарабаде и в регионах угольного пояса в Джаркханде, Видарбхе и т. д., не считая мобилизации других городских слоёв, таких как студенты, наёмные работники, молодежь и т. д., во многих городах страны.

  • Хотя партия прилагает большие усилия, пока ей не удалось возродить крестьянское движение на равнинах, создать рабочее движение в городских регионах и сформировать мощный единый фронт с другими участвующими в борьбе силами. Большие потери центрального руководства как раз негативно сказались на реализации этих планов.

Движение должно преодолеть эти слабости. Различные массовые организации и все сторонники революции должны стараться работать в этих областях с долгосрочной перспективой и проявляя инициативу, что в свою очередь поможет партии преодолеть перечисленные выше недостатки.

Маоистское движение в Индии предлагает альтернативную политику и альтернативное видение общества, тогда как капиталисты и их сторонники-интеллектуалы кричат, что «не существует альтернативы» (TINA) капитализму12.

«Не существует альтернативы» социализму и коммунизму

В Советском Союзе и позднее в Китае социалистические государства и общества были разрушены изнутри, когда власть захватили сторонники капиталистического пути внутри коммунистической партии. После распада Советского Союза капиталисты во всем мире получили идеологическое обоснование для своих постоянных утверждений, что социализм стал историей и что история пришла к своему концу13.

Если мы посмотрим на то, что капитализм в своей высшей стадии империализма при помощи МНК, ТНК и мультинациональных институтов типа Всемирного банка, ВМФ, ВТО, ООН сделал с народом планеты за последние почти тридцать лет, после того, как он гордо провозгласил TINA, мы увидим, что неравенство между бедными и богатыми выросло в несколько раз. Тогда как один процент накапливает чудовищное количество богатства, миллиарды людей вынуждены с трудом сводить концы с концами на уровне ниже прожиточного минимума, десятки миллионов детей страдают от недоедания, от заболеваний, которые можно было бы излечить и т. д., десятки миллионов не имеют работы даже в развитых странах. Хотя мир стал свидетелем огромного роста производственных мощностей во всех мыслимых сферах, капиталистические производственные отношения тормозят реализацию этого потенциала. Производственные мощности сдаются в утиль или недоиспользуются, тогда как миллиарды людей не могут удовлетворить своих потребностей.

Это одна сторона картины. С другой стороны, ненасытная жадность капиталистов до прибыли продвигает консьюмеризм и расточительство до такой степени, что те толкают планету к катастрофе. Хотя есть очень ясные предупреждения о надвигающихся экологических катастрофах, глобальном потеплении и т. д., жадность империалистов вынуждает их игнорировать все эти предупреждения и продолжать вести себя, как ни в чем не бывало, что в результате приводит к разрушению лесного покрова планеты и разграблению минеральных и лесных богатств. Чтобы наложить руки на всё новые и новые минеральные и нефтяные ресурсы, они не останавливаются перед разрушением целых цивилизаций, ведя воздушную войну против них. Из-за своей жадности они стремятся наложить свои лапы сразу на все золотые яйца, которые снёс гусь14, они грабят землю, воздух и воду; вызывают изменения в организмах, злоупотребляя научным и технологическим прогрессом, не обращая внимания на возможные последствия, вызывают вымирание многих видов и необратимую утрату биологического разнообразия и т. д. Капиталистическое сельское хозяйство лишило землю её плодородия, осушило подземные воды, увеличило количество вредителей, распространило заболевания растений и постепенно отравляет людей и животных через пищевой цикл.

Экономическая депрессия, которая охватила империалистический мир в последние несколько лет, напомнив всем о великой депрессии 1930-х, безо всяких сомнений доказала, что капитализм не может предложить ничего для разрешения противоречия между общественным производством и частной собственностью. Миллиардеры и МНК становятся всё богаче, а основная тяжесть кризиса ложится на плечи трудящихся масс.

Так что, если «не существует альтернативы капитализму», то что это значит?

Капитализм означает войну; войну против народов, войну против стран, войну против природы, войну против трудящихся масс и войну против женщин и детей.

Капитализм означает эксплуатацию и экспроприацию труда рабочего класса.

Капитализм означает превращение в товар всего — женщин, интеллекта, воздуха, которым мы дышим, питьевой воды, матери-земли, религиозных верований и т. д.

Капитализм означает чрезмерное потребление, колоссальное расточительство и грабёж. Он означает, с одной стороны, накопление богатства в руках одного процента, и обнищание, с другой стороны, большей части всех остальных. Разве есть лучший пример этому, чем сами США, самая богатая нация в мире, с сотнями тысяч бездомных, безработных и вынужденных ютиться в переполненных убежищах для бездомных?

Капитализм означает деградацию человеческих ценностей: сопереживания, любви и всего положительного, что человечество создало за время своей цивилизованной жизни, и замену их жадностью и животным инстинктом «выживания наиболее приспособленных».

Капиталисты радуются, когда ты умираешь от жажды, голода, болезней, потому что тогда они могут получить максимальную прибыль и набить свои карманы.

