Пер. с кит.— О. Торбасов

01.06.1966

Выметем всю нечисть!

Кто опубликовал: | 30.03.2023

Вероятно, автором был руководитель рабочей группы Чэнь Бода, который 31 мая 1966 г. сменил У Лэнси во главе газеты.

Маоизм.ру

Выметем всю нечисть!

«Выметем всю нечисть!», хунвэйбиновский плакат, 1968 г.

В социалистическом Китае, население которого составляет четверть мирового, происходит подъём Великой пролетарской культурной революции.

На протяжении последних месяцев, в ответ на боевой призыв Центрального комитета Коммунистической партии Китая и Председателя Мао, сотни миллионов рабочих, крестьян и солдат и огромное множество революционных кадров и интеллигентов, вооружённые идеями Мао Цзэдуна, вымели орды нечисти, окопавшейся на идеологических и культурных позициях. Подобно стремительной и яростной буре они разбили духовные оковы, которые много лет навязывали их умам эксплуататорские классы, разгромив буржуазных так называемых «специалистов», «учёных», «авторитетов», «основоположников» и полностью лишив их былого престижа.

Председатель Мао научил нас, что после того, как социалистическое преобразование системы собственности в основном завершено классовая борьба в Китае не прекращается. Он сказал:

«Классовая борьба между пролетариатом и буржуазией, классовая борьба между различными политическими силами, классовая борьба между пролетариатом и буржуазией в области идеологии остаётся длительной, развивается зигзагообразно, а временами принимает даже весьма ожесточённый характер. Пролетариат стремится преобразовать мир согласно пролетарскому мировоззрению, а буржуазия — согласно буржуазному. В этой области вопрос „кто кого“ — социализм или капитализм — ещё по-настоящему не разрешён»1.

Со времени освобождения нашей страны шестнадцать лет назад классовая борьба между пролетариатом и буржуазией в области идеологии приняла крайне ожесточённый характер. Нынешняя великая социалистическая культурная революция и есть продолжение и развитие этой борьбы. Эта борьба неизбежна. Идеология пролетариата и идеология всех эксплуататорских классов в корне противоположны и не могут мирно сосуществовать. Пролетарская революция — это революция, имеющая целью упразднение всех эксплуататорских классов и всех систем эксплуатации; это самая радикальная революция, имеющая целью постепенное устранение различий между рабочими и крестьянами, между городом и деревней, между умственным и физическим трудом, и она не может не вызывать самого упорного сопротивления эксплуататорских классов.

Главный вопрос революции есть вопрос о политической власти. Из всех областей надстройки — идеологии, религии, искусства, права, политической власти — в самом центре стоит политическая власть. Есть политическая власть — всё есть; нет политической власти — всё потеряно. Поэтому после захвата пролетариатом власти, как бы сложно ни приходилось, никогда не следует забывать о политической власти, никогда не следует забывать о направлении и никогда не следует упускать центральный вопрос. Забывать о политической власти значит забывать о политике, забывать о фундаментальных положениях марксизма. Впавшие в экономизм, анархизм, утопизм — это запутавшиеся люди. В конечном счёте, классовая борьба между пролетариатом и буржуазией в идеологической области — это борьба за верховенство. Оружие эксплуататорских классов у них отнято, печати2 народом отобраны, но в головах ещё остаются реакционные идеи. Мы свергли их власть и изъяли их собственность, но это никоим образом не означает, что мы также изъяли реакционные идеи из их умов. Эксплуататорские классы тысячелетиями правили трудящимися, они монополизируют культуру, созданную трудящимися, и в свою очередь используют её, чтобы обмануть, одурачить и одурманить трудящихся, чтобы укрепить свою реакционную власть. Тысячи лет их идеи господствовали и оказывали на общество широкое влияние. Не примирившись со свержением их реакционного правления, они неизменно пытаются воспользоваться своим прошлым влиянием, чтобы подготовить общественное мнение к политической и экономической реставрации капитализма. Непрерывная борьба на идеологическом и культурном фронте в течение шестнадцать лет после освобождения вплоть до разоблачения нынешних чёрных антипартийных и антисоциалистических линий всяческих «сёл трёх»3 именно и была борьбой между реставрацией и контрреставрацией.

