Пер. с англ.— О. Торбасов

In Defense of Buddhism by Surendra Ajit Rupasinghe // groundviews

30.10.2009

В защиту буддизма

Кто опубликовал: | 26.08.2015

Автор — лидер Компартии Шри-Ланки (маоистской), одной из двух маоистских партий острова.

Будда (Дамбуллэ)

Статуя Будды в пещерном храме Дамбуллэ

Я чувствую настоятельную необходимость выступить в защиту буддизма — поскольку буддизм принижается и эксплуатируется в качестве реакционной политической идеологии политиками недобросовестного сорта. Их влияние серьёзно и внушающе, их политизированная версия буддизма беспрестанно вдалбливается в общественное сознание как особая шовинистическая политическая база, с полным патронажем государства, и, что более важно, как глубинная программа и повестка государства и режима. Это влияние заключалось в том, чтобы усвоить ликование доминирующего, триумфального эго, покорившего угнетённую нацию, суженное, искажённое и обращённое вовнутрь ощущение самости, основанное на воспитании высокомерия и нетерпимости к другим. Мантия дхармы используется для закрепления превосходства одной сингало-буддистской нации, как основы для подчинения всех остальных и удушения всякого инакомыслия. Она используется для возведения на престол идеологии и политики неприкрытого сингало-буддистского шовинистического превосходства. Буддизм используется для возведения на престол вконец коррумпированного, кровавого государства и режима, паразитической, компрадорской капиталистической диктатуры, с беспрецедентным шлейфом массовых, систематических и усугубляющихся нарушений прав человека. Она, под маркой защиты буддизма, отождествляется с государством, нацией, родиной — и режимом! Строительство фундаменталистско-теократического государства в полном разгаре. Вместо узаконивания права на аборт и обеспечение современных медицинских средств как базового человеческого права женщин, чтобы они могли контролировать свои тела и свои жизни, совершаются налёты на нелегальные (а только такие и есть) абортарии. Совершаются налёты на отели и жилища для арестов за «нелегальные» романтические отношения любого вида. Пары преследуют и арестовывают на пляжах и в иных местах, где они ищут уединения. Интернет и кинематограф цензурируются. Фильмы для взрослых под запретом. Устраиваются налёты на незаконные точки продажи алкоголя, в то время как министры качаются в пьяном угаре и мочеиспускаются в публичных местах. Этот буддизм направлен против бедных и угнетённых, ибо у богатых всегда будет доступ к этим правам и привилегиям без каких-либо проблем или государственного преследования. Все эти виды репрессий и контроля осуществляются, чтобы прикрыть явную коррупцию, злоупотребления и полное моральное банкротство государства и его паразитических агентов. Это буддизм в навязанной государством популистской форме, предназначенной угождать самой отсталой и лицемерной публике.

Поясним: всё сказанное — это не критика рядовых буддистов, которые честно практикуют свою веру и убеждения как образ жизни. Огромное большинство из них не представляет, что ими манипулируют как пешками феодально-колониальные политики сингало-буддистского шовинизма ради навязывания, укрепления и увековечивания диктатуры компрадорско-капиталистического класса над их жизнями. Сказанное неукоснительно направлено против той фашистской кучки правящего класса, который узурпирует Будду, дхарму и сангху для закрепления и расширения своей фундаменталистско-гегемонистской власти над всем обществом. Эта фундаменталистско-фашистская кучка опустилась в проведении массовой пропагандистской кампании до возведения на престол президента как верховного монарха — раджано1 — на основе того аргумента, что массы изъявили своё чаяние избавиться от колониальных ловушек буржуазной демократии и вернуться к феодальной эпохе абсолютной монархии. Привет средневековому фундаменталистско-теократическому фашизму под маской буддизма.

