Дар Жутаев. Бога можно упразднить // «Русский репортёр» № 14 (44), 2008

17.04.2008

Бога можно упразднить

Кто опубликовал: | 16.12.2020

С карты мира исчезает единственное в своём роде индуистское королевство с абсолютным владыкой — воплощением бога Вишну из династии, занимающей престол с 1769 года. 10 апреля в Непале прошли выборы в Конституционную ассамблею, на которых Коммунистическая партия Непала (маоистская) победила сторонников монархии.

Уже на первом своём заседании Конституционная ассамблея должна принять новую Конституцию страны. Монархия будет упразднена: для принятия такого решения понадобится простое большинство, а предварительные итоги выборов свидетельствуют об уверенной победе маоистов. Это признал даже экс-президент США Джимми Картер, который находится в Непале в качестве одного из наблюдателей за выборами.

Падение непальской монархии — событие историческое. Идея созыва Конституционной ассамблеи появилась ещё в 1951 году, когда король Трибхуван начал демократические преобразования. Впрочем, своё обещание всеобщих свободных выборов Трибхуван так и не выполнил, как и его венценосные преемники. До 1990 года в Непале были запрещены политические партии, жёстко подавлялись языки и культуры национальных меньшинств, не допускался — иногда под страхом смертной казни — переход из индуизма в другие религии, не говоря уже о кастовом и экономическом угнетении. Требуя созыва Конституционной ассамблеи, коммунистическая партия Непала 13 февраля 1996 года подняла вооружённое восстание, которое продлилось целое десятилетие.

Непальская монархия вовсе не является овеянным тысячелетними традициями священным институтом. Её основатель Притхви Нараян, создатель непальского государства, был всего лишь князьком небольшого горного княжества Горкха и явился в историческое сердце Непала — долину Катманду как пришелец и завоеватель. А с 1846 по 1951 год реальная власть в стране принадлежала не королю, а наследственным регентам Рана. Чтобы управлять страной, они пользовались слабостью или малолетством непальских королей.

Например, в 1950 году они возвели на трон трёхлетнего ребёнка (что, впрочем, спровоцировало народные волнения и захват всей полноты власти королём-«демократом» Трибхуваном).

Правление нынешнего короля Гьянендры началось с чудовищной «резни во дворце» 1 июня 2001 года, во время которой были убиты его родители. В тот день на традиционном обеде, посвящённом встрече королевской семьи, наследный принц Дипендра расстрелял всех присутствующих, а потом застрелился сам. В итоге на трон вступил Гьянендра — дядя принца-убийцы. В Непале многие убеждены, что резню организовал сам Гьянендра, чтобы расчистить себе дорогу к трону. А до низшего уровня легитимность монархии упала в феврале 2005 года, когда «фальшивый король», или «король-убийца», как его называли в народе, разогнал парламент и узурпировал власть.

В апреле 2006 года трёхнедельные массовые волнения в стране заставили Гьянендру отказаться от абсолютной власти и открыли путь к демократическим изменениям. Маоисты прекратили войну, сделав упор на тактику легальной борьбы. И оказалось, что на демократическом поле эти бывшие «террористы»1 переигрывают своих политических оппонентов, что и доказали выборы 10 апреля.

Впрочем, знакомые с Непалом специалисты смотрят на крах монархии лишь как на один из этапов постепенного распада страны. Рецепт королей — одна страна, одна вера, один язык — доказал свою неэффективность. Маоисты, столь популярные сегодня в Непале, апеллируя к самым нищим и бесправным слоям населения, умело играли на противоречиях здешнего общества. Но теперь пестрота национальностей, каст, религий, языков, большая разница в развитии между районами страны станет для них огромной проблемой. И главный вопрос — сумеют ли маоисты в таких условиях сохранить единство страны.

Примечания
  1. КПН(м) до сих пор числится в списке «групп, вызывающих озабоченность» Госдепа США.— «РР».

Добавить комментарий