Выступление Г. И. Ануфриева (член Центральной Ревизионной Комиссии КПСС, слесарь-сборщик Куйбышевского авиационного завода) 16 марта 1990 г. // Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 11, 14, 16 марта 1990 г.— М.: Политиздат, 1990.

16.03.1990

Письмо пленуму ЦК КПСС

Кто опубликовал: | 15.03.2024

Мы, секретари цеховых партийных организаций Куйбышевского авиационно-производственного объединения, выражаем серьёзную озабоченность политической ситуацией в стране. В условиях правильно выбранного курса на демократизацию нашего общества нам непонятна целенаправленная пропагандистская работа, которая проводится против партии: формируется общественное мнение при активном участии средств массовой информации и телевидения по дискредитации КПСС, делается ставка на развал партии изнутри.

Считаем, что действительно перестройка в партии, её демократизация идут с опозданием от общих перестроечных процессов в стране. Виной этому послужила крайне неактивная позиция Центрального Комитета и Политбюро ЦК КПСС.

Это проявилось, с нашей точки зрения, в отсутствии с самого начала целостной концепции перестройки, в неумении правильно и своевременно оценить сложившуюся обстановку, в ошибочности ряда принимаемых решений. В результате мы имеем сегодня запоздалый, во многом декларативный проект Платформы ЦК КПСС и до сих пор не имеем проекта нового Устава.1

Нам непонятна массовая кампания по выражению недоверия целому ряду областных, городских, районных комитетов партии. Что это? Стихийные процессы в массах или кем-то хорошо продуманная, санкционированная сверху расправа над партией в целом? Почему со стороны Политбюро, Центрального Комитета нет никакой реакции на эти факты? Если действительно в тех областях, в тех обкомах, руководству которых выражено недоверие народа, оказались скомпрометировавшие себя люди, то почему Политбюро и Центральный Комитет своевременно не вмешались в их деятельность, допустив до стихийных митингов, процессов? Если это не так, почему им не была оказана поддержка? Ни того, ни другого не произошло.

Всё это, образно говоря, можно сравнить с ситуацией, сложившейся в стране в 1937 году, когда суд над коммунистами вершили с позволения Политбюро «тройки», а сейчас мы находимся на грани неуправляемого самосуда.

Серьёзно подрывает авторитет КПСС отсутствие полной, без сокращения, информации и гласности о работе пленумов, совещаний, встреч в Центральном Комитете, что не даёт возможности объективно оценить рядовым коммунистам позицию членов ЦК и Политбюро.

Крайне отрицательно влияет на авторитет КПСС сложившийся порядок освобождения от работы несправившихся руководителей партии и государства, когда скомпрометировавших себя коммунистов уводят от партийной ответственности, отправляют на заслуженный отдых.

Просим объяснить отношение Политбюро к опубликованной в газете «Правда» статье «Алиевщина». Если учесть, что она опубликована в дни работы Пленума ЦК, то как это следует понимать? Как прямой вызов всему составу ЦК или как утверждение «алиевы жили, алиевы живут, алиевы будут жить»? Все эти незаменимые бывшие живут не где-нибудь в удалённых местах, а в Москве, рядом с ЦК, сохранив свои регалии, и продолжают будоражить народ.

У нас складывается впечатление, что руководство партии не читает газет и журналов, а если читает, то почему не видит, что гласность работает только в одну сторону — на подрыв авторитета партии и на размывание коммунистических идеалов, усиленную пропаганду буржуазного образа жизни и негативное отношение к нашему историческому прошлому. Выступая на различных форумах, товарищ Горбачёв утверждает, что в стране идут объективные процессы перестройки. Признать это — значит принять за норму саботажи на железнодорожном транспорте, возрастающие масштабы преступности, межнациональные конфликты, падение дисциплины и нравов, открытые призывы к неповиновению органам власти, возрастающий дефицит товаров.

К сожалению, все эти факты — реальная действительность пяти лет перестройки. Мы допускаем, что эти процессы неизбежны, но в таких условиях и реакция на них должна быть мгновенной. Там, где это необходимо, нужны решительные действия, которых мы не видим. А те, кому анархия на руку, понимают это как слабость правительства и используют ситуацию в своих целях.

Члены партии не согласны с отсутствием гласности. В вопросе расходования денежных средств партийного бюджета на всех уровнях, хотя статья в «Правде» была, но она только на днях появилась. Мы кое-что узнали. Непонятно, кем планируется строительство новых партийных учреждений и зданий, партийных комитетов.

Вызывают возмущение продолжающиеся нарушения партийной этики отдельными руководителями партии и правительства, имеющими привилегии, прежде всего право на специальные дома отдыха, санатории, дачи, целые заповедники, ставшие местами отдыха и охоты их многочисленных родственников, приближённых.2

Мы категорически не согласны с отсутствием реакции и должной оценки со стороны Политбюро, Центрального Комитета на кампании, проводимые в странах Восточной Европы, осквернение священных могил воинов-освободителей. Нас удивляет молчание Центрального Комитета по поводу хулиганских действий экстремистов Румынии по демонтажу памятника Владимиру Ильичу Ленину. И почему эти факты смакуют по телевидению?

И, пожалуй, последней каплей масла в огонь, способствующей подрыву авторитета руководства партии, явилось келейно принятое решение о повышении окладов партийным работникам. Оклады повышать надо, но сделано это несвоевременно. Целесообразно это было сделать раньше, когда прошло значительное сокращение партийного аппарата, или вообще пока временно воздержаться от этого решения. И вот нас пытаются убедить в том, что в партии идёт объективный процесс самоочищения. В определённой степени с этим можно согласиться, но беспокоит тот факт, что из рядов КПСС выходят коммунисты с большим стажем, честные и порядочные товарищи, вступившие в партию не случайно, что никак нельзя считать положительным явлением в этом процессе.

Так, из 4200 коммунистов, состоящих на учёте в партийной организации нашего объединения, только за два месяца текущего года 63 человека вышли из партии. Основными мотивами выхода являются нежелание состоять в рядах партии, ряд высших руководителей которой допустил серьёзные нарушения законности и морали, о чём сообщалось в средствах массовой информации, неудовлетворённость результатом перестройки в партии и стране, непринципиальная позиция Политбюро и Центрального Комитета по отношению к неоправдавшим доверие народа работникам партийных, советских и хозяйственных органов управления, несвоевременное принятие решения о повышении заработной платы работникам партийного аппарата и отсутствие гласности о бюджете партии, а также нерешительные меры по ликвидации всех привилегированных условий для части общества.

В случае если Центральным Комитетом КПСС не будут приняты меры по немедленному устранению вышеизложенных недостатков в руководстве партией, мы потеряем партию.

Подписали: партком, 116 секретарей цеховых партийных организаций
Куйбышевского авиационного производственного объединения.

Примечания
  1. Поясню, что перед отъездом у меня оставалось часа три, я только показал проект Устава, и, конечно, мы не смогли его обсудить.— здесь и далее прим. Г. И. Ануфриева.
  2. Это была информация по телевидению, по-моему, по Смоленску и по Волгограду.

Добавить комментарий