;

Выступления Мао Цзэдуна, ранее не публиковавшиеся в китайской печати. Выпуск четвёртый: январь 1962 — декабрь 1964 года.— М., Издательство «Прогресс», 1976. Выступления и статьи Мао Цзэдуна разных лет, ранее не публиковавшиеся в печати. Сборник. Выпуск шестой.— М., Издательство «Прогресс», 1976.

13.02.1964

Беседа в день Праздника весны

Кто опубликовал: | 10.03.2022

Мао Цзэдун. Сегодня, в Праздник весны, давайте проведём беседу по международным и внутренним вопросам…

Как, по-вашему, может ли рухнуть наше государство? Империалисты и ревизионисты начали совместными усилиями нарушать государственную границу; боятся ли демократические деятели атомной бомбы? Если будет сброшена атомная бомба, придётся вновь вернуться в Яньань; в пограничном районе Шэньси — Ганьсу — Нинся насчитывается 1,5 миллиона жителей, а в городе Яньани — 30 тысяч. Люди, как правило, открыто отвечают только тогда, когда их ругают. Одно время в гоминьдане были умные люди, они не ругались открыто, а выпустили документ, которым ограничили деятельность других партий, ограничили деятельность компартии. Вы знаете об этом?

Чжан Шичжао1. Не знаем.

Мао Цзэдун. Вы плохо информированы. В январе 1941 года гоминьдан спровоцировал инцидент на юге Аньхоя, мы потеряли более 17 тысяч человек. Позже гоминьдан вновь неоднократно поднимал антикоммунистические кампании и таким образом воспитывал нашу партию. Чан Кайши — плохой человек, он обрушивался на нас при первой же возможности. После антияпонской войны Чан Кайши стал говорить о мире, звал меня приехать в Чунцин на переговоры, но каждый из нас действовал по-своему. Именно во время переговоров произошло сражение в районе Шандан, [в результате которого] были уничтожены три дивизии Гао Шусюня.

N. Гао Шусюнь вступил в партию. Человек может перемениться.

Кан Шэн. Император Сюаньтун [Пу И] приходил [в политический консультативный совет] с поздравлениями по случаю Нового года.

Мао Цзэдун. С императором Сюаньтуном необходимо как следует сплотиться. Гуан Сюй, Сюаньтун — это всё начальники надо мной. Жалованье Сюаньтуна в размере ста с лишним юаней слишком мало, он всё же император.

Чжан Шичжао. Цзай Тао, дядя императора Сюаньтуна, находится в тяжёлых условиях.

Мао Цзэдун. Цзай Тао был военным министром2, ездил во Францию учиться, я знаю о нём, но не знаком с ним. Не стала ли лучше его жизнь благодаря твоей помощи? Пусть в его рационе будет и рыба, надо всё же улучшить его жизнь.

Нелегко быть приспешником. Неру приходится тяжко, империалисты и ревизионисты потерпели поражение. Ревизионисты везде терпят неудачи, в Румынии они оказались в тяжёлом положении, в Польше их не слушают, на Кубе их наполовину слушают, наполовину не слушают. Слушают наполовину, так как нужда заставляет: не поставят нефть, не поставят оружие. Жизнь империалистов тоже тяжела. Япония выступает против США, причём выступают не только компартия и японский народ, но и крупные капиталисты. Недавно чугунолитейный завод Хок… отверг контроль со стороны США. Выступление де Голля против США — это также требование буржуазии. Установление дипломатических отношений с Китаем произошло также по их инициативе. Китай выступает против США; в Пекине в прошлом имел место инцидент с Шэнь Чун3, тогда вся страна выступила против американского империализма. Ревизионист Хрущёв ругает нас за сектантство, называет нас псевдореволюционерами, ругает очень сильно. Недавно ЦК КПСС прислал ЦК КПК письмо, в котором выдвинул четыре пункта.

