Товарищи, указывающие, что ДНР и ЛНР не следует считать «освобождёнными районами», правы наполовину. Если обратиться, например, к докладу Мао Цзэдуна на Ⅶ съезде КПК в 1945 г., то можно увидеть, что он выделяет не два, а три вида районов: «освобождённые районы
», «районы гоминдановского господства
» и «районах, оккупированные врагом
» (то есть японцами). Ясно, что «народные республики» именно и есть сейчас «районы гоминдановского господства
», а другая часть Юго-Востока Украины оккупирована чужим для его народа и отвергнутым им киевским режимом. Освобождённых районов мы не видим — поскольку явным образом нет коммунистических «8-й и Новой 4-й армий
». Но есть бригада «Призрак», занимающая промежуточное положение между последовательно коммунистическими силами и силами гоминьдановского типа. Поскольку никаких других заявок на левизну ни среди войсковых формирований «АТО» (где в качестве отдельно организованных боевых единиц присутствуют идейные ультраправые), ни среди несуществующих боевых группировок каких-либо «нейтралов» не наблюдается, особое значение — и для поддержки и для критики — имеет манифест бойцов «Призрака».
Комментарии мои.
О. Торбасов
-
Коллективизм и солидарность. Преобладание коллективных интересов над индивидуальными. Совместное принятие решений.
-
Не бойся за шкуру — бойся за честь. Приоритетом мы считаем моральные устои. Боязнь за личную безопасность, материальное благосостояние — не то качество, которое способствует созданию справедливого общества.
-
Дружба народов. У нас нет национальных предрассудков и предпочтений. Мы признаём и всячески укрепляем братскую солидарность абсолютно всех народов мира, считаем, что у нас одни враги, которые разжигают войны, угнетают трудящихся и способствуют вражде между народами. Также мы убеждены, что культура каждого народа важна и особенна. Мы выступаем против либерального варианта мультикультурности. Мы — за сохранение и развитие традиций и особенностей разных народов. Главное, чтобы эти особенности и традиции не провоцировали новых конфликтов.1 Только дружба народов способна прекратить межнациональные распри и уничтожить подстрекателей и спонсоров этих бесчеловечных процессов во всём мире. Считаем себя преемниками интернациональных подразделений, защищавших ценности народных революций в Испании в 1936—1939 годах и в Афганистане в 1979—1989 годах2.
-
Люди, ставшие бойцами бригады, являются представителями труда, а не капитала, защищают свою Родину, и осознанно выступают за создание общества, функционирующего на принципах справедливости.
-
Народовластие. Это то, ради чего Донбасс восстал весной 2014-го года. Мы против захвата власти олигархическими кланами. Именно они виновны в развязывании нынешней войны на Донбассе. Народ должен обладать максимумом властных полномочий. Воюя, мы одновременно выстраиваем основы нового общества — внутри самой бригады и на освобождённых территориях. Мы также выступаем за тесный контакт между военными формированиями и гражданскими. Первые социальные столовые в Новороссии появились благодаря бригаде «Призрак». Гуманитарная помощь населению, проведение различных общественных мероприятий — это тоже одно из направлений деятельности бригады.
-
Народное ополчение. Мы не стремимся к построению регулярной армии по образцу других государств (регулярные государственные армии, какими бы официальными целями ни прикрывались, выполняют приказы правительств, а не народа). Наша цель — создание нового типа вооружённых сил с учётом особенностей менталитета областей Донбасса. Ополчение, то есть вооружённый народ, всегда может противостоять диктатуре — государственной и корпоративной. К безоружному народу правительства и крупные корпорации, защищённые собственными вооружёнными отрядами, могут относиться, как к быдлу. История показывает, что чаще всего и относятся именно как к быдлу. Поэтому ополчение необходимо не только для войны, но и в мирные дни.
-
Добровольный принцип службы. Мы не проводим принудительных мобилизаций. Поэтому к нам приходят те, кто чувствует свою ответственность за родных и близких, кому дорога Родина, те, кто разделяет наши идеи. У нас нет людей, пришедших «заработать денег» или вынужденных служить, чтобы не попасть в тюрьму.