Вот что означает конец истории. Вот что произойдёт, если «не существует альтернативы» капитализму. Но альтернатива есть. Это социализм и коммунизм.

Сейчас для нас важно вспомнить, что было достигнуто первыми социалистическими государствами в Советском Союзе и Китае.

Когда мы смотрим на нынешнюю экономическую депрессию, она напоминает нам, с одной стороны, о великой депрессии 1930-х, и, с другой стороны, о советской экономике, где не было вообще никакого экономического кризиса. Когда империалистические страны были охвачены массовой безработицей и неполной занятостью, Советский Союз дал работу всем благодаря своей плановой экономике социализма. Именно Советский Союз и китайское революционное движение сыграли ведущую роль в разгроме фашизма, соответственно, в Германии и в Японии, благодаря огромному самопожертвованию, смелости и правильной тактике единого фронта. Именно социалистическая экономика подняла кроры15 людей — крестьян и рабочих — из нищеты и построила самодостаточные экономики. Принцип права наций на самоопределение прошёл с тех пор долгий путь до всеобщего его признания. Женщины получили равные права и возможности, до того немыслимые ни в одном патриархальном капиталистическом обществе.

Эти и другие достижения удалось осуществить, несмотря на империалистические угрозы по всей периферии, эмбарго и вмешательства и т. д., что делает их ещё более похвальными.

Это правда, что первые социалистические государства совершили много ошибок. Особенно в Советском Союзе были ошибки в проведении линии масс16 в ходе коллективизации, и в том, как относились к некоторым народам; в одностороннем акценте на тяжёлой промышленности в ущерб мелкой и промышленности производства потребительских товаров; в акценте на промышленности в ущерб сельскому хозяйству; в недостаточном внимании к воздействию крупной промышленности на окружающую среду; в том, что не всегда следовали принципу демократического централизма, каким он должен был быть, и в механическом и одностороннем осуществлении пролетарской диктатуры, когда забыли, что пролетарская диктатура также означает и наиболее полное воплощение пролетарской демократии17.

В Китае в ходе Культурной революции и до неё была сделана великолепная попытка исправить некоторые из этих ошибок. В массовом масштабе проводились новые инициативы по раскрепощению рабочих, женщин и т. д. в экономическом, социальном и культурном плане. Они коллективно стали хозяевами своей собственной судьбы, хотя и ненадолго.

Верно, что эти попытки и инициативы оказались недостаточными, но было положено великое начало. Социализм раньше никогда не строили и не у кого было учиться, и, следовательно, ошибки были более чем возможны. Но капиталисты и их идеологическая обслуга только преувеличивают эти ошибки и неудачи и полностью игнорируют и отбрасывают колоссальные победы. Тем самым они хотят прикрыть свою собственную колоссальную неудачу.

Да, мы должны победить заговор капиталистов. Мы должны учиться у опыта социалистического строительства и пойти дальше. Мы должны сделать правильные выводы из несовершенного воплощения пролетарской диктатуры и неадекватного воплощения линии масс, и подчеркнуть другую сторону той же монеты, которой является пролетарская демократия или социалистическая демократия, обеспечивая линию масс, правильные организационные структуры, формы и методы, чтобы обеспечить её полное воплощение и т. д., [сделать правильные выводы из опыта] при Чавесе и по сути дела всех таких движений, а также из наследия забытых марксистских теоретиков типа Розы Люксембург, Грамши и др. Мы должны сделать выводы из критики советской экономики Мао Цзэдуном18, а также критически оценить китайский опыт при нём. Нужно исправить неадекватность, состоящую в одностороннем акценте на развитии производительных сил, при недостаточном внимании воздействия на окружающую среду.

Да, всё это нужно сделать. Исправления должны быть сделаны как теоретически, так и на практике.

Давайте подчеркнём, что социалистический путь, т. е. социализация средств производства, является единственным альтернативным путём человечества, который приведёт к концу предыстории и началу настоящей истории цивилизации19, к концу голода, болезней, отчуждения, войн и экологической катастрофы. Давайте подчеркнём, что утопический социализм невозможен и возможен только социализм, твёрдо опирающийся на научные марксистские принципы.

Давайте возродим мечту о социализме, которая вдохновляла рабочих, женщин, угнетённых и прогрессивных интеллектуалов по всему миру в последние два столетия.

Социализм — это не роскошь и не утопическая мечта. Это — необходимость, если мы хотим дышать свежим воздухом, пить чистую воду и есть здоровую пищу.

КПИ (маоистская) является одной из главных партий в современном мире, которые выступают и борются за альтернативу капитализму, которой является социализм.

Если мы посмотрим на современную Индию, то что нам может предложить так называемая мейнстримная политика?

Так называемая «мейнстримная политика» и альтернативная политика в Индии

В Индии демократия низведена на политическом уровне до одних только «выборов и голосования». Это единственная сторона демократии, которая как следует укоренилась. Другие аспекты настоящей демократии, даже такие как власть закона, и настоящие демократические ценности, такие как свобода слова, свобода союзов, свобода забастовок и т. д., существуют только на бумаге и «дозволены» только определенным крикливым группам в некоторых городских центрах и то лишь в ограниченной степени, в зависимости от милости правителей, а не в качестве неотъемлемого права.