  1. Прекратить открытую полемику.
  2. Снова направить специалистов.
  3. Провести переговоры по вопросу китайско-советской границы.
  4. Расширить торговлю.

О границе можно провести переговоры, начав их 15 февраля. Можно несколько расширить и торговлю, но её нельзя расширять в очень больших масштабах. Советские товары громоздкие, грубо сработаны, дорогие, кроме того, СССР придерживает некоторые товары.

Кан Шэн. Да и по качеству они неважные.

Мао Цзэдун. И грубо сработаны, и дорогие, и по качеству неважные, и к тому же СССР придерживает некоторые товары. Не лучше ли иметь дело с французской буржуазией, у которой ещё сохранилось чувство коммерческой этики?

В прошлом в работе были ошибки: во-первых, командовали вслепую, во-вторых, производили слишком большие закупки, сейчас это исправлено. Теперь делается наоборот, от командования вслепую перешли к тому, что теперь вообще не командуют, а это привело к утрате энтузиазма. В связи с этим надо учиться у Освободительной армии, учиться у Дацина Министерства нефтяной промышленности. Капиталовложения в Дацинские промыслы составили более … юаней, за три года построены нефтепромыслы производительностью … десятков тысяч тонн нефти, нефтеперегонный завод, который может перерабатывать … десятков тысяч тонн нефти; капиталовложения небольшие, сроки сжатые, а эффект значительный. Следует почитать «Море стихов»4.

Каждое министерство должно учиться у Министерства нефтяной промышленности, учиться у Освободительной армии, внедрять положительный опыт; для врагов надо быть боевым отрядом, для себя — рабочим отрядом. Учащиеся высших учебных заведений также должны учиться у Освободительной армии. Необходимо развивать успехи, выявлять образцовых бойцов, чаще ставить их в пример, одновременно необходимо также критиковать ошибки. Главное — это ставить в пример, а критика должна играть вспомогательную роль. В нашем деле много хороших людей, много положительных образцов, которые следует ставить в пример.

В прошлом году в провинции Хэбэй произошли серьёзные стихийные бедствия, на юге была засуха. Сначала ожидался хороший урожай, но из-за ливневых дождей было потеряно 20 миллиардов цзиней5 зерна. Тем не менее производство зерна в прошлом году в общем увеличилось более чем на 10 миллиардов цзиней6, а в этом году надо поработать ещё лучше. В настоящее время учатся у Освободительной армии, учатся у Министерства нефтяной промышленности, учатся на примерах, которые показывают в городах, сёлах, на заводах, в школах и в учреждениях, устраняют ошибки в работе; в этом году работа идёт ещё лучше.

В сегодняшней беседе мы говорили о международном положении, но основными вопросами являются внутренние; если внутри страны дела идут плохо, то о международных делах говорить неудобно. Некоторые страны желают установить с нами дипломатические отношения. Например, Конго. В Конго Лумумбы развернулась партизанская война, но у них нет никакого оружия нового типа, они вооружены лишь мечами Гуань Юя и копьями Чжан Фэя7.

N. Да ещё стрелами Хуан Чжуна8.

Мао Цзэдун. Вот именно, оружием, которым пользовались Гуань Юй, Чжан Фэй, Чжао Юнь, Ма Чао9, Хуан Чжун, [у них] нет оружия нового типа. Раньше у нас его тоже не было. В Наньчанском восстании мы потеряли две дивизии. Чжу Дэ, Чэнь И, Линь Бяо с остатками разбитых войск ушли в Цзинганшань, а я вовсе не умел воевать.

В 1918 году я работал в библиотеке Пекинского университета и получал 8 даянов10 в месяц, на эти деньги я должен был одеваться, питаться, платить за квартиру и оплачивать транспортные расходы. В то время Чжан Шичжао не согласился быть чиновником Юань Шикая, ему предложили быть ректором Пекинского университета, а он пришёл в Пекинский университет создавать газету. Почтенный Хуан Яньпэй11, ты конституционалист?

