«Филиппинский революционный веб-центр» перепечатывает интервью, взятое редакционным комитетом «кайтс» у председателя-основателя Хосе Марии Сисона.
Редакционное предисловие
В сентябре 2022 г. «кайтс» имел удовольствие интервьюировать Хосе Марию Сисона1, председателя-основателя Коммунистической партии Филиппин (КПФ), которая была основана в декабре 1968 г., а затем создала и руководила Новой народной армией в народной войне, развёрнутой в марте 1969 г. В 1974 г. Сисон был схвачен диктатурой Фердинанда Маркоса и пережил годы истязаний и одиночного заключения, прежде чем был освобождён в 1986 году после свержения диктатуры Маркоса. В 1988 г. Сисон был вынужден искать убежища в Нидерландах после того, как реакционное филиппинское правительство отменило его паспорт, пока он был в рубежной поездке с выступлениями.
С 1992 года Сисон получил от голландского Госсовета признание как политического беженца, и с тех пор пользовался защитой принципа запрещения высылки по Женевской конвенции о статусе беженцев и статье 3 Европейской конвенции по правам человека, что предотвращает его депортацию на Филиппины и любую третью страну.
Пока народная война продолжалась, а её базовые причины усугублялись, Сисон неоднократно сталкивался с попытками юридических преследований и репрессий в течение своей вынужденной ссылки: он боролся и разгромил в голландской судебной системе измышлённые обвинения в множественном убийстве, которые выдвигались против него в 2007 году,— обвинения, которые инспирировались США и филиппинским режимом Арройо. В дальнейшем Сисон выиграл отдельное дело в Европейском суде, чтобы его имя было убрано из террористического списка ЕС, куда оно было добавлено в 2009 г. Как он рассказал «кайтс» при подготовке к этому интервью: «Я чист с правовой точки зрения и нет препятствия моей свободе мысли и выражения
». Вопреки попыткам подавить его политическое мышление и деятельность, Сисон оставался весьма активен как общественный интеллектуальный деятель, выступая против империализма и в защиту социалистического дела, а также служа главным политическим консультантом Национально-демократического фронта Филиппин. Сисон живёт в Утрехте в Нидерландах со своим товарищем и женой Хулией де Лимой, в окружении сообщества сторонников и друзей из филиппинского национально-демократического движения.
-
Сейчас важный момент для проведения этого интервью: новая администрация Маркоса — Дутерте, связывающая два реакционных и деспотичных режима, сделала народную войну на Филиппинах ещё более уместной и настоятельной вопреки завываниям защитников старой системы. По всему миру революционерам и тем, кто стремится быть революционерами, есть чему поучиться у более чем полувека революционного преобразования, борьбы, движений по исправлению, а также дисциплины и решимости революционного народа, рождающихся на Филиппинах, у его авангарда, Коммунистической партии Филиппин, её Новой народной армии и Национально-демократического фронта Филиппин.
Товарищ, мы хотим начать с написания Вами «Филиппинского общества и революции» (ФОР) более пятидесяти лет назад, которое, в нашем понимании, было всеобъемлющим введением в филиппинское революционное движение для понимания базовых проблем филиппинского народа и его решимости в народно-демократической революции. Для тех из нас, кто живёт за пределами Филиппин, ФОР служит образцом марксистского исторического материализма. Как было связано написание ФОР с воссозданием Коммунистической партии Филиппин (КПФ) в 1968 году? Сколько продолжались исследования и работа над книгой? Какова была связь между осуществлением этого проекта и разрывом с ревизионистской Партидо комуниста нг Пилипинас (ПКП) во главе с кликой Лава?2
Мои исследования истории и общественного состояния филиппинского народа и старой Компартии Филиппинских островов3 начались во второй половине 1950‑х. Когда для нас с товарищами в 1966 году пришло время отделиться от ревизионистской клики Лава, стоявшей у руля старой партии, мы отдали приоритет разработке документов по исправлению линии, «Исправить ошибки и перестроить партию», устава КПФ и «Программы народно-демократической революции» в целях воссоздания КПФ 26 декабря 1968 г.4
После воссоздания КПФ я сразу, в мае — августе 1969 года, продолжал исследования и написание «Филиппинского общества и революции» (ФОР). Эта работа была настоятельно нужна для разработки истории, проблематики и революционной программы КПФ, пролетариата и всего народа. Я дал товарищам почитать и покритиковать черновики до октября и в последнюю неделю того месяца ФОР были готовы для мимеографической печати глава за главой центральным издательством КПФ.
ФОР завершили закладывание идеологического и политического основания для пересоздания КПФ и возобновления народно-демократической революции через затяжную народную войну. Мы полностью перехватили революционную инициативу у ревизионистской клики Лава, выпустив такую книгу по истории филиппинского народа (глава 1), фундаментальным проблемам народа (глава 2) и народно-демократической революции как решении (глава 3) и основав Новую народную армию 29 марта 1969 г.
-
Вы установили, что современная филиппинская нация оформилась в процессе испанской колонизации и сопротивления этой колонизации, описав «
великую революционную традицию среди филиппинского народа
». Каково наследие этой великой революционной традиции в современном революционном движении на Филиппинах?Мы обязаны филиппинской революции 1896 года наследием революционной борьбы филиппинского народа за национальную независимость против колониализма и за демократию против феодализма и средневековщины. Но эта старая демократическая революция, возглавляемая либеральной буржуазией, потерпела поражение от агрессивной войны, развязанной империализмом США с 1899 года под предлогом помощи правительству Агинальдо5 против испанского колониализма.