Даже «парламентаризм» — это только обман. Чтобы выиграть выборы, сегодня нужны кроры рупий. Большинство выигравших выборы, это те люди, которые могут «инвестировать» такие деньги. Естественно, такие инвестиции требуют окупаемости, на протяжении пяти лет они должны окупиться несколько раз. Те инвесторы, которые рассчитывают на такой взаимовыгодный обмен, это горнодобывающая мафия, угольная мафия, телекоммуникационная мафия и риэлторская мафия, которые маскируются под капиталистов. Самые крупные мафиози также решают, кто получит должности в министерстве, и их марионетки типа Манмохана Сингха20 это утверждают. Если министр не пляшет под их дудку или они недовольны его работой, его могут немедленно снять по желанию империалистов или компрадорской крупной буржуазии.

Когда Мани Шанкар Айяр21 или Натвар Сингх22 разозлили своих американских империалистических хозяев, премьер бесцеремонно указал им на дверь. Когда Джайрам Рамеш23 не выдал достаточно заключений экологической экспертизы и попытался ввести мораторий на испытания трансгенных баклажанов, Монсанто24 добилась его отставки. Та же судьба выпала Джаянти Натараджан25, когда она не поставила свою подпись там, где требовалось. Когда Джайпал Редди26 отказался танцевать под дудку Мукеша Амбани27, ему указали на дверь и на его место в нефтяном министерстве назначили ещё более сервильного Мойли28. В центре всех этих темных дел стоит так называемый «честный до костей» Манмохан Сингх, честности которого СМИ никогда не устают петь дифирамбы. Говорят, что Нарасимха Рао29 сделал Манмохана Сингха министром финансов по настоянию Всемирного банка и МВФ, в рамках взаимовыгодной сделки по спасению Индии от кризиса неплатежей в 1991 г. Такая вот независимость! У самой крупной демократии мира на протяжении десяти лет был назначенный сверху премьер-министр вместо избранного.

Нет необходимости распространяться на тему продажи и покупки членов парламента и членов законодательных ассамблей штатов для формирования или отставки правительства. Чем меньше сказано о спорах и формировании политики в законодательных органах, тем лучше. Вся политика, которая затрагивает интересы МНК и/или КББ30, формируется заранее и утверждается даже без фасада в виде дебатов или дискуссии. День за днём из шкафа вываливаются скелеты скандалов. Иногда они оказываются в центре внимания благодаря столкновениям между группировками внутри господствующего класса.

Иногда, когда власть имущие вынуждены принять относительно прогрессивный закон или какие-то прогрессивные поправки к закону, скажем, например, поправку об обязательном получении разрешений от грам сабх31 в областях действия PESA32 на любые [промышленные] проекты, то они превращают их в посмешище в практическом воплощении.

Хотя подавляющее большинство народа Теланганы33 требовало создания отдельного штата, правительство ОПА34 уступило этим требованиям только тогда, когда оно решило, что получит от этого электоральные дивиденды, а не когда более 500 студентов и молодёжи пожертвовали своими жизнями. Такая вот «власть народа»! Достаточно только сравнить это с тем, что происходит в Шотландии35 или происходило ранее в канадском Квебеке, чтобы понять всю пустотелость демократии в Индии.

Недавние выборы, которые привели к власти БДП36 и Моди 37, ясно показали, что корпоративный мир твёрдо намерен сделать Моди премьер-министром. Адани38 и Амбани транжирили деньги на его кампанию как никогда раньше, ожидая возвратить себе средства после выборов. Моди не разочаровал их. Прямые иностранные инвестиции в оборону и железные дороги, 133 разрешения экологической экспертизы на различные проекты одним росчерком пера, разрешение проводить полевые испытания генномодифицированных баклажанов — это только начало.

Партнёр НДА39 Чандрабабу Найду40, который выступал против добычи бокситов в племенных зонах в штате Андхра-Прадеш, бесстыдно отказался от этого требования.

Так называемая «мейнстримная» политика влила новую жизнь в кастовую систему. Эта система не смогла обеспечить образование и работу для всех. Даже спустя шесть с половиной десятилетий всеобщее обязательное образование остается миражом. Так как нет соответствующего образования и возможностей получить работу, для угнетённых каст выросло значение квот. Это укрепило касту. Из-за борьбы за квоты ежедневно увеличиваются разногласия даже между угнетёнными кастами. Все парламентские партии бесстыдно эксплуатируют касту и религию, апеллируют к ним ради дополнительных голосов и даже провоцируют нападения на далитов41. Этим и множеством другим способов они продляют существование отвратительной кастовой системы.

