Выступления Мао Цзэдуна, ранее не публиковавшиеся в китайской печати. Выпуск второй: июль 1957 — декабрь 1958 года.— М., издательство «Прогресс», 1975.

30.08.1958

Выступление на совещании в Бэйдайхэ

Кто опубликовал: | 04.08.2021

Утреннее заседание.

Народные коммуны — результат стихийного творчества масс, это не наша инициатива. Мы выступили за непрерывную революцию — за то, чтобы покончить с суевериями, освободить мышление, смело думать, смело высказываться, смело действовать,— и массы поднялись. Ни наньнинское, ни чэндуское совещания, ни вторая сессия Ⅷ съезда этого не предвидели. Коммунизм содержит в себе элементы стихийного творчества масс. Сначала был утопический социализм, классический материализм, диалектика, и лишь затем Маркс и марксисты обобщили всё это.

Наши народные коммуны развиваются на базе кооперативов, и нельзя сказать, что они не имеют никаких истоков. Для того чтобы привести всё это в систему, упорядочить данный вопрос, необходимо, чтобы мы сами в нём разобрались до конца. Особенность народной коммуны состоит, во-первых, в её большом масштабе, во-вторых, в обобществлении. Большой масштаб — это значит земли много, материальная база мощная; население многочисленно; имеются промышленность, сельское хозяйство, торговля, образование, военное дело; есть растениеводство, лесоводство, скотоводство, рыбоводство. Короче говоря, людей много, силы огромны. Обобществление — это значит, что элементов социализма в коммуне больше, чем в кооперативе, что остатки капитализма постепенно устраняются. Например, ликвидируются приусадебные участки, содержание скота в индивидуальном пользовании. Открываются общественные столовые, детские ясли, организуются пошивочные бригады, и все трудящиеся женщины раскрепощаются. Осуществляется система заработной платы, организуются сельскохозяйственные промышленные предприятия. Каждый мужчина, каждая женщина, каждый старик, каждый молодой человек — все получают заработную плату, и заработок выдаётся каждому человеку лично, а не так, как было раньше, когда доход получал глава семьи. Такое положение, при котором каждый непосредственно сам получает заработанное им, радостно встречается молодёжью и женщинами. Оно кладёт конец власти главы семьи, кладёт конец системе буржуазного права. Ещё одной особенностью обобществления является то, что производительность труда при этом может быть поднята выше, чем было в кооперативах.

В стране в настоящее время насчитывается 700 тысяч кооперативов. Самые лучшие из них — это больши́е кооперативы, объединяющие 10 тысяч человек, 10 тысяч крестьянских дворов. Предложение провинции Хэнань иметь кооперативы примерно по 2500 крестьянских дворов каждый, конечно, тоже приемлемо. Это новый вопрос. На его широкое разъяснение, на разъяснение оснований для такого подхода, возможно, будет достаточно нескольких месяцев, с осени до весны. Конечно, введение системы заработной платы, введение бесплатного питания тоже представляет собой определённый процесс: вероятно, на это уйдёт год, а некоторым людям, может быть, понадобится и три года. В проекте решения сказано, что потребуется год, два или же 4—5 лет, или даже ещё больший срок, чтобы от коллективной собственности перейти к коммунистической собственности, примерно к такой форме собственности, как на заводах и фабриках, при которой питание, одежда, жилища — всё будет общим. В Советском Союзе ещё продолжают поощрять строительство частных домов, мы же упраздним частные домовладения.

Вопрос об озеленении, о посадке садов и лесов, чтобы города и села были подобны парку имени Сунь Ятсена и парку Ихэюань 1. Только вот плохо, что в парке имени Сунь Ятсена не сеют зерно.