КПФ призвала продолжить борьбу филиппинского народа за национальное и социальное освобождение как новую демократическую революцию под классовым руководством уже не либеральной буржуазии, а рабочего класса в созвучии с всемирной эпохой современного империализма и мировой пролетарской революции. Цель новой демократической революции — нанести поражение империалистическому господству и местным экслуататорским классам крупных компрадоров, помещиков и бюрократов и идти дальше, к социалистической революции.
-
Как продолжающееся сопротивления филиппинских масс колонизации и империализму — от Испании до США, Японии, снова США, а теперь и США и Китая — повлияло на развитие революционного и коммунистического движения?
Последовательное иностранное господство над Филиппинами испанского колониализма, японской фашистской оккупации и империализма США плюс недавнее размещение китайским империализмом военных баз в Западно-Филиппинском море создало ряд затруднений, вредных для филиппинского народа, особенно трудящихся масс рабочих и крестьян. Но в то же время филиппинский народ также глубоко и всесторонне научился вести революционную борьбу против этих иностранных чудовищ.
КПФ и другие революционные силы филиппинского народа выучили и извлекли из этой борьбы так много, что они оказались способны построить вооружённое революционное движение национального масштаба, тесно связанное с трудящимися массами рабочих и крестьян. После 53 лет непрерывной борьбы филиппинская революция набрала беспрецедентные силы, превосходящие уровень, достигнутый ранее с Филиппинской революцией 1896 года.
-
Как вы пришли к выводу, что Филиппины — полуколониальное и полуфеодальное общество, а три его фундаментальных проблемы — империализм, феодализм и бюрократический капитализм? Чем этот анализ отличался от анализа клики Лава?
Филиппины остаются полуколониальными, поскольку они ещё не осуществили полной национальной независимости. С номинального предоставления независимости в 1946 году империализм США всегда обеспечивал — через неравные договоры и соглашения,— чтобы Филиппины в политическом, экономическом, культурном и военном отношениях оставались подчинены его диктату. Филиппинские эксплуататорские классы и их правящая система подчинены империализму США вопреки национальным и демократическим правам филиппинского народа.
Филиппины также остаются полуфеодальными в экономическом и социальном отношениях. Феодальные и полуфеодальные отношения сохраняются. Фактически, феодальные отношения помещиков и арендаторов охватывают больше бедных крестьян, рабочих ферм и земель, чем полуфеодальные отношения на плантациях под управлением агрокорпораций, у которых есть ограниченное число сельхозрабочих на регулярной зарплате, а низкооплачиваемых сезонных сельхозрабочих они нанимают только в пиковые сезоны сбора урожая. В целом, филиппинская экономика управляется скорее связкой крупных компрадоров и помещиков, классом промышленных капиталистов, несмотря на доминирование товарной системы производства и распределения с ⅩⅨ века.
Лаваистские ревизионисты не могли понять, как сначала Мао, а потом я объясняли, что империализм или иностранный монополистический капитализм использовал феодализм в качестве социальной базы. Множество людей, ввергнутые в бедность феодальными и полуфеодальными отношениями, служат обеспечению дешёвым трудом всякого предприятия иностранных инвесторов или крупных компрадоров, производят дешёвое сырьё и экзотические фрукты на экспорт, потребляют промышленные товары из империалистических стран и так далее. Подобно монголам, испанские колониалисты и штатовские империалисты восполняли нехватку персонала использованием марионеток среди местных правителей. Это должно легко объяснить, как империализм пользуется феодализмом в качестве социальной базы.
Иностранное правление на Филиппинах всегда опиралось на местных марионеток, от центрального уровня до местного. Так что при полуколониальных условиях иностранный правитель использует политиков на базе помещичьего класса, чтобы управлять всей страной. Это показывает, что помещики, так же как связанные с ними крупные компрадоры, помогают империализму США править страной. Таким образом вы легко можете увидеть, что помещики и крупные компрадоры составляют реальную базу империализма.
-
Как Вы полагаете, почему фундаментальный анализ Филиппин как полуфеодальной и полуколониальной страны остаётся верным, несмотря на крупные социальные и экономические преобразования с того времени, когда Вы написали ФОР, и почему для некоторых это спорно? Поменялось ли что-то — и что — в материальном базисе филиппинского общества с написания ФОР?
Я уже сказал, что Филиппины остаются в политическом отношении полуколониальными или, если хотите, неоколониальными, весьма далёкими от полной независимости и в основном подчинёнными империализму США. Теперь обратим внимание на экономическую и социальную полуфеодальность. Позвольте процитировать отрывок из моей статьи «Полуфеодализм на Филиппинах», чтобы дать вам начальное представление о полуфеодализме, а потом прошу прочитать её полностью:
«Сельское хозяйство, промышленность и сектор услуг на Филиппинах в своём функционировании в той или иной степени зависят от импорта средств производства, так же как и полуфабрикатов. Это механическое, электромеханическое и электронное оборудование, топливо, металлы, химикалии и сельскохозяйственные ресурсы. Они требуются для оптимизации производства в полуфеодальной экономике.
Импорт этих средств производства оплачивается за счёт экспорта определённых сельскохозяйственных культур, минеральных руд, полуфабрикатов и дешёвого труда в виде живых мужчин и женщин. Однако этого никогда не было достаточно, поэтому существует многолетний и растущий торговый дефицит, который оплачивается увеличивающимся внешним долгом и прямыми инвестициями, которые только закрепляют и усугубляют проблему.