Индийская «демократия» не испытывает никаких угрызений совести по поводу власти индусского большинства. Весь корпоративный мир и их СМИ практически молчат по поводу растущей шафранизации42 и коммунальных бунтов, которые безудержно провоцирует Сангх Паривар43. Государство охотится за так называемыми исламскими террористами, которые к тому же прячутся в других странах, но не смеет арестовать лидеров Шив Сена44 и БДП, которые стояли за погромами в Мумбаи и Гуджарате. Религиозные меньшинства и особенно мусульмане и христиане вынуждены вести жизнь второсортных граждан. Религиозный фанатизм сил хиндутвы45 находятся и будет находиться на подъёме, когда архитекторы гуджаратских погромов находятся у власти46.

Вот что предлагает нам мейнстримная политика!

В их понимании вещей, для трудящихся масс нет места среди адептов демократии, им предназначена только роль избирателей, голоса которых завлекают каждые пять лет, а теперь и чаще, давая им милостыню и благотворительность, но не работу. В их общей схеме экономической теории и политики, трудовой народ может получить только то, что «просачивается вниз»47, и иногда экономисты типа Манмохана Сингха беспокоятся, что «вниз просачивается» слишком мало. Они бесстыдно заявляют, что у политики должно быть «человеческое лицо», что так похоже на волка в овечьей шкуре.

«Мейнстримная демократическая политика» нашей страны за последние два с половиной десятилетия либерализации, приватизации и глобализации смогла создать сверхбогатых людей и одни из самых богатых в мире корпорации. Их количество растет год от года благодаря разграблению национальных ресурсов и коррумпированному капитализму. Одновременно эта политика создала такую страну, в которой живет более половины от общего числа самых бедных людей в мире, она создала больную нацию с такими хроническими болезнями, которые можно было бы предотвратить, как диарея, малярия, туберкулез и т. д., нацию с хроническим недоеданием среди детей, со смертями при деторождении и т. д.

Политика, проводимая политическими представителями и прислужниками землевладельцев, компрадорской крупной буржуазии и империалистов, создала страну без независимости и самодостаточности на протяжении всех последних шести с половиной десятилетий.

Постоянное извлечение бюрократической крупной буржуазией и МНК прибылей из сельского хозяйства привело к его постоянному кризису из-за дорогостоящих инвестиций, низких цен на продукцию и активной пропаганды консьюмеризма. Подавляющему большинству сельскохозяйственных рабочих, бедных и средних крестьян становится очень трудно сводить концы с концами даже на уровне прожиточного минимума, и хотя по всей стране предпринимаются попытки перебраться в города, они не могут этого сделать, так как там мало индустриализации по сравнению с тем, что нужно для избыточного сельскохозяйственного населения, а блестящие темпы роста это на самом деле рост без создания рабочих мест.

Империализм и его кризис перепроизводства не позволяет провести в Индии какой-либо широкомасштабной индустриализации, требующей большого числа рабочих рук, в силу снижения доли сектора промышленного производства в экономике по сравнению с сектором услуг, который по большей части не производит ничего.

Полуколониальная эксплуатация, с одной стороны, высасывает прибыль из сельского хозяйства, не давая там формироваться капиталу и приводя к аграрному кризису, а с другой стороны, препятствует и извращает необходимую индустриализацию. Мультинациональные сельскохозяйственные корпорации и их индийские партнеры ещё больше усугубляют ситуацию, продвигая агробизнес, корпоративное сельское хозяйство и т. д.

Тем самым империалистическое ярмо является самым крупным балластом, который тянет вниз индийскую экономику. Империалистическое ярмо состоит из компрадорской крупной буржуазии, которая является проводником интересов империалистов вместе с феодальными силами.

Поэтому, «альтернативная» политика КПИ (маоистской) предусматривает разрушение полуфеодальной и полуколониальной экономики и построение на их месте новодемократической экономики, которая будет шагом в направлении к социализму.

Каким мы представляем себе новое государство и каким был бы «путь альтернативного развития» в новом обществе?

Новая демократия

Революционное движение стремится установить настоящую массовую демократию в отличие от нынешней системы «первого, который считается избранным»48 и так называемой системы парламентского большинства, которая представляет собой ущербную демократию. Власть настоящего большинства будет обеспечена выдвижением кандидатов от союза четырёх классов49 путём воплощения в жизнь принципа всеобщего избирательного права для всех, кто старше 18 лет (за исключением ничтожного числа самых реакционных элементов) и системы отзыва депутатов. Различные народные комитеты будут действовать постоянно50. Новодемократическое государство обеспечит выполнение свободы слова, свободы собраний, свободы союзов, свободы забастовок и т. д., и сделает их нерушимыми.

Действительно независимая суверенная федеральная республика

Новодемократическое государство установит подлинно федеральную республику, обеспечив право всех национальностей на автономию вплоть до права отделения. Новые федеральные структуры будут построены на основе добровольного союза национальностей. Будут предоставлены условия для проведения референдума/плебисцита в случае требования сецессии или автономии и&nbspт.&nbspд.

