К тексту статьи Мао Цзэдун сделал одно дополнение и следующее замечание, которое, очевидно, было учтено при публикации:
«В дальнейшем не нужно говорить о беспрецедентности. Величайшими культурными революциями в истории были открытие огня, изобретение парового двигателя и создание марксизма-ленинизма, а не наша революция».
«В нашей стране 700 миллионов населения и рабочий класс — ведущий класс. Важно вовсю развить ведущую роль рабочего класса в великой пролетарской культурной революции и во всех областях труда.1 Со своей стороны, в ходе борьбы рабочий класс должен постоянно поднимать свою политическую сознательность»2.
Мао Цзэдун
Наступает кульминация кампании борьбы — критики — преобразования. Её предвещает публикация последних указаний Председателя Мао об осуществлении руководства и поэтапном продвижении могучей армии промышленных рабочих в учебные и прочие учреждения, где эта кампания не была проведена удовлетворительно. Ей предшествовала работа над многими задачами, включая создание в провинциях, муниципалитетах и автономных регионах революционных комитетов, массовую критику3, чистку классовых рядов. Эта волна принесёт глубокие перемены во всех областях, яростно сметёт все элементы надстройки, не соответствующие социалистическому экономическому базису, воспитает массы, сокрушит скрытых реакционеров, доведёт великую пролетарскую культурную революцию до полной победы и значительно стимулирует развитие общественных производительных сил.
Перед революционными комитетами всех уровней сейчас стоит важная задача по сознательному, удовлетворительному и незамедлительному проведению кампании борьбы — критики — преобразованию. Для её выполнения непременно нужно обеспечить руководство рабочего класса и «вовсю развить ведущую роль рабочего класса в великой пролетарской культурной революции и во всех областях труда
».
Лозунг замены диктатуры буржуазии диктатурой пролетариата был выдвинут ещё когда сформировался марксизм в середине ⅩⅨ века, сто двадцать лет назад. Лишь империализм, помещичий класс, буржуазия и их агенты — старые и новые ревизионисты — против этого радикального революционного лозунга. Коммунистическая партия Китая принимает его как свою базовую программу. Для осуществления этого лозунга необходимо объединиться с непролетарскими массами, главным образом, массами крестьян, городской мелкой буржуазией и теми интеллигентами, кто может быть переделан, и повести их вперёд.
На протяжении всего процесса великая пролетарская культурная революция находится под исключительным руководством только одного класса, рабочего класса. Наша партия — авангард пролетариата. Пролетарские штабы, возглавляемые председателем Мао и заместителем председателя Линь Бяо концентрированным образом представляют интересы рабочего класса, бедного и низшего среднего крестьянства, масс трудящегося народа; это единственный руководящий центр для всей партии, всей армии, всего народа и революционных масс. Пролетарско-революционная линия и все указания председателя Мао отражают насущные требования рабочего класса и многомиллионных революционных масс, воплощая уверенное и прочное пролетарское руководство всей великой пролетарской культурной революцией. Это руководство пролетарских штабов во главе с Мао сделало возможным развернуть великую пролетарскую культурную революцию, в которой принимают участие многомиллионные революционные массы. Чтобы отстоять руководство со стороны рабочего класса, в первую очередь необходимо обеспечить быстрое и успешное выполнение каждого указания великого вождя рабочего класса председателя Мао4, каждого приказа высшего боевого командования рабочего класса. Следует выступать против теории «многих центров», то есть теории «без центра», «горного» местничества5, сектантства и прочих реакционных буржуазных тенденций, подрывающих руководство рабочего класса. Революционные комитеты повсюду есть органы власти диктатуры пролетариата. Все организации должны принять руководство революционных комитетов. В нашей стране недопустимо существование какого-то «независимого царства»6, большого или малого, противостоящего пролетарским штабам председателя Мао. Старый пекинский горком, это герметичное и непроницаемое «независимое царство», сопротивлявшееся указаниям председателя Мао, был орудием банды крупных заговорщиков, китайского Хрущёва7 и Ко в их противостоянии руководству рабочего класса и стремлении к реставрации капитализма. Это «независимое царство» было полностью сметено революционными бурями. Все революционеры должны иметь в виду этот исторический урок классовой борьбы. Граждане «независимых царств», больших и малых, подвластных буржуазным элементам в разных частях нашей страны, также должны усвоить этот урок.