Филиппинам недостаёт промышленной основы, чтобы считаться индустриальной капиталистической страной, несмотря на безосновательную претензию буржуазных экономистов на превращение в новоиндустриализированную страну. Филиппины богаты минеральными ресурсами, но они просто извлекаются и экспортируются в индустриальные капиталистические экономики. Здесь нет развитой металлургии за гранью первичной обработки или простой добычи минеральных руд и нет мощностей для производства стали и других основных металлов, станков, точных инструментов и других основных средств промышленного производства.
Все отрасли промышленности (добыча полезных ископаемых, строительство, очистка импортированной сырой нефти, сборка автомобилей и судов, сборка электроники, производство цементы, химикалий и удобрений, предметов одежды, промышленная обработка продуктов питания и напитков, формовка импортных пластин, труб и стержней из стали и других металлов и т. д.) сильно зависят от импортируемого электромеханического оборудования, топлива и предобработанных за рубежом компонентов. За последние десятилетия импортируемые промышленные ресурсы включили в себя компьютеризированные инструменты, зависящие от дорогостоящего программного обеспечения и прочей серьёзно защищённой «интеллектуальной собственности», такой как патенты, которые контролируются империалистическими фирмами, чтобы предотвратить неуполномоченный перенос технологий.
То, что выдаётся за обрабатывающую промышленность в области электроники и транспортного оборудования (автомобили, тракторы, мотоциклы и суда), есть просто сборка готовых частей и компонентов из-за рубежа. То, что выдаётся за судостроение, есть в основном сварка частей, предобработанных за рубежом. То, что выдаётся за сталепромышленность, есть просто формовка импортных металлических пластин, труб и стержней.
Отношения производства наилучшим образом описывают полуфеодальный характер филиппинского способа производства. Главный правящий класс уже не традиционный помещичий класс феодальных времён, получающий ренту. Это компрадорская крупная буржуазия, главный финансовый и торговый агент иностранного монополистического капитализма, владеющий крупными банками, экспортно-импортными компаниями, супермаркетами, строительством, компаниями недвижимости и т. п. В то же время она владеет крупнейшими асиендами и связанным с ними агробизнесом, включая животноводство и птицеводство, рыболовецкие флоты, схемы сельскохозяйственного лесоводства и акции в горнодобывающих компаниях, чтобы гарантировать себе первичные товары для экспорта в обмен на продукцию обрабатывающей промышленности, которую она импортирует.
Компрадорскую крупную буржуазию часто называют крупным компрадорско-помещичьим классом, чтобы подчеркнуть его полуфеодальный характер, его гибридный характер как торгового капиталиста и феодального владельца асиенд. Этот класс участвует в обрабатывающей промышленности, но импортирует большинство своих средств производства, топливо и большинство основных компонентов всего продукта. Он применяет некоторую механизацию на своих асиендах, но продолжает использовать дешёвый труд сезонных сельскохозяйственных рабочих и забирает у широко распространённых традиционных собирающих ренту помещиков большую долю сельскохозяйственной прибыли за местную обработку, внутреннюю торговлю и экспорт. У него есть крупные суммы денег на подкуп, чтобы определять крупно-компрадорский характер высших бюрократических капиталистов, как и результаты выборов на национальном, региональном, провинциальном уровнях и в городах».
-
Благодарю за разъяснение, товарищ. Обратимся теперь к некоторым другим вопросам, касающимся теории и практики филиппинской революции. В «Особенностях нашей народной войны» (1974) Вы пишете о вызовах ведения затяжной народной войны на гористом архипелаге. Как товарищи понимали этот вызов в начале народной войны и чему научились с тех пор?
При возобновлении народной войны на Филиппинах в 1969 году настоящим вызовом была необходимость для Новой народной армии вырасти из маленькой и слабой до большой и сильной на архипелаге, где главные острова Лузон и Минданао разделены в центре россыпью меньших островов Висайя. Некоторые товарищи жаловались, что у ННА нет широких просторов, как на азиатском континенте, для манёвренности, пограничных выгод и долгих маршей наподобие китайского в 1935—1936 годах.
«Особенности нашей народной войны» утешили страхи таких товарищей, указав, что, хотя Филиппины представляют собой архипелаг, их гористый характер, угнетение и эксплуатация народа, наш исторический опыт вооружённого сопротивления могут обеспечить глубину и широту для развития народной армии с одной стадии развития на более высокую. Таким образом, была установлена генеральная линия развития народной войны сначала на крупных островах, а затем на малых островах. Сначала мы развили вооружённую борьбу на одиннадцати крупных островах, на которые приходится 94 процента всего филиппинского населения.
Вначале характер Филиппин как архипелага мог быть неблагоприятен для маленькой и слабой ННА. Но в долгосрочном периоде КПФ, ННА, НДФФ, революционные массовые организации и органы политической власти проделали свою работу по расширении вооружённой борьбы. Уже после первых десяти лет народной войны ННА преуспела в распространении в национальных масштабах и развитии крепких связей с трудящимися массами рабочих в большинстве регионов Филиппин. Несмотря на обращение к фашистской диктатуре, режим Маркоса не смог уничтожить ННА, а вместо этого был свергнут в 1986 году.
