Выступления Мао Цзэдуна, ранее не публиковавшиеся в китайской печати. Выпуск второй: июль 1957 — декабрь 1958 года.— М., издательство «Прогресс», 1975.

21.08.1958

Выступление на совещании в Бэйдайхэ

Кто опубликовал: | 06.08.2021

Утреннее заседание.

Об обеспечении главного направления. В будущем году надо дать n миллионов тонн стали, n десятков тысяч станков. Выполнение этой задачи и будет победой. Поэтому надо работать не покладая рук, надо раз в неделю сосредоточивать на этом всё внимание. Впереди более десяти недель. И надо поэтому более десяти раз браться за это звено. 24 числа открывается совещание секретарей по промышленности и секретарей партийных комитетов заводов, чтобы проверить, всё ли находится на высоте стоящей перед нами задачи.

О неоднократных приказаниях и распоряжениях. К тем, кто имеет металл, но не сдаёт его, надо применить дисциплинарные меры. К тем, кто грешит сепаратизмом, применить такие меры: во-первых, предупредить, во-вторых, вынести выговор, в-третьих, отстранить от поста с оставлением обязанностей, в-четвёртых, снять с поста, в-пятых, провести расследование с оставлением в партии, в-шестых, исключить из партии. Если не применять таких методов, то не будет пользы, и мне кажется, что нам не удастся получить n миллионов тонн стали. В июне я спрашивал Ван Хэшоу, можно ли удвоить производство стали. Этот вопрос ставил я. И если эта задача окажется неосуществимой, то я и отвечу за это. Некоторые не понимают, что невыполнение задания по производству n миллионов тонн стали затрагивает интересы народа всей страны.

Надо работать самоотверженно. В Шанхае более 100 тысяч тонн стального и железного лома идёт на переплавку. Надо вовсю развернуть сбор стального и железного лома. Временно можно разобрать не имеющие экономической ценности железные дороги, например дорогу Нинбо — Цзяотун, или перенести их в важные районы. В первую голову надо обеспечивать металлургическое оборудование, доменные печи, мартены, прокатные станы, электрические машины и важнейшие железные дороги, важные объекты, станки, краны.

Надо чётко разъяснить кадровым работникам и народу, что прежде всего необходимо обеспечить выполнение крупных дел и работ и лишь тогда наступит пора вечного счастья. За каждую обиду есть одна ответственная голова, за каждый недочёт должен отвечать один человек. Согласны ли мы с тем, что у провинции должна быть одна голова? Если согласны, то никому не должно быть позволено делать что ему заблагорассудится. Между районами кооперирования, между провинциями пока ещё можно проводить некоторое взаимное урегулирование, если это не нарушает государственного плана. До конца года ещё 133 дня, 19 недель, в течение которых надо раз в неделю полностью сосредоточиваться на поставленных задачах, и тогда мы ничего не упустим и всё сделаем.

На меня производит большое впечатление очень высокая дисциплинированность нашего народа. Когда я был в Тяньцзине, там меня окружили десятки тысяч человек. Но стоило мне сделать жест рукой, как люди расступились. В уезде Сюу провинции Хэнань с населением 130 тысяч человек и с более чем 29 тысячами семей образована одна коммуна. Она состоит из четырёх ступеней: коммуна, сводный отряд, средний отряд, боевое звено. Большой масштаб, удобство управления, удобство планирования, концентрация рабочей силы, единое землеустройство — всё это значительно увеличивает её силу. Когда там соберут осенний урожай, массы сами убедятся, что это дело хорошее.

В Ганьсу подняли воды реки Таохэ в горы. Столь крупные работы были осуществлены благодаря партийному руководству и коммунистическому духу народа. В чём причина такого высокого трудового энтузиазма народа? В том, что мы берём с народа мало, в том, что мы, в отличие от Советского Союза, отказались от системы обязательных поставок. Мы — одна партия, у нас одни принципы. Народные массы нас поддерживают, и мы с народом одно целое. После большого движения за упорядочение стиля у нас с народом установится полное единодушие. Типичным примером этого является опыт уезда Хунъань.

Товарищи должны уяснить себе, что Маркс, Энгельс, Ленин, Сталин объяснили понятие «производственные отношения» как совокупность трёх сторон: системы собственности, взаимоотношений людей в процессе производства и способа распределения материальных благ. Они объяснили это, но не развили. На мой взгляд, в экономической науке эта сторона дела не разъяснена достаточно чётко. В Советском Союзе после Октябрьской революции этот вопрос тоже не был решён.