Рабочие пропагандистские бригады вступают на поле образования, это событие, потрясающее землю. С древних времён учебные заведения были монополией эксплуататорских классов и их детей. После освобождения условия несколько улучшились, но в основном учебные заведения ещё оставались монополизированы буржуазной интеллигенцией. Некоторые из их учащихся оказались, по различным причинам, способны объединиться с рабочими, крестьянами и солдатами и служить им (вообще говоря, из-за того, что они сами или их учителя сравнительно хороши, или из-за влияния семей, друзей и родственников, но главным образом благодаря влиянию общества). А некоторые не смогли этого сделать. В государстве диктатуры пролетариата существует серьёзное явление борьбы между буржуазией и пролетариатом за верховенство. Когда молодые бойцы-хунвэйбины поднялись на бунт против горстки каппутистов внутри партии в ходе нынешней великой пролетарской культурной революции, реакционные буржуазные силы в учебных заведениях какое-то время получали тяжёлые удары. Но вскоре после этого некоторые люди снова развернули тайную деятельность. Они подстрекали массы бороться друг против друга и вредили культурной революции, стремились сорвать кампанию борьбы — критики — преобразования, подорвать великое революционное соединение трёх сторон8 и помешать работе по чистке классовых рядов и исправлению партии. Всё это вызвало у масс недовольство. Факты показывают, что при таких обстоятельствах студенты и интеллигенция не могут сами по себе выполнить задачу борьбы — критики — преобразования и всё множество прочих задач на фронте образования; участие должны принять рабочие и бойцы Народно-освободительной армии, и тут важно иметь крепкое руководство со стороны рабочего класса.
Председатель Мао недавно указал:
«Для проведения пролетарской революции в образовании обязательно должно быть обеспечено руководство рабочего класса; массы рабочих обязательно должны участвовать и, в сотрудничестве с бойцами Освободительной армии, осуществлять революционное соединение трёх сторон, вместе с активистами из числа студентов, преподавателей и рабочих в учебных заведениях, решивших довести до конца пролетарскую революцию в образовании. Рабочие пропагандистские бригады должны надолго оставаться в учебных заведениях, принимая участие в решении всех задач кампании борьбы — критики — преобразования, и они всегда будут руководить учебными заведениями. На селе учебные заведения должны руководиться самыми надёжными союзниками рабочего класса — бедными и средними крестьянами»9.
Указание председателя Мао ориентирует образовательную революцию в учебных заведениях. Это грозное оружие для полного сокрушения буржуазной образовательной системы. Массы молодых учащихся должны с энтузиазмом приветствовать занятие образовательного фронта рабочим классом, его участие в кампании борьбы — критики — преобразования и всегдашнее руководство учебными заведениями.
У рабочего класса богатый опыт трёх великих революционных движений — классовой борьбы, борьбы за производство и научного эксперимента. Он остро ненавидит все контрреволюционные слова и дела против социализма и маоцзэдунъидей. Он крайне ненавидит старую образовательную систему, которая служила эксплуататорским классам. Он самым энергичным образом противостоит акциям «гражданской войны» со стороны некоторых интеллигентов, наносящих вред государственной собственности и препятствующих кампании борьбы — критики — преобразования. Ему совершенно отвратительны обычай пустословия и практика двуличия, когда слова не сходятся с делами. Поэтому сочетание масс рабочего класса с главной опорой диктатуры пролетариата, бойцами Народно-освободительной армии Китая, способно самым эффективным образом остановить все ошибочные тенденции, противостоящие революционной линии председателя Мао, и разрешить всевозможные так называемые наболевшие вопросы. Противоречия, из-за которых без конца ссорятся интеллигенты, неспособные их разрешить, быстро улаживаются, когда приходят рабочие. Что касается горстки негодяев, стоящих за сценой и подстрекающих массы бороться друг против друга, полностью разоблачить их контрреволюционные черты возможно только когда к этому вопросу приложат руку рабочие и бойцы Народно-освободительной армии.
«Рабочим достаточно управлять фабриками» — это антимарксистская точка зрения. Рабочий класс понимает, что может окончательно освободить себя, только освободив всё человечество. Не доведя до конца революцию в образовании и не выкорчевав ревизионизм, рабочий класс не добьётся своего окончательного освобождения, ещё будет существовать угроза капиталистической реставрации, при которой рабочий класс снова будет эксплуатируемым и угнетённым. Непременный долг политически сознательного рабочего класса — принять активное участие в культурной революции во всех областях и обеспечить победу маоцзэдунъидей на всём культурно-образовательном фронте.
