«Жить как средние американцы…» Цветы мещанства

31.03.2013

«Жить как средние американцы…» Цветы мещанства

Кто опубликовал: | 17.07.2020

Всё идёт по плану (1988)«Жить как средние американцы»,— обещала доверчивым советским лохам замутившая Перестройку более молодая и амбициозная часть властвующей бюрократии, вскоре быстро и ловко конвертировавшая своё высокое положение в режим частной собственности и криминального бизнеса. «Жить как средние американцы» — это мантра начала 1990‑х. Визуально её отлично воплотила обложка альбома «Всё идёт по плану», записанного «Гражданской обороной» в 1988‑м году. Скитавшийся по Союзу Летов, видимо, ещё тогда осознал куда дует идеологический ветер. Неслучайно именно в 1988‑м на концерте в Новосибирске Егор, в прошлом юноша анархо-индивидуалист, прямо заявил, что они (т. е. ГО) есть «настоящие коммунисты».

«Жить как средние американцы»,— обещал капитализм. Не все пережили девяностые. Однако спустя почти двадцать лет капитализм своё обещание всё же сдержал. Идеологический лозунг стал действительностью. Пусть и на географически ограниченной территории столиц и нефтегазовых центров. Пусть во многом за счёт продолжающейся деградации, бедности и нищеты провинции с национальными окраинами. Заветный рай консумеризма всё-таки был достигнут. Добро пожаловать в brave new world! Забудем про классы — есть только буржуазия. Остальное, включая Маркса — лишь игры на weekend.

В Мосkkkве я долго и тяжело болел. Сейчас в Газпромбурге заболеваю вновь. Ваша москальско-газпромбургская действительность, искусственно задерживая приход весны спекуляциями на бирже, тягостно влияет на моё здоровье.

Алексей ЭтмановИзвестно, в отличие от вас, я не «контактный» и «несовременный», не так давно мне скинули ссылку на страницу вашего working class hero — Алексея Этманова1, наверное, чтобы приобщить к «современности». Я лично с ним незнаком, но, увидев, его показушные фото с сигарой и в плавках, сделанные на пляжах Мексики и Вьетнама, мне изначально хотелось сказать: «Алексей, убери, скрой это — вожаку рабочих негоже там быть и так выглядеть, тем более негоже этим красоваться в интернете». Однако вскоре до меня дошло, что проблема во мне, это я — провинциальный лох, мыслящий устаревшими коммунистическими понятиями. Представляющему метрополию капитализма (а Газпромбург — это метрополия), белому рабочему или профсоюзному лидеру, а тем более «рабочему депутату» в странах «третьего мира» положено выглядеть именно так — этаким «господином из Сан-Франциско» с сигарой, средним американцем с «Форда» или «Дженерал Моторс».

Этот рабочий класс совсем не такой как во времена Маркса или Ленина. Да он создаёт прибавочную стоимость и остаётся «человеческим базисом» общественного производства. Поэтому сохраняется некоторая надежда, что в будущем, излечившись от заразы reification, он вновь найдёт себя в революции и сыграет свою историческую роль, предначертанную Марксом. Однако это возможно только после радикального изменения баланса сил в отношении метрополия — периферия. На сегодняшний день рабочий класс «первого мира» чужд для революции.

Только «пожар» в странах периферии, подрывающий механизмы зависимости и откровенного грабежа, применяемые странами метрополии для извлечения сверхприбылей из «третьего мира», в состоянии пробудить в самой метрополии задремавший призрак коммунизма. Без краха существующего трогательного единства коллективных эксплуататоров и паразитов — 1) непосредственных собственников и менеджмента корпораций, 2) «креативных» проституток (от журналистов до художников актуальнейших, столь милых сердцу Тони Негри), 3) подкупленных и развращённых высоким уровнем потребления промышленных рабочих (столь милых сердцу современных троцкистов и социал-демократов) — говорить о марксизме и классовой борьбе внутри «первого мира» не имеет смысла.

В настоящее время рабочий класс метрополии (включая Мосkkkву и Газпромбург) скорее консервативен, чем революционен. Будучи полностью интегрированным в систему корпоративного капитализма, в существующих условиях он в принципе не может выйти за рамки буржуазной идеологии, послушно принимая роль её проводника — как по левому (реформистскому), так и по правому (националистическому и неофашистскому) типу. Печально, но ультраправый популизм в нынешней ситуации для этого пролетариата объективно много ближе марксизма, о чём и свидетельствуют успехи соответствующих партий и движений на европейской политической сцене. Впрочем, не следует обольщаться и насчёт европейского реформизма (под какой бы модной и «левой» вывеской он не скрывался) — по сути своей (по отношению к самому капитализму, а не к его конкретным формам) он такой же охранительный и консервативный.

