История мирового социалистического движения насчитывает тысячи борцов, отдавших свою жизнь борьбе за социальную революцию. Турецкая земля также богата такими людьми. Однако, в силу определённых причин, о турецком левом движении на постсоветском пространстве известно относительно немного. Послесталинский СССР, взявший курс на мирное сосуществование с капиталистическими странами, стремился подвинуть Турцию к нейтралитету, вынудив её к выходу из состава НАТО. Речи о серьёзной поддержке турецких левых со стороны СССР не было. После полного разгрома Турецкой коммунистической партии в 1951 году, под влиянием советского руководства, партия перенесла свою деятельность за границу, создав в Лейпциге зарубежное бюро ТКП. Оттуда же на Турцию вещала радиостанция турецкой компартии — Bizim Radyo (Наше радио). Этим, по сути, и ограничивалась деятельность турецких коммунистов, которые не оказывали какого-либо существенного политического влияния на своих соотечественников в Турции 1960-х годов.
Советское руководство всегда рассматривало ТКП как единственную подлинную марксистскую организацию в Турции, не пытаясь установить серьёзный контакт с другими турецкими левыми. На первый взгляд это было удивительно, поскольку Советский Союз всегда помогал зарубежным коммунистам, видя в них своих естественных союзников. Особенно актуально это было для Турции, которая занимала стратегически важное положение на Ближнем Востоке.
Такая пассивная позиция СССР обуславливалась несколькими причинами — во-первых, значением Турции в расстановке сил НАТО на Ближнем Востоке. Роль Турции в сохранении блока СЕНТО для США была очень велика. Любое внешнее давление на турецкое правительство Вашингтон воспринимал крайне негативно. Социальная революция в Турции совершенно изменила бы расстановку сил в данном регионе, что влекло за собой очень серьёзное обострение отношений между СССР и США. Достаточно вспомнить Карибский кризис, который был вызван размещением в Турции американских ракет средней дальности «Юпитер». Победа турецкой революции грозила бы взрывом всей проамериканской коалиции ближневосточных стран, мощность которого была бы сильнее Карибского кризиса в десятки раз. Советское руководство осознавало это, и пыталось предотвратить резкое обострение своих отношений с США.
Второй немаловажной причиной, обуславливающей пассивную позицию Советского Союза в отношении левого движения Турции, было то, что турецкий социализм всегда рассматривался правящими классами Турции как «импортный товар» — как движение, инспирированное сугубо внешними силами для ослабления турецкого государства. Стоит признать, что данная точка зрения действительно находила немало сторонников в Турции. В определённой степени советское руководство опасалось своей помощью серьёзно навредить местным левым, подбросив повод для направленных против них националистических репрессий.
Третьей — по очерёдности, но не по важности,— причиной была общая деградация и обуржуазивание верхушки КПСС. Уже с 1960-х годов советское руководство крайне подозрительно относилось к любому революционному движению, которое пыталось взять власть с помощью вооружённой борьбы. Советский Союз тратил огромные деньги на финансирование европейских компартий, которые после «Пражской весны» взяли открытый курс на соглашательский еврокоммунизм, но при этом не дал ни одной копейки турецким революционерам. В действительно же корни еврокоммунизма, как идеологии признания исторического компромисса (по сути — капитуляции) между социализмом и капитализмом, находились в Москве, в Политбюро ЦК КПСС. Зарубежные компартии, верные просоветскому курсу, были вторыми посольствами СССР в зарубежных странах, находясь на службе внешнеполитических интересов советской бюрократии. При этом причина недовольства советского руководства европейскими компартиями лежала в сфере отношений между вассалом и сеньором. Европейская буржуазия требовала от компартий открыто отказаться от марксизма, революционной борьбы и вживаться в буржуазное общество. Советский Союз рассматривал компартии всего лишь как рычаг давления на западные страны в деле продвижения собственной внешней политики.
По этим причинам, КПСС в целом отрицательно отнеслась к всплеску левого движения в Турции в 1960-е годы, рассматривая его через призму европейского 1968 года. Вот почему когда в конце 1960-х годов студенческие ассоциации эволюционировали в боевые организации и начали партизанскую войну, советская печать заклеймила их как «левых экстремистов». В то время, когда турецкое правительство казнило и бросало революционеров за решётку, Советский Союз помогал турецкой экономике, строя металлургический завод в Искандеруне, алюминиевый завод в Сейдишехире, нефтеперерабатывающий завод в Измире и ряд других предприятий1. Казалось бы, если Турция являлась членом НАТО и СЕНТО, а внутри страны проводились постоянные репрессии протии левых сил, зачем вкладывать в неё собственные ресурсы? Ответ прост: советское руководство стремилось максимально приблизить к себе Турцию в ситуации временного охлаждения американо-турецких отношений в связи с конфликтом на Кипре. Стоит ли говорить, что советские планы были прожектёрством, и помощь СССР буржуазному руководству Турции не сподвигла её к выходу из НАТО?
Левое движение бывшего СССР больно хронической немощью и слабостью с самого момента своего рождения. Отсутствие массового рабочего движения и живой, активно развивающейся марксистской мысли крайне негативно влияет на кругозор российских левых, сужая его до уровня разборок в своих малочисленных организациях. В такой плачевной ситуации нам не остаётся другого пути, как долго и упорно учиться — учиться у тех людей, чей опыт и знания были приобретены многолетней непрерывной борьбой против власти буржуазии, оплачены кровью и страданиями тысяч погибших активистов. Причём за таким опытом не обязательно нужно ехать в Латинскую Америку, его можно приобрести в близлежащей Турции, в которой традиции революционного сопротивления непрерывно развиваются с 1960-х годов. Прискорбно это признать, но на сегодняшний день, на русский язык не переведено ни одной статьи Махира Чаяна, Ибрагима Кайпаккая или других известных турецких революционеров, не говоря уже о специальных исследованиях на эту тему2.
В 2014 году на английском языке был издан сборник статей Ибрагима Кайпаккая3. Эта книга содержит актуальные работы, написанные Кайпаккая в ходе острой теоретической дискуссии с ревизионистскими течениями. Ниже будет представлен перевод письма Ибрагима, направленного своим товарищам — и этим переводом мы хотели бы положить начало знакомству русскоязычных читателей с творчеством виднейшего турецкого революционера.
- Краткая биография и взгляды Ибрагима Кайпаккая
- Ибрагим Кайпаккая. Письмо к руководящим товарищам в сельской местности
- Поцхверия Б. М. Внешняя политика Турции. М. 1976 г. С. 53.↩
- Был фрагмент «Национального вопроса в Турции», впервые опубликованный на русском в 2010 году. В 2020 году он был заменён более обширными выдержками.— Маоизм.ру.↩
- Книгу можно скачать здесь.↩