«Освободимся сами. Рабочие извне учебных заведений не нужны». Постановление из 16 пунктов10 гласит, что «единственным методом… является самоосвобождение масс
». Разве рабочие не считаются «массами
», разве они — не «сами
»11? Все настоящие — не те, кто обманывает народ словоизлияниями,— пролетарские революционеры относятся к рабочему классу, как к «самим
» и как к самому передовому слою масс народа, с высочайшей политической сознательностью. Соединение трёх сторон рабочих, солдат и революционных активистов в учебных заведениях — это самая надёжная гарантия для самоосвобождения масс. Тот, кто смотрит на рабочих не как на самих себя, а на чуждую силу, тот, если это не по глупости, сам есть элемент чуждый рабочему классу; и тогда у рабочего класса есть все причины для особой политики в его отношении.
Некоторые интеллигенты, объявляющие себя «пролетарскими революционерами», противостоят рабочим, когда рабочий класс затрагивает интересы их крошечных «независимых царств». Таких е-гунов, любящих драконов, в Китае ещё немало12. Это люди смотрят на рабочих и крестьян свысока, напускают на себя важный вид и много о себе мнят. На деле же они просто современные е-гуны. Рабочим и бойцам Народно-освободительной армии нужно пойти туда, где сосредоточена интеллигенция, в учебные и другие учреждения, чтобы сокрушить полное господство интеллигенции, занять «независимые царства», большие и малые, и завладеть теми местами, где окопались защитники теории «многих центров», то есть теории «без центра». Так можно изменить нездоровую атмосферу, стиль работы и мышления, существующие среди интеллигентов в сосредоточенных группах, а для интеллигенции это возможность измениться и достичь освобождения.13
«Рабочие не разбираются в образовании». Так говорят некоторые «высококвалифицированные специалисты». Долой этот ваш буржуазно-интеллигентский дурной дух! Есть два вида образования: буржуазное образование и пролетарское образование. То, что вы «понимаете»,— это фальшивая «наука» буржуазии. Те, кто учит науке и технике, не умеют обращаться с машинами и чинить их; те, кто учит литературе, не умеют писать статьи; те, кто учит агрохимию, не умеют применять удобрения.14 Разве такая ерунда не встречается повсюду? Пролетарскую систему образования, при которой теория и практика согласуются друг с другом, можно постепенно создать только при непосредственном участии пролетариата, а вы в этом ничего не смыслите.
«Рабочие не понимают в образовательных заведениях и истории борьбы двух линий15». Не волнуйтесь, товарищи, рабочие всё поймут. Рабочий класс намного превосходит тех близоруких интеллигентов, кто видит только свою маленькую «горную» крепость. Рабочие не останутся в учебных заведениях только на несколько дней, они будут работать там непрерывно, навсегда займут образовательный фронт и будут руководить учебными заведениями. Всё объективно существующее может быть познано. Рабочий класс углубит своё осознание мира через свою революционную практику и переделает мир по пролетарскому образцу.
Рабочие пропагандистские бригады должны систематически и планомерно посещать университеты, средние и начальные школы, все области надстройки и все организации, где ещё не провели успешно кампанию борьбы — критики — преобразования. Принимая маоцзэдунъидеи как руководящий принцип, они должны сплачиваться и помогать тамошним активистам, настроенным довести пролетарскую революцию в образовании до конца, объединяться с огромным большинством масс, включая тех интеллигентов, которые могут быть перекованы, и, в пролетарском духе радикальной революции, продвигать там кампанию борьбы — критики — преобразования. Это великая историческая миссия китайского рабочего класса. В ходе её выполнения рабочий класс сам глубоко закалится в классовой борьбе и выдвинет множество выдающихся рабочих кадров, не просто для управления учебными заведениями, но для всестороннего укрепления государственных органов и революционных комитетов всех уровней.
Чтобы выполнить эту историческую миссию, рабочий класс должен серьёзно осваивать маоцзэдунъидеи, изучать линию масс16 и стиль обследования и изучения17, которым издавна учил нас председатель Мао, постоянно повышать политическую сознательность и укреплять революционную дисциплину, постоянно критиковать влияние и разлагающее воздействие всевозможных гнилых буржуазных замашек внутри рабочего класса. У буржуазии есть традиционное влияние в культурных и образовательных учреждениях. Когда рабочий класс преобразует мир согласно пролетарскому мировоззрению, то есть маоцзэдунъидеям, буржуазия всегда старается использовать своё буржуазное мировоззрение для разложения слабых элементов среди рабочих, включая и руководящие кадры. Мы должны сохранять в этом отношении высочайшую бдительность. Необходимо придерживаться твёрдой позиции пролетариата. Следует быть готовыми к нападению на ряды рабочих при помощи «снарядов в сахарной оболочке
»18 или других средств. Мы должны добросовестно работать над чисткой классовых рядов, взяться за революцию, стимулировать развитие производства19 и добиться успеха кампании борьбы — критики — преобразования на фабриках и других предприятиях.
