Воспоминания о Ленине. Т. 4.— М., Изд-во политической литературы, 1984.— сс. 180—181. ← Луначарский А. В. О Владимире Ильиче: Сборник статей и воспоминаний. М., 1933, с. 43—45.

1933 г.

Один из культурных заветов Ленина

Кто опубликовал: | 05.07.2020

Мнение Ленина о беспартийных специалистах и об учительстве хорошо известно.

К крупным научным специалистам Ленин чувствовал весьма большое уважение. Это по его инициативе сделан был шаг, казавшийся в то время очень смелым, а именно включение очень большого количества беспартийных учёных в органы ВСНХ и Госплана.

К учителям Ленин тоже относился с большим уважением. Я помню, как однажды я прочёл ему по телефону очень тревожную телеграмму, в которой говорилось о тяжёлом положении учительства где-то в северо-западных губерниях. Телеграмма кончалась так: «Шкрабы голодают». «Кто? Кто?» спросил Ленин. «Шкрабы,— отвечал я ему,— это новое обозначение для школьных работников». С величайшим неудовольствием он ответил мне: «А я думал, это какие-нибудь крабы в каком-нибудь аквариуме. Что за безобразие — назвать таким отвратительным словом учителя! У него есть почётное название — народный учитель. Оно и должно быть за ним сохранено».

Ленин беспрестанно указывает на то, что строить социализм, а также социалистическую культуру руками одних коммунистов никак невозможно. Специально в области просвещения ему принадлежат и письменная и устная директивы о необходимости привлечь на нашу сторону более чем полумиллионную армию работников просвещения.

В моих разговорах с Владимиром Ильичом по этому поводу я постоянно слышал от него такие советы:

— Надо сделать само учительство, саму просвещенскую массу проводниками не только общей культуры, но и наших коммунистических идей в самую глубину деревни, не говоря уже о городе. Дифференцируйте их, выбирайте тех, которые поактивнее, помогайте им выдвинуться, постоянно заботьтесь о нормальном выдвижении учителей на руководящие посты, делайте своей опорой активных, наиболее интеллигентных работников школы. Пусть они организуют потом и других. Привлекайте их в наши губернские ОНО1 и вводите их в наш аппарат, вплоть до коллегии Наркомпроса. Конечно, среди всякого рода специалистов и крупного учительства имеются черносотенные, эсеровские и меньшевистские течения. С ними надо бороться, подчас беспощадно. Но многих тут можно переубедить. За нас — правильность наших идей и наша победа. Надо вырвать из-под враждебного влияния колеблющихся учителей. Это относится и к специалистам других областей. Ведь на одних коммунистах далеко не уйдёте. Конечно, очень важно воспитать и среди коммунистов, особенно в комсомоле, передовые кадры работников культуры; придёт время, когда они будут высоки по качеству и достаточно мощны, и, чем скорей придёт это время, тем лучше. Но в течение всего ближайшего времени вы не добьётесь, конечно, такого положения, когда вы могли бы строить просвещение одними коммунистическими руками. И дело тут не только в том, чтобы низовая часть работников состояла из беспартийных, которыми руководят партийные. Ничего подобного. Нужно, чтобы в ваших штабах были использованы подозрительные, симпатизирующие нам, идущие по пути с нами педагогические силы.

Но он прибавлял к этому:

— Если вы позволите произойти процессу рассасывания наших коммунистических начал, если вы растворитесь в беспартийной среде, это будет величайшее преступление. Но если вы замкнётесь в сектантскую группку, в какую-то касту завоевателей, возбудите к себе недоверие, антипатию среди больших масс, а потом будете ссылаться на то, что они‑де мещане, что они чуждый элемент, классовые враги,— то придётся спросить с вас со всей строгостью революционного закона.

Тут Ленин смеялся, но в то же время весьма серьёзно грозил пальцем:

— Вы должны прекрасно понимать, что наше дело — отвоевать из этого массива всё больше и больше союзников; и кто этого делать не умеет, тот за дело строительства браться не должен.

Примечания
  1. Отделы народного образования. Ред.

Добавить комментарий