Праздник «Томатина» в Европе
В испанском городке Буньоль прошел ежегодный праздник «Томатина». В нём приняли участие около сорока тысяч местных жителей и туристов, которые метали друг в друга спелые помидоры… Сражение началось в 11 часов по местному времени по сигналу из мэрии и длилось около часа. В этом году в качестве метательных снарядов были использованы 117 тонн помидоров. В 12 часов из здания мэрия была выпущена ещё одна ракета, которая означала окончание веселья. После этого горожане взялись за шланги и стали отмывать свои дома от томатного сока и ошмётков помидоров.
Голод в Чёрной Африке
Голод и недоедание убивают в Африке южнее Сахары около 6 миллионов детей в год, говорится в… докладе Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО).
Причём обстановка в этой области только ухудшается, сейчас в Черной Африке больше голодающих, чем в 1990-х годах.
Шесть миллионов детей… умирают от излечимых болезней… Среди них диарея, пневмония, малярия и корь. В Африке по сравнению со 170 миллионами 10 лет назад число недоедающих выросло до 203 миллионов человек…
Как всё это понимать?
Питательная ценность помидор — 180 килокалорий на килограмм. Значит, уничтоженные в Буньоле за один час помидоры — это 21 миллион килокалорий, дневной рацион пяти тысяч занятых тяжёлым физическим трудом мужчин или десяти тысяч хипстеров.
Так как же нужно понимать, что испанцы переводят помидоры, пока негры мрут с голоду? Испанцы — такие чёрствые, подлые, нехорошие люди? Я бы очень не хотел, чтобы меня поняли в таком либерально-моралистском духе.
Недавно у нас дома заплесневел отрубной хлебец и мы его выбросили (точнее говоря, отдали знакомой собаке, но не в том суть). Мы не стали его обрезать так, чтобы вычленить съедобную часть, мы просто пожертвовали ей, чтобы не заморачиваться по пустякам. Так же и аналогично в схожих ситуациях — я уверен — поступает масса моих сограждан. Контрольный вопрос: чем отличается наше поведение от испанцев?
Понимать нужно так: испанцы проявили безхозяйственность в рамках своего национального богатства, так же как мы пренебрегаем мелочами в рамках своего. Недотянули они до предельных рамок или их превысили — это уже́ частности. Стало быть, противоположность между Европой и Африкой образована не аморальностью европейцев, а их имущественным разрывом с африканцами.
Одно и то же явление, таким образом, приобретает совершенно различный смысл в различных национальных контекстах. Поведение испанцев крайне враждебно умирающим неграм, в то время как отказ какого-нибудь негра от избыточного продукта (буде у него таковой найдётся) не несёт испанцам никакой угрозы.
Итак, то, что для большинства человечества является вопросом физического выживания, в европейских рамках таковым не осознаётся и осознано быть не может — на основе собственных, внутренних европейских проблем (конечно, для отдельных особо одарённых интеллигентов никакого непреодолимого барьера нет). Поэтому социальные движения европейцев есть вещь качественно иная, нежели мировые социальные движения. Первые порождаются верхушечными вопросами и нацеливаются на их разрешение, в то время как вторых подрывают систему снизу, независимо от доброй воли или неволи первых.
Это заключение применимо и к рабочему движению (почему нет?). Рабочее и народное движение Третьего мира неизбежно направляется против всей империалистической системы, в то время как схожие по форме, но не могущие быть идентичными им по содержанию, движения Первого мира имеют своей конечной целью разрушение и преобразование своих национальных систем, не затрагивая международной системы, т. е. сохраняя в преобразованном виде капитализм между народами. Они могут быть направлены на революционное преобразование всей системы только сознательным, привнесённым извне — не из собственных экономических условий, а из идеологических конструкций коммунистов, базирующихся на глобальных экономических условиях — усилием, только сознательным отказом от своих национальных привилегий и переходом на позиции угнетённого мирового большинства.
Если же не предпринимать такого усилия, то эти движения естественным образом будут разворачиваться в противоположную сторону, чему есть масса примеров в истории европейской социал-демократии и тем более либерализма США. Это означает консервацию международного устройства при попытках передела внутри наций, что в наиболее ярковыраженном виде мы наблюдали в экономическом устройстве национал-социалистской (это название вовсе не случайно!) Германии.