04.11.2021

Призрак народного единства

Кто опубликовал: | 05.11.2021

Участник праздничного шествия в честь Дня народного единства в Москве в 2017 г. Фото ТАСС

Наступило 4 ноября — День народного (национального) единства. Именно в этот день в 1612 г., как говорят, состоялось окончательное освобождение Москвы от польских интервентов1, что привело в 1613 г., вкупе с избранием Михаила Романова на царство, к окончанию Смутного времени в России. В 2005 г. день 4 ноября стал официальным, праздничным днем в РФ. Инициатива была выдвинута Межрелигиозным советом России в сентябре 2004 г., далее проект закона об этом празднике был внесён в Госдуму2 и подержан конституционным большинством — партией власти — «Единой Россией», а также ЛДПР (КПРФ голосовала против). В 2021 г. в условиях «короны» День народного единства проходит в онлайн режиме3. Обычно же устраиваются массовые мероприятия, ярмарки, шествия (в том числе и партийные), к народу обращается «наш» бессменный Гарант, вручаются госнаграды в Кремле, возлагаются цветы к памятнику Минина и Пожарского на Красной площади и т. д. Все это и так знают. Телевизор-то смотрят. Цель празднования 4 ноября официально звучит примерно так: «…сплотить жителей России независимо от социального положения, национальности или вероисповедания».

О ней, об этой цели, мы ещё поговорим позже, а пока обратимся к историческому контексту праздника. Что, вообще, такое Смутное время? — Смутное время — это одна из сложнейших эпох русской истории, эпоха, наполненная классовыми и политическими противоречиями. В чём его основные причины? — Во-первых, обострение классовой борьбы, связанное с усилением феодального гнета и нарастанием крепостнических тенденций в политике правящего боярско-дворянского сословия. Ещё в 1580 г. при Иване Грозном был отменён Юрьев день, т. е. право крестьянина сменить помещика в конце того или иного года, в 1597 г. при Фёдоре Ивановиче был введён пятилетний срок сыска беглых крестьян, в 1606 г. уже при Василии Шуйском этот срок был увеличен до 15 лет. При Борисе Годунове началось планомерное наступление на права и вольности казачества. Как правило, основная масса казаков изначально происходила из крестьян и холопов (фактически рабов), бежавших от помещиков. С усилением тенденций к окончательному оформлению крепостного права количество беглых, «утекавших» на окраины Московского государства, только увеличивалось. Во-вторых, династический кризис, выражавшийся в том, что династия Рюриковичей пресеклась. В 1591 г. в Угличе при невыясненных обстоятельствах погиб царевич Дмитрий, сын Ивана Грозного от Марии Нагой. В 1598 г. умер еще один сын Ивана Грозного — царь Федор Иванович. После некоторой борьбы трон занял Борис Годунов (1598—1605 гг.). При этом большая часть московской элиты видела в Борисе Годунове выскочку и узурпатора, так что его положение было весьма шатким. Как только появился очередной претендент на московский трон — Лжедмитрий Ⅰ, он же Гришка Отрепьев, московская знать довольно быстро перешла на его сторону. Если говорить про идеологические причины Смутного времени, то народные массы хотели «своего», «доброго царя», который даст им «волю», поэтому они и поддерживали долгое время различных самозванцев. В свою очередь, господствующие сословия мечтали тоже о «своём» царе, при котором они будут главенствовать (повторения времени Ивана Грозного с его опричниной не хотел из них никто).

А что же классовая борьба во время Смутного времени? Вспомним массовую поддержку, которую оказало податное население Лжедмитрию Ⅰ во время его борьбы с Борисом Годуновым в 1604—1605 гг. Ведь не зря московские воеводы дотла разорили Комаринскую волость (до 1627 г. территориально относилась к Брянскому уезду) в 1605 г., чьё население почти поголовно встало на сторону самозванца. Без массовой поддержки самозванец ничего бы не достиг. Несмотря даже на тяжёлое поражение при Добрыничах, которое он потерпел в 1605 г. от московского войска, он всё равно победил. Его поддержали почти все. Лжедмитрий Ⅰ недолго оставался у власти, он был убит в ходе волнений, организованных Шуйскими, в мае 1606 г. в Москве. Царём, соответственно, стал Василий Шуйский.