Взаимоотношения людей в процессе труда являются важной частью производственных отношений. Заниматься производственными отношениями и не заниматься взаимоотношениями людей нельзя. После изменения системы собственности отношения равенства между людьми сами собой не могут возникнуть. И если Китай не разрешит проблему взаимоотношений людей, то никакой большой скачок не будет возможен.

После разрешения вопроса о собственности система буржуазного права всё ещё продолжает существовать. В сферу этой системы, в частности, входит система рангов, отношения между руководством и массами. Со времени движения за упорядочение стиля с системой буржуазного права было почти полностью покончено. Руководящие кадровые работники перестали прикрываться авторитетом, своим высоким положением, теперь они руководствуются принципом служения народу, на первое место ставят народное благо, действуют методом разъяснения и убеждения.

Надо продумать вопрос об отказе от системы денежного жалованья и восстановления системы бесплатного снабжения. Раньше военные не получали денежного довольствия, не освобождались от службы в воскресные дни, не работали по распорядку 8-часового рабочего дня. Сверху донизу — и офицеры и солдаты — все были едины, армия и народ составляли одно целое. Когда приводятся в движение тысячи, десятки тысяч людей, такой коммунистический дух очень хорош. Если человек живёт только для того, чтобы есть пищу, то разве он не уподобляется собаке, которая живёт для того, чтобы жрать дерьмо? Если не помогать другим людям, если не вносить свою лепту в строительство коммунизма, то в чём смысл жизни? Отказ от системы заработной платы имеет преимущества. Во-первых, питание обеспечено и человек не умрёт с голоду, во-вторых, сохраняется здоровье человека. Когда я жил в Яньани, у меня было неважное здоровье. Когда Ху Цзуннань начал наступление на Яньань, нас шестеро — я, премьер, Ху [Цяому], Цзян Цин и другие товарищи — поселились в двух пещерах, и моё здоровье улучшилось. Когда перебрались в Сибопо, у меня тоже был однокомнатный домик. После переезда в Пекин жильё постепенно улучшалось, а моё здоровье становилось хуже и хуже. С началом большого скачка здоровье опять поправилось. Я за трое-четверо суток одни сутки не сплю вовсе, предаюсь мечтам о том, чтобы осуществить некоторые социалистические идеалы.

Протестантские пуритане вели простую и трудную жизнь. Основатель буддизма Шакьямуни — выходец из угнетённого народа. В буддийском каноне танской эпохи «Люцзу таньцзин» описан монах Хуэйнэн, родом из провинции Хэбэй, который хотя и не знал грамоты, но был очень учёным человеком. Проповедуя буддийское учение в Гуандуне, он утверждал, что всё вокруг — одна видимость. Это, конечно, идеализм чистой воды. Однако Хуэйнэн со всей силой подчёркивал значение субъективной активности, что было своего рода большим скачком в истории китайской философии. Хуэйнэн осмеливался отрицать всё. Его спрашивали: обязательно ли попадают после смерти на Западное небо? Он отвечал, что не обязательно, что если все будут возноситься на Западное небо, то что тогда будут делать западные люди? Он жил во времена танского Тайцзуна, его учение получило широкое распространение в период У Цзэтяня1. В последние годы Танской империи, когда мир стал шататься и мыслям народа не на чем было остановиться, его учение распространилось очень широко.

Маркс не развил идеи о равенстве, демократии, о значении методов убеждения, о слиянии в одно целое. Отношения народа в процессе труда являются отношениями равенства, отношениями слияния в единое целое. В Советском Союзе после Октябрьской революции не всё сделали как следует. Там не была ликвидирована до конца система старого права (система рангов, иерархия), там умственный и физический труд отделены друг от друга, образование и производство отделены друг от друга.

Ленин говорил, что надо уничтожить регулярные армии и вооружить народ. Пока существует империализм, регулярные армии нужны. Однако институт рангов, отношения между офицерами и рядовыми солдатами, сложившиеся в Советской Армии, несут на себе печать определённого влияния царского времени. Подавляющее большинство членов Коммунистической партии Советского Союза — это дети руководящих работников и работников аппарата; простые рабочие и крестьяне там не выдвигаются. Поэтому мы должны искать наш собственный путь. Мы непременно должны направить детей руководящих работников и работников аппарата в гущу масс, не создавать для них тепличных условий. А что касается нашей армии, то поступок командира дивизии из провинции Юньнань, который каждый год в течение месяца выполняет службу рядового солдата, я думаю, является хорошим примером. И так, пожалуй, надо поступать всюду. Тогда наша армия будет вечно монолитной.

