Пер. с англ.— О. Торбасов

Национальный вопрос и маоизм на ЛанкеIntroduction by Prof. N. Shanmugaratnam to Ravi Vai theespara’s Theorizing the National Crisis: Sanmugathasan, the Left and the Ethnic Conflict in Sri Lanka, published by the Social Scientists’ Association, Colombo.

2007 г.

Введение к «Теоретическому осмыслению национального кризиса: Шанмугатхасан, левые и этнический конфликт в Шри-Ланке» Рави Вайтхеспары

Кто опубликовал: | 02.02.2021

‹…›

Надараджа ШанмугаратнамМажоритарные националисты представляют национальный вопрос как «проблему терроризма», изгоняя его из той исторической и политической области, к которой он принадлежит. Они выдвинули свой призыв к военному решению в русле «суверенитета и территориальной целостности» мажоритарного унитарного государства и в то же время связали его с так называемой глобальной войной против террора. Ныне официально считается, что главная проблема — это «терроризм», который должен быть побеждён, прежде чем может быть найдено какое-либо «политическое решение».

‹…›

Колвин Р. де Силва, ещё один руководитель ЛСП1, осудил языковую политику «только сингальский» и пророчески вопросил правительство, хочет ли оно единую нацию или две нации, один Цейлон или две страны. Ранее, в первом парламенте после всеобщих выборов 1947 г., эти две левые партии2 были самыми яростными противниками Актов 1948 и 1949 годов, которые лишали прав тамильских работников плантаций.

‹…›

По иронии судьбы, республиканская конституция, из-за которой Челванаягам подал в отставку, была представлена парламенту тем самым Колвином Р. де Силвой (ныне министр по отрасли плантаций и конституционным вопросам), который предупреждал в 1956 г., что Акт об официальном языке приведёт к созданию двух наций.

‹…›

Идут споры о роли Колвина Р. де Силвы в разработке конституции 1972 г., провозгласившей унитарное государство, отмену предоставлявшего некоторые гарантии меньшинствам раздела 29 Конституции, навязывание сингальского как официального языка и предоставление особого статуса буддизму.

‹…›

Вайтхеспара с успехом воспользовался своим доступом к неопубликованным работам Шана3 о НОФ4. Мы узнаём от него, что в 1993 г., уже накануне смерти, Шан написал, что НОФ стал «антирабочей, антитамильской, контрреволюционной и потенциально фашистской силой». Конечно, НОФ не согласился бы с этим, но его альянсы с поджигателями войны и националистами этнического большинства делают его весьма похожим на то, что описывает Шан.

‹…›

Когда тамильские партии и молодёжные организации подняли требование самоопределения и формирования нации, Шан утверждал, что тамилы — не нация, так как они (как общность) не соответствуют данному Сталиным марксистско-ленинскому определению нации5. Я вспоминаю дискуссию, которая у меня была с одним юным тамильским активистом в 1970-х. В долгом обмене взглядами с тамильской молодёжью из Джаффны я защищал позицию Шана. Он положил конец этой долгой дискуссии таким заявлением: «Шанмугатхасан может думать, что мы не нация, но я говорю вам, мы, тамилы, думаем и чувствуем, что мы нация». Это было более чем за пять лет до опубликования «Воображаемых сообществ» Бенедикта Андерсона!

‹…›

Примечания
  1. Посттроцкистская Ланкийская социалистическая (или «самасамаджитская») партия.
  2. ЛСП и ревизионистская Компартия.
  3. Нагалингам Шанмугатхасан (1920—1993), патриарх ланкийского маоизма.
  4. Псевдогеваристский Народно-освободительный фронт.
  5. Не имеют общей «общности экономической жизни».

Добавить комментарий