Вечернее заседание.
О политике в области производства зерна в 1959 году. Как надо работать — так же, как в текущем году, или ещё напряжённее? Работать всё-таки надо ещё интенсивнее. В будущем году необходимо получить более высокий урожай, чем в нынешнем. А пока не следует беспокоиться по поводу перепроизводства зерна благодаря обильному урожаю и не стоит снижать трудовой накал. Однако производство должно вестись ритмично. Сейчас у нас напряжённость труда очень велика, надо сделать так, чтобы крестьяне могли и отдохнуть. В течение месяца надо отдыхать два дня; в полмесяца — один день. В страдную пору надо отдыхать поменьше, в нестрадную побольше. Те, кто работает сравнительно далеко от места жительства, могут питаться и спать там, где работают. Таким образом можно сэкономить время для отдыха за счёт времени, теряемого на дорогу до места работы и обратно. Это следует записать в решении, но слишком много говорить об этом не следует.
Зерна у нас теперь много, а жиров ещё не хватает. Надо наращивать производство и зерна, и масличных, и хлопка. Центральным вопросом является вопрос о глубокой вспашке. В этом году во многих местах не проводили глубокую вспашку. Загущённость посевов также была недостаточной. Нехорошо и слишком загущать — это препятствует доступу воздуха. Лишь при глубокой вспашке возможен загущённый посев, накопление на полях воды, удобрений, уничтожение вредителей.
N. Если загустить до 10 миллионов корней и выше, то можно потерпеть неудачу, а 5 миллионов корней не составляют никакой проблемы. Для загущённых посевов на больших площадях надо накопить опыт.
Мао Цзэдун. Некоторые вопросы политической экономии и исторического материализма должны быть освещены по-новому. Мы решили один теоретический вопрос марксизма — подъём сельского хозяйства при одновременном подъёме тяжёлой промышленности. Хрущёв в споре с Молотовым утверждал, что тяжёлой промышленности уделяется слишком много внимания. А мы поступаем как раз наоборот по сравнению с тем, что делается в Советском Союзе,— сначала поднимаем сельское хозяйство, способствуя развитию промышленности, сначала занимаемся зелёными листьями, а потом красными цветами. Что же плохого в том, чтобы сначала заниматься зелёными листьями, а потом красными цветами? Выходит, что некоторые вопросы нужно дополнительно разъяснять, политическая экономия и исторический материализм должны получить новое развитие и быть дополнены.
Три стороны производственных отношений: система собственности, взаимоотношения людей в процессе производства и способ распределения материальных благ — остались неразвитыми. Советские колхозы и промысловые артели всё ещё представляют собой коллективную собственность, так почему бы их не преобразовать во всенародную собственность? Всенародная собственность — не только собственность центра, но и собственность всего народа. В прошлом система собственности олицетворялась тем, что находилось в ведении Ван Хэшоу и Чжао Эрлу. Это и есть советский метод. Мы сейчас руководим 28 провинциями, городами центрального подчинения и автономными районами, и то не можем за всем углядеть, всё заседаем и заседаем — ежегодно собираемся по четыре раза и мало что успеваем сделать, всё рассылаем и рассылаем директивы и указания, циркулярами информируем о некоторых сторонах положения дел. А теперь только 20 процентов власти находится в ведении центра и 80 процентов передано в компетенцию местных органов. Провинции тоже передают вниз определённую долю власти. Даже предприятия должны в определённых границах обладать полномочиями и самостоятельностью. Шицзиншаньский металлургический комбинат при условии самостоятельного распоряжения капиталовложениями может поднять производство стали с 600 тысяч тонн до 1,3 миллиона тонн, а во вторую очередь даже сможет добиться 3 миллионов тонн. Благодаря чему? В чём тут причина? Дело в том, что в действие вступила активность масс. Пока за всем надзирал Ван Хэшоу, фактически была диктатура проектировщиков. В этом скрыта проблема, над которой всем стоит подумать.