Журналу «Хунци» следует опубликовать устав коммуны Чаяшань. Вовсе не обязательно, чтобы всюду делали точно так же, как там. Формы могут быть разнообразными. Надо хорошенько пропагандировать это дело. Пусть в каждой провинции подберут примерно по 10 человек, которым и поручат пропаганду этого дела. Крупные коммуны должны сообразовываться с естественными условиями, с численностью населения, с уровнем культуры и т. д. В провинции Хэбэй товарищ N подобрал с десяток человек, которые пропагандировали коммунистический стиль. Это оказалось очень действенным средством. Вы тоже, вернувшись на места, проведите такую пропаганду.

После того как мы вступили в города, находились люди, утверждавшие, что нам-де присущ «деревенский стиль», «партизанский стиль». Эти выпады буржуазной идеологии действуют на нас разлагающе, приводят к тому, что мы отбрасываем кое-что хорошее. Деревенский стиль им не по нутру, город требует нормализации. Наши канцелярии стали больше, мы сильно оторвались от народа. Надо сливаться с народом в одно целое, надо убеждать, а не давить. Так делали много лет, почему же всё это теперь становится проблемой? Причина в том, что происходит отрыв от масс, в том, что происходит обособление от масс. Мы всегда заявляли: верхи и низы едины, офицеры и солдаты едины, армия и народ едины, необходимо поддерживать правительство и любить народ, поддерживать армию и заботиться о семьях военнослужащих. Система бесплатного снабжения более полно отражала равенство, в одежде почти не было различий. Но после того, как мы вступили в города, начались перемены. После проведения движения за упорядочение стиля народные массы стали говорить, что снова вернулась 8-я армия. Отсюда можно видеть, насколько мы оторвались от народа. Именно в городах и надо распространять «деревенский стиль и партизанские привычки». В городе не изжит чанкайшистский дух, здесь мы окунулись в буржуазное зловоние. Встречаясь с [представителями буржуазии], мы должны брить голову, брить лицо, подражать в поведении шэньши, перенимать буржуазный вкус. Всё это и в самом деле дурно пахнет. Для чего надо бриться? Разве не вполне достаточно четыре раза в год побрить голову, четыре раза побрить усы и бороду?

Секретарь Хунаньского провинциального комитета партии Чжоу Хуэй говорил, что когда он работал в уездном комитете, то составлял с массами одно целое; когда работал в комитете округа, то ещё мог сближаться с массами, а последние 3 года, когда он перешёл в провинциальный комитет, ему стало трудно общаться с кадровыми работниками и с массами. В прошлом году после движения за упорядочение стиля произошли перемены. Прежде миллионы наших людей закалялись в огне классовых сражений и стали коммунистическими бойцами, пользующимися поддержкой народных масс.

Придерживаться системы бесплатного снабжения, вести коммунистический образ жизни — значит противопоставить марксистский стиль буржуазному стилю. На мой взгляд, деревенский стиль, партизанские привычки — это всё же хорошо. В течение 22 лет вооружённой борьбы мы всегда побеждали, почему же нельзя применять такой стиль в ходе коммунистического строительства? Для чего надо придерживаться системы денежной заработной платы? Это уступка буржуазной идеологии, это попытка принизить нас, попрекая нас деревенским стилем и партизанскими привычками. А в результате развивается индивидуализм и мы забываем, что надо действовать убеждением, а не давлением. Может быть, восстановление системы бесплатного снабжения нам следует начать с кадровых работников аппарата?

В старой опорной базе на территории Северного Китая мы вели туннельную войну2. Север страны прошёл через горнило боевой закалки, в Хэбэе провели военизацию и ко всему этому привычны. На юге во многих местностях население не прошло боевую закалку. Кадровые работники — выходцы из тех мест — отличаются своим бытом и привычками. Даже среди тех кадровых работников, которые принимали участие в Великом походе в 25 тысяч ли, тоже встречаются мерзавцы вроде N и N. У N сознание весьма отсталое. Он очень скрытен, и никак не доберёшься до его нутра. Видимо, комиссия партийного контроля здесь оказалась не на высоте. Ни Гао Ган, ни Жао Шуши не были выявлены этой комиссией, которая всё занималась хунань-хубэйской организацией «Молодой лес № 5» («Стебли риса»). По-настоящему сыграло в этом свою роль последнее совещание Военного совета, в котором приняли участие 1400 человек.

Мы уже сильно подорвали систему буржуазного права, но ещё не искоренили её до конца, надо продолжать это делать и дальше. Не следует выступать с требованием о немедленном упразднении системы денежной заработной платы, но в будущем её следует отменить. Надо делать упор на деревенском стиле работы, на партизанских привычках, надо один месяц в году уделять физическому труду, поочередно отправляться в село для участия в сельскохозяйственных работах.