Председатель Мао недавно указал:
«Создание революционных комитетов соединения трёх сторон, массовая критика, чистка классовых рядов, упорядочение партийных организаций, сокращение аппарата, преобразование нерациональных правил и распорядков, направление в низы руководящих работников — вот в общем те этапы, через которые должны пройти борьба, критика и преобразования на заводах и фабриках»20.
Эти слова председателя Мао кратко очерчивают развитие массового движения на стадии борьбы — критики — преобразования и ясно указывают нам путь для выполнения задачи борьбы — критики — преобразования на фабричных предприятиях.
Первая задача состоит в том, чтобы основать революционные комитеты соединения трёх сторон, чтобы руководство на фабричном предприятии действительно было в руках пролетариата. Часто это осуществляется в сочетании с задачами массовой критики и предварительной чистки классовых рядов.
Революционная массовая критика позволяет народу избавиться от пагубного влияния контрреволюционной ревизионистской линии китайского Хрущёва и его агентов в разных местах, совершенствует понимание борьбы двух линий, открывает путь для очищения классовых рядов в политическом и идеологическом отношении. А в ходе этого очищения она играет роль в мобилизации масс и закреплении достижений борьбы. Очищение классовых рядов и нанесение точных, метких и безжалостных ударов по горстке вражеских агентов, предателей, твердолобых каппутистов21, неперестроившихся богачей, контрреволюционеров, дурных и правых элементов,— это важнейшая задача для рабочего класса, осуществляющего диктатуру пролетариата над буржуазией и всеми прочими эксплуататорскими классами, очищающего свои ряды, избавляясь от классовых врагов, проползших в рабочий класс, и это даёт массовой критике живой и яркий материал. Массовая критика и чистка классовых рядов продвигают и стимулируют друг друга. Они создают наилучшие условия для исправления партийной организации. Пройдя строгие испытания в классовой борьбе в политическом, идеологическом и организационном отношениях, массы членов партии значительно повысят свою политическую сознательность и значительно улучшат свои связи с массами; очень немногие плохие элементы будут искоренены из партии; как обстоят дела с членами партии в политическом и организационных отношениях, делается в основном ясно; множество активистов, появившихся в этом движении, принимается в партию, тем самым вливая в неё новую кровь; и постепенно формируется руководящее ядро, решительно воплощающее пролетарскую революционную линию председателя Мао. Таким образом мы можем исправить партию и добиться великой цели, установленной председателем Мао:
«Партийная организация должна состоять из передовых элементов пролетариата, должна быть энергичной авангардной организацией, способной вести пролетариат и революционные массы в борьбе против классовых врагов»22.
Таково движение на предприятиях промышленности и горной добычи, такое же положение с движением в культурно-просветительной области, в партийных и административных органах.
Подъём в революции стимулирует подъём в производстве. Благодаря усилиям сотен миллионов бедняков и низших середняков23 сельское хозяйство в нашей стране в течение ряда лет производило обильные урожаи. Пролетарская культурная революция в городах может победить только при крепкой социалистической позиции на селе. Мы приветствуем бедняков и низших середняков, надёжного союзника рабочего класса. С углублённым развитием кампании борьбы — критики — преобразования много нового появляется и на промышленном фронте. В ходе преобразования во многих местах осуществилась решительная техническая революция. Обстановка прекрасная и вдохновляющая. Горстка грезивших о реставрации классовых врагов окончательно сгинула. Положение империализма США, советского ревизионизма24 и всех реакционеров по всему миру теперь очень тяжёлое. Под руководством товарища Мао Цзэдуна наша великая социалистическая родина, закалённая в великой пролетарской культурной революции, процветает и имеет море перспектив. Мы должны стремиться идти в ногу с развивающейся ситуацией, полностью мобилизовать массы, своевременно подытоживать опыт, хорошо осуществлять обследование и изучение, учиться на примерах и всесторонне планировать, укреплять руководство и добросовестно вести кампанию борьбы — критики — преобразования. Это наша битва за полную победу в великой пролетарской культурной революции. Будем же строго следовать великому стратегическому плану председателя Мао и двигаться вперёд к победе!
