‹…›
Мажоритарные националисты представляют национальный вопрос как «проблему терроризма», изгоняя его из той исторической и политической области, к которой он принадлежит. Они выдвинули свой призыв к военному решению в русле «суверенитета и территориальной целостности» мажоритарного унитарного государства и в то же время связали его с так называемой глобальной войной против террора. Ныне официально считается, что главная проблема — это «терроризм», который должен быть побеждён, прежде чем может быть найдено какое-либо «политическое решение».
‹…›
Колвин Р. де Силва, ещё один руководитель ЛСП1, осудил языковую политику «только сингальский» и пророчески вопросил правительство, хочет ли оно единую нацию или две нации, один Цейлон или две страны. Ранее, в первом парламенте после всеобщих выборов 1947 г., эти две левые партии2 были самыми яростными противниками Актов 1948 и 1949 годов, которые лишали прав тамильских работников плантаций.
‹…›
По иронии судьбы, республиканская конституция, из-за которой Челванаягам подал в отставку, была представлена парламенту тем самым Колвином Р. де Силвой (ныне министр по отрасли плантаций и конституционным вопросам), который предупреждал в 1956 г., что Акт об официальном языке приведёт к созданию двух наций.
‹…›
Идут споры о роли Колвина Р. де Силвы в разработке конституции 1972 г., провозгласившей унитарное государство, отмену предоставлявшего некоторые гарантии меньшинствам раздела 29 Конституции, навязывание сингальского как официального языка и предоставление особого статуса буддизму.
‹…›
Вайтхеспара с успехом воспользовался своим доступом к неопубликованным работам Шана3 о НОФ4. Мы узнаём от него, что в 1993 г., уже накануне смерти, Шан написал, что НОФ стал «антирабочей, антитамильской, контрреволюционной и потенциально фашистской силой
». Конечно, НОФ не согласился бы с этим, но его альянсы с поджигателями войны и националистами этнического большинства делают его весьма похожим на то, что описывает Шан.
‹…›
Когда тамильские партии и молодёжные организации подняли требование самоопределения и формирования нации, Шан утверждал, что тамилы — не нация, так как они (как общность) не соответствуют данному Сталиным марксистско-ленинскому определению нации5. Я вспоминаю дискуссию, которая у меня была с одним юным тамильским активистом в 1970-х. В долгом обмене взглядами с тамильской молодёжью из Джаффны я защищал позицию Шана. Он положил конец этой долгой дискуссии таким заявлением: «Шанмугатхасан может думать, что мы не нация, но я говорю вам, мы, тамилы, думаем и чувствуем, что мы нация
». Это было более чем за пять лет до опубликования «Воображаемых сообществ» Бенедикта Андерсона!
‹…›
Примечания- Посттроцкистская Ланкийская социалистическая (или «самасамаджитская») партия.↩
- ЛСП и ревизионистская Компартия.↩
- Нагалингам Шанмугатхасан (1920—1993), патриарх ланкийского маоизма.↩
- Псевдогеваристский Народно-освободительный фронт.↩
- Не имеют общей «
общности экономической жизни
».↩