Постмаркосовские псевдодемократические режимы участвовали как в кампаниях военного подавления, так и в мирных переговорах, но не сумели подавить ННА. После 53 лет народной войны ННА смогла выстроить более 110 партизанских фронтов в больших областях 74 провинций из 81. У неё около десяти тысяч бойцов с крупнокалиберными винтовками, дополненных народной милицией местных органов политической власти и отрядами самообороны массовых организаций. Это обеспечило быстрый рост революционных массовых организаций, союза патриотических сил и народно-демократического правительства.
Победы ННА усилены тем продемонстрированной тщетностью попыток уничтожить её со стороны четырнадцатилетней фашистской диктатуры Маркоса. Эта диктатура послужила тому, чтобы разгневать и вдохновить народ на ведение вооружённого и невооружённого сопротивления. Блистательность побед ННА усилена тем фактом, что они были одержаны с опорой на собственные силы. У ННА не было пограничных преимуществ, какие были в прошлом у китайской, корейской и индонезийской народных армий. Худшая из всех дэнистская контрреволюция в Китае одержала верх в 1976 году или даже раньше и отринула принцип пролетарского интернационализма в пользу сотрудничества с империализмом США.
-
Как Национально-демократический фронт Филиппин (НДФФ) и филиппинское революционное движение понимают положение Филиппин как страны, угнетённой империализмом и в то же время включающей различные угнетённые национальности и аборигенные народы? Какие стратегические возможности порождаются этими угнетёнными национальностями, и как революционное движение исторически справилась с вызовами борьбы за автономию внутри большего революционного движения?
Угнетённые национальности и аборигенные народы на Филиппинах насчитывают до 15 процентов всего населения, но занимают обширные холмистые и гористые области. Это аэта (негрито), различные горные племена, мусульмане моро на Минданао, лумады, мангианы на Миндоро, тумандоки6 на Панае и др. Исторически они оказали большее сопротивление вестернизации, чем те 85 процентов филиппинцев, которые живут на морском побережье и вдоль крупных рек и больше подвергались колониальному правлению испанцев и США.
Ещё при своём основании КПФ включила в свою Программу народно-демократической революции следующий крупный пункт:
«Национальные меньшинства на Филиппинах страдают от пренебрежения и насилия. [Они] могут быть мощными участниками в революционном свержении империализма США и феодализма… Главная забота национальных меньшинств — это земля; насилия помещиков, лесорубов и землекопов; и эксплуатация на шахтах и плантациях. Среди них нужно поощрять подъём лидерства нового, революционного типа, на смену традиционного лидерства, которое не сумело защитить их и просто поспособствовало и приняло участие в их эксплуатации».
КПФ и революционное движение признавали право национальных меньшинств на национальное самоопределение, от права на автономию в неугнетательском филиппинском государстве до права на отделение от угнетательского государства. Среди восемнадцати организаций, входящих в Национально-демократический фронт Филиппин, есть следующие организации национальных меньшинств: Организация сопротивления и освобождения моро, Демократическая организация горных народов и Революционная организация лумадов. Угнетённые национальности поддерживают своё право на автономию и иные демократические права в рамках НДФФ и играют важную роль в развитии народной войны, внося огромный вклад в борьбу филиппинского народа за национальное и социальное освобождение.
-
Несколько лет назад был призыв к Новой народной армии перестроить свои городские отряды, чтобы расширить рубежи революции. Можете ли Вы описать текущую фазу и этап затяжной народной войны? Необходимо ли расширение охвата революционных вооружённых сил на города для перехода к этапам стратегического равновесия и стратегического наступления? Чем будет отличаться строительство таких городских отрядов от уклонения в 1980‑х от затяжной народной войны?
В последнее десятилетие ⅩⅩ века Второе великое движение за исправление линии (ВВДИ) преуспело в преодолении серьёзного урона, нанесённого линией на городские восстания в ряде регионов, и в дальнейшем укреплении партизанских фронтов в национальном масштабе и умножении взводов и рот ННА для цели ускорения созревания средней и развитой фаз стратегической обороны. Таким образом, США и режим Арройо пытались провести сконцентрированные наступления реакционных вооружённых сил и полиции против ряда крупных партизанских фронтов.
Центральное руководство КПФ думало о трёх способах отразить запланированные наступления врага, которые в конечном итоге развернулись в рамках трёх кампаний «Оплан бантай лайя»7 в течение десятилетнего режима Арройо. Первым способом было встретить вражеское наступление минами и снайперскими командами, отвести главные партизанские силы, лишить врага первичной цели и наблюдать, как он развёртывает свои силы, с целью беспокоить его и развивать контрнаступление. Вторым способом было развёртывание ННА в других областях того же партизанского фронта и других партизанских фронтов собственных наступлений, чтобы отвлекать врага и продолжить захват вооружений. Третьим способом было развёртывание ННА мелких, но решительных действий городской партизанской войны, чтобы ещё больше отвлечь врага.
Первый способ оказался успешным в долгосрочном периоде на Минданао и в некоторых других регионах. Второй способ был медленным, особенно в регионах к северу от Манилы. Организация базирующихся в сельской местности отрядов ННА для партизанских операций в городских областях простаивала или шла слишком медленно до нынешнего момента, вероятно потому что региональные и центральные органы руководства не смогли обеспечить координацию региональных руководств, базирующихся в сельской местности и в городских районах. Также могло быть проблемой определение физических и персональных целей на основе разведки и прокурорского поиска доказательств как базиса для ареста закоренелых врагов или карательных операций ННА в городских областях. Критика консерватизма охватывает эти вопросы.