В период буржуазной революции буржуазия, чтобы захватить власть, сначала провела идеологическую подготовку и осуществила буржуазную культурную революцию. Буржуазная революция предполагает замену одного эксплуататорского класса другим, и то это потребовало многократных повторений, прошло через множество переворотов, борьбу между реставрацией и контрреставрацией. Во многих европейских странах буржуазная революция, от идеологической подготовки до захвата власти, заняла сотни лет. Пролетарская революция — это революция, которая полностью покончит с эксплуататорским строем, и невозможно представить, чтобы эксплуататорские классы покорно позволили пролетариату лишить себя всех привилегий и не желали восстановить своё господство.4 Они не утратили жизни и воли, поэтому неизбежно будут, как указал Ленин, с десятикратной яростью стремиться к восстановлению своего утраченного рая.5 Тот факт, что хрущёвская ревизионистская клика узурпировала руководство в партии, армии и государственном аппарате Советского Союза, является крайне серьёзным уроком для пролетариата всего мира. В настоящее время в Китае эти представители буржуазии, эти буржуазные «научные авторитеты» как раз и мечтают о реставрации капитализма. Хотя их политическое правление свергнуто, они всё ещё отчаянно пытаются удержать свой так называемый академический «авторитет», сформировать общественное мнение для реставрации, оспаривая у нас народные массы, оспаривая молодёжь и будущие поколения.

Антифеодальная культурная революция, которую вела буржуазия, закончилась захватом ею власти. Пролетарская культурная революция — это культурная революция, направленная против идеологий всех эксплуататорских классов. Эта культурная революция совершенно отлична по характеру от буржуазной культурной революции. Только после того, как пролетариат захватывает власть и получает политические, экономические и культурные предпосылки, открывается широкий путь для культурной революции такого рода.

Пролетарская культурная революция призвана полностью уничтожить старые идеи, старую культуру, старые обычаи и старые привычки, которыми эксплуататорские классы отравляли умы народа на протяжении тысячелетий, создать в широких народных массах современные, пролетарские новые идеи, новую культуру, новые обычаи и новые привычки. Это небывалое в человеческой истории великое дело преобразования общества. Всё наследие, все привычки и обычаи феодалов и буржуазии должны быть подвергнуты тщательной критики с позиций пролетарского мировоззрения. Потребуется время, чтобы искоренить из жизни народа дурные привычки старого общества. Однако опыт после освобождения показал, что если массы будут полностью мобилизованы, если будет проводиться линия масс и изменение обычаев станет действительно широким массовым движением, то результаты могут быть достигнуты очень быстро.

В то время как буржуазная культурная революция служит только меньшинству новых эксплуататорских классов, и в ней могут участвовать немногие, пролетарская культурная революция служит широким массам трудящихся и соответствует интересам подавляющего большинства трудящихся. Поэтому она способна привлечь и сплотить широкие массы трудящихся. Буржуазные просветители неизменно смотрели на массы свысока, относились к ним как к тёмной толпе, а себя считали естественными правителями народа. Им в корне противоположны идейные пролетарские революционеры, они беззаветно служат народу, а их цель — пробудить народное сознание и бороться за интересы подавляющего большинства народа.

Буржуазия, со своим низменным эгоизмом, неспособна подавить свою ненависть к народным массам. Маркс сказал:

«Своеобразный характер материала, с которым имеет дело политическая экономия, вызывает на арену борьбы…6 самые яростные, самые низменные и самые отвратительные страсти человеческой души — фурий частного интереса»7.

Буржуазии остаётся такой и после свержения.