-
Победа в Великой Отечественной войне — фундамент антифашистского движения. Не может быть никакого пересмотра итогов Великой Отечественной в пользу нацистской Германии и её союзников. Мы осуждаем всех тех, кто предпринимает попытки такого пересмотра,— в первую очередь это западные, украинские и российские либералы3 и неонацисты.
-
Внимание к воспитанию молодёжи. Повсеместно в странах, образовавшихся на территории бывшего Советского Союза, молодёжь оказалась брошена. Государства не предлагают ей идейного воспитания, не предлагают общественных идеалов. Отношения между государствами и молодёжью — как между вечно пьяным отчимом и слабыми детьми. Те, кто родился и пожил в независимой Украине, могли в этом убедиться на собственном опыте. Мы знаем, что за молодёжью будущее. Мы понимаем необходимость её культурного, физического и интеллектуального воспитания. Мы берём на себя эту ответственность.
-
Дисциплина. В условиях войны дисциплина — один из основополагающих факторов успешных боевых действий. Без дисциплины военная победа невозможна.
-
Свобода совести. Каждый военнослужащий бригады является неотъемлемой частью коллектива, гордо и с честью несущего боевое знамя народной бригады. Мнения, религиозные верования, политические убеждения являются частным делом каждого члена бригады. Однако они должны объединяться вокруг основополагающих принципов народной идеологии — антифашизма, антиолигархизма и народовластия. Любые человеконенавистнические идеологии (праворадикализм, неонацизм, неофашизм, расизм) являются чуждыми и враждебными для любого бойца бригады.
-
Русский мир. Мы ассоциируем себя с жителями большого Русского мира, который объединяет разность культур, национальностей, языковых особенностей, но имеет общие ментальные черты, враждебен фашизму, нацизму, расизму, имеет собственные бытовые и психологические особенности, которые всегда помогали нам отстаивать нашу Родину и бить врага в самые трудные времена.4 Русский мир — это мировоззрение и мироощущение, дух его носителей. Новороссия — фронт всего Русского мира.
-
Наши принципы имеют общее значение — не может быть отдельного освобождения Донбасса без перемен для Украины и России.5 Мы ведём освободительную борьбу, которая имеет значение не только для Русского мира, но и вообще для всего мира.
- Конечно, это недостаточно глубокий анализ для коммунистов. По существу, это именно либерализм, дозволяющий и освящающий традиции, если только они «
не провоцируют новых конфликтов
». Однако все традиции являются порождением старого, классового, общества, и играют в дальнейшем социальном развитии разную роль. Многие традиции заслуживают того, чтобы против них бороться (вспомним кампанию «сокрушить четыре пережитка» — старое мышление, старую культуру, старые привычки, старые обычаи — в ходе Великой пролетарской культурной революции в Китае), а наиболее хороши для нас революционные традиции, которые именно «провоцируют новые конфликты
». Речь следует вести не о «защите лозунга национальной культуры
», что подобало бы «националистическим мещанам
» (В. И. Ленин, «Критические заметки по национальному вопросу»), а вот о чём: «…Никаких безусловно привилегий ни одной нации, ни одному языку; решение вопроса о политическом самоопределении наций, т. е. государственном отделении их, вполне свободным, демократическим путём
» (там же) и «…Ничто так не задерживает развития и упроченности пролетарской классовой солидарности, как национальная несправедливость
» (он же, «К вопросу о национальностях или об „автономизации“»).↩ - Если авторы понимают вмешательство позднего СССР в Афганистане как «
защиту ценностей народной революции