На мой взгляд, здесь прослеживается определённая параллель с достижением национальной независимости, здесь вступает в силу фактор народа. После того как Индия стала независимой, активность её народа по сравнению с периодом британского1 господства поднялась. Как только Индия стала независимой, сразу же поднялась активность. Конечно, в Индии активность народа проявляется в классовой борьбе. Переход городских кварталов, заводов и фабрик, народных школ из коллективной собственности во всенародную собственность также будет распространяться.
О борьбе между «мёртвым» и «живым». Борьба между «мёртвым» и «живым» всегда была и всегда будет. Надо ли контролировать «намертво» установленное или не надо? Без «намертво» установленного обойтись невозможно. Устанавливать задание слишком «мёртво» нельзя, но и совсем без «мёртвой» фиксации также нельзя.
Если на 1959 год мы планируем производство n тонн стали, то n тонн должны быть внесены в графу твёрдо зафиксированного задания, а n тонн следует занести в графу подвижного, меняющегося. Если будет запланировано n тонн, то «живым», меняющимся надо считать n тонн. Если же превысим n тонн, то можно будет распределить растительное масло так, чтобы тот, кто дал больше металла, получил больше масла, а тот, кто дал меньше, и получил бы меньше. Это и есть подвижной, живой подход.
Фиксированное гарантирует главное направление, подвижное (нефиксированное) — это то, что находится за пределами главного направления, не мешает ему. Полное обеспечение выполнения крупного задания включает и фиксированные, и подвижные показатели. Все должны за этим следить. «Мёртвое» (фиксированное) и «живое» (подвижное) представляют собой единство и рассредоточенность, сосуществующие вместе. А система работы с полной ответственностью и самостоятельностью как раз представляет собой единство противоречий фиксированного и подвижного моментов. Этому же закону подчиняется и противопоставление: большая власть в одних руках, маленькая власть рассредоточена. Кто же хозяин в центре? До какой черты простирается большая власть? Достаточно ли иметь только один экономико-строительный комитет? Не лучше ли учредить два комитета — комитет по делам промышленности и комитет по делам капитального строительства,— чтобы всегда было с кого спросить, чтобы при выполнении работ или строительства на принципах полной ответственности и самостоятельности у каждого был интерес к работе. Цель шести дисциплинарных правил, о которых мы говорим,— в психологическом воздействии; главное в том, чтобы припугнуть людей, чтобы они не сидели по кабинетам. Пусть никто не нарушает закон, вот и всё!
Проблема надстройки в историческом материализме есть вопрос о власти, этот вопрос уже решён. Народная коммуна есть единство политики и экономики. В ней постепенно вообще перестанет существовать такое понятие, как «политическая власть». Если в народной коммуне среди нескольких человек объявится один мерзавец, это и будет осуществление диктатуры над ним. Если у нас на 600 миллионов населения приходится 1,3 миллиона перевоспитываемых трудом преступников, то нельзя считать, что это много. Армейские товарищи ранее заявляли, что чувствуют себе отстающими, но как только состоялось совещание, как только изменились отношения между людьми, в армии создалась новая атмосфера.
Сейчас повсюду в воинских частях проходят собрания, в армии уже начался большой скачок, и армейские товарищи уже в состоянии добиваться успехов в различных областях. Оказывает ли отрицательное влияние на боевую подготовку то положение, что в армии треть времени посвящают политической и культурной работе и физическому труду? Не только не оказывает отрицательного влияния, но, наоборот, военная подготовка стала ещё лучше.
Органы безопасности и судебные органы также участвуют в процессе движения за упорядочение стиля работы. Без такой вещи, как закон, тоже нельзя. Но у нас есть свои хорошие законы, законы справедливости, которые требуют каждый случай решать на месте на основе обследования и изучения конкретных обстоятельств, главным образом путём урегулирования. С тех пор как начался большой скачок, все заняты производством, развернулось широкое высказывание мнений, все пишут дацзыбао, и теперь некогда будет нарушать закон. В деле борьбы с преступностью нельзя обойтись без опоры на массы.