Хуан Яньпэй. Я революционер, а не конституционалист, я был членом Тунмэнхоя.

Чжан Шичжао. Он революционер.

Мао Цзэдун. Почтенный Чэнь Шутун12, ты входил в «Яньцзюси»13, ты, Чжан Шичжао,— дважды революционер, в 1925 году был министром, а теперь вы вместе с нами участвуете в строительстве социализма в новом Китае. Мы надеемся, что в этом году работа будет проделана ещё лучше, не только ЦК надеется на это, но и вы надеетесь. Сюй Дэхэн14, ты из промышленного министерства?

N. Его министерство подаёт большие надежды.

Мао Цзэдун. Почтенный Хуан, в твоей семье представлены различные партии и группировки: Демократическая лига, Ассоциация содействия развитию демократии, комсомол. Твой сын Хуан Ваньли очень хорошо написал «Поздравление новобрачным», я восхищён. Один человек из общества «3‑го сентября» тоже пишет замечательные стихи, я им тоже восхищаюсь. Ты не знаешь своих многочисленных детей, как Го Цзыи.15

Все организации должны учиться у Освободительной армии, создавать политотделы, усиливать политическую работу. Необходимо развивать успехи, выявлять образцовых бойцов, чаще ставить их в пример, одновременно необходимо критиковать ошибки. Главное — это ставить в пример, а критика должна играть вспомогательную роль. В нашем деле много хороших людей, положительных фактов и очень много положительных образцов, которые следует ставить в пример.16

Сегодня хотелось бы поговорить с вами по вопросам образования. В промышленности сейчас уже налицо прогресс, и, по-моему, работу в области образования тоже нужно построить по-иному; сейчас она ещё не отвечает предъявляемым требованиям. Прошу товарищей высказываться.

N. В области образования есть один актуальный вопрос — вопрос о сроках обучения. Похоже, что время обучения слишком велико. В школу идут дети 7 лет, в начальной школе учатся 6 лет, в средней — тоже 6 лет, в высшей школе, как правило,— 5, а в лучших вузах — 6 лет. Человек учится 17—18 лет, в 24—25 лет заканчивает образование, после чего год трудится, год проходит практику, то есть специалист из него получается в 26—27 лет. Это на 3 года больше, чем в Советском Союзе. Там — 10 лет средней школы, 4—5 лет вуза, и в 23—24 года человек уже работает. Вопрос возраста для изучающих гуманитарные науки особой роли не играет. Но, судя по советскому и американскому опыту при изучении естественных наук, особенно атомной энергии и наиболее передовых областей науки, успехов можно добиться уже в возрасте 24—25 лет, так как в этом возрасте голова работает особенно хорошо. А наша молодёжь в этом возрасте ещё не приступает к практической работе. Время обучения слишком затянуто. Необходимо его сократить.

Мао Цзэдун. Можно сократить.

N. Недавно товарищ N выдвинул следующие предложения: в начальной школе обучать 5 лет, в средней — 4 года, тогда в 15—16 лет люди будут оканчивать школу, а сейчас обучение в средней школе заканчивают в возрасте 17 лет.

Вопрос ещё и в том, что оснащение наших вузов плохое: ежегодно в вузы принимают 120—150 тысяч человек, остальные — те, кто не поступит в вуз в 16 лет, окончив школу, пойдут на производство. Если после окончания средней школы они пройдут двухлетнее профессиональное обучение, то в 18 лет быстрее найдут своё место на заводе и в деревне.

Можно организовать двухлетние подготовительные курсы, улучшив таким образом переход к высшей школе; тогда в 24—25 лет люди смогут начать работать. Сейчас спецгруппа ЦК должна несколько сократить сроки обучения; эту группу возглавляет товарищ N. Если эта система народного образования будет принята, то в армию, как правило, будут брать молодых людей 16 лет. Это немножко рано, но юноша сможет пройти курс молодого солдата.