Буддизм основан на диалектической логике взаимозависимого возникновения2. Ничто не неизменно. Все формы материи и сознания находятся в постоянном состоянии возникновения и исчезновения. Непрестанное возникновение и разрешение противоречия — это универсальный закон, управляющий всеми вещами и процессами. У каждой причины есть свои следствия, каждое действие вызывает равное противодействие. Как же тогда нам освободиться от этой причинно-следственной цепи и бесконечного страдания в океане сансары? То, что требуется,— это правильное научное понимание законов движения, перемен и превращений, из которых складывается вся действительность, чтобы освободиться от невежества и иллюзий. Соответственно, это учение основано на сознательном личном самоопределении, при котором всякий свободен сознательно и добровольно выбрать свой путь. Буддизм не может быть ни навязан, ни установлен законом. Самая сущность буддизма лежит в отрицании самости и эго через сострадание и благие деяния, направляемые правильным научным пониманием и неизменным чувством смирения. Будда проповедовал учение преодоления всех эгоистических желаний и побуждений, происходящих из включающихся в отчуждённое эго невежества и высокомерия, и всех отрицательных и насильственных страстей, которые они могут развязать. Это делается, чтобы найти человеческое освобождение в учении об универсальном сострадании ко всем существам. Такое состояние ума достигается через его очищение от всех отрицательных, разрушительных импульсов, мыслей и чувств посредством медитации и Благородного Восьмеричного пути постепенного отделения от мирской, материальной жизни и совершения добрых деяний в отношении других. В этом акте бессамостности и преданности просветлению возможно упокоиться в возвышенно и вечно блаженном состоянии нирваны — прекращения всякого противоречия, двойственности и конфликта, сопровождаемом состоянием самого безмятежного, блаженного созерцания бесконечных чудес и загадок природы. Буддизм опирается на поиск истины, учит не обманываться ложью и иллюзиями личной и политической выгоды. Но сегодня буддизм стал средством распространения дьявольской лжи и фатальных иллюзий для защиты и увековечения коррумпированного компрадорско-капиталистического режима и классовой диктатуры, с безвольно подчиняющейся парламентской оппозицией.

Можно не соглашаться с этими доктринальными положениями, заповедями и обещаниями. Можно, как я, заявлять, что путь человеческого освобождения лежит через ведение научной, революционно-коммунистической пролетарской классовой борьбы за избавление Земли от частной собственности и классового деления, чтобы человечество могло жить в солидарности и сотрудничестве, овладевая миром посредством социальной деятельности коллективного сознания. Борьба вокруг философских различий — источник интеллектуальной жизни. Но мы не можем позволить никому произвольно извращать подлинную суть какой бы то ни было философии из подлых и лживых политических соображений. Быть может, придёт время, когда подлинные стражи храма3 — угнетённые массы — поднимутся против всех самозванцев и сметут накопившуюся кучу гнили. Над пеплом и руинами скопившихся обманов и грязных паразитических привилегий они построят подлинный храм универсального научного просветления, посвящённый освобождению всего человечества, где подлинное учение о солидарности освободит всех людей на Земле от цепей собственности, невежества и рабства.

Можно спросить, по какому праву я претендую выступать в защиту буддизма, если я оказался крещён как католик, а теперь преобразовался в коммуниста-маоиста. А я оборочусь и скажу, что все великие философии, все великие прокладывающие новые пути идеологические системы, все достижения науки и искусства принадлежат всему миру. Это великое и бессмертное наследие человеческого просвещения и достижений не должно быть ни исключительной привилегией, ни святилищем никакого популиста-политикана, самозваного музейного смотрителя, но должно принадлежать тем, кто боролся за научное просветление и имел смелость выступить за истину. Кроме того, не нашлось буддиста, который имел бы убеждённость и смелость выступить против такого нарушения дхармы ради политической выгоды. Тем, кто усомнится в моих полномочиях, я рад сказать: Давайте и правда присядем и обсудим какие-то из этих вопросов, только открыто и публично, а, как хотелось бы надеяться, не тем тем образом запугивания и террора, которым осуществляется государственная политика в отношении всякого серьёзного и обоснованного несогласия. Хороший буддист будет культивировать несогласие и различие в поиске универсальной истины, в духе интеллектуальной вовлечённости и диалога, будучи привержен человеческому освобождению. Он не будет претендовать на абсолютную монополию на истину. Он не нарушит дхарму, навязывая политическую догму и повестку во имя буддизма под дулом пистолета. Пусть будет объявлено властям любого оттенка и в любых одеждах, что люди не постоят за ценой! Истина взойдёт и освободит нас всех! Вот почему есть необходимость подняться на защиту буддизма.

Примечания
  1. Предыдущего президента, Махинду Раджапаксе славили как «Маха-Раджано» — здесь и далее прим. переводчика.
  2. Прати́тья-самутпа́да.
  3. Стражи храма — вероятно, понятие из популярной на Шри-Ланке теософии.

Добавить комментарий