Примечания- Другой перевод этих фраз: «
Наша страна имеет 700‑миллионное население. Рабочий класс является руководящим классом. Необходимо в полной мере развивать руководящую роль рабочего класса в великой пролетарской культурной революции и во всех других делах
» (Критика теоретических концепций Мао Цзэ-дуна.— М.: Издательство «Мысль», 1970).— здесь и далее прим. переводчика.↩ - Указание Мао Цзэдуна относительно Культурной революции, 14 августа 1968 г.↩
- Кит. 大批判 (дапипань) — массовая критика и отречение.↩
- Перевод этой фразы (кроме слов «
быстрое и успешное
») дан по: Критика теоретических концепций Мао Цзэ-дуна.— М.: Издательство «Мысль», 1970.↩ - Кит. 山头主义 (шаньтоучжуи), «горное» местничество — явление времён длительной партизанской войны, когда революционные опорные базы располагались в горах и имели тенденцию к обособлению — каждая, так сказать, на своей горе.↩
- Кит. 独立王国 (дули ванго) — независимое царство или государство, в КНР так говорили об организациях, претендующих на независимость от правящей партии.↩
- Т. е. Лю Шаоци.↩
- Кит. 三结合 (саньцзехэ), сплочение революционных массовых организаций, частей НОАК и революционных руководящих кадров.↩
- Указание Мао Цзэдуна относительно Культурной революции от 27 августа 1968 г.↩
- Постановление Центрального Комитета Коммунистической партии Китая о великой пролетарской культурной революции (8 августа 1966 г.).↩
- Кит. 自己 (цзыцзи) — сам, свой собственный.↩
- Е-Гун, князь Гун — Шэнь Чжулян, генерал и премьер-министр царства Чу, живший в период Чуньцю («Вёсны и осени»). Известный китайский мем: 叶公好龙 (Е-Гун хаолун) — Е-Гун любит драконов.↩
- Этот абзац дописан самим Мао Цзэдуном (对姚文元《工人阶级必须领导一切》一文的批语和加写的一段话).↩
- Это перекликается со словами Мао из выступления в Ханчжоу 21 декабря 1965 г.: «
Систему высшего образования нужно преобразовать. ‹…› Нынешние философы заниматься философией не могут, литераторы не могут писать романы, исторические факультеты не в состоянии заниматься историей по периодам, а как только возьмутся, то всё сводится к императорам, правителям, генералам и сановникам
».↩ - Кит. 两条路线斗争 (лянтяо лусянь доучжэн) — важная для маоизма концепция, согласно которой «
противопоставление и борьба различных взглядов в партии возникают постоянно, и это является отражением в партии существующих в обществе классовых противоречий и противоречий между новым и старым. Если в партии нет противоречий и борьбы взглядов, в ходе которой противоречия преодолеваются, жизнь партии прекращается
» (Мао Цзэдун. Относительно противоречия).↩ - Кит. 群众路线 (цюньчжун лусянь).↩
- Кит. 调查研究 (дяоча яньцзю) — обследование и изучение, так называется 23‑я глава в «красной книжечке».↩
- Известное выражение Мао: «
Возможно, среди коммунистов найдутся и такие, которые, хотя и не покорились врагу с оружием в руках и были достойны звания героя перед лицом такого врага, тем не менее не смогут устоять перед натиском тех, кто применяет „снаряды в сахарной оболочке“, и будут сражены этими снарядами
» (Доклад на втором пленуме Центрального комитета Коммунистической партии Китая седьмого созыва 5 марта 1949 г.).↩ - «Взяться за революцию, стимулировать развитие производства» — известный лозунг той поры. Так озаглавлен 14‑й пункт постановления ЦК КПК о великой пролетарской культурной революции (8 августа 1966 г.).↩
- Указание Мао Цзэдуна относительно Культурной революции от 26 августа 1968 г.↩
- Кит. 走资派 (цзоуцзыпай) — каппутисты; лица, стоящие у власти и идущие по капиталистическому пути.↩
- Указание о восстановлении организационной деятельности партии в учреждениях, создавших революционные комитеты (27 октября 1967 г.) // «Хроника Мао Цзэдуна» (毛泽东年谱), т. 6, с. 136.↩
- Кит. 贫下中农 (пиньсячжуннун). Эта категория традиционно использовалась китайской коммунистической социологией.↩
- В оригинале использованы удобные китайские сокращения 美帝 (мэйди) и 苏修 (сусю).↩