Мао Цзэдун. Можно создать женское ополчение, женские вооружённые отряды. Девушки 16—17 лет от полугода до года могут пожить армейской жизнью. В 17 лет (я имею в виду мужчин) можно быть солдатом.

N. Таким образом, вопрос о тех, кто изучает гуманитарные науки, не слишком важен. Серьёзнее проблема с техническими науками. Нужны хорошие учебники.

Мао Цзэдун. Сейчас много предметов, и от этого только вред. Учащиеся средних и начальных школ, студенты всё время перегружены. Близорукость у учащихся всё время растёт, так как и оборудование и освещение плохие.

N. Предметов много, и они сложные; преподаватели дополнительно задают тоже много. И внеклассных заданий много.

Мао Цзэдун. Число предметов можно сократить наполовину. Конфуций обучал своих учеников только шести предметам: этикету, музыке, стрельбе из лука, управлению колесницей, письму и счёту. И подготовил четырёх таких мудрецов, как Янь Хуэй, Цзэн Цань, Сюнь-цзы и Мэн-цзы. Не годится, если учащийся целыми днями лишь сидит над книгами и не занимается хоть немного культурным отдыхом, плаванием, спортом.

N. Учащиеся ужасно загружены. Когда я был дома, ребятишки говорили мне, что невозможно учиться на «пятёрки» по всем предметам.

Мао Цзэдун. В истории было мало примеров того, чтобы первые кандидаты становились выдающимися людьми. Возьмём Ли Бо или Ду Фу. Ведь они не были ни магистрами, ни академиками. Хань Юй и Лю Цзунюань были всего лишь магистрами второй степени; Ван Шифу, Гуань Ханьцин, Ло Гуаньчжун, Пу Сунлин, Цао Сюэцинь тоже не были ни академиками, ни магистрами. А тот, кто становился магистром или академиком, успеха не добивался. Во времена династии Мин было только два хороших императора — Тай-цзу и Чэн-цзу, один из них был неграмотным, а второй еле-еле разбирался в грамоте. Позже, в ⅩⅥ веке, к власти пришли образованные люди, но толку-то как раз и не вышло. Государством управляли они плохо. Если император был слишком образован, то правитель из него получался плохой, это шло во вред людям. Лю Сю17 был учёный, а Лю Бан был неуч.

N. Предметов слишком много, учащиеся не могут самостоятельно мыслить. А нынешний метод экзаменов…

Мао Цзэдун. Нынешний метод проведения экзаменов — это метод отношения к врагу, а не метод отношения к народу: это или удар из-за угла, подлавливание, или же начётническая проверка. Я его не одобряю, его надо полностью изменить. Я предложил бы заранее объявлять некоторые темы, чтобы студенты поработали над ними и изучили их. Например, по роману «Сон в Красном тереме» можно было бы дать двадцать вопросов, и если студент сумеет ответить на десять, значит, он ответил хорошо. Если же кто-нибудь ответит очень хорошо и выскажет оригинальные мысли, то можно поставить ему высший балл. Если же он ответит правильно на все двадцать тем, но при этом станет только пережёвывать общеизвестное, не проявит творческого подхода, то можно поставить ему «удовлетворительно». На экзамене можно консультироваться друг с другом, подменять друг друга. Это прежде экзамены были закрытыми, а теперь пусть они будут публичными. Я не умею — ты напишешь, а я у тебя перепишу; ничего страшного в этом нет. Можно попытаться осуществить такой метод в экспериментальном порядке. На лекциях можно разрешать студентам дремать. Если ты плохо читаешь лекцию, почему же люди должны обязательно слушать тебя? Лучше уж поспать — хоть сил наберёшься,— а не слушать всякую галиматью.