Лю. Кто же в конце концов управляет, закон или люди? Поскольку закон опирается на людей, законы могут служить лишь справочным материалом в деятельности людей. Если все будут работать в духе решений совещания в Наньнине, совещания в Чэнду, второй сессии Ⅷ съезда КПК, совещания в Бэйдайхэ, тогда… Шанхайская компания «Мэйлинь» установила у себя двойной закон. Как только об этом было сообщено в газетах, такая практика распространилась по всей стране.
Мао Цзэдун. Нельзя управлять большим числом людей, опираясь только на закон. Управление большим числом людей должно опираться на усвоенные обычаи. Армия, опираясь на закон, не в состоянии управлять людьми. А съезд, на который собрались 1400 человек, управляет людьми. Да и кто может запомнить многочисленные статьи гражданского и уголовного законодательства? Я принимал участие в составлении конституции, и то не упомню всего, что там написано.
Хань Фэй2 стоял за правление именем закона, последующие конфуцианцы стояли за правление от лица человека. Каждое наше постановление тоже является законом, совещание и его решения тоже являются законом. Правила общественного порядка лишь тогда будут соблюдаться, когда они войдут в обычай. Лишь когда будет создано общественное мнение и все станут сознательными, можно будет переходить к коммунизму. Большинство, 90 процентов разных наших постановлений составлено в канцеляриях. Мы, как правило, ими и не руководствуемся, а опираемся главным образом на решения, на совещания, которые проводим четыре раза в год; поддерживаем порядок, не прибегая к гражданскому и уголовному законодательству. У Собрания народных представителей, Госсовета свои порядки, а мы предпочитаем руководствоваться нашими. Так обстоит дело с вопросом о надстройке.
Весьма велика роль идеологии, мировоззрения, методологии, печати, культурно-просветительной работы и образования. И чем сильнее будет подорвана буржуазная свобода, тем больше простора получит пролетарская свобода. В Советском Союзе не провели до конца искоренение буржуазных свобод, поэтому там пролетарская свобода не восторжествовала в полной мере. У нас сравнительно последовательно и основательно проведена революция в области политических идей, последовательно и до конца реформируются различные правила и системы, кадровые работники принимают участие в производстве; они сливаются воедино с массами.
Это и есть коренное уничтожение буржуазных свобод, небывало высоко поднимающее энтузиазм рабочих. В политической экономии этим вопросам посвящено всего-навсего несколько фраз.
Вопросы распределения материальных благ. В Советском Союзе существует слишком много категорий заработной платы для кадровых работников и служащих. Оплата их труда очень сильно отличается от заработков рабочих и крестьян. На крестьян распространяется система обязательных поставок. На их плечи ложится бремя налогов и выплат в размере 48 процентов от их доходов, которое вот уже 40 лет не даёт развиваться сельскому хозяйству. Мы же берём с крестьян 5—8 процентов их доходов, не учитывая косвенных налогов. Наше богатство накапливается в народе. «Если зерна производится достаточно, почему же может не хватить провианта для войска?
» С тех пор как появился Хрущёв, он только и говорит о том, сколько зерна должно поступить в закрома государства, а не о том, сколько зерна должно быть произведено. Мы же говорим о производстве зерна, и народ знает, что мы так или иначе стараемся для него. Поэтому активность народа чрезвычайно высока.
Некоторые говорят, что в большом государстве много людей и трудно управляться с делами. Это зависит от того, как делать дела; лишь бы методы были правильными, а там пусть будет ещё миллиард человек, всё равно можно успешно управляться с делами. Наш метод есть метод широкого высказывания мнений в любом случае, когда народ сам управляет своими делами. Мы подчиняемся правде. Если правда на стороне низов, то верхи подчиняются низам. Если правда на стороне солдата, а не офицера, то офицер подчиняется солдату. Если учебное пособие, составленное студентами, лучше, чем то, которое составили наставники-преподаватели, то пусть преподаватели подчинятся студентам. В разработке учебных материалов надо придерживаться принципа «соединения трёх» — партийных органов, активистов из числа студентов и преподавателей. Надо покончить с таким положением, когда в каждой учебной дисциплине насаждаются буржуазные взгляды.