Наиболее же крупным социальным движением Смутного времени стало восстание Ивана Болотникова в 1606—1607 гг. Социальная база восстания была очень пёстрой: тут и казаки, и мелкопоместное служилое дворянство юго-западных и южных областей Московского государства, недовольное своими непривилегированным положением среди других дворянских корпораций Московского государства, и, наконец, крестьянство. Восстание шло под знаменами нового самозванца — Лжедмитрия Ⅱ. В короткий срок восставшие нанесли несколько поражений царским войскам и подошли к Москве. Правда, здесь удача от них отвернулась: они были разбиты; более того, от восстания отстала значительная часть дворянства. Почему? — Классовые и сословные антагонизмы между дворянством, казачеством и крестьянством. Так, когда восставшие стояли у стен Москвы, Болотников рассылал «прелестные письма» с призывами к московскому чёрному люду, дабы последний поднялся против бояр и дворян. В Путивле (один из центров восстания) казачий «царевич Петрушка» — один из лидеров восстания — вместе со своими казаками сбрасывал дворян и бояр — сторонников Шуйского — со стен крепости. Таким образом, антидворянская и антибоярская направленность восстания налицо. Восстание в итоге было потоплено в крови к концу 1607 г. Последним оплотом болотниковцев была Тула, взятая царскими войсками с огромным трудом.

Идём дальше. Первое ополчение, осаждавшее Москву в 1611—1612 гг., фактически развалилось из-за противоречий между дворянами и казаками. Ополчению Минина и Пожарского, которое пошло осаждать Москву летом 1612 г., мешали казаки. Кстати, в самом ополчении большинство были дворяне и их слуги, имелось также некоторое количество стрельцов и служилых татар. Большая часть «инородцев» Поволжья осталась в стороне. Поэтому говорить о том, что это ополчение было чуть ли не всенародным и многонациональным, совершенно неверно. Один из героев Первого ополчения, который помог и Второму — казацкий атаман Иван Заруцкий — не поддержал избрание Михаила Романова на московский престол и в 1614 г. поднял восстание. Разбит он был только в 1615 г. под Астраханью. Вообще, казацкие отряды бродили по центральной, южной и северо-восточной Руси вплоть до 1620 г., попутно грабя и сжигая дворянские поместья и вступая в боестолкновения с царскими войсками. Самозванцы мелкого масштаба (которых тоже поддерживал в основном «чёрный люд») появлялись то в Пскове, то в Астрахани. Эти города подчинились далеко не сразу после 1613 г. Часть московской элиты в 1611 г. поддержала кандидатуру польского королевича Владислава на московский трон; потом часть представителей знатных боярских родов — «семибоярщина» (в том числе и семья будущего царя Михаила Романова) находились в Москве, которую осаждали войска Первого и Второго ополчения. И это только малая толика сложных и противоречивых событий Смутного времени. Никакого «народного единства» тогда и в помине не было. Зато классовый и сословный интерес превалировал вовсю.

«Э‑э, дорогой автор, 10 дней или 13 дней разница в стилях?» — могут спросить нас. Для ⅩⅦ века актуальна разница в 10 дней. То, что сейчас используют разницу в 13 дней,— это неправильно. Следовательно, 4 ноября — это день, когда ничего-ничегошеньки в 1612 г. не произошло. Тут иной внимательный читатель в недоумении спросит нас: «Автор, а почему ты ничего не говоришь про польско-шведскую интервенцию? Кто же в Москве в 1612 г. сидел? В версии, которую нам приводит официальная пропаганда, об этом напрямую говорится, а ты молчишь!». Да, мы специально заострили внимание на событиях внутренней борьбы в Московском государстве. Почему? — Потому что иностранная интервенция — лишь один из аспектов Смутного времени. Поляки и литовцы (о них «наши» провластные пропагандисты говорят мало) сидели в Кремле с 1611 по 1612 гг. включительно, это, как говорится, факт. Именно от них освобождало столицу Второе ополчение. А теперь про обстоятельства взятия Москвы в 1612 г. Вторым ополчением. В официальных версиях, касающихся празднования Дня народного единства, говорится, что Москва была освобождена 4 ноября по новому стилю (22 октября по старому стилю), когда ополченцы взяли Китай-город. Это не так. Взятие Китай-города — это, конечно, хорошо, но Кремль сдался только 1 ноября по старому стилю или 11 ноября по новому. Правда, на этот счёт у официозных деятелей есть отговорка: 4 ноября — день Казанской иконы божьей матери, она-де помогала Второму ополчению4. Но мы-то знаем, что только в 1623 г. выяснился этот «факт», не раньше. Да и вот вопрос: у нас разве не светское государство? Об этом разве не говорится в Конституции? Мы празднуем официально, на государственном уровне, религиозные праздники? — Как нам кажется, нет.5 Хотя, как известно, бога в Конституции нам уже прописали. Но всё равно светский характер современной РФ пока никто не отменял.

Напомним ещё некоторые другие события польско-шведской интервенции в Московском государстве: в 1611 г. войско польского короля взяло Смоленск, а в 1611 г. шведы изменой захватили Новгород (в нем явно была «прошведская» партия). Польско-литовское дворянство и магнатство поддерживало Лжедмитрия Ⅰ и Ⅱ и т. д. Но всё же главное в Смутном времени — это социально-политическая борьба в Московском государстве. Напомним, кстати, что мир со Швецией был подписан только в 1617 г. (по нему Новгород был возвращен), с Польшей перемирие — в 1618 г., т. е. даже интервенция и война с соседними государствами не кончилась в 1612—1613 гг. А нам рассказывают сказки про избрание царя Михаила Романова, после которого наступили тишь да гладь, божья благодать. Нет, граждане, не наступили.