Великая пролетарская культурная революция, совершившаяся у нас, в Китае, по своим масштабам не знает себе равных в истории8, её громадная мощь и яростный напор, бурлящая в этом движении безграничная мудрость трудового народа далеко за пределами воображения буржуазных господ. Факты красноречиво доказали, что, как только идеи Мао Цзэдуна овладели массами, они стали духовной атомной бомбой безграничной силы. Нынешняя великая культурная революция значительно способствует продвижению социалистического дела китайского народа, а также повлияет на настоящее и необозримо далёкое будущее всего мира.

Грандиозная культурная революция в нашей стране приводит в смятение и панику империалистов, современных ревизионистов и реакционеров всех стран. Они то ударяются в мечтания, говоря, что наша культурная революция будто бы демонстрирует, что китайские грядущие поколения питают надежды на «мирный переход»; то впадают в отчаяние, говоря, что всё показывает, что власть компартии по прежнему весьма прочно; то оказываются в полной растерянности, говоря, что никогда не будет такого «китаеведа», который всегда смог бы верно судить о том, что же происходит в Китае.9 Дорогие господа, ваши фантазии неизменно идут вразрез с ходом истории. Развитие и триумф нынешней великой пролетарской культурной революции, не имеющей параллелей в истории человечества, прозвучал похоронным колоколом не только по остаткам сил капитализма на китайской земле, но и по империализму, современному ревизионизму и всей реакции. Ваши дни сочтены.

Озарённые светом великих идея Мао Цзэдуна, доведём до конца пролетарскую культурную революцию. Её победа непременно ещё более укрепит диктатуру пролетариата в нашей стране, обеспечит доведение до конца социалистической революции на всех фронтах и успешный переход от социализма к полному коммунизму!

Примечания
  1. Мао Цзэдун. О правильном разрешении противоречий внутри народа / Мао Цзэдун. Избранные произведения, т. 5.— Пекин, Издательство литературы на иностранных языках, 1977.— с. 493.— здесь и далее прим. переводчика.
  2. То есть властные прерогативы.
  3. «Записки из села трёх» (кит. 三家村杂记) — так называлась колонка в журнале «Цяньсянь», которую в 1961—1966 гг. вели Дэн То, У Хань и Ляо Моши. С развёртыванием Культурной революции колонка за выпады против Мао была раскритикована, в частности, в статье Яо Вэньюаня «О реакционной сущности „Вечерних бесед у подножия Яньшань“ и „Записок из села трёх“».
  4. Некоторые индийские и западные источники приводят этот отрывок как цитату из Мао Цзэдуна, но сам Мао говорил: «Когда 1 июня была захвачена власть в „Жэньминь жибао“, ЦК послал туда рабочую группу, которая опубликовала передовицу „Выметем всю нечисть!“». Конечно, автор мог дать раскавыченную цитату из Мао, но в здесь же присутствует цитата из Мао и цитата из Маркса и обе явно обозначены как цитаты.
  5. Неясно, имеются ли в виду какие-то конкретные слова Ленина, а нечто подобное он говорил неоднократно. Например, в «Детской болезни „левизны“ в коммунизме»: «Диктатура пролетариата есть самая беззаветная и самая беспощадная война нового класса против более могущественного врага, против буржуазии, сопротивление которой удесятерено её свержением (хотя бы в одной стране) и могущество которой состоит не только в силе международного капитала, в силе и прочности международных связей буржуазии, но и в силе привычки, в силе мелкого производства».
  6. В русском переводе здесь: «против свободного научного исследования».
  7. К. Маркс. Капитал, т. Ⅰ. Предисловие к первому изданию.
  8. Цит. по: Идейно-политическая сущность маоизма.— М.: «Наука», 1977.
  9. В связи с этим примечателен ответ политтехнолога Глеба Павловского на вопрос Дара Жутаева, что тот думает о маоизме, заданный в 2021 г.: «Увы, ничего не думаю о маоизме. Китай всё равно никто не поймёт извне».

Добавить комментарий