Процитировано в «Идейно-политической сущности маоизма»1
-
Преобразование мира включает в себя двойную задачу: преобразование объективного мира и преобразование субъективного мира.
-
[Мао Цзэдун] творчески развил принцип преобразования объективного мира и преобразования субъективного мира… подчеркнул то огромное значение, какое имеет преобразование субъективного мира, политическое воспитание и использование политики как решающей силы… Прежде чем преобразовать объективный мир, нужно преобразовать субъективный мир, т. е. преобразовать способность людей к познанию объективного мира, преобразовать отношения между субъективным и объективным миром.
-
Противоположность мировоззрений наряду с разногласиями между материализмом и идеализмом включает в себя также противоположность между диалектикой и метафизикой.
-
Если подходить к этому вопросу [о противоположности метафизики и диалектики] как к основному вопросу, то отрицание противоречий, отказ от анализа и разрешения противоречий неизбежно приведёт к тому, что мы не сможем последовательно исходить из объективной действительности, правильно познавать мир и преобразовывать его, мы не сможем до конца научно решить вопрос об отношении мышления к бытию.
-
Наша революционная практика является наукой, которая называется общественной, или политической, наукой, и если мы не разберёмся в диалектике, то наши дела пойдут плохо.2
-
Приходится слышать также, что диалектика так глубока и трудна, что рядовому человеку её изучить не под силу. Это тоже неверно. Поскольку диалектика содержит законы природы, общества и сознания, каждый человек, имеющий какой-то общественный опыт (производственный опыт и опыт классовой борьбы), по существу, кое-что понимает в диалектике, и чем больше у него общественный опыт, тем больше понимание им диалектики.3
-
Основной вопрос философии есть в то же время и основной вопрос практической работы.
-
В новых исторических условиях Ленин, борясь против идеализма, метафизики и особенно упорно против ревизионизма в философии, отстоял и развил всеобъемлющую точку зрения о том, что практика есть основа познания и критерий истины. Товарищ Мао Цзэдун всегда особо подчёркивал значение практики; считая практику самой яркой особенностью марксистской философии и взяв её за основу, он всесторонне развил действенную революционную теорию отражения, развил марксистскую точку зрения на практику, развил положение о роли общественной практики в процессе познания в целом.
-
[Мао Цзэдун] дал дальнейшее всестороннее и глубокое развитие теории познания диалектического материализма.
-
Точка зрения товарища Мао Цзэдуна относительно разделения человеческого познания на чувственное и рациональное, изложение им особенностей чувственного познания и рационального мышления, качественного отличия и единства чувственного и рационального познания на базе практики — всё это серьёзный вклад в марксистско-ленинскую теорию познания.
-
[Мао Цзэдун] воплотил эту теорию в ряд конкретных задач: поднятие сознания рабоче-крестьянских масс до уровня интеллигенции, приближение интеллигенции к труду, сочетание учёбы с производственным трудом, связь инженерно-технических работников с рабоче-крестьянскими массами.
-
Субъективизм, односторонность и поверхностность — это корни ошибочных методов мышления.
-
[Мао Цзэдун] первым на основе всестороннего развития теории познания диалектического материализма выдвинул совершенный и последовательный метод работы под названием «линия масс».
Процитировано в «Критике теоретических концепций Мао Цзэ-дуна»4
-
Ведя решительную борьбу со всевозможными оппортунистическими элементами, отрицающими или умаляющими роль субъективной деятельности народных масс, [Мао Цзэдун] внёс не только теоретический, но и огромный практический вклад в развитие теории субъективной деятельности. Он не только дал точное научное определение субъективной деятельности в марксистском понимании, ясно и конкретно показал, что в определённых условиях субъективная деятельность играет решающую роль, но и всесторонне и глубоко исследовал на основе тесного единства материализма и диалектики существование диалектических связей между субъективным и объективным, субъективной деятельностью и объективными закономерностями, революционным духом и научным подходом.
-
Новый вклад товарища Мао Цзэдуна в марксистскую философию заключается не только в том, что он, исходя из противоречия между субъективным и объективным, даёт ясный и положительный ответ на вопрос об определяющей роли субъективной деятельности в определённых условиях, но и в том, что он, базируясь на основных сферах общественной жизни и практической деятельности партии, даёт нашей партии ещё более мощное теоретическое оружие для руководства народом в борьбе за грандиозное преобразование мира.
- Идейно-политическая сущность маоизма.— М.: «Наука», 1977.↩
- Это цитата Мао из «Диалектического материализма», хотя в источнике утверждается, что она датируется 1940‑ми годами.↩
- Это цитата Мао из «Диалектического материализма», хотя в источнике утверждается, что она датируется 1940‑ми годами.↩
- Критика теоретических концепций Мао Цзэ-дуна.— М.: Издательство «Мысль», 1970.↩