В чём же состоит основная причина введения в календарь Дня народного единства? — Всё очень просто: российская буржуазная власть всеми силами стремится уйти от другой памятной даты — 7 ноября, от годовщины Великой Октябрьской социалистической революции, праздника, действительно, всенародного во всех смыслах. Именно 7 ноября 1917 г. началась новая эпоха в российской и мировой истории; впервые трудящиеся массы — рабочие и крестьяне — на достаточно долгий срок взяли власть в свои руки (в СССР до 1953 г.), да и ещё на ⅙ части суши. Образовалось первое в мире социалистическое государство — РСФСР и затем СССР. Оно стало примером для многих народов земного шара, вдохновляло их на борьбу со своими и иноземными эксплуататорами (если мы говорим про колонии). Так вот поэтому «наша» власть пытается всеми возможными способами сделать так, чтобы народы РФ забыли эту дату, забыли социалистическую революцию. Именно поэтому и был придуман праздник 4 ноября, день, когда ничего не произошло. «Наша» власть боится повторения октябрьских событий, боится потерять свои богатства, свою собственность.

А как это всё официально обставляется! Например, в этом году мы услышали от Валентины Матвиенко (Председатель Совета Федерации) про «сплочение народа», «всегдашний русский патриотизм», «уникальный национальный характер», «культурную самобытность» и «русский генетический код». А официальные СМИ? — Примерно то же самое6. А Гарант? — То же самое7. А наши медийные персоны? — В том же ключе8. В общем, всё как полагается: шовинизм, безудержный национализм и солидаризм. Последнее слово означает сплочение объективно существующих антагонистических классов при капитализме — буржуазии и пролетариата, класса собственников и наемных работников — в единый кулак или фасцию. То есть, например, сантехник дядя Вася, токарь дядя Слава или нищий учитель Наталья Ивановна из Торжка должны почувствовать свое единение с хозяевами «заводов, газет, пароходов», с олигархами вроде Потанина и Ротенберга (совместить несовместимое, примирить непримиримое). На какой почве? — в данном случае на национальной: «мы же все русские по духу, по культуре» и, конечно, проникнуться подвигом предков ради «новых свершений ради Отечества, оно же для всех одно — Россия». На что это похоже? — Ну, дорогой читатель, ты и сам можешь ответить на этот вопрос — на идеологию «третьего пути» («не нужен нам ни социализм, ни капитализм»), в частности, на Италию времени «замечательного парня» — Бенито Муссолини, который тоже вдохновлялся и вдохновлял всех итальянцев «подвигами и победами предков» — древних римлян. Правда, всё это плохо кончилось для Муссолини и его приспешников. Но не будем о грустном, праздник же всё-таки…

Вот что такое День народного единства. Попытка уйти от 7 ноября, заложив ещё один кирпич в здание идеологии современной РФ, идеологии, буквально пропитанной солидаризмом, идеологии стремительно фашизирующейся. При этом весь исторический антураж: Смута, самозванцы, народные ополчения, Минин и Пожарский, иностранная интервенция и т. д.— не более, чем ширма. Это касается и религиозной оболочки праздника. Цинизм? — Конечно. Но правящий буржуазно-бюрократический класс шел и пойдет на все, чтобы закрепить своё главенствующее положение, в том числе и на идеологическом уровне, на уровне официальной мифологии, не имеющей с реальностью, как правило, ничего общего, ведь трудовой народ нужно примирить любым способом с существующим положением. Смутное время? — Проклятый коллективный Запад. 1917 г.? — Английская разведка и германский генштаб. Зачем вспоминать про неудобные факты… Но одна из задач коммунистов как раз и состоит в историческом просвещении масс в марксистско-ленинском ключе, ибо настоящая история — это история масс, их безмерных трудовых подвигов и достижений, их борьбы за социальное и национальное освобождение. Тогда никакая государственная пропаганда не будет страшна.

Примечания
  1. В России отмечают День народного единства; День народного единства: что мы отмечаем 4 ноября.
  2. День народного единства.
  3. В России отмечают День народного единства.
  4. День народного единства: что мы отмечаем 4 ноября.
  5. Вообще-то, да, хотя бы один — православное Рождество 7 января.— Маоизм.ру.
  6. День народного единства: что мы отмечаем 4 ноября.
  7. Владимир Путин поздравил россиян с Днем народного единства.
  8. Манукян: «Персоны, которые нарушили единство России, отправлены в места заключения»/

Добавить комментарий