В книжном магазине при областной библиотеке (коя почему-то носит имя не Салтыкова-Щедрина, а Горького, который к ней прямого отношения всё-таки не имел) наткнулся на Словарь культуры Тувы.
С одобрением отметив прилагаемые компакты, один из которых — со знаменитым тувинским горловым пением, и с ужасом — несусветную цену, я раскрыл и пролистал издание. Конечно же, остановившись на статье «Сафьянов Иннокентий Георгиевич», поскольку как раз в эти дни я готовил к публикации эксклюзивную автобиографию этого общественного деятеля, стоявшего у истоков тувинской государственности (а вы знаете, что Тува до 1944 г. была независимым государством и самостоятельно объявила нацистской Германии войну — которая, между прочим, до сих пор официально не прекращена?).В общем, в статье И. Г. Сафьянова обзывают «успешным торговцем и промышленником
» и отмечают, что с Советской властью он не поладил (только что слово «репрессирован» прямо не произнесено). История с уничтожением им долговых расписок переврана, перенесена в 1916 г. из гораздо более раннего времени. Утверждается, что за это он был выслан из Тувы, хотя за долговые расписки на него только некоторое время дулся папаша-мироед, а в 1916 г. его выслали из Тувы за издание революционной газеты.
Но вернёмся к образу успешного торговца, конфликтовавшего с Советской властью. Формально это правда, а по сути — чушь, коя хуже лжи. Легендарный революционер Эккендей был бы в гневе. Торговлей он занимался в юности действительно успешно, но вынужденно и не скрывал своей лютой ненависти к этому занятию, даже называл это дело «тем, что ненавидел больше всего на свете
». Своё призвание он видел в скотоводстве, да не в бизнесе, а в самом что ни на есть обычном честном труде!
Что касается Советской власти, то да, был у него какой-то непонятный конфликт с партийным руководством, так что из Тувы его в конце концов выжили. Только вот это никак не меняет того факта, что Эккендей был пламенным мечтателем, борцом против царизма, организатором Советской власти, стойким сторонником самоопределения тувинского народа и несгибаемым бойцом против белоказачьих банд, за что колчаковцы бросили его в застенки, где он чуть не умер от тифа.
Эккендей был коммунистом, а не каким-то обиженным Советской властью «торговцем и промышленником
», какого из него теперь пытаются изображать!