Будет устранено региональное неравенство внутри страны и отдельных штатов путем равномерного развития всех штатов и регионов. Страна из нынешнего полуколониального государства станет независимой после конфискации и национализации всех банков, финансовых институтов, промышленных предприятий, компаний и всей собственности агентов империализма включая МНК и компрадорскую крупную буржуазию. Все их займы будут аннулированы.

Ориентированный на народ, экологичный, всесторонний путь развития

Вместо нынешней капиталистической модели парадигма развития изменится на ориентированный на народ, экологичный, всесторонний путь развития, в направлении которого будут предприняты следующие шаги.

  1. Вся земля, принадлежащая землевладельцам, религиозным учреждениям и отсутствующим владельцам51, будет национализирована и распределена между безземельными сельскохозяйственными рабочими и бедными крестьянами. Женщинам будут обеспечены равные права на землю. Государство будет вкладывать инвестиции в строительство ирригационных сооружений, механизацию и т. д., по последнему слову науки. Вместо технологий зелёной революции52 будут использоваться более научные сельскохозяйственные методы, такие как минимальная вспашка, органическое земледелие53, которое включает в себя использование удобрений, борьбу с вредителями и рациональное расходование воды, использование разнообразных сортов растений и т. д., что решит проблему с доступностью грунтовых вод, восстановит плодородие почвы и обеспечит устойчивость сельского хозяйства. Будет сочетаться крупное и мелкое сельскохозяйственное производство. Одностороннее выкачивание прибылей из сельского хозяйства будет прекращено при помощи обеспечения доступных инвестиций, соответствующих цен за урожай, кооперативных займов и т. д.

  2. Мелкие и средние промышленные предприятия будут поддерживаться и поощряться, но их размеры и масштабы будут находиться под контролем. Необходимые для удовлетворения нужд народа промышленные и сельскохозяйственные предприятия будут создаваться в широких масштабах в децентрализованной манере, чтобы сельское хозяйство и промышленность могли развиваться вместе. В ходе индустриализации не будет одностороннего акцента на строительстве мегаполисов, в обслуживании которых задействованы обширные внутренние районы, что ведёт к колоссальным расходам на транспорт, метаболическому расколу54 и т. д., а будет обеспечено уничтожение «противоположности между городом и деревней».

  3. Будет введён шестичасовой рабочий день. Детский труд и сдельная оплата будут ликвидированы.

  4. Политика в отношении горнодобывающей отрасли и промышленности в целом будет формулироваться исходя из долгосрочных интересов народа, и принимая во внимание экологическое воздействие на нашу уязвимую планету. В энергетическом секторе мы откажемся от ядерной энергетики, тепловая энергетика будет постепенно сокращаться, никаких крупных гидроэнергетических проектов55. Будут развиваться и использоваться альтернативные возобновляемые источники энергии. Будут предприняты усилия по оживлению и очищению рек и морской экологии и т. д.

Шаги по уничтожению касты

Новодемократическое государство, наряду с идеологической борьбой против брахманистской идеологии касты, предпримет следующие шаги по уничтожению экономической базы, которая поддерживает кастовую систему, чтобы эта отвратительная система была вырвана с корнем.

  1. Распределение земли между безземельными и бедными крестьянами по большей части будет выгодно далитам и другим угнетённым кастам, так как 90 % представителей этих классов принадлежат только к этим кастам.

  2. Будет обеспечено, насколько это возможно, чтобы во главе революционных народных комитетов и советов стояли безземельные и бедные крестьяне, так что руководство начиная с деревенского уровня будет по умолчанию находиться в основном в руках далитов и других угнетённых каст. Поэтому экономическая и политическая власть [в руках угнетённых каст] обеспечит твёрдое основание для социального равенства, которое будет ещё более усилено образованием.

  3. Будет обеспечено всеобщее обязательное образование с заданными временными рамками. Тем детям, которым требуются особая поддержка и обучение из-за их социального происхождения, таковые будут предоставлены, чтобы у них были равные возможности.

  4. Пока не будет достигнуто общее равенство, будут обеспечены квоты и/или позитивная дискриминация в обучении, приёме на работу, на руководящие должности, при выборах в представительные органы, назначении на судебные должности и т. д.

  5. Существующая неофициально система закрепления за далитами неквалифицированной работы будет активно ликвидироваться. Те работы по обеспечению чистоты, которые требуются обществу, будут всеобщей обязанностью и будут выполняться по очереди, вне зависимости от касты.

  6. Практика кастовой дискриминации, неприкасаемости, кастовой агрессии будет сурово караться.

Женщины

Новодемократическое государство предпримет шаги по уничтожению всех форм гендерной дискриминации и патриархата. Будут предприняты все необходимые шаги по освобождению женщин от тяжёлой работы по дому и превращению их в равных участников общественного производства и общественной деятельности, путём обеспечения общественными кухнями, яслями, отпуском по беременности, предоставляемым как мужчинам, так и женщинам и т. д. Будет предпринята культурная кампания по повышению престижа работы по дому и за равное участие мужчин в такой работе. Будет введена позитивная дискриминация и/или квоты и другие подобные практики, которые нужны для обеспечения равенства женщин с мужчинами в кратчайшее время.

