Немного выдумок и правды о голоде в Китае на рубеже 1960-х в ЖЖ Хроники Торбасова

22.02.2011

Немного выдумок и правды о голоде в Китае на рубеже 1960-х

Кто опубликовал: | 05.09.2020

6 сентября 2010 г. издана книга Франка Дикаттера «Великий голод Мао: История наиболее опустошительной катастрофы в Китае, 1958—62 гг.»1. Любопытно, что фальсификация начинается прямо с обложки: на ней изображён просящий подаяния голодающий китайчонок — однако обнаружилось, что эта фотография из журнала «Лайф» за 1946 г. и сделана она была в части Китая под управлением Гоминьдана!

Увеличенная фотография китайчонка с обложки книги «Великий голод Мао» Фотография китайчонка из журнала «Лайф»

На другую занятную фальсификацию обращает внимание Патрик С. Макналли, цитируя нашумевшую и с помпой изданную также в России книгу Юн Чжан и Джона Халлидея «Неизвестный Мао». Авторы объясняют, откуда они взяли свою оценку жертв голода в Китае:

«Приведённая цифра основывается на следующих расчётах. Китайские демографы вывели цифры уровня смертности за годы 1958—1961 — 1,2 процента, 1,45 процента, 4,34 процента и 2,83 процента соответственно. Средний уровень смертности за три года, предшествующие голоду и сразу после него, составил 1,03 процента: в 1957 году 1,08 процента, в 1962 году 1 процент и в 1963 году 1 процент. Уровень смертности, превышающий средний, мог быть вызван только недоеданием и непосильным трудом во время голода. Эта цифра „дополнительной“ смертности составляет 37,67 миллиона человек…»2.

«Откуда же Чжан взяла эти данные?» — задаётся вопросом Мак-Налли, и указывает два источника: статистический ежегодник Китая за 1986 г. и штатовского демографа Джудит Бэнистер — очевидно, имея в виду её известную книгу 1984 г. «Изменения китайского населения»3. Для наглядности я свёл все три ряда на графике.

Хорошо видно, что Юн Чжан берёт данные из разных источников именно так, чтобы получить максимально возможный скачок смертности, а значит — число жертв. Между прочим, замечу, что в «России, которую мы потеряли» ™, в 1899—1913 гг. смертность населения колебалась несколько выше тридцати на тысячу в год, согласно книге Фрэнка Лоримера «Население Советского Союза»4. То есть под этим углом рассмотрения достижений китайских коммунистов не могли скрыть и демографы США.

Что же голод? Он действительно был страшной трагедией для страны. Но антикоммунисты стараются упустить из виду, что его причиной, помимо несомненно допущенных китайскими руководителями ошибок и предательского разрыва экономических связей советскими ревизионистами, было чрезвычайное климатическое бедствие:

«Ввиду засухи неудивительно, что большинство наводнений произошли из-за тайфунов. На материковый Китай их обрушилось больше, чем в любой год за предыдущие полвека,— одиннадцать с июня по октябрь; и каждый тайфун продолжался дольше обычного, до двадцати часов, а в среднем — десять часов. Кроме того, природа выкинула ещё один фортель. Тайфуны поражали не северо-запад как обычно, а север. Это усугубило их воздействие, поскольку означало, что никакие высокие горы их не отражали и меньше дождей достигло остальной части страны. За засухой и наводнениями последовали нашествия насекомых-вредителей и заболевания растений»[ref]Родерик Мак-Фаркухар. Великий скачок 1958—1960 гг. (Roderick MacFarquhar. The Great Leap Forward 1958–1960), 2‑й том «Истоков Культурной революции» (The Origins of the Cultural Revolution), c. 322).

А тут ещё и отзыв советских специалистов в 1960‑м, о чём Исаак Дойчер, например, пишет:

«Этим Китаю был нанесен намного более жестокий удар, чем, скажем, Венгрии, где советская вооружённая интервенция хотя и сопровождалась насилием, но была кратковременной. Советские специалисты и инженеры в Китае получили указание забрать у китайцев всю документацию, связанную с планами строительства, всю проектно-техническую и патентную документацию, в результате чего огромное количество китайских предприятий сразу остановилось. Китайцы вкладывали большие средства в строительство — теперь все инвестиции были заморожены. Огромное количество наполовину смонтированного оборудования осталось ржаветь под открытым небом, неоконченные строения были заброшены. Бедной стране, лишь начавшей поднимать свою промышленность, был нанесён тяжелейший удар. Почти на пять лет индустриализация страны была приостановлена, а затем долгое время развивалась медленными темпами. Миллионы рабочих оказались без работы и без средств к существованию и вынуждены были вернуться в деревню, которая сама постоянно страдала от наводнений, засухи и недородов».

Примечания
  1. Frank Dikötter. Mao’s Great Famine: The History of China’s Most Devastating Catastrophe, 1958–62.
  2. Чжан Ю., Халлидей Дж. Неизвестный Мао.— М.: Центрполиграф, 2007.— сс. 463—464.
  3. Judith Banister. China’s Changing Population.
  4. Frank Lorimer. The Population of the Soviet Union.

Добавить комментарий