-
С тех пор, как в начале и середине 1990‑х развернулось Второе великое движение за исправление линии, Новая народная армия (ННА) решительно расширила свои партизанские фронты и нарастила свою способность противостоять свирепым репрессиям и контрповстанческим кампаниям, от психологической войны до воздушных бомбардировок. Насколько Вам, как консультанту НДФП, известно, как поменялось ведение партизанской войны в последний период, когда, в частности, приходится сталкиваться с широким применением дронов и вертолётов? Как ННА выстояла против контрповстанческих методов нынешнего века и каковы перспективы развития революции в предстоящий период?
Вы правы, говоря, что со времён Второго великого движения за исправление линии в 1990‑х ННА решительно расширила свои партизанские фронты и нарастила свою способность противостоять свирепым репрессиям и контрповстанческим кампаниям, от психологической войны до военных бомбардировок. Но я думаю, что, когда партизанский фронт под атакой превосходящей силы врага, ННА на том же фронте должна постараться нанести верный урон нападающей вражеской силе в ходе её наступления, расположения лагерем и отхода, а также должна быть способна провести свои наступления в партизанских зонах, ранее открытых массовой работой, чтобы нарастить вооружение партизанского фронта.
Конечно, когда партизанский фронт под атакой, другим фронтам также следует инициировать собственные наступления. И если это уже доступно, базирующиеся в сельской местности команды ННА могут быть развёрнуты для ареста закоренелых врагов и карательных операций в городских областях и вдоль крупных дорог. Призыв к разнообразным наступлениям ННА поднимался потому, что так много кампаний массовых убийств было совершено реакционными военными и полицейскими силами против невинных граждан и против пожилых кадров в возрасте более чем семидесяти лет, участвовавших в мирных переговорах и устранившихся с поля боя по условиям Соглашения по безопасности и гарантиям неприкосновенности между правительством Филиппин и НДФФ.
В отношении вопроса ведения партизанской войны, когда враг применяет дроны и вертолёты, могу напомнить о победе Талибана над США несмотря на тот факт, что у него не было стингеров против дронов, вертолётов и прочих летательных аппаратов США и их марионеток в Афганистане в 2001—2021 гг. Талибан просто полагался на свою политическую работу и свою наземную огневую мощь для уничтожения личного состава и сооружений США и их марионеток. Тем не менее, ННА до сих пор выдержала то, что вы назвали методами контрреволюции нынешнего века. Дутерте не сумел уничтожить ННА со своей зависимостью от технологий США в отношении сбора и анализа информации, применения дронов и вертолётов, наземных разведчиков и солдат.
-
Филиппины — одно из очень немногих мест в мире, где существуют начальные формы красной политической власти, а именно в тех областях, где КПФ и ННА учредили народно-демократические правительства. Каково ваше понимание географического и количественного предела досягаемости этих правительств? Можете ли вы описать, как массы привлекаются к осуществлению политической власти?
В партизанских фронтах КПФ и ННА местные органы политической власти учреждаются и образуют народно-демократическое правительство в соответствии с Принципами формирования народного правительства. Это комитеты, состоящие из представителей КПФ, ННА и революционных массовых организаций рабочих, крестьян, молодёжи, женщин и т. д. Они избирают людей на исполнительные должности.
Они формируют подкомитеты, отвечающие за планирование и реализацию общественного образования и массовых организаций, земельной реформы, социально-экономического развития, финансов, культурных мероприятий, самообороны, помощи при стихийных бедствиях и защиты окружающей среды. Число жителей барангаев8 и членов революционных массовых организаций, поддерживающих народное правительство, составляет десятки миллионов во всей стране.
-
Как следует товарищам во всём мире понимать избрание Фердинанда Маркоса-младшего и Сары Дутерте? Как поражение на выборах Лени Робредо позиционирует либеральных и других мелкобуржуазных противников тандема Маркос — Дутерте? Представляет ли возвращение Маркоса на президентский пост возможности для разоблачения гнилости всего правящего класса Филиппин и расширяет ли рубежи досягаемости революционного движения, или же результат последних выборов расширяет базу для реакции?
Тяжкий кризис и гнилость полуколониальной и полуфеодальной правящей системы выразились в предательском, жестоком и коррумпированном президентстве Дутерте и установлении Маркоса-младшего как президента и Сары Дутерте как вице-президента через массовую фальсификацию автоматизированных выборов. Каждый день нахождения у власти этих узурпаторов они дискредитируются своей династической историей предательства, государственного терроризма и грабежа и новой волной совершаемых ими преступлений репрессий и грабежа.
Широкие массы народа будут более возмущены, чем когда-либо прежде, они осудят и воспротивятся эскалации угнетения и эксплуатации. Империализм США ожидает, что Маркос-младший продолжит Дутертову политику подавления революционного движения. Он, несомненно, будет использовать антитеррористический закон для подавления всего диапазона оппозиции, чтобы легализовать нажитые бесчестным путём богатства семьи Маркос и накопить ещё большие богатства за счёт народа.
Трудящиеся массы рабочих и крестьян, больше всего угнетённые и эксплуатируемые, будут подвигнуты присоединиться к вооружённой революции за национальное и социальное освобождение. Средние слой городской мелкой буржуазии и средней буржуазии будут всё больше поощряться присоединяться к рядам патриотических и демократических сил. Реакционные классы крупных компрадоров, помещиков и бюрократических капиталистов продолжат колоться, разбиваться на фракции и состязаться за добычу в правящей системе и к выгоде США и прочих иностранных монополистических интересов.