Китай только начал строиться, и надо подумать, как строить наиболее разумно, как строить лучше. Кое-кто говорит, что город отнимает много земли. С деревней дело обстоит иначе. В Китае на человека приходится по 3 му земли, но нам достаточно и 2 му. Через несколько лет, когда производство зерна с единицы площади возрастёт, можно будет треть земли выделить под посадки деревьев, треть — под зерновые культуры и треть оставить отдыхать; земля тоже должна работать посменно. Если 1 му будет давать 10 тысяч цзиней, то есть если будет достигнут уровень сегодняшних «спутников», то каждое засеянное му будет равняться 40 сегодняшним му, 80—90 му. Так для чего же нам тогда возделывать так много земли? Выращивать деревья надо по плану, землю надо также планомерно возделывать. Французы очень хорошо озеленили свои улицы, дворы, бульвары. Если это оказалось возможно сделать при капитализме, то почему же не сумеем мы? Но только в этом деле должно быть несколько больше порядка. Надпись, в которой Кан Ювэй воспевает озеро Сиху 2, гласит: «Такого парка не встретишь больше в целом мире». В самом деле, зачем объезжать весь мир — мы примемся за озеленение, и тогда в любом месте страны приятно будет путешествовать, и незачем отправляться на Сиху. А озеро Сиху мелководное, да и лес вокруг него неважный. Надо хорошенько продумать также, как располагать строения. В этом году ещё не время широко развёртывать такое дело. Пусть где-нибудь начинают в этом году, а в других местах — в следующем. Если мы станем производить n цзиней зерна (в этом году, вероятно, получим n цзиней, в будущем — в два раза больше), то сможем заняться озеленением, разбивкой парков, разведением скота, строительством жилья и т. д. Я проверил, что́ именно в Хэбэе и в Хэнани называют озеленением. Как можно говорить об озеленении, если нет деревьев? О настоящем озеленении, я думаю, можно говорить тогда, когда на каждого человека приходится несколько тысяч цзиней зерна и благодаря этому выделяется треть площади под посадки деревьев. Только при таком условии можно широко заняться озеленением. Растениеводство, лесоводство, животноводство взаимосвязаны, взаимно влияют друг на друга.

Народная коммуна ставит ещё немало вопросов, на которые сейчас невозможно ответить, ещё необходимо продолжать их изучение. Уже имеется один устав — 24 статьи устава хэнаньской коммуны «Спутник». Как только будет опубликована эта «конституция», она вызовет по всей стране немало толков, к ней будет проявлен большой интерес. Сможет ли народная коммуна за 2—3 года (за будущий и следующий за ним годы) перейти от коллективной собственности к всенародной собственности?

Что касается национализации земли, введения системы, заработной платы в коммунах, развёртывания сельскохозяйственных заводов и фабрик, то в одном из документов записано, что в третьей пятилетке мы перейдём к коммунизму. А я бы удлинил срок ещё на две пятилетки. В одном из документов говорится, что будущий год — решающий год. Это очень верно сказано. Производство зерновых предстоит удвоить, производство стали довести до n тонн или до n тонн, а бороться за n тонн. Предстоит серьёзная битва, так что отдыхать не придётся и машины не смогут отдохнуть. Впереди у нас ещё четыре месяца этого года.