N. Если сроки обучения будут сокращены, то можно выделить время на физический труд и на военную подготовку. Отличникам можно разрешать переходить через курс. Некоторые из них остаются отличниками, даже «перепрыгнув» через курс. Пусть товарищ N создаст группу для изучения этого вопроса.

Мао Цзэдун. Пусть в этом примут участие и N и Чжан Цзинфу. Нынешний метод калечит таланты, калечит молодёжь. Я его не одобряю. Читать столько книг! Экзамены — это метод отношения к врагу, он губит людей… Это нужно прекратить!

N. Сейчас стоят два вопроса. Первый. Нагрузка студентов слишком велика, по каждой дисциплине есть и внеклассные задания. Теперь мы знаем уже три метода обучения: первый — по Конфуцию, второй — советский…

Мао Цзэдун. У Конфуция был другой метод, он учил лишь шести дисциплинам. Ли Дунъян вышел не из учёных, а стал премьером.

N. Сейчас школа ставит перед собой только одну цель, и после средней школы выпускник не хочет трудиться. Вопрос этот очень серьёзен, и его нужно решать. Нужно проводить в жизнь соединение образования с производительным трудом. Вторая проблема в том, чтобы идти на двух ногах. В прошлом году в провинции Хэбэй произошло большое наводнение, в области образования возникло напряжённое положение — много школьных зданий оказалось разрушено. Тогда организовали упрощённые школы, и в итоге количество учащихся в начальных и средних школах даже увеличилось.

Мао Цзэдун. Наводнение ударило по догматизму. Нужно кончать с иностранными и местными догмами.

N. Кое-где заметна склонность к формализму: применяют иностранную методику, не хотят использовать комплексный метод. Число учащихся уменьшилось, очень многие студенты из беднейшего и среднего крестьянства бросают учёбу. В провинции Хэбэй накоплен хороший опыт. В уезде Синьхой провинции Гуандун было проведено обследование 19 сельских и обычных средних школ. В обычной школе на подготовку одного учащегося государство тратит 120 юаней в год, в сельской — 6 юаней. С выпускниками сельских школ нет никаких проблем, а если выпускники обычных школ попадают в вуз, то забот хватает всем. Вот почему начальная и средняя школы должны идти на двух ногах, обращая одновременно внимание на повышение качества учёбы. В прошлом мы использовали советский метод, но в 1958 году по нему был нанесён сильный удар, было увеличено время на физический труд, но внимание к учёбе ослабло; сейчас дела обстоят хорошо. То же самое у нас и в литературе; сейчас её уровень сравнительно высок. Если бы не было 1958 года, то сегодняшний уровень не был бы достигнут.

Мао Цзэдун. Нужно выгнать из городов артистов, поэтов, драматургов, литераторов в деревню. Пусть они в определённые сроки группами отправляются в деревни и на заводы. Нечего им просиживать в учреждениях, там они ничего не создадут. Если они не отправятся в низы — не выдавать им продовольствия. Кормить лишь тех, кто поедет.

N. Сейчас среди учителей начальной и средней школ 2,9 процента — это плохие люди. Теперь в педучилище идут самые слабые ученики; те, кто посильнее, поступают инженерные вузы. В будущем можно подумать о том, чтобы в педагогические училища принимали не выпускников средней школы, а тех лиц, которые после школы поработали год-два. В Харбинском политехническом институте есть значительный опыт, там направляют преподавателей на годик-другой в низы, и те, кто был плохим, после возвращения показали себя с хорошей стороны, стали основной опорой.