-
Одна из образцовых черт филиппинской революции и руководства КПФ — это продолжение осуществления борьбы двух линий и кампаний за исправление линии, чтобы остаться на революционной дороге. С Вашей точки зрения, как эти кампании помогли КПФ оставаться на революционной дороге и как КПФ справлялась с неизбежными расколами и откатами, чтобы избежать капитуляции?
Я согласен с Вами, что образцовая черта филиппинской революции и руководства КПФ — продолжение осуществления борьбы двух линий и кампаний за исправление линии, чтобы оставаться на революционной дороге. В самом деле, кампании за исправление линии помогли КПФ оставаться на революционной дороге и смогли предотвратить подрыв и ослабление расколами и откатами воли к борьбе и способностей революционного движения.
В настоящее время КПФ продолжает вести Третье движение за исправление линии против консерватизма. Оно предостерегает от самодовольства и пассивности в проведении массовой работы, в сборе средств для неё и в наличии мира и спокойствия в одних местностях, в то время как другие подвергаются нападению врага. Чтобы быть подлинно революционным в текущих обстоятельствах, все революционные силы и отряды и их кадры КПФ и командиры ННА могут всегда находить пути поднять свою оружейную силу, сражаясь с врагом. Расширение массовой базы должно позволить больше тактических наступление и обеспечить больше путей обеспечения безопасности для пожилых товарищей, которые уже некомбатанты, но подлый враг уничтожает их.
-
Как филиппинское движение старалось противостоять постмодернизму и антикоммунизму, которые закрепились в буржуазной академической среде и столь заметны в оппозиционных движениях в империалистических странах, особенно в Северной Америке? Имеют ли эти идеи сильные позиции в городских центрах и среди мелкой буржуазии и интеллигенции на Филиппинах? Если да, то как они проявляются в отношении филиппинской революции?
Кадры и социологи КПФ постоянно отслеживали, опровергали и критиковали в публикациях и на учебных занятиях различные тенденции субъективного идеализма, такие как постмодернизм и антикоммунизм, продвигаемые в буржуазной академической среде и Интернете в Северной Америке и Европе и в некоторой степени подхватываемые мелкобуржуазными интеллигентами на Филиппинах.
В любом случае, относительно намного больше буржуазных реформистов в финансируемых империалистами неправительственных организациях и троцкистов или криптотроцкистов, выведенных их хозяевами в различных капиталистических странах. Недавно я внёс свою лепту в идеологическую борьбу, опубликовав книгу «О философии марксизма-ленинизма-маоизма» и включив свою критику субъективного идеализма. Кроме того, я написал статьи о Франкфуртской школе, Австрийской школе, французскому постмодернизму, британской аналитической философии и так далее.
-
Теперь по вопросам международного положения. Вы неоднократно указывали на всё более благоприятное объективное положение для пролетарской революции в современном мире. Какие субъективные факторы сдерживают развитие новых революционных движений и партий?
Я неоднократно указывал на стремительно усугубляющийся кризис мировой капиталистической системы из-за финансового кризиса 2008 года, распада неолиберальной и неоконсервативной политики США, явного стратегического упадка США, большого разрыва между США и Китаем со второго десятилетия ⅩⅩⅠ века и, в последние годы, подъёма антиимпериалистической и демократической борьбы в мировом масштабе как прелюдии к возрождению социализма. Добавление к традиционным империалистическим державам двух новых (Китая и России) усугубило межимпериалистические противоречия и кризис мировой капиталистической системы.
Но мы должны учитывать, что реальные субъективные факторы, такие как коммунистические партии, профсоюзы и другие массовые образования, народные армии и остальные революционные силы должны вернуться на глобальную сцену через антиимпериалистическую и демократическую массовую борьбу, чтобы возместить и заместить столь многие предыдущие десятилетия ревизионистского предательства и капиталистической реставрации в бывших социалистических странах и полную дискредитацию столь многих ревизионистских партий и их подобий вне Советского Союза, Восточной Европы и Китая.
После дэнистской контрреволюции в Китае с 1976 года и распада Советского Союза в 1991 году империализм США и его приспешники объявили конец истории с предполагаемой безвозвратной гибелью социализма и увековечением капитализма и либеральной демократии. Два десятилетия с 1991 года США претендовали быть единственной сверхдержавой как победитель в «холодной войне» и опрометчиво расширяли НАТО, ввязываясь в беспрерывные войны. Ныне стратегический упадок США в многополярном мире становится всё более очевиден после траты 10 триллионов долларов на агрессивные войны.
-
Товарищ, как Вы оцениваете нынешнее состояние межимпериалистического конфликта и конкуренции между США и поднимающейся империалистической державой Китая? Какова Ваша оценка нарастающего межимпериалистического конфликта между США и Китаем в Юго-Восточной Азии? Как бывший режим Дутерте играл на этом противоречии и отличается ли чем-то то, как ориентируется нынешний режим Маркоса — Дутерте? Есть ли возможность для революционного движения получить для себя тактическое преимущество от этого конфликта?
Межимпериалистические противоречия США — Китай всплыли во времена режима Обамы, когда США, озаботившись экономическим и военным подъёмом Китая, решили совершить стратегический разворот в Восточную Азию и исключить Китай из соглашения о транстихоокеанском партнёрстве9. Противоречия стали ещё более явными, когда режим Трампа начал сокращать китайский импорт в США, переносить инвестиции из Китая в другие страны и обвинять Китай в манипулировании экономической, торговой и валютной политикой и кражей технологий у компаний и исследовательских институтов США.