У Ленина есть одна статья, в которой он пишет о том, как он накануне Октябрьской революции был гостем в одной рабочей семье. Этот рабочий никак не мог достать хлеба. Но наконец достал и очень обрадованный воскликнул: «На сей раз я всё-таки достал хлеба!» Только из данного эпизода Ленин понял всю важность вопроса о хлебе. Наши товарищи, отдавая один месяц в году физической работе, сливаясь с народом в одно целое, почувствуют очень большое влияние этого на свою собственную психологию. На сей раз надо восстановить военные традиции, традиции Красной Армии, 8-й армии и Народно-освободительной армии, восстановить марксистские традиции. Надо отбросить прочь стиль буржуазной идеологии. Пусть мы будем немного «грубы», но зато честны и культурны. Буржуазия кажется культурной, но это фальшь, она вовсе не культурна. Возврат к системе бесплатного снабжения выглядит словно бы «отступлением», а на самом деле такое «отступление» — это продвижение вперёд, потому что, когда мы вступили в города, мы отступили. Сейчас следует возобновить наступление. И тогда мы, ведя 600-миллионный народ, возглавим утверждение коммунистического стиля.

Народная коммуна содержит ростки коммунизма. Её продукция чрезвычайно богата. Зерновые, хлопок, масличные выращиваются здесь сообща. И когда мораль сильно повысится, не надо будет осуществлять контроль над трудом: людей придётся заставлять отдыхать. На механическом заводе Цзяньхуа борются за ликвидацию «восьми недостатков»; в народных коммунах проводится широкая координация, они сами производят и орудия труда, и зерно. Рабочие под бой гонгов и барабанов отказываются от сдельной заработной платы. Всё это ростки коммунизма, они подрывают систему буржуазного права. Я надеюсь, что все займутся пропагандой такого взгляда на эти проблемы, изучат документы по данному вопросу, будут пропагандировать факты, свидетельствующие о том, что в реальной действительности коммунистические идеалы завоёвывают всё более широкие позиции.

Раньше во время революции гибло много людей, в этом проявлялся дух самопожертвования. Почему же и теперь нельзя работать на таких же началах? Если сделать бесплатным питание, это будет огромная перемена. Примерно в течение десяти лет продукция станет весьма обильной, а мораль небывало высокой. И мы сможем осуществить коммунизм, начиная с организации питания, обеспечения одеждой и жильём. Общественные столовые, где едят бесплатно, и есть коммунизм. В будущем всё будет называться коммуной, не станет заводов. Например, Аньшаньский металлургический комбинат будет называться Аньшаньской коммуной. Города, деревни — всё будет называться коммуной. Учебные заведения, городские кварталы тоже преобразуются в коммуны. Волость и кооператив составят одно целое, политическое и административное начала составят одно целое.

Пусть пока висят две таблички3. В коммуне будет учреждено «министерство внутренних дел» (административный отдел), которое станет регистрировать рождения и смерти, браки, население, а также заниматься гражданскими делами.

Задают вопрос, будет ли после введения единого планирования сохранена возможность манёвра? Да, возможность манёвра всё же необходима. При условии выполнения задания по производству n миллионов тонн стали манёвр разрешается. Так, например, плодовые деревья, хлопок требуют подрезки ветвей, а остальные растения не требуют. Единый план в основном охватывает сталь и машины. Для штурма надо подготовить плацдарм в n сотен миллионов юаней, сделать так, чтобы кооперативы имели цели штурма. Государственные предприятия должны обеспечить производство n миллионов тонн стали, производство остального количества стали обеспечивается провинциями, округами и уездами. Если это задание можно будет несколько перевыполнить, тем лучше. В плане невозможно всё предусмотреть совершенно точно, невозможно всё заранее распланировать до мелочей, некоторые обстоятельства трудно предвидеть, известной неопределённости нельзя избежать, какой-то беспорядок всегда будет. Важно, что мы добились огромных, небывалых успехов. Раньше мы ничем подобным не занимались, а теперь вся партия должна заниматься этим делом. Первый секретарь должен правой рукой взяться за промышленность, левой — за сельское хозяйство. Партийные комитеты всех ступеней должны учредить посты нескольких секретарей парткома.

Примечания
  1. У Цзэтянь (684—705) — император династии Тан.— Прим. ред.
  2. Речь идёт о партизанских действиях во время антияпонской войны. Партизаны рыли туннели в расположение врага и закладывали туда мины.— Прим. ред.
  3. То есть сохраняются сдельно наименования волости и кооперативов.— Прим. ред.

Добавить комментарий