;

Переговоры Н. С. Хрущёва с Мао Цзэдуном 31 июля — 3 августа 1958 г. и 2 октября 1959 г. // Новая и новейшая история, 2001, № 1

03.08.1958

Беседа Н. С. Хрущёва с Мао Цзэдуном в зале Цинчжэндянь

Кто опубликовал: | 24.01.2024

Присутствовали: т.т. Хрущёв, Малиновский, Кузнецов, Пономарев, Антонов, т.т. Мао Цзэдун, Лю Шаоци, Чжоу Эньлай, Чжу Дэ, Чэнь Юнь, Линь Бяо, Дэн Сяопин, Пэн Дэхуай, Пэн Чжэнь, Чэнь И, Ван Цзя Сян, Хуан Кэчэн, Ян Шанкунь, Ху Цяому. Беседа записана Н. Федоренко, А. Филевым.

Мао Цзэдун. Я хотел бы выяснить два небольших, но важных вопроса.

Первый — о прекращении испытаний атомного оружия. Вы прекратили испытания в одностороннем порядке, но на Западе продолжают. Не думаете ли Вы, что нужно возобновить испытания?

Н. С. Хрущёв. Они освободили нас от своего обязательства тем, что не прекращают своих испытаний. Мы свои испытания провели. Сейчас продолжаем работать над атомной и водородной бомбами. Как только будет нужно, мы возобновим испытания, если, конечно, к этому времени не будет общего соглашения о прекращении испытаний.

Мао Цзэдун. Мне ясно.

Вы говорили о том, что межконтинентальная ракета летит через космос. Не сгорает ли она, когда снова входит в атмосферу?

Н. С. Хрущёв. Нет, эта проблема решена.

Мао Цзэдун. Как Вы расцениваете то, что США расположили свои военные базы вокруг Советского Союза?

Н. С. Хрущёв. Это неблагоприятно для нас. Военные базы близко придвинуты к нам. Но их главные базы расположены далеко от нас, в Америке. До них трудно добираться бомбардировщикам. Но сейчас, с наличием ракетного оружия, соотношение сил выровнялось.

Мы испытываем в настоящее время трудности в испытаниях ракет большого радиуса действия. Для этого у нас не хватает своей территории.

Мао Цзэдун. Разве нельзя стрелять в направлении Северного полюса?

Н. С. Хрущёв. Это как раз близкое расстояние, и в случае войны мы будем стрелять через полюс. Поэтому американцы и предлагают инспекцию арктической зоны, чтобы засечь наши ракетные базы и обезопасить себя.

Мао Цзэдун. Я читал ответ Эйзенхауэра на Ваше предложение о предотвращении внезапного нападения. Как будто неплохой ответ, вроде, он готов на совещание экспертов по этому вопросу. Видно, что они боятся внезапного нападения.

Н. С. Хрущёв. Я ещё не видел этого письма.

Мао Цзэдун. Хотел бы условиться относительно отъезда делегации. Может быть, нам изменить порядок проводов, собрать на аэродроме общественность, выстроить почётный караул, пригласить дипломатический корпус?

Н. С. Хрущёв. Кажется, вчера была договорённость устроить отъезд так же, как и приезд. Пусть наша договорённость будет крепкой. Этим мы дадим меньше поводов для кривотолков, а то на Западе будут писать, что приезд был втайне, потому что не надеялись на успех переговоров, видимо, между Китаем и Советским Союзом есть какие-то противоречия, потом, дескать, встретились, договорились и решили устроить пышные проводы. Пусть лучше они разгадывают загадку, пусть оказывает воздействие сам факт встречи.

Мао Цзэдун. Я считал нужным, чтобы Ваш приезд состоялся втайне, дабы империалисты не могли воспользоваться Вашим отсутствием и произвести внезапное нападение.

Н. С. Хрущёв. Не думаю, чтобы они на это решились, соотношение сил не в их пользу. Теперь им пришлось проглотить ещё одну горькую пилюлю — признать Ирак.1 Даже, если бы они были готовы к войне на 50 процентов, они и то не начали бы её.

Мао Цзэдун. Да, Англия, конечно, не начала бы.

Н. С. Хрущёв. И Франция и Германия не осмелились бы. Они знают, что мы их можем стереть в порошок. Если англичане во время второй войны страдали от немецких «ФАУ‑1» и «ФАУ‑2», то сейчас это игрушки по сравнению с ракетами. Они это знают.

Мао Цзэдун. Но у них кругом базы. В одной Турции больше 100 баз.

Н. С. Хрущёв. Нет, в Турции меньше, к тому же они все под прицелом. Собираются строить базы в Греции, но там ещё проще: камень с горы из Болгарии спустить и их не будет. Сама Америка теперь под ударом.

Мы должны благодарить наших учёных за создание межконтинентальной ракеты.

Мао Цзэдун. И немецких?