Мао Цзэдун. Ли Шичжэнь, живший в период Минской династии, долгое время промышлял тем, что собирал в горах лекарственные травы; Цзу Чунчжи не учился ни в начальной, ни в средней, ни в высшей школе. Конфуций был из бедных крестьян, пас овец и тоже не посещал университета. Он был бродячим музыкантом, играл на похоронах. Но он хорошо считал, играл на музыкальных инструментах, стрелял из лука, правил колесницей. Он сызмальства был среди масс и понимал нужды масс. Затем, когда в княжестве Лу он стал большим учёным, Цзылу был, видимо, его телохранителем и не допускал народ к Конфуцию. Конфуций обучал шести предметам; пожалуй, здесь идёт речь об истории, но традиции Конфуция утрачивать нельзя. Курс наш правилен, а вот методы неверны. Теперешнюю систему образования, программы, методику, методы проведения экзаменов — всё надо менять, ибо они калечат людей.

N. Пять лет обучения в начальной школе срок, пожалуй, реальный.

Мао Цзэдун. Горький учился всего два года и образование получил фактически самостоятельно. Франклин в Америке был продавцом газет; Уатт — рабочим, а изобрёл паровую машину

N. Вполне возможно, что в будущем, когда вся система образования будет изменена, в 23—24 года молодёжь уже станет включаться в практическую работу. Начинать учёбу в возрасте семи лет поздновато, можно с шести лет. Вот только помещений у нас мало, но если начальная школа станет пятилетней, то часть зданий освободится. И если каждый год набирать 140—150 тысяч студентов, то можно организовать годичные или двухгодичные курсы подготовки в вузы.

Мао Цзэдун. Есть ещё и армия.

N. Гуманитарные дисциплины ещё ничего, но вот с техническими будет трудно; за два года всё забывается.

Кан Шэн. В Советском Союзе после окончания средней школы работают два года, но это никак не связано с изучаемой программой технических дисциплин.

N. Если исключить общеобразовательные школы, то высшие учебные заведения можно разделить на три типа: с шестилетним сроком обучения — это главным образом медицинские; с пятилетним — технические, с четырёхлетним — гуманитарные. Для большей части вузов достаточен четырёхлетний срок обучения. В будущем наша система образования должна стать более многообразной. Это касается и сроков обучения. В городе может быть два типа средних школ: один для последующего поступления в высшую школу, другой — такой, после которого два года спецкурсов дали бы выпускнику необходимую профессию.

Мао Цзэдун. Правильно! Нужно больше разнообразия!

N. Основной вопрос с программами в том, что они не целенаправленны. Этот вопрос уже изучался. Многие программы изучались по нескольку раз. В средней школе в каждом семестре было по 8—9 предметов, много экзаменов, учащиеся всё время были в большом напряжении.

Мао Цзэдун. Сейчас у нас, во-первых, много предметов, во-вторых, много книг. Нагрузка слишком тяжела. По некоторым предметам экзамены не обязательны. Например, в средней школе изучают логику, грамматику, тут можно обойтись без экзаменов. Для того чтобы человек действительно в них разбирался, он должен их понять в ходе практической работы. Достаточно и того, что он знает, что такое грамматика, что такое логика.

N. Сейчас их только натаскивают, они вызубривают, а потом повторяют вызубренное.

В методике преподавания сейчас существуют два направления. Одни считают, что нужно излагать предмет подробнее и глубже; другие — что нужно излагать предмет так, чтобы было понятно и можно было выучить, то есть учить поменьше. Сейчас во многих учебных заведениях хотят разъяснять всё сразу досконально.

Мао Цзэдун. Это мелочная философия. А мелочная философия обязательно погибнет. Возьмите «Каноны». Сколько к ним было комментариев и толкований! А сейчас от них и следа не осталось. По-моему, студенты, испечённые с помощью таких методов — будь это в Китае, в США или в Советском Союзе,— исчезнут; они придут к отрицанию самих себя. А сколько было буддийских канонов? «Бриллиантовая сутра», которую комментировал Сюань Цзан во время династии Тан, более или менее проста, в ней всего около тысячи слов. Но есть ещё один комментарий, слишком пространный. Так же обстоит дело с «Пятикнижием», «Тринадцатикнижием». Книг нельзя читать слишком много, нельзя читать слишком много и книг по марксизму, несколько десятков вполне достаточно. Если прочесть слишком много, то можно пойти в противоположном направлении, превратиться в книжного червя, догматика и ревизиониста. У Конфуция не было знаний по сельскому хозяйству и промышленности, поэтому он был беспомощен в практических вопросах. В этом отношении нам следует найти свой метод.18

N. Нужно решить ещё одну политическую проблему, это проблема с питанием студентов. Питание каждого обходится в 12,5 юаней в месяц, нам нужно потратить на 40 миллионов юаней больше.