Пролетариат, о котором идёт речь, в своём нынешнем состоянии — никоим образом не антипод буржуазии. Он — буржуазия-в-потенции, совсем неудивительно, что даже в России некоторые из этих рабочих, если будут правильно себя вести с органами и правильно разговаривать с бандитами, могут в будущем открыть своё «дело» и в дальнейшем преуспеть как буржуа в прямом смысле. Да и без собственного «дела» в метрополии живётся совсем неплохо… Эти рабочие, хитрые и расчётливые мужички,— цветы мещанства, как дети — цветы жизни… Всё просто: на одной стороне мещане имущие, на другой — неимущие, желающие подвинуть первых. Вот и весь «социализм»… This is not a love song… Нет, такой «социализм» нам не нужен…

«Социализм без революции, лев без когтей; социализм, переваренный в страусовом желудке буржуазии; социализм — потухшая лава вулкана, которая питает жирные гроздья Lacrima Christi в земном раю мещанства»,— писал Дмитрий Мережковский в 1907 году в статье «Цветы мещанства». Находившийся в Париже писатель, в то время (и вплоть до Октября 1917‑го) сочувствовавший революции, был представлен Андреем Белым Жану Жоресу — лидеру французских социалистов (уже тогда ставших на реформистский путь). Я прекрасно понимаю, что для отечественных левых ссылаться на Мережковского — нонсенс, метания и особенно поздние взгляды которого для меня также несимпатичны. В конце концов, можно согласиться с «богостроителем» Луначарским и его статьёй «Мещанство и индивидуализм», откуда вытекает, что деятели, вроде автора трилогии «Христос и Антихрист», мещане не меньшие, чем критикуемые ими субъекты. Однако сложно не заметить в процитированных словах указание на что-то действительно важное… особенно для марксистов… «Как в наши дни молящиеся в церкви не пойдут в крестовый поход, так эти люди не пойдут в революции»,— подводит итог Мережковский своим наблюдениям за французскими рабочими, «фанатами» Жана Жореса и членами его многочисленной партии. Известно, что в «час икс» Пётр — на словах самый преданный из апостолов — оказался предателем в ничуть не меньшей степени, чем апостол Иуда…

А ведь ещё мудрый Герцен предвидел:

«За большинством, ныне господствующим, стоит ещё большее большинство кандидатов на него (пролетариев как потенциальное мещанство), для которого нрав, нравы, понятия, образ жизни мещанства единственная цель их стремлений»…

Безусловно, мещанство имеет давнюю историю, на формирование мещанского мировоззрения и на его распространение среди рабочего класса оказывали влияние самые разные факторы. Те же «средние французы» начала ⅩⅩ века, описанные Мережковским, совсем не тождественны «средним американцам» эпохи Перестройки и наших дней. Только с утверждением идеологии консумеризма и общества изобилия (не будем забывать какой ценой, с помощью каких механизмов и на чьих костях), о мещанстве можно говорить как о тотальности — тотальности «одномерных людей» Маркузе или повсеместном торжестве «последних людей» Ницше.


Ещё почему-то вспомнил, как ни познакомлюсь с местной питерской девкой, она по любому оказывается богаче меня, даже та, что рабочей вроде профессии, например, портниха из ателье — всё равно, если не по европам, то в Гоа раз в полгода обязательно ездит. А ты — лох, не получивший шенгенскую визу…

А пиздой здесь сколько заработать можно! У‑у‑у!!! Или даже просто танцовщицей… И не надо никуда уезжать с «америкэн бой», «мама, на кой сдались нам эти Штаты? / мама, здесь тоже можно жить богато…» Нашедшие выражение в поп-музыке, идеологические грёзы начала 1990‑х, в те времена мало достижимые и приводящие к личным трагедиям, для сегодняшних москальских и питерских chicks стали обыденной реальностью.

Продолжение следует…

Примечания
  1. Алексей Этманов — председатель Межрегионального профсоюза работников автомобильной промышленности, с 2010 г.— один из лидеров РКРПшного РОТ Фронта. В 2011 г. избрался депутатом Законодательного собрания Ленинградской области от «Справедливой России». А в 2016 г. (через три года после этой статьи) перебежал в «Яблоко».— Маоизм.ру.

Добавить комментарий