Директор Института китайской традиционной фармакологии Академии наук КНР Чжао Чэнгу знал секрет составления лекарства, помогающего при высоком кровяном давлении, но ни с кем не хотел делиться этим секретом. Молодые научные сотрудники не примирились с таким положением дел. За несколько дней упорной работы они тоже сумели найти способ получения этого лекарства. Поэтому надо, опираясь на молодых научных работников, изолировать подобных профессоров. Борьба эта весьма тяжёлая, и на неё уйдёт несколько лет.
Важность идеологии. Идеология отражает объективно существующую действительность и обслуживает базис. О реформировании различных правил и распорядков. Проводить собрание — это как раз и означает заниматься вопросами идеологии. Совещание в Бэйдайхэ и есть идеологическая работа. В прошлом году Ⅲ пленум ЦК, совещания в Наньнине, в Чэнду, сессия партийного съезда этого года, выдвинувшие лозунг о том, чтобы покончить с суевериями, сыграли очень большую роль. Только благодаря этому и смог начаться большой скачок. Опасность неправильного отражения объективной действительности очень велика. Догматические писания, конфуцианская идеология внедрялись в сознание, людей в течение тысячелетий; некоторые едят смешанные с землёй испражнения далай-ламы. Это неимоверная глупость. Чжан Даолин3 брал за учение с каждого ученика по 5 доу4 риса, и этого ему было достаточно, чтобы прокормиться. В дальнейшем потомки Чжан Тяньши, переселившиеся в Цзянсу, эту практику нарушили. Потребление зерна подчиняется определённой закономерности. Взрослому и ребёнку в среднем требуется по 3 даня и 6 доу5 в год; этого хватит, чтобы есть досыта. Сюэ Жэньгуй в день съедал целый доу6. Но это очень редкий случай.
Мы открываем общественные столовые, но можно получать свою долю продуктов и питаться дома. Метод бесплатного питания можно ввести постепенно. Пока ещё мы не решили, можно ли ввести бесплатное питание с 1959 года. В будущем году посмотрим. Следует подумать, можно ли ввести бесплатное обеспечение одеждой. Для введения бесплатного питания вовсе не обязательно ждать третьей пятилетки. Лучше будет, если рабочие и служащие будут распределены по общежитиям. Большие общежития — это лучше, чем квартиры. Полностью и без остатка покончить с буржуазным правом нельзя, поэтому пусть университетские профессора питаются несколько лучше, чем студенты. В Хэнани выполнили земляные работы объёмом 8 миллиардов кубометров и вдвое увеличили сбор зерновых. Если это оказалось достижимым в Хэнани, то должно быть достижимым и повсюду в стране.
В будущем году исполняется десятая годовщина КНР. Как должны мы освещать этот факт в пропаганде: широко или скромно? Мы ведём пропагандистскую работу в расчёте на китайский народ, она вселяет бодрый дух в народ нашей страны, и мы не задумываемся над тем, какое отражение получает это за рубежом. А ведь другие страны тоже испытывают наше влияние. Если широко отмечать десятилетие КНР, то приглашать ли нам иностранцев? И если приглашать, то сколько?
По возвращении на места скажите военным товарищам, чтобы офицеры в течение одного месяца в году служили в качестве рядовых солдат. Сначала пусть это сделают немногие, пусть кто-либо один начнёт, а тогда и другие тоже станут так делать. Сначала была только одна Октябрьская революция, потом на революцию поднимется весь мир; сначала один кооператив добился урожая 1000 цзиней с му7, потом по всей стране развёртывается движение за урожай 1000 цзиней с му.