Межимпериалистические противоречия между США и Китаем будут усугубляться из года в год. В последние годы Дутерте думал, что если он подольстится к Китаю и позволит ему строить искусственные острова и военные базы в Западно-Филиппинском море, он сможет занять у Китая 24 млрд долларов на инфраструктурные проекты. Но Китай предоставил ему только немногим больше 1 млрд долларов. Думаю, что США будут держать режим Маркоса под жёстким контролем. Даже в свой последний год у власти Дутерте вынужден был доказывать своё полное подчинение США и согласиться сделать Маркоса-младшего президентом через мошеннический подсчёт голосов.
-
По представлению «кайтс», в мире сегодня нет социалистических стран; мы думаем, что разделяем этот взгляд с КПФ. Вы хорошо отзывались о странах, находящихся в конфронтации с империализмом, таких как Венесуэла и Куба. Рассматриваете ли Вы эти страны как социалистические?10
В настоящее время КПФ считает весьма важным развивать международный антиимпериалистический единый фронт и искать союзников среди стран, которые объявляют себя антиимпериалистическими и полностью независимыми, а также социалистическими (как Народно-Демократическая Республика Корея, Куба, Вьетнам и Венесуэла) или имеющими социалистические программы и чаяния. КПФ рада отношениям со странами, которые считают себя независимыми, антиимпериалистическими и желающими поддерживать филиппинскую революцию.
Было бы политически контрпродуктивно для КПФ публично выступать идеологическим арбитром, определяющим, являются ли какие-либо страны подлинно социалистическими или нет. Но КПФ продолжает изучать на историческом материале и в текущих обстоятельствах, что составляет научный социализм и какова социалистическая перспектива народно-демократической революции. Когда КПФ совершит народно-демократическую революцию, она, конечно же, объявит, когда она начнёт социалистическую революцию на Филиппинах. Тем временем, КПФ страстно желает и надеется, что больше стран станет социалистическими вследствие роста антиимпериалистической и демократической массовой борьбы.
КПФ стремится проводить различие между идеологическими и политическими задачами. Путём усиления авангардной партии пролетариата и массового движения под руководством коммунистической партии идеологическая работа должна выполняться на любом [необходимом] уровне пропаганды. Конечно, в масштабах филиппинской партии и революционного массового движения КПФ будет стараться, чтобы выполнение её идеологических задач не повредило выполнению политической задачи развития отношений пролетарского интернационализма среди подлинно коммунистических партий, а также солидарному союзу против империализма между партиями всех мастей. Нет проку пытаться навязывать марксизм-ленинизм[-маоизм] в его идеологической чистоте, которая несомненно уместна внутри партии, в осуществлении политических отношений с некоммунистическими группами, особенно в наше время, когда [в мире] нет крупных социалистических стран. Мы находимся в ситуации спада достижений мировой пролетарской революции, и нам нужно обеспечить себе широкую основу для возрождения социалистического дела в мировом масштабе.
-
Вы лично и вообще филиппинское революционное движение, включая КПФ и НДФФ, взаимодействовали с широким разнообразием организаций и движений, включая некоторые, которые мы считаем ревизионистскими и играющими роль помехи в возникновении нового поколения революционных партий. Как должны товарищи по всему миру понимать взаимодействия филиппинского революционного движения с такими силами, и ответственны ли коммунисты повсюду за то, чтобы освещать ревизионизм и полемизировать против него?
Я пребываю за рубежом с конца 1986 года и встречаюсь с представителями партий всех мастей. За такой долгий, более чем тридцатилетний период некоторые из них сохранили или изменили свои идеологические позиции. Представители КПФ и НДФФ должны были наблюдать то же явление смены идеологических позиций отдельными лицами или даже целыми партиями.
Что касается моего опыта как марксиста-лениниста-маоиста, я был активным антиревизионистским участником Брюссельского коммунистического семинара, проходившего с 1990‑х до первых лет ⅩⅩⅠ века. Кроме того, я был председателем Международной конференции марксистско-ленинских партий и организаций, которая распространяла марксизм-ленинизм-маоцзэдунъидеи.
Затем, с 1998 по 2001 год я был председателем Международного подготовительного комитета, который основал Международную лигу борьбы народов. Я был её генеральным консультантом с 2001 по 2004 год, а затем председателем с 2004 по 2019 год. МЛБН есть, по существу, союз народных организаций, борющихся за национальное освобождение, демократию и социализм против империализма, ревизионизма и всякой реакции.
-
Теперь перейдём к некоторым более личным вопросам, если Вы, товарищ, нам простите. Будучи революционным публицистом, мыслителем, лидером, Вы ещё и признанный поэт. Что изначально побудило Вас писать поэзию, кто Ваши любимые поэты и не выберете ли Вы одно из своих стихотворений в сопровождение к этому интервью?
В начальной школе, особенно в третьем классе11, я заинтересовался чтением и пытался писать стихи. Меня вдохновляла поэзия, которую просил меня читать вслух мой учитель. В старших классах в Атенео и Летране мне удалось опубликовать некоторые свои стихи в школьных изданиях. И, конечно, в университете я публиковал стихи в «Филиппин колледжиан»12 и различных литературных изданиях. Свою первую книгу стихов я издал в 1961 году, мне тогда было 22 года.
