Всё ещё верим

02.03.2023

Всё ещё верим

Кто опубликовал: | 21.03.2023

Так много вопросов, на которые приходится отвечать самому. Углубляться, отрезать по кусочку, каждый возвращать на место, и сшивать всё обратно. Казалось бы, пользы от поиска ответов никакой. Если бы… если бы не гравитационная необходимость познания. Себя. Окружающего. И того, что незримо между.

Первый вопрос: «Почему и как люди из соседней страны, территориально частью которой Донбасс был ещё девять лет назад, стали сторонниками национализма?». Нет, не в течение последнего года, а за весь пост-переворотный период. Как эта ржавчина проникла в народную твердь? Для меня тут важными стали три идеологических фактора — разжижение, опустошение и замещение. Как это работает? Прежде всего, главную роль играет развлекательно-игровой фактор (ага, почти как в школе). Если вы вспомните медийную среду Украины с начала 2000‑х до середины 2010‑х, то это было засилье различных политических ток-, а потом и реалити-шоу. К примеру, выборы тогда превратились в живую «Игру Престолов», которая засасывала в свою спираль всех и вся. Появилось новое гиперпространство, породившее сотни политических медиа-симулякров. Параллельно головы людей насыщали всякими «Сватами», «Талантами» и «Кварталами». И каждый проект старался выглядеть креативно, оригинально и… «свободно». Хотя вся эта жижа для потребителей, по сути, занималась всего одним — размягчением восприятия зрителя-народа. Приучала его к нестандартности в подходе к жизни.

Донбасс в этой битве «креативщиков» всегда проигрывал. Своей забронзовелостью. В частности, в вопросе подачи информации. Советская «бронза» СМИ была просто непробиваема. Наверное, поэтому мы слабо включались во все инновационные медиа-подходы. Работать нужно было. Работать, работать и ещё раз работать. Нас вполне устраивало наше советское прошлое с его «трудовыми славами». И что-то как-то не особо заходили «вышыванкы», «кавьярни» и «виночкы». Нелепо оно всё смотрелось. Как кружевные трусы на проходческом комбайне. Но речь всё же пока не о нас.

«Бронзовелость» на Украине разжижили юмором, панибратски народными сериальчиками и ток-шоуностью. Опустошили массовое сознание для (см. выше) веночков, вышиванок и эуропейского будущего. Мягонько подсунули пластик с «квиточками» вместо недавнего прошлого — советских героев, ДнепроГЭС, «Южмаша» и аграрно-промышленного достояния. Скажем так, «заспивалы» людям головы. Это уже вторая стадия — опустошение.

А вот дальше… дальше началось самое безумное, что могло быть. Замещение методом той же креативности «советской бронзы» на хлебосольные рушнички нацизма. Как? Да всё тем же методом креативной жижи. Сначала с шуточек, что они — бандеровцы. А потом смех*ёчки переросли в самоутверждение. Стоит только посмотреть на все эти удивительно творческие акции, коктейль-меню с «Горловской Мадонной» и «Аллей Ангелов», кексы с портретами матерей погибших российских солдат. Это уже высшая точка сейчас, а начиналось со «Спасибо жителям Донбасса за…». Ну, вы же помните, да?

Так получилось на Украине и с эстетикой Вермахта/Третьего Рейха. Через протест против советской «бронзовелости», шуточек, принятия ненужности и до настоящего нацистского пафоса «Азова». Теперь это уже выхолощенная, отполированная, насыщенная жертвоприношениями националистическая эстетика в 4К‑качестве. Такой вот прыжок — от потребительства к нацизму. Вначале игра, а потом стирание её границ и воплощение в жизнь. У вас ещё остался вопрос зачем Украине всё это время нужна была война и враг? Это было выгодно для перепрошивки улыбок в оскалы через слёзы.

Второй вопрос: «Почему идейная составляющая Донбасса не столь ярка и притягательна для широких народных масс Украины?». Лично для меня она всегда заключалась в нашей умеренности. Вернее, стеснительности. Да, в некоторой степени мы привержены той самой «бронзе», но и верны святым для нас принципам — памяти жертв советского народа в Той-Самой-Войне, уважению разных народов, почтению к тяжёлому труду. Не в донбасской традиции глумиться над чьим-то горем, гримасничать и превращать горе в шоу. Нам свойственней промолчать, отвернуться или пройти мимо. Но не зубоскальничать, как это делает развлекательно-игровая украинская креативная общественность.

Сколько помню даже себя — во мне никогда не было стремления кому-то и что-то навязывать и над кем-то насмехаться. Да, мог предпринимать тщетные попытки что-то объяснить, переубедить, привести доводы и воззвать к общечеловеческим принципам гуманизма. Даже в своей, ещё довоенной, среде творческих людей мне было как-то стеснительно говорить, что люблю Донбасс. «Ну, что тут можно любить?» — хмыкнули бы они и пошли бы осваивать европейские образки массовой культуры. И вроде, как думал — а зачем людям объяснять какие-то, и так понятные, принципы? Но прошло лет десять и оказывается… не во всём СССР был Голод, а был Голодомор Украины. Оказывается, многонациональный народ Донбасса жил на украинской территории все 300 с лишним лет. Что не было никаких южнорусских земель, а всё это принадлежало «козакам». Откуда это всё взялось в людях? Вроде бы умных, начитанных и понимающих. Откуда? Мягкая экспансия «квиточковости». И вот сейчас уже понимаешь, что нужно было с друзьями проговаривать основополагающие вещи, в том числе, истории и культуры. Всё, что осталось в их головах,— школьные вбросы украинскости, на которые наложилась современная среднеклассовая «креативность» Украины.

Именно наше извечное терпение и понимание сыграло с нами злую идеологическую шутку. И, пока Украина варилась восемь лет в своём 95 квартале, мы всё дальше уходили в патриотическом стеснении говорить о войне, о жертвах, о бедах. Но! Благодаря своему упрямству (следованию своим «бронзовым принципам») мы, в конечном счёте, на уровне идеологии остались больше Людьми. Не опускающимися до уровня глумления, хотя и можем злопамятствовать. Не прибегаем к тому, чтобы устраивать перфомансы с отрубаниями голов символам Украины. Мы всё ещё верим, что разжиженные, опустошённые и замещённые головы можно вымыть и очистить. Мы всё ещё думаем, что сильнее западных психотехнологий. Что милосердием можно излечить чужие души. Но… мягкость души, как правило, принимают за мягкость тела. Значит, придёт время для подтверждения крепости нашей «бронзовости». Она ведь не ржавеет.

Добавить комментарий