Что же в конце концов происходит: меньшинство подчиняется большинству или большинство следует за меньшинством? В истории всегда было так, что большинство следовало за меньшинством, потому что меньшинство людей отражало мнение большинства. Разве вы собрались на это совещание не потому, что Дэн [Сяопин] направил вам извещения и всех вас сюда созвал? Разве это не пример того, что большинство подчиняется меньшинству? Дарвин один открыл теорию эволюции, Коперник один создал теорию солнечной системы. И все остальные люди признали их правоту. Маркс и Энгельс отразили объективные закономерности, или же, иначе говоря, отразили мнение большинства людей. Формула белка ещё не найдена, а формулы 167 видов органических красителей найдены. Первыми в мире открыты формулы метана, который состоит из четырёх атомов водорода и одного атома углерода; кишечных газов, которые состоят из двух атомов водорода и одного атома серы; гипса, состоящего из сернокислого кальция. Из этого немногого видно, что мнение меньшинства людей отражает мнение большинства.
Уезд Сюйшуй в провинции Хэбэй работает под лозунгом «военизация организации труда, военизация стиля работы, подчинение быта дисциплине». Эти три требования можно выдвигать и в других местах, а можно и не выдвигать. В организационном отношении необязательно создавать в народных коммунах полки, батальоны, роты, взводы, отделения: можно создавать и большие, средние и малые отряды. В действительности, это вопрос об организации труда и о демократизации. Империалисты по этому поводу распространяют много клеветы. Но мы их не боимся. Приказной стиль, конечно, плох, но некоторое принуждение в работе необходимо, это и есть дисциплина. Вы все приехали в Бэйдайхэ на совещание, тоже подчиняясь дисциплине.
В Советском Союзе военный коммунизм заключался в сосредоточении всех излишков продовольствия. Мы тоже имеем 22-летнюю военную традицию, традицию осуществления системы бесплатного снабжения, которая тоже представляет собой военный коммунизм. Мы осуществляли коммунизм в среде кадровых работников. Но и простой народ тоже испытывал на себе его влияние. Энгельс говорил, что очень многие начинания осуществлены впервые в армии, именно так оно и есть. Мы из городов пришли в деревни и объединились с сельским полупролетариатом, организовали партию и армию, мы ели из общего котла, не имели дней отдыха, не получали заработной платы; у нас была коммунистическая система бесплатного снабжения. Стоило нам снова вступить в города, как постепенно мы стали портиться, старые порядки нам теперь не по нутру. Нам захотелось одеваться в шерсть и сукно, мы стали бриться, кадровые работники превратились в интеллигентов, денежные оклады вытеснили систему бесплатного снабжения, появилась одежда трёх расцветок, а питание пяти категорий; линия масс в городе перестала проводиться в полной мере.
После освобождения до 1952 года было ещё хорошо, а с 1953 по 1956 год мы стали, во-первых, перенимать буржуазную идеологию и, во-вторых, подражать Советскому Союзу. Прежде мы были вынуждены приглашать в качестве советников капиталистов, мы не осознавали значения воздействия буржуазного права. Нас, несколько сот миллионов крестьян, 7 миллионов рабочих, 20 миллионов кадровых работников и учителей, по грудь захлестнул буржуазный поток. А кое-кто из нас совсем в нём утонул; Лю Шаотан стал правым, Яо Вэньюань тоже «хорош»…8
Проект решения о народных коммунах спускаем в низы. Пусть в каждом уезде организуют 1—2 опытные точки. Не обязательно делать всё сразу, не обязательно организовывать полки, батальоны, роты, взводы, отделения. Надо планомерно проводить в жизнь замысел, но и отказаться от народных коммун теперь нельзя. Теперь отказ был бы ошибкой. Увеличение приусадебных участков, ориентация на содержание рабочего скота в отдельных крестьянских дворах, передача нескольких малых кооперативов в ведение большого кооператива — такая организация дела означает не что иное, как уступку зажиточному середняку. Пройти через это можно было; это нельзя считать серьёзной, принципиальной ошибкой.