Адиваси56

Новодемократическое государство предоставит автономию районам проживания адиваси, где у них будет своё местное самоуправление, а также необходимую инфраструктуру и возможности для того, чтобы они могли вкусить плодов современной цивилизации — добровольно57. Мы не пойдем по пути «бремени белого человека» (или бремени Чидамбарама), чтобы насильно соединить их с остальным миром.

  • Государство будет подлинно светским и не будет заниматься никакой религиозной деятельностью. Религия будет личным делом каждого. Государство обеспечит право каждого индивида исповедовать религию по личному выбору, будет следить за религиозной деятельностью и обеспечивать социальную гармонию. Государство обеспечит отсутствие какой-либо дискриминации против религиозных меньшинств. Оно предпримет необходимые меры для их социального и экономического развития. Оно не позволит какому-либо религиозному фундаментализму появиться и развиваться.

  • Оно обеспечит образование по научным принципам, новую демократическую культуру и т. д. вместо нынешней системы.

  • Оно будет охранять права детей, инвалидов, пожилых людей, людей с различной сексуальной ориентацией и т. д.

  • Оно отвергнет все виды экспансионизма и джингоизма и будет стремиться развивать мирные взаимоотношения со всеми соседними странами и т. д.

Дорогие друзья!

В свете обсуждения сегодняшней «мейнстримной политики» и альтернативной политики революционного движения мы призываем строить движение солидарности в поддержку альтернативной политики и политической власти, которая зарождается в форме революционных народных комитетов и джанатана саркаров.

Солидарность должна быть двух видов. Первый — это прямо пропагандировать альтернативную политику и предоставлять ей всевозможную помощь, и второй — это создание движений вокруг различных проблем народа, крестьян, рабочих, жителей трущоб, студентов, безработных, наёмных работников и т. д., с долгосрочной перспективой.

В равнинных районах, где движение когда-то было сильным, революционные элементы должны стремиться творчески подойти к созданию [народных] движений. Нужно развивать новую тактику, изобретать новые формы, строить новые платформы в возможно самые широкие сроки, избавляться от любых проявлений сектантства, чтобы постепенно, со временем, можно было бы переломить ситуацию нынешнего белого террора.

Мы призываем организации далитов, амбедкаритов58 и все силы, которые борются за права угнетённых каст, объединить силы с революционным движением в борьбе за уничтожение касты. Сегодня крупная буржуазия и империалисты идут рука об руку с брахманистскими силами в сохранении касты. Уничтожение касты возможно только тогда, когда экономическая база и государство, которое её охраняет, будут преобразованы революционным путём, одновременно с борьбой против брахманистской идеологии и борьбой на других социальных и культурных фронтах. Так что присоединяйтесь к нам.

Мы также призываем защитников окружающей среды/экологов осознать, что именно сама капиталистическая система, которая рассматривает все только в качестве меновой, а не потребительной стоимости59, является врагом экологии. Недостаточно бороться за защиту леса здесь и холма там. Нужно объединить наши силы в борьбе за всесторонний альтернативный путь развития, о котором мы писали выше.

Джанатана саркары и РНК работают в русле такого альтернативного пути. Выступайте в их поддержку.

Мы также призываем женские организации и феминисток выступить в поддержку женских организаций, которые активно работают среди самых отсталых женщин-адиваси в лесах и на равнинах в Чхаттисгархе, Махараштре, Ориссе и Джаркханде60. Это одни из самых крупных организаций, которые активно участвуют и руководят классовой борьбой, вооружённой борьбой и борьбой против патриархата, несмотря на жестокое насилие со стороны государства. Выступайте в их поддержку и соединяйтесь с нами в единой борьбе против патриархальной, полуфеодальной, полуколониальной системы, за систему, основанную на равенстве полов.

Мы призываем студентов, молодёжь участвовать в революционном преобразовании Индии, которое одно только может обеспечить образование и работу для всех. Капитализм процветает за счёт безработицы, так как ему нужна резервная армия труда. Только социалистический путь обеспечит всех работой.

Как мы видим, империализм охвачен безнадёжным кризисом и поэтому он перекладывает это бремя на плечи народа, отсталых наций и т. д. В подвергнутых его атаке нациях и странах, которые он загнал в угол, развиваются многие движения [сопротивления], причём как в империалистических странах, так и в развивающихся. Иногда это сопротивление принимает форму обскурантизма и терроризма, как это можно видеть на Ближнем Востоке, в Афганистане и т. д. Это [происходит] потому, что идеологически формируется общественное мнение против социализма и коммунизма. Кризис также возродил интерес к идеологии марксизма и его научному анализу, к принятию его на вооружение.

Время снова зовет на путь социализма и борьбу за его осуществление.