», то их намерения хороши, но сейчас уже должно быть хорошо известно, что ревизионистские вожди, реставрировавшие капитализм в своей стране, и за рубежом произвели не что иное как социал-империалистическую интервенцию, начав с установления марионеточного режима и подавления неподконтрольных коммунистических сил, а затем на пару с США погрузив страну в многолетнюю и бесплодную гражданскую войну. См., напр., Обзор истории марксистского революционного движения в Афганистане и Организации освобождения Афганистана или соответствующую главу из книги Вилли Дикхута «Реставрация капитализма в Советском Союзе».↩ - Либералы, конечно, не могут пересматривать итоги Второй мировой войны в пользу нацистской Германии, ведь их миропорядок тоже основывается на этих итогах, и в ЕС (особенно, в Польше) с явным неодобрением воспринимают бандерофилию нынешнего киевского режима. Тут авторы погорячились. Но есть другая мощная и реакционная тенденция: уравнение гитлеровской нацистской Германии и сталинского социалистического СССР (см. резолюцию Парламентской Ассамблеи ОБСЕ «Воссоединение разделённой Европы» от 3 июля 2009 г., на которую с удовольствием ссылаются украинские националисты: «
…В двадцатом веке европейские страны испытали на себе два мощных тоталитарных режима, нацистский и сталинский, которые несли с собой геноцид, нарушения прав и свобод человека, военные преступления и преступления против человечества
») — и это действительно ревизия антифашистского единства времён Второй мировой войны, символизируемого установленным недавно в Ливадии памятником «ялтинской тройке» (Черчилль, Рузвельт, Сталин).↩ - Попытка строить социально-прогрессивную концепцию на этнической основе демонстрирует неполный разрыв авторов с национализмом. Антифашизм и коммунизм интернациональны, они вовсе не ограничены неким «Русским миром», как его ни понимать, и не присущи ему в какой-то исключительной или особой степени. Хотя существование русского мира как русскоязычного пространства и как естественно стремящегося к воссоединению русского этноса является таким же фактом, как существование арабской, исламской, латиноамериканской и европейской общностей,— он принципиально не превосходит их или народы вне таких общностей как носитель социального прогресса (сейчас, когда нет социалистического Советского Союза) и не должен так восторженно описываться, если мы хотим избежать ловушки националистического идеализма. Ещё раз подтверждает, что борьба между национализмом и коммунизмом внутри «Призрака» продолжается, недавнее сообщение: «
Благодаря работе комиссара 1-й роты, Тимура, позывной „Фауст“, была пресечена деятельность неофашистской политической организации „Штурмовая рота Феникс“, проводившей свою разрушительную пропагандистскую работу среди бойцов 1-роты 2-го батальона бригады „Призрак“. Буквально в течение недели, комиссар „Фауст“, в беседах с бойцами роты, доказал пагубность политической позиции деятелей этой организации, и на общем собрании 1-ой роты, бойцы постановили изгнать из свои рядов всех принадлежащих к этой неонацистской группировке. Четверо из бойцов, по своей политической неграмотности, входивших в организацию, осознав пагубность неонацизма, отреклись от этих идей и остались служить в отряде. Трое основных организаторов неонацистской группы были разоружены и изгнаны из бригады, по решению бойцов роты и с согласия командования
».↩ - Парадоксально, стремление отстраниться от национализма, отрицая узконационалистические перспективы, прокладывает дорогу для национализма. Эта дорога откроется, если упустить из виду, что ни империалистическая Россия, ни буржуазные «народные республики», ни даже такие их прокоммунистические вооружённые отряды как бригада «Призрак» не освободят украинский народ и пролетариат насильно. Это может сделать только собственное украинское коммунистическое движение, которому предстоит сформироваться. С другой стороны, чтобы принести прогрессивные изменения в Россию, донбасские красные повстанцы должны будут повернуться для начала против консервативных режимов ДНР и ЛНР, заменив их на пролетарско-революционные. Но это было бы крайне несвоевременно, пока эти режимы и Россия действительно защищают суверенитет «народных республик» перед лицом украинской военной агрессии и оккупации. Рано или поздно коммунисты неизбежно приходят к антагонизму с буржуазными патриотами, но не следует закрывать глаза на реально существующее разграничение между этапами национально-освободительной и социальной революций.↩