Я виноват: надо было браться за дело на месяц раньше. Вопрос возник 19 июня, но конкретных мер ещё не было разработано. Все с энтузиазмом занялись планом, энтузиазм был высокий, но внимание к заданиям текущего года было ослаблено, а я не предпринял вовремя нужных шагов. И это моя вина, а не ваша. Если считать с 21 августа, то впереди оставалось ещё 19 недель, 133 дня — ни днём меньше, ни днём больше. До сего дня прошло ещё 10 дней. Создалась определённая угроза, и необходимо всё время быть в состоянии мобилизованности. У меня имеются сомнения в том, сумеем ли мы выполнить задачу. В этом вопросе я скептик и предпочитаю выжидать. У меня как-то нет уверенности в том, сможем ли мы к 1 января будущего года справиться с этой задачей. Если не сможем — значит, во-первых, цель поставлена ошибочная, во-вторых, работа была организована неудовлетворительно. И это тоже моя ошибка. Министерство металлургии в своём докладе говорило о 9 миллионах тонн. Я сказал: «Действуйте смелее! Добейтесь удвоения производства металла по сравнению с прошлым годом. К чему такая медлительность?» Опросил многих, можно ли дать 11 миллионов тонн, и все сказали, что можно, что надежда есть. В 1956 году к планированию как будто подошли ещё более серьёзно, а на деле увеличение производства оказалось незначительным, всего на n цзиней. Можно ли быть уверенным, что в этом году будет произведено 11 миллионов тонн, не знаю; я в этом сомневаюсь. Когда этого добьёмся, тогда и будем уверены. «Выполнение задания по выплавке чугуна и стали ещё не завершено, товарищи должны продолжать прилагать усилия» 3 для его выполнения. В будущем году получим n миллионов тонн, через год получим n миллионов тонн, за 3 года упорного труда достигнем производства n миллионов тонн. Таким образом будет заложена база. В последующие два года, то есть к 1962 году, добьёмся n миллионов тонн и таким образом приблизимся к уровню n миллионов тонн. Сколько стали требуется 700-миллионному народу? Я думаю, что надо иметь по тонне на человека, то есть производить стали 700 миллионов тонн. Продовольственного зерна надо производить наполовину меньше, то есть 350 миллиардов цзиней. Производство зерна должно больше разнообразить пищу, не следует всё время налегать на один батат.

Первым условием коммунизма является обилие продукции, вторым условием — наличие коммунистического духа. Получили приказ — и каждый человек сознательно принимается за работу; лентяев при коммунизме крайне мало или вовсе нет. Коммунизм не делит людей на ранги. Мы прошли через 22 года военного коммунизма, когда вовсе не выдавалась денежная заработная плата. У нас было не так, как в Советском Союзе, где вводилась продразвёрстка. Мы её не применяли. Мы имели систему бесплатного снабжения, народ и армия были едины, солдаты и командиры были едины, осуществлялись «три великие демократии». Мы практиковали распределение того, что оставалось от общего котла, у нас была, хоть и в небольших размерах, система дополнительных пособий.

После вступления в города стали говорить, что система бесплатного снабжения — отсталый метод, партизанщина, деревенский стиль, что она не в состоянии стимулировать активность в работе, не способствует прогрессу и что надо вводить систему денежной заработной платы. Через 3 года, в 1952 году, мы ввели заработную плату. Утверждалось, что буржуазные ранги и буржуазное право такие замечательные, а система бесплатного снабжения объявлялась отсталым методом, партизанской привычкой, отрицательно влияющей на активность. На самом деле мы заменили систему бесплатного снабжения системой буржуазного права, допустили развитие буржуазной идеологии.

Разве совершая поход в 25 тысяч ли, проводя аграрную реформу, ведя освободительную войну, мы опирались на денежную заработную плату? Разве 2—3 миллиона человек во время антияпонской войны, 4—5 миллионов человек во время войны за освобождение, жившие в условиях военного коммунизма, не имевшие выходных дней, не рисковали и не жертвовали своей жизнью? Партия, администрация, армии гражданские руководители — все были вместе с массами, все поддерживали власть и любили народ. Работники партия администрации, армии — все, подчиняясь единому руководству, не имели никаких различий. Командиры и солдаты представляли собой одно целое, военные и гражданские единодушно поддерживали власть и любили народ. И разгромили японских чертей, и вышибли их, разбили Чан Кайши. Когда били американцев, то тоже не было никаких различий. Неужели же всё это делалось ради заработной платы?