Примечания
  1. Маоистский коммунистический центр Индии (МКЦИ) и Коммунистическая партия Индии (марксистско-ленинская) были основаны в 1969 г. Канхаем Чаттерджи и Чару Мазумдаром. Из-за ряда разногласий создать единую марксистко-ленинскую партию тогда не удалось. После убийства Мазумдара в 1972 г. КПИ(мл) раскололась на множество фракций, одной из которых была «Группа народной войны» или просто «Народная война». В 2004 г. МКЦИ и «Народная война» объединились в одну партию.
  2. В теории народной войны, разработанной Мао Цзэдуном, есть несколько этапов, каждый из которых характеризуется определённым типом военных действий: партизанская война, мобильная война, позиционная война.
  3. Салва Джудум — название спонсируемого государством ополчения в штате Бастар, которое занималось борьбой с наксалитами. «Зелёная охота» — название правительственной операции против наксалитов, которая пришла на смену Салве Джудум после её провала. Подробнее см. статью Арундати Рой «В ногу с товарищами».
  4. Паланиаппан Чидамбарам (р. 1945) — министр внутренних дел Индии в 2008—2012 гг., организатор антимаоистской операции «Зелёная охота».
  5. Джанатара Саркар означает «народное правительство», РНК — революционный народный комитет. Об их функционировании см. упоминавшуюся выше статью А. Рой и статью Г. Навлакхи
  6. Маоистское движение в штате Западная Бенгалия (регион Лалгарх) понесло серьёзный урон после убийства его лидера Кишенджи в 2011 г.
  7. Здесь имеется в виду недавно проведённая операция КПИ (маоистской) по созданию в этом регионе новой партизанской базы.
  8. Мультинациональные корпорации.
  9. Fake encounters или encounter killings (англ.) — внесудебные расправы, когда полиция пытается представить дело таким образом, что застреленные полицейскими люди были убиты в настоящем боестолкновении.
  10. Новая демократия — в данном случае маоистский термин, используемый для описания переходного периода между капитализмом и социализмом. Подробнее см.: Мао Цзэдун, «О новой демократии».
  11. Лакх — 100 тысяч, число в традиционной индийской системе счисления.
  12. There is no alternative (англ.) / TINA — лозунг, который использовала Маргарет Тэтчер, чтобы подчеркнуть, что нет альтернативы свободному рынку, свободе торговли и глобализации.
  13. Ссылка на известную книгу Ф. Фукуямы «Конец истории» (1992).
  14. В басне Эзопа жадный крестьян зарезал гуся, который каждый день сносил по золотому яичку, надеясь быстро разбогатеть, но в результате остался без гуся и без золота.
  15. Крор — 10 млн (100 лакхов), число в традиционной индийской системе счисления.
  16. Линия масс — маоистский термин, означает необходимость для коммунистической партии опираться на массы народа и прислушиваться к их предложениям, воплощая их в жизнь.
  17. Коммунистическая партия Китая дала свою оценку советскому опыту в ходе «великой полемики».
  18. См. A Critique of Soviet Economics.
  19. Маркс утверждал, что классовое общество является лишь предысторией человечества, и настоящая история начнётся только с победой коммунизма, см.: К. Маркс, «К критике политической экономии».
  20. Манмохан Сингх (р. 1932) — премьер-министр Индии в 2004—2014 гг., член партии Индийский национальный конгресс (ИНК).
  21. Мани Шанкар Айяр (р. 1941) — министр нефти и природного газа и министр по делам молодёжи и спорта в правительстве Манмохана Сингха.
  22. Натвар Сингх (р. 1931) — министр иностранных дел Индии в 2004—2005 гг.
  23. Джайрам Рамеш (р. 1954) — министр окружающей среды и лесов в 2009—2011 гг.
  24. Мультинациональная корпорация, которая производит генномодифицированные семена.
  25. Джаянти Натараджан (р. 1954) — министр окружающей среды и лесов в 2011—2013 гг. (преемник Джайрама Рамеша на этом посту). В 2015 г. Натараджан объявила, что Рахул Ганди (сын Сони Ганди) заставлял её выдавать разрешения на промышленные проекты и вышла из ИНК.
  26. Джайпал Редди (р. 1942) — министр нефти и природного газа в правительстве Манмохана Сингха в 2009—2012 гг.
  27. Мукеш Амбани (р. 1957) — индийский бизнесмен, управляющий директор компании «Релайянс индастриз» (Reliance Industries, крупнейшей нефтегазовой компании Индии.
  28. Вираппа Мойли (р. 1940) — министр нефти и природного газа в 2012—2014 гг.
  29. Нарасимха Рао (1921—2004) — премьер-министр Индии в 1991—1996 гг.
  30. Компрадорско-бюрократическая буржуазия — маоистский термин, который используется для характеристики господствующего класса в странах «третьего мира». Хорошо подходит и к России.
  31. Грам Сабха — собрание всех взрослых жителей деревни, которая выбирает грам панчаят (орган местного самоуправления).
  32. Panchayats (Extension to Scheduled Areas) Act, 1996 (англ.) — индийский закон 1996 г., позволяющий грам сабхам управлять своими природными ресурсами.
  33. Телангана — ранее исторический регион в штате Андхра-Прадеш, теперь независимый штат. Движение за образование отдельного штата Телангана исторически тесно связано с маоистским движением.