В определённых условиях это имело ещё позитивное значение, но теперь мы от этого отказываемся. Но и сейчас ещё можно разрешить, чтобы отдельные крестьянские дворы содержали на откорме свиней.
Кооператив хорош тогда, когда он большой. Особенностью народных коммун являются, во-первых, большие размеры, во-вторых, обобществление. Главное состоит в том, что много кооперативов соединяется в одну большую коммуну. В ряде примечаний к книге «Социалистический подъём в китайской деревне» говорится, что лучше организовывать большие кооперативы. В горных районах тоже можно организовывать крупные кооперативы, налаживать многоотраслевое комплексное хозяйство. Организация на первых порах кооперативов несколько меньших размеров тоже имеет свои преимущества. Молодёжь и женщины очень рады системе денежной заработной платы. А увеличение приусадебных участков и прочее в том же роде — эти идеи исходят из отдела ЦК КПК по работе в деревне. В 1955 году я уже выступал с требованием организовывать крупные кооперативы. Организация по всей стране 15—25 тысяч сравнительно крупных кооперативов в которых состоит от 5 до 7 тысяч крестьянских дворов. 20—30 тысяч человек, очень удобна: такие кооперативы могут заниматься и промышленностью, и сельским хозяйством, и торговлей, и просвещением, и военным делом — и всем этим в сочетании с сельским хозяйством, лесоводством, скотоводством и вспомогательным рыбным промыслом.
Я думаю, что в дальнейшем некоторые крупные города будут рассредоточиваться, ведь населённый пункт с 20—30 тысячами жителей может иметь у себя решительно всё необходимое. Деревня — это и есть маленький город. Философы и учёные в большинстве своём тоже рассредоточатся по мелким населённым пунктам. Каждая крупная коммуна построит у себя магистральное шоссе или широкую бетонную или асфальтированную дорогу. Если её не обсаживать деревьями, то на такой дороге смогут делать посадку самолёты. Вот вам и аэродром. В будущем каждая провинция будет иметь 100—200 самолётов, на каждую волость будет приходиться по два самолёта в среднем. В крупных провинциях будут свои авиационные заводы.
На местах вовсе не обязательно делать так, как в уезде Сюйшуй. Три требования (военизация организации труда, военизация стиля работы, подчинение быта дисциплине) известны всем. Краткий устав коммуны «Усин» будет опубликован в журнале «Хунци». Он может быть использован и другими коммунами с поправкой на местные условия.
Примечания- В советском переводе, видимо, по какому-то источнику с опечаткой: «
американского
».— Маоизм.ру.↩ - Хань Фэй (ок. 280—230 гг. до н. э.) — философ, крупнейший представитель школы «законников» («фацзя»); стоял за централизацию власти и бюрократическое управление крупной централизованной империей при помощи строгих наказаний и законов.— Прим. ред.↩
- Чжан Даолин — один из ранних проповедников даосизма. Его ученики и последователи называли его Чжан Тяньши (досл. Чжан — Небесный Учитель). После смерти был причислен к лику даосских святых — «восьми бессмертных». Титул «Небесного Учителя» носили и его потомки по прямой линии, которые якобы наследовали его дар провидения.— Прим. ред.↩
- Т. е. чуть больше чем по 50 литров.— Маоизм.ру.↩
- Ок. 360 литров.— Маоизм.ру.↩
- 10 литров. Сюэ Жэньгуй — древнекитайский полководец, популярный литературный и фольклорный персонаж.— Маоизм.ру.↩
- Около 7,5 тонн на гектар. Вполне реалистичная величина, рис может давать до 15 тонн на гектар.— Маоизм.ру.↩
- Лю Шаотан (1936—1997) — китайский писатель. В 1958 году был обвинён в правом уклоне и отправлен в исправительный лагерь на год или два. В 1961 году вернулся в свою деревню, где и оставался до реабилитации в 1977‑м. Какие претензии к Яо Вэньюаню — неясно.— Маоизм.ру.↩