Теперь имеются различия, существует заработная плата, и все хотят иметь «ранги», делиться на генералов, полковников, капитанов и лейтенантов. Но некоторые не прошли и через войну, не знают, что это такое, не подверглись ещё никаким испытаниям. А в результате налицо отрыв от масс, солдаты не любят командиров, народ не любит кадровых работников. И по этой причине мы стали почти как гоминьдан: одежда наша делится на три категории, пища на пять разрядов, а наши кабинеты и канцелярии обставляются столами и стульями различных категорий.

Рабочие и крестьяне относятся к нам неприязненно. Они говорят: «Вы — чиновники: партийные чиновники, административные чиновники, военные чиновники, коммерческие чиновники». Если много чиновников, то как же не появиться соответствующему принципу? Чиновничьего духа много, политики мало, поэтому и возникает бюрократизм. Со времени кампании по упорядочению стиля работы мы занимались борьбой против бюрократического духа, занимались утверждением политики в качестве командной силы, а вот борьбой против чинов и рангов, против окладов занимались недостаточно. По-моему, надо покончить с этими вещами. Что касается денежных окладов, то их можно не отменять сразу, потому что у нас имеются профессора. Но в течение одного-двух лет надо провести подготовку к отмене денежных окладов. Становление народных коммун приведёт к тому, что мы постепенно упраздним систему денежных окладов.

После вступления в города мы подверглись влиянию буржуазии. Когда мы проводили кампании, которые, по сути дела, были марксистскими, демократическими, буржуазия говорила нам, что у нас «деревенский стиль», что мы заражены «партизанскими привычками». Но речи о «партизанских привычках» произносились буржуазией. Примерно с 1953 по 1957 год мы работали вместе с буржуазией, тухао и лешэнь, сидели смирно и чинно, выучились всем этим буржуазным штукам и обычаям. И стрижка волос, и три раза на дню бритьё — всё идёт оттуда. В первое время, в 1950—1951 годах, когда ещё танцевали новый народный массовый танец янгэ, мы подавляли буржуазию. И она не смела возвышать голос.

Затем танец янгэ вышел из моды, стали говорить, что в нём никакого толку; наступило увлечение Мэй Ланьфаном 4. «Пик вселенной» вытеснил янгэ. Бриться стало нужно раз в три дня. Изначально считавшееся марксистским стало не по нутру. Теперь всё это опять восстановили. «Деревенский стиль», «партизанские привычки» — это марксистский стиль, требующий равенства, единения командиров и солдат, единства армии и народа, отказа от выходных дней. Простой народ говорит: «Снова вернулась 8-я армия». Народ опять увидел прежнюю 8-ю армию.

Я просил товарища Чэнь Бода лично подготовить к изданию книгу «Маркс, Энгельс, Ленин, Сталин об армии». Я прочитал оттуда одну-две статьи и наткнулся на мысль, что с древних времён многие начинания осуществлялись прежде всего в армии. Наш коммунизм тоже сначала был осуществлён в недрах армии. Китайская партия — особенная партия. Она прошла через несколько десятилетий военной борьбы и всё это время проводила в жизнь коммунистические принципы. В течение восьми лет антияпонской войны, четырёх лет оборонительной войны народные массы видели, что жизнь наша очень тяжела, и они помогали фронту. Мы не получали заработной платы, продовольствие приносили с собой, сражались, ведь война требовала жертв, и тем не менее были способны поступать так, как надо, а не иначе.

Находятся люди, которые говорят, что уравниловка порождает лодырей и лентяев. Так сколько же лодырей появилось за 22 года борьбы? Мне не довелось увидеть и нескольких лодырей. Это иерархическая система, система чинов и отличий порождает лодырей. В чём же причина того, что у нас не было лодырей? Главное заключалось в том, что политика ставилась во главу угла, велась классовая борьба, мы громили японцев, громили реакцию, имели общую цель, терпели лишения ради большинства людей. В настоящее время цель нашей страны на международной арене состоит в том, чтобы бороться с империализмом; внутри — в основном, чтобы бороться с природой. Иными словами, цель ясна.