Н. С. Хрущёв. Нет, они участвовали только в самом начале. Нельзя было поручать немцам такое важное дело. Сейчас они все вернулись в Германию и там рассказали о том, над чем работали. Американцы по их рассказам решили, что у нас нет межконтинентальной ракеты. Когда мы объявили о её испытании, они не поверили, но потом мы запустили спутники. Теперь американцы уже говорят, что сами русские создали межконтинентальную ракету. В газетах там писали, что в Америке тоже работают немцы, однако, не в Америке запущен первый спутник.

Мао Цзэдун. Я всё-таки думаю, что Ваш выезд за границу в случае, если состоится совещание глав правительств, сопряжён с опасностью. Я бы советовал Вам объявить о назначении на время Вашего отсутствия заместителя. Мы все беспокоимся, когда Вы выезжаете.

Н. С. Хрущёв. Да, риск известный есть, особенно, если совещание состоится в Нью- Йорке: там много озлобленных венгров и других врагов. Лучше условия в Женеве. Припоминаю интересный случай во время Женевского совещания в 1955 году.

По американской конституции впереди президента во время его выезда должна бежать охрана. Но конституция была выработана, когда ещё ездили в каретах. Поэтому, когда Эйзенхауэр приехал в Женеву и сел в машину, а его охрана побежала впереди, то это рассмешило всех встречавших. Тогда все думали, как будут вести себя Хрущёв и Булганин. А мы приехали в Женеву, сели в открытую машину и поехали по городу. Это всех удивило, так как считали, что мы побоимся и будем ездить только в бронированной машине. Правда, мы потом ездили в бронированной машине, потому что, как сообщила швейцарская полиция, там была какая-то террористическая группа, планировавшая совершить нападение.

Американцы писали также, что Хрущёв не осмелится показаться в Венгрии народу. Но как было дело во время нашей поездки в Венгрию, всем известно. Мы должны были возложить венок к памятнику, напротив которого находится американское посольство. Я тогда предложил Кадару пройти к памятнику через толпу народа, чтобы американцы видели, как будут «терзать» Хрущёва. После этого они перестали писать о том, что венгры против Советского Союза.

Мао Цзэдун. Сталин даже в Женеву отказывался выезжать, но я имел в виду не такую опасность.

Н. С. Хрущёв. Это старческий дефект ума.

Мы не считаем сейчас возможным возникновение войны. Иногда мы поручаем нашим военным по их данным подготовить анализ обстановки. Недавно они доложили, что сейчас нет оснований считать близкой опасность возникновения войны.

Мао Цзэдун. Как Вы думаете, останется Даллес на своём посту?

Н. С. Хрущёв. Нет, видимо, уйдёт, хотя нам лучше, если бы он остался. Лучше иметь дело с дураком, чем с умным.

Мао Цзэдун. Как по-Вашему, может быть, Стивенсон2 станет президентом?

Н. С. Хрущёв. Это более положительная личность.

Мао Цзэдун. Вероятнее всего, если у власти останется Республиканская партия, то президентом будет Никсон.

Н. С. Хрущёв. Да, скорее всего так. Этот будет похуже Эйзенхауэра. Эйзенхауэр вышел на политическую арену как национальный герой в результате войны. Как политик, он не из лучших, у него нет политического опыта. Да и как военный, он не блещет. В Арденнах в конце войны немцы едва не нанесли ему поражение. Тогда ещё Черчилль просил Сталина оказать помощь западным союзникам.

Мао Цзэдун. Не надо было им тогда помогать. Может быть благодаря этому теперь не было бы Западного Берлина, а то и Западной Германии.

Н. С. Хрущёв. Да, может быть, теперь мы были бы в гостях у Тореза3. Но тогда была другая обстановка. Немцы сдавались американцам без боя, а нам оказывали упорное сопротивление. Положение могло сложиться так, что мы не взяли бы Берлина. Сталин тогда договорился с Эйзенхауэром и он дал нам возможность взять Берлин. В сражении под Веной немцы также бежали от нас к Эйзенхауэру, но он их в плен не брал. Так, что, видите, Эйзенхауэр был не лишён некоторой порядочности. Но теперь он делает то, что ему рекомендуют американские монополисты.

Мао Цзэдун говорит, что всё готово к подписанию Коммюнике.

Н. С. Хрущёв. Хорошо. Давайте подпишем.

На этом встреча заканчивается.

Примечания
  1. Незадолго до этой беседы, 14 июля, в Ираке произошла антимонархическая революция и у власти установился режим, поначалу дружественный коммунистам. За три года ему удалось добиться вывода британских военных баз.— Маоизм.ру.
  2. Очевидно, Эдлай Стивенсон, кандидат от Демократической партии, проигравший Дуайту Эйзенхауэру на выборах 1956 г. Однако на выборах 1960 г. вместо него партия выдвинула Джона Кеннеди, одержавшего победу над Ричардом Никсоном с небольшим перевесом. Никсон станет президентом позже, в 1969 г., и отметится прекращением Вьетнамской войны и нормализацией отношений с КНР.— Маоизм.ру.
  3. То есть, в предполагаемой Советской Франции.— Маоизм.ру.

Добавить комментарий