Выступления Мао Цзэдуна, ранее не публиковавшиеся в китайской печати. Выпуск пятый: 1964—1967 годы.— М., издательство «Прогресс», 1976.

07.05.1966

Резолюция по «Докладу о дальнейшем развёртывании подсобного сельскохозяйственного производства в армии», представленному Военным советом ЦК КПК и Главным управлением тыла НОАК

Кто опубликовал: | 21.08.2015

Товарищ Линь Бяо!

Я получил доклад Главного управления тыла, который ты мне переслал 6 мая. Считаю, что предлагаемый план очень хорош. Может быть, следует направить этот доклад во все военные округа и просить их немедленно созвать совещания кадровых работников на уровне армий и дивизий для совместного обсуждения, их мнения сообщить Военном совету и представить ЦК для одобрения, а затем выработать соответствующее указание для всей армии. Прошу тебя обдумать это.

Если не вспыхнет мировая война, то армия должна стать большой школой. И даже в условиях третьей мировой войны1 армия, вполне возможно, станет такой большой школой. Кроме боёв, она может вести разные виды работ. Разве такой практики не было во всех антияпонских опорных базах в течение нескольких лет второй мировой войны?2 В этой школе нужно изучать политику, военное дело, культуру, можно также наладить подсобное сельскохозяйственное производство, можно создавать средние и мелкие предприятия, производить на них продукцию для собственных нужд и продукцию для эквивалентного обмена с государством. Военные могут ещё и вести работу в массах, участвовать в движении за социалистическое воспитание на заводах и в деревнях. А когда движение за социалистическое воспитание закончится, то всегда найдётся работа среди масс, которую нужно будет выполнять с тем, чтобы народ и армия были навечно сплочены воедино. Нужно также постоянно принимать участие в битвах в ходе культурной революции, которая призвана осудить буржуазию.

Таким образом, можно сочетать эти несколько видов работы: военное дело и учёбу, военное дело и сельскохозяйственное производство, военное дело и промышленное производство, можно объединить армию и народ. Конечно, нужно соответственно все сбалансировать, нужно видеть главное и второстепенное. Из трёх видов работы — сельское хозяйство, промышленное производство и работа среди народа — та или иная воинская часть может сочетать лишь один или два вида работы, она не может одновременно заниматься всеми тремя видами. Если сочетать военное дело с другими видами работы, то сколь велика будет роль армии, насчитывающей несколько миллионов человек!

То же самое можно сказать и в отношении рабочих. Промышленное производство для них главное, но одновременно им нужно изучать и военное дело, политику, культуру, нужно проводить движение за социалистическое воспитание и нужно критиковать буржуазию. Там, где есть условия, нужно также наладить и подсобное сельскохозяйственное производство, как это делается на нефтепромыслах в Дацине.

Для крестьян, объединённых в коммуны, главное — сельское хозяйство (включая сюда лесоводство, животноводство, подсобные промыслы и рыбоводство). Но им нужно в то же время изучать военное дело, политику, культуру. Когда есть условия, нужно также создавать небольшие предприятия на коллективных началах. И нужно критиковать буржуазию. То же самое относится и к учащимся. Дли них главное — учёба, одновременное овладение различными знаниями: не только гуманитарными науками, но и знаниями в области промышленности, сельского хозяйства и военного дела. Им нужно также критиковать буржуазию. Сроки обучения следует сократить, нужно осуществить революцию в образовании. Такое положение, когда буржуазная интеллигенция господствует в наших учебных заведениях, далее продолжаться не должно.

В отношении работников торговли, сферы обслуживания, партийного и государственного аппарата — везде, где для этого есть условия, следует поступать так же.3

Всё вышеизложенное — не какие-либо новые мысли или открытие. Многие уже давно действуют подобным образом, однако ещё не все и не повсеместно.

Что касается армии, то там это практикуется уже несколько десятков лет, но сейчас нужно ещё активнее внедрять эту практику.

Примечания
  1. Имеется в виду возможная война между СССР и США, которая после Карибского кризиса начала 1960-х была реальной опасностью.— Маоизм.ру.
  2. Имеется в виду движение армии за развитие производства. См. Научиться вести хозяйственную работу (10 января 1945 г.) и В партизанских районах тоже можно заниматься производством (31 января 1945 г.).— Маоизм.ру.
  3. В реальности огромный упор был сделан на организации производительного физического труда для партийно-правительственных функционеров. Хотя Мао совершенно правильно начинает с рабочих (после военных), так как от их усилий в практическом изучении видов умственного труда (политики, управления, культуры и военного дела) — т. н. «социалистическом образовании» — зависело практическое изучение физического труда бюрократами. Субъектом Культурной революции являлись рабочие и др., объектом революции и борьбы являлась бюрократия. См. Замечания на отчёт товарища Чэнь Чжэнжэня о его работе «на месте» (29 января 1965 г.).— Маоизм.ру.

Добавить комментарий