Сейчас мы заняты производством, строительством. Кому служат по всей стране 10 миллионов кадровых работников? Они служат народу, трудятся ради счастья народа, а не ради счастья небольшого числа людей. Сейчас за изобретения полагается выдавать по 100 юаней вознаграждения. Вот это-то и ведёт к появлению лентяев и лодырей, возникновению склоки, падению активности. Раньше тоже делали множество изобретений и открытий, и ведь не за деньги же! Сдельная оплата не является хорошей системой. Я не верю, что осуществление системы бесплатного снабжения приведёт к тому, что люди разленятся, сократится рационализаторская и изобретательская деятельность, снизится активность. Опыт нескольких десятилетий подтверждает, что дело не в этом, а в двух факторах: в социализме, воспринятом нами от наших старших братьев, и в капитализме, выросшем на нашей собственной почве.

В некоторых народных коммунах принята военизированная форма организации — дивизии, полки, батальоны, роты. В других её нет. Однако «военизация организации труда, военизация стиля работы, подчинение быта дисциплине» — эти три лозунга очень хорошие. Это и есть «великая производственная армия», которая в состоянии наращивать производство, преобразовывать жизнь, обеспечивать отдых, обеспечивать просвещение, в состоянии проводить в жизнь военную демократию. Понятие «военный» и понятие «демократия» как будто исключают друг друга. Но как раз наоборот — демократия возникает в армии. Именно здесь возникли «три великие демократии» — военная демократия, политическая демократия, экономическая демократия. Демократия обеспечивает взаимопомощь в бою, исключает подавление офицерами солдат, что в нашей армии рассматривается как нарушение дисциплины, бесчестье. Осуществление указанных выше трёх лозунгов в народной коммуне — очень хорошее дело.

За последние несколько лет мы переняли иные порядки — одни, доморощенные, от капитализма, другие, пролетарские, от советских старших братьев. К счастью, они практикуются у нас не так давно и ещё не пустили глубоких корней, ещё всё можно перевернуть. С начала движения за упорядочение стиля работы многие правила и порядки в значительной мере были изменены, со многим из буржуазного арсенала покончено. В армии должно состояться совещание, которое уничтожит знаки различия. По вопросу об участии кадровых работников в физическом труде подготовлено решение; в соответствии с ним члены Центрального Комитета должны отдавать физическому труду один месяц в году, другие кадровые работники, исключая престарелых и инвалидов, должны отдавать физическому труду ещё больше времени. Почему при возделывании опытных полей надо ограничиваться только одним месяцем? Один командир дивизии в Юньнани пошёл в роту и месяц прослужил там рядовым солдатом. По-моему, все без исключения командиры — командармы, комдивы и прочие — должны по меньшей мере месяц прослужить в качестве простых солдат, а ещё лучше, если для начала они побудут рядовыми два месяца. Будут подчиняться командирам отделений, взводов. Если ты 11 месяцев в году командовал другими, то почему бы другим один месяц не покомандовать тобой? Некоторые из тех, кто раньше служил рядовым солдатом, уже много лет не рядовые. Пусть же они снова немного послужат рядовыми. Гражданские кадровые работники ежегодно должны по крайней мере один месяц работать физически. Во время строительства Шисаньлинского водохранилища многие министры лично приняли участие в работах. Если один год учиться крестьянской работе, а другой год учиться быть рабочим и так поочерёдно учиться, то в конце концов можно овладеть двумя специальностями. Военизация в народных коммунах отнюдь не является военизацией на буржуазный манер. Она характеризуется наличием дисциплины и демократии; взаимоотношения в военизированных коммунах строятся на сознании общности дела её членов; военизация в народных коммунах основывается на убеждении, а не на принуждении. Труд требует строгой дисциплины.