  34. Объединённый прогрессивный альянс (ОПА) — коалиция политический партий во главе с Индийским национальным конгрессом (ИНК), правившая Индией в 2004—2014 гг.
  35. Имеется в виду недавно проведённый референдум о независимости Шотландии.
  36. Бхаратия джаната пати (БДП) — индийская националистическая партия, у власти в 1998—2004 гг. и с 2014 г.
  37. Нарендра Моди (р. 1950) — лидер БДП и премьер-министр Индии с 2014 г., в 2001—2014 гг. главный министр штата Гуджарат.
  38. Адани — семья индийских бизнесменов, владельцы «Адани груп» (Adani Group), которая занимается нефтегазовым сектором, логистикой и т. д. Про семью Амбани см. примечание выше.
  39. Коалиция политических партий в Индии во главе с БДП. У власти в 1998—2004 гг. и с 2014 г.
  40. Чандрабабу Найду (р. 1950) — главный министр штата Андхра-Прадеш в 1995—2004 гг. и с 2014 г.
  41. Далиты (они же неприкасаемые) — общее название для неприкасаемых каст, которые вместе с племенами (адиваси) составляют до 25 % населения страны.
  42. Шафранизация — политика индусских националистов по превращению Индии в индусское государство. Название происходит от шафранного цвета одежд отшельников-саньяси.
  43. Сангх Паривар — общее название для группы индусских националистических организаций, так или иначе связанных с националистической организацией Раштрия Сваямсевак Сангх (РСС)
  44. Шив Сена — маратхская (штат Махараштра) националистическая партия, основанная в 1966 г.
  45. Хиндутва — идеология индусского национализма, само слово означает «индусскость» (ср. русскость).
  46. В 2002 г. Нарендра Моди был главным министром штата Гуджарат и его часто обвиняют в том, что он имел отношение к организации антимусульманской резни. Моди отрицает все обвинения, в 2012 г. Верховный суд Индии признал его невиновным.
  47. Trickle-down theory (англ.) — экономическая теория, согласно которой увеличение благосостояния высшего класса благоприятно для низших классов, поскольку часть этого богатства «просачивается вниз».
  48. Избирательная система, в которой побеждает кандидат, набравший простое большинство голосов.
  49. Рабочий класс, крестьянство, городская мелкая буржуазия и национальная буржуазия. См.: Мао Цзэдун, «О демократической диктатуре народа».
  50. По-видимому ссылка на существующую в партизанских базах систему революционных народных комитетов (РНК), которые образуют комиссии по различным вопросам (здравоохранение, сельское хозяйство, финансы и т. д.), как в своё время делали и российские Советы.
  51. В Индии многие всё ещё владеют землей в деревне, живя при этом в городе.
  52. Зелёная революция — термин, описывающий изменения в сельском хозяйстве, произошедшие во второй половине ⅩⅩ в., для которых характерно широкое применение промышленных удобрений, пестицидов, генномодифицированных семян и т. д. Зелёная революция привела к увеличению производства сельскохозяйственных продуктов и частично решила проблему голода. Критики зелёной революции указывают на её разрушительный экологический эффект, а также на различные негативные социальные последствия. В политическом плане зеленая революция продвигалась в качестве альтернативы аграрной реформе, за которую выступали коммунисты.
  53. Органическое земледелие — разновидность сельского хозяйства, противоположная зелёной революции. В органическом земледелии используются только естественные удобрения и запрещено использование генномодифицированных семян.
  54. Метаболический раскол (англ. metabolic rift) — термин, введённый Джоном Беллами Фостером для описания марксистской концепции экологического кризиса при капитализме. Согласно Марксу, при капитализме произошёл раскол в метаболизме (обмене веществ) между человеком и природой, что проявляется в растущем отделении города от деревни.
  55. Вопрос о строительстве крупных дамб и насильственном перемещении живущих на подлежащей затоплению территории людей постоянно присутствует в повестке дня индийской политики на протяжении последних ста лет, ещё со времен британского господства.
  56. Адиваси — представители индийских племен. По данным переписи 2011 г., они составляют 8,6 % от населения страны (104 миллиона человек).
  57. В районах проживания адиваси также большое количество природных ресурсов, и поэтому индийские политики, в частности Паланиаппан Чидамбарам, настаивают на том, чтобы дать адиваси «вкусить плоды современной цивилизации», хотят они того или нет (а в действительности речь идет о «зачистке» этих районов от «ненужного» населения). Подробнее об этом см. у Арундати Рой.
  58. Амбедкар Бхимрао Рамджи (1891—1956) — крупнейший индийский мыслитель, политический и государственный деятель, автор индийской конституции. По происхождению — далит, проблемы неприкасаемых всегда были в центре его деятельности.
  59. Иными словами, рассматривает всё как товар, который можно продать, см.: К. Маркс, «Капитал».
  60. Названия индийских штатов, где наиболее активно маоистское движение. Подробнее об этих женских организациях см. у Арундати Рой.

Добавить комментарий