Мао Цзэдун. Ещё 40 миллионов юаней — это приемлемо.

N. Увеличение расходов составит от двух до четырёх юаней.

Мао Цзэдун. Слишком заучишься — помрёшь. Лянский император У-ди был хорош в юности, но потом заучился и в результате умер от голода в императорском городе.19

Примечания
  1. Чжан Шичжао (умер в 1973 году) — бывший член Постоянного комитета ВСНП третьего созыва.— Прим. ред.
  2. Неточность. Цзай Тао был начальником генерального штаба.— Прим. ред.
  3. Шэнь Чун — слушательница подготовительных курсов Пекинского университета. 24 декабря 1943 года была изнасилована американским морским пехотинцем. В знак протеста учащиеся семи институтов Пекина провели демонстрацию под лозунгом «Протестуем против зверств американской армии!».— Прим. ред.
  4. «Море стихов» («Хайфу») — произведение поэта Му Хуа, жившего в эпоху династии Цзинь (265—419).— Прим. ред.
  5. 10 млн тонн.— Маоизм.ру.
  6. 5 млн тонн.— Маоизм.ру.
  7. Гуань Юй и Чжан Фэй — герои романа Ло Гуаньчжуна «Троецарствие». В романе рассказывается, что у Гуань Юя был меч Чёрного дракона, кривой, как лунный серп: а у Чжан Фэя было копьё длиною в два человеческих роста.— Прим. ред.
  8. Хуан Чжун — герой того же романа.— Прим. ред.
  9. Чжао Юнь и Ма Чао — герои того же романа.— Прим. ред.
  10. Даян — китайский доллар.— Прим. ред.
  11. Хуан Яньпэй (умер в 1965 году) — бывший заместитель председателя Постоянного комитета ВСНП третьего созыва.— Прим. ред.
  12. Чэнь Шутун (умер в 1966 году) — бывший заместитель председателя народного комитета провинции Цзянсу.— Прим. ред.
  13. «Яньцзюси» («Исследовательская группа») — одна из политических группировок, созданная в 1912 году и принимавшая участие в борьбе за власть между президентом Ли Юаньхуном, пользовавшимся поддержкой южных провинций, и премьером Дуань Цижуем, представлявшим бэйянских, северных, милитаристов.— Прим. ред.
  14. Сюй Дэхэн — заместитель председателя Постоянного комитета ВСНП четвёртого созыва.— Прим. ред.
  15. Этих два предложения даны в переводе с китайского О. Торбасова. В советском тексте тут после слов «я восхищён» многоточие, сноска «Следующая строка написана неразборчиво» и вопрос «Ты Го Цзыи?». Общество «3‑го сентября» — организация прогрессивной интеллигенции в составе единого фронта в КНР. Го Цзыи — знаменитый генерал династии Тан. У него было восемь сыновей и семь замужних дочерей, так что он не знал счёта внукам и правнукам.— Маоизм.ру.
  16. Этот отрывок публикуется по шестому выпуску.— Маоизм.ру.
  17. Лю Сю — храмовое имя Гуан-уди (правил с 25 по 57 г. н. э.), первого императора Восточной Ханьской династии.— Прим. ред.
  18. Этот отрывок публикуется по четвёртому выпуску.— Маоизм.ру.
  19. Этот отрывок дан в переводе с китайского О. Торбасова.— Маоизм.ру.

Добавить комментарий