То, что весь народ взялся за промышленность, временно вызвало некоторую путаницу, ибо задачи не были строго распределены. На этом совещании присутствуют представители и промышленности, и сельского хозяйства, и торговли, и системы народного образования, и военные. Главной линией на сегодня является промышленность. Вся партия, весь народ занимаются вопросами промышленности. С сегодняшнего дня первые секретари должны повернуться лицом к промышленности. Прежде мы были обращены лицом к сельскому хозяйству. Сельское хозяйство теснило промышленность, бросило ей вызов. Сельское хозяйство наладили, сельское хозяйство поставлено на рельсы, а промышленность ещё на рельсы не поставлена. Надо взяться за промышленность. Некоторые говорят, что надо и дневать и ночевать на стройках и в цехах, только так можно наладить работу промышленности, в противном случае дела не наладишь.

В трёх северо-восточных провинциях раньше на переднем плане стояла промышленность, а сельским хозяйством занимались недостаточно энергично. Поэтому на Северо-Востоке надо, с одной стороны, взяться за промышленность, с другой — за сельское хозяйство. В остальных провинциях и автономных районах главное звено — промышленность.

Будущий год станет годом решающей битвы, главным образом в области промышленности, и прежде всего в области чёрной металлургии, машиностроения. Будет металл, будут машины — можно будет давать уголь, давать электричество, любую отрасль можно будет успешно развивать. Возведение металлургии и машиностроения в ранг маршала является резонным. Надо взяться за них — и крепко взяться, а не кое-как, лишь бы взяться. В последующем нужно проверять именно эту сторону работы.

Не следует преуменьшать значения таких мер и средств, как шесть дисциплинарных положений:

  1. письменное предупреждение;
  2. вынесение выговора;
  3. отстранение от должности с оставлением обязанностей;
  4. отстранение от должности;
  5. оставление в партии с испытательным сроком;
  6. исключение из партии.

И не следует сидеть по кабинетам: когда люди сидят по кабинетам, это сокращает численность рабочей силы. Все эти положения относятся к морально-психологической области и носят характер наказаний. В девяти случаях из десяти следует использовать средства убеждения, рассчитанные на политический подход к делу, на совесть исполнителя, и лишь в одном случае из десяти — на средства дисциплинарного воздействия.

Марксизм исходит из того, что не следует опираться на наказания, что действовать, опираясь на наказания, ошибочно. Наша партия всегда опиралась на методы убеждения и воспитания, на методы борьбы за человека. А такие люди, как N, N, Гу Дацунь, Сунь Цзобинь, некто Лабалаев из Синьцзяна, словом, несколько десятков лиц, важных и маловажных, составляют весьма незначительное меньшинство, всего один палец из десяти. И если их не удаётся убедить, то следует применить к ним меры наказания. Замечание, предупреждение, а в напряжённой обстановке отстранение от должности тоже возможны. N является правым в армии (он формально не определён как правый), N является правым среди местных работников. Ван Мин тоже правый. Почему всё же Ван Мина выбрали в члены Центрального Комитета? Потому что он старый член партии, проработал очень много лет и нельзя не бороться за него. Нельзя, чтобы он не был членом ЦК. И если он не хочет быть членом ЦК, мы намерены заставить его быть членом ЦК. Если он не будет членом ЦК, то ему нечего будет делать. Его принцип состоит в том, что, как только созывается заседание, он заболевает. Пусть остаётся членом ЦК, в этом есть своя польза. N пусть тоже побудет членом ЦК. Может быть, перестроится, а может быть, и нет. Всё равно придёт день, и мы его отстраним. Это по вопросу о соотношении методов убеждения и дисциплинарных взысканий.