-
Вы — часть того интернационального заслуженного поколения, которое приняло призыв Мао сражаться с ревизионизмом и строить новые коммунистические партии на революционной основе, включающего Абимаэля Гусмана (Председателя Гонсало), Чару Мазумдара и Ибрагима Кайпаккайя. Для многих по всему свету эти имена звучат как легенда, они продолжают сегодня вдохновлять революционеров, но это были Ваши современники. Каково воздействие того поколения, которое соединило всемирный подъём 1960‑х с руководством Мао Цзэдуна и маоизма? Что для Вас значит быть частью этого поколенческого опыта?
Без преувеличения, что касается того поколения, которое создало всемирный подъём 1960‑х с руководством Мао Цзэдуна и маоизма, мы были его значительной частью и оказали на него воздействие. Мы писали стихи, выполняли другие идеологические, политические и организационные задачи, чтобы произвести в своих странах народно-демократическую революцию с социалистический перспективой. Мы включались в революционную массовую борьбу и в ведение народной войны.
Я считаю себя счастливейшим из тех лидеров, которых Вы упомянули, ибо прожил достаточно долго, чтобы наблюдать и изучать подъём современного ревизионизма и неолиберализма несколько десятилетий, беспрецедентный кризис глобального капитализма и стратегический упадок США, текущий подъём антиимпериалистической и демократической массовой борьбы и различимый переход к возрождению социалистического дела.
-
Что поддерживало Вас в течение периода заключения и истязаний со стороны диктатуры Маркоса?
Я держался своей приверженностью справедливому делу служения угнетённым и эксплуатируемым в их борьбе за национальное и социальное освобождение. Мои исследования теории и практики марксизма-ленинизма-маоизма, моё участие в массовой борьбе и готовность умереть в любое время, если потребуется, поддерживали меня.
И, конечно, я складывал стихи, чтобы противостоять психологической пытке в течение пяти лет моего одиночного заключения. Они собраны в моей книге «В тюрьме и вне её», которая получила Литературную премию Юго-Восточной Азии в 1986 году. Также я сохранял чувство юмора и придумывал шутки над империализмом США и фашистской диктатурой Маркоса.
-
Что было самым трудным во время изгнания? Были ли также неожиданные радости?
Среди самых тяжких моих испытаний был отрыв от работы с 1988 года и даже пособие на проживание для просителей убежища с 2003 года, пока я вёл юридические бои за политическое убежище после того, как в 1988‑м был аннулирован мой филиппинский паспорт, за отклонение сфабрикованного обвинения в множественных убийствах в 2007‑м и за удаление моего имени из террористического списка ЕС.
Все эти дела я выиграл. И меня порадовала поддержка моих адвокатов, филиппинских соотечественников за рубежом и на Родине, организаций и учреждений иностранных друзей, солидарных с филиппинским народом.
-
Наша горячая [р]еволюционная благодарность за это интервью. В заключение, что поддерживает Вас как революционера?
Моя приверженность принципам революционного пролетариата и справедливой борьбе филиппинского народа за национальное и социальное освобождение.
- Поскольку товарищ Сисон скончался 16 декабря 2022 г., это одно из последних его интервью.— Маоизм.ру.↩
- См. об этом в «Истории Коммунистической партии Филиппин».— Маоизм.ру.↩
- Это исходное название коммунистической партии на Филиппинах, основанной в 1930 году. Название, которое ревизионисты Лава продолжали использовать для своей организации после пересоздания КПФ Хосе Марией Сисоном и его современниками,— Партидо комуниста нг Пилипинас (ПКП).↩
- Эти три документа могут быть найдены в издании: Foundation for Resuming the Philippine Revolution: Selected Writings, 1968 to 1972 by Jose Maria Sison (Netherlands: International Network for Philippines Studies, 2013).↩
- Эмилио Агинальдо-и-Фами — президент Филиппин в 1899—1901 гг.— прим. переводчика.↩
- Народность сулуднон, она же панай-букиднон, пан-айянон или тумандок, принадлежат к висайя, основному населению Филиппинских островов, но представляют собой особую этнокультурное сообщество, проживающее в горах острова Панай.— прим. переводчика.↩
- «Оплан бантай лайя» означает оперативный план «Бантай лая», т. е. «Стража свободы». Так назывались три контрповстанческие операции, проведённые режимом Арройо.— прим. переводчика.↩
- Барангай — район, наименьшая единица административного деления на Филиппинах.↩
- Преференциальное торговое соглашение между двенадцатью странами Азиатско-Тихоокеанского региона, заключённое в 2016 году. США вышли из соглашения уже в 2017 г., в соответствии с политикой Трампа. Китай изначально не входил в соглашение и подал заявку на вступление только в 2021 г.— прим. переводчика.↩
- Заметка самокритики от редакционного комитета «кайтс»: Нам следовало иначе сформулировать этот вопрос, чтобы объяснить, что мы имели в виду — социалистические в маоистском смысле социалистического перехода к коммунизму, движимого продолжающейся классовой борьбой.↩
- В филиппинской системе образования это может соответствовать возрасту семь, восемь или девять лет.— прим. переводчика.↩
- «Филиппин колледжиан», т. е. «Филиппинский студент колледжа», известный также как «Куле» на тагалоге — официальное еженедельное студенческое издание в Филиппинском университете «Дилиман» в Маниле.— прим. переводчика.↩