К вопросу о словах «мёртвый» и «живой». Эти слова были употреблены мною не в прямом значении, а в переносном: «фиксированный» и «подвижный». В жизни без твёрдо фиксированного обойтись невозможно. Задание выплавить 11 миллионов тонн стали — и ни тонной меньше — как раз и есть твёрдо фиксированное задание. В будущем году намечено получить до n миллионов тонн металла, добиваться получения n тонн металла. В это число входит n тонн «твёрдого», фиксированного задания, это «фиксированный» металл. Кроме того, ещё n тонн — нефиксированный металл, который остаётся в распоряжении местных органов. Некоторые товарищи опасаются, что «фиксированное» лишит их возможности манёвра. Но оставлять все задания в нефиксированном виде нельзя. В задании должна быть и твёрдо фиксированная часть, и нефиксированная. В условиях, когда осуществляется единое планирование и рассредоточенное ведение дела, когда все ступени руководства занимаются промышленностью, весь народ занимается промышленностью, должно быть главное направление — костяк, ствол, и должно выделяться второстепенное — ветви и листья. Дерево всегда имеет ствол, только тогда оно может иметь и ветви. Человек имеет опорой позвоночный столб, является позвоночным животным, высшим животным. Собака тоже высшее животное, которое очень хорошо понимает человека. Но она не понимает марксизма, не понимает, не разбирается в металлургии. В этом отношении она мало отличается от буржуазии.

Следующее совещание соберём спустя два с половиной месяца, то есть в середине ноября; ещё раз соберёмся на юге на совещание в узком составе, которое не должно быть таким длительным, как это, так как в ноябре ещё нельзя будет подвести итоги. В ноябре, когда до конца года будет оставаться месяц с лишним, ещё можно будет как следует поработать.

Просьба ко всем провинциям отпечатать книгу «Маркс, Энгельс, Ленин, Сталин о коммунизме» (Сталин не очень хорошо делал дело) и широко распространить её, чтобы все могли её прочитать. Это будет иметь большое познавательное значение. Правда, эта книга в определённой степени ограниченна, потому что по условиям того времени авторам недоставало опыта, и те вопросы, которые в ней рассматриваются, разумеется, подаются недостаточно ясно, приблизительно. Не надо считать, что основоположники [марксизма-ленинизма] только и делали, что изрекали непреложные истины, что они никогда не ошибались. В их рассуждениях о будущем вы определённо найдёте очень много неясного. Советский Союз обладает опытом 41 года, мы же имеем опыт 31 года, так что пора покончить с суевериями.

О четырёх вредителях. За это дело надо взяться к годовщине КНР, во время Лунного Нового года, во время Нового года. Мы все хотели бы, чтобы этой мерзости четырёх видов было как можно меньше. Потому что она очень вредна для трудового народа, прямо наносит ущерб его здоровью, а все опасные заболевания надо решительно ликвидировать. В Ханчжоу есть место, где в прошлом году болел только один человек и выход на работу достиг более 90 процентов. У врачей не было дела, так что они имели возможность заниматься полевыми работами и вести исследовательскую работу. В тот день, когда в Китае будут уничтожены четыре вредителя, можно собрать торжественный митинг. Это событие будет зафиксировано в исторических хрониках. Буржуазные государства не смогли справиться с четырьмя вредителями. Считаются цивилизованными странами, а мух и комаров у них видимо-невидимо.

Примечания:

  1. Парк Ихэюань (парк безмятежного спокойствия) — летняя резиденция императоров Цинской империи на окраине Пекина. Парков имени Сунь Ятсена в Китае много, но, очевидно, Мао имеет в виду пекинский парк Чжуншань (это псевдоним Сунь Ятсена).— Маоизм.ру.
  2. Искусственное озеро в Ханчжоу.— Прим. ред.
  3. Перефразировка известного высказывания Сунь Ятсена из его «Политического завещания»: «Революция ещё не завершена, товарищи должны продолжать борьбу для её осуществления».— Прим. ред.
  4. Мэй Ланьфан (1894—1961) — китайский актёр, один из знаменитых исполнителей ролей женского амплуа «дань» в пекинской опере. С 1959 г.— член компартии.— Маоизм.ру.

Добавить комментарий