Марксизм родился в Европе, и первое время в Европе и распространялся, причём довольно медленно. У нас в Китае, помимо небольшого числа студентов, обучавшихся за границей, никто [в те годы] не знал, [что такое марксизм]. Я тоже не знал, что в мире был такой человек, как Маркс. Сейчас это знают 14—15-летние дети. Поэтому я и говорю, товарищи, что вы счастливые люди! В то время мы, хоть и были большими, не знали, почём фунт лиха. Мы ничего не знали о том, что в мире есть какой-то империализм, какой-то марксизм. Когда я поступил в училище, я знал только нескольких героев капитализма, таких как Вашингтон и Наполеон. Раньше были люди, как Лян Цичао, Чжу Чжисинь1, которые упоминали о марксизме. Был, говорят, и ещё кто-то, кто в одном журнале перевёл «Развитие социализма от утопии к науке» Энгельса2 [Ши Цуньтун]. В общем, в то время я не видел [этих изданий], а если и видел, то всего лишь скользнул глазом, не придав им значения. Чжу Чжисинь был гоминьдановцем, поэтому понятно, что для него оставалось главным — говорить о марксизме или же быть членом Гоминьдана. Никто ведь в Китае не знал раньше подлинного марксистского коммунизма. [Но] звуки орудий Октябрьской революции долетели до нас быстрее самолёта. Самолёт из Москвы сюда не доберётся за один день, а эта новость дошла всего за день. Иными словами, если революция в России произошла 7 ноября, то в Китае о ней уже знали 8-го.
В то время революционную партию России называли экстремистской партией. Как же медленно марксизм распространялся в течение 70 лет, и как же быстро охватил он весь мир после Октябрьской революции! Благодаря его стремительному шествию духовный облик Китая в 1919 году изменился, и после движения 4 мая мы быстро восприняли антиимпериалистические и антифеодальные лозунги. Понимал ли кто-нибудь эти лозунги до того? Не знаю! Эти лозунги, эта ясная программа были выдвинуты только после того, как китайский пролетариат сформировал свой авангард — коммунистическую партию.
В 1921 году наша партия провела Ⅰ съезд. Из 12 [13] делегатов сейчас в живых остались (предателей типа Чжан Готао я не считаю) Чэнь Таньцю (он сейчас находится в тюрьме в Синьцзяне3), Дун Биу (он сейчас улетел в Сан-Франциско4) и я. Из 12 [13] делегатов в настоящее время двое находятся в Нанкине, они стали предателями. Это Чжоу Фохай и Чэнь Гунбо. Съезд состоялся в июле, и мы сейчас постановили считать 1 июля днём образования партии. Первоначально съезд открылся в Шанхае, но так как нас могла арестовать полиция, мы бежали на озеро Наньху в Цзясин (провинция Чжэцзян), где провели собрание на лодке. Издали ли мы манифест? Не помню5. В то время мы не достаточно глубоко знали марксизм и не очень разбирались в житейских делах. Кто из так называемых делегатов был настолько же просвещён, насколько нынешние товарищи, которые понимают, что к чему? Мы совсем ничего не знали об экономике, культуре, партийных делах, об упорядочении партии (чжэнфэне). Вот таким я был в то время, другие тоже оставляли желать лучшего. Чэнь Дусю тогда на съезд не приехал, он находился в Гуандуне, где занимал пост председателя комиссии народного просвещения. У нас в Китае в книге «Чжуанцзы» есть фраза: «То, что поначалу кажется нам делом простым, под конец уже нам неподвластно
»6. Сейчас мы ещё не достигли «конца», но уже превратились в большую [партию]… Мы… из маленькой организации создали партию, из опорных баз развиваемся до масштабов всей, страны. Пока мы контролируем [только] опорные базы, власть во всей стране ещё не в наших руках. Мы вначале… были совсем маленькой организацией. На этом [Ⅶ] съезде7 мне дали анкету, где есть графа «Кто рекомендовал вас в партию?». Я вам скажу: «У меня не было рекомендующего». Мы всё тогда делали сами, мало чего знали, и можно сказать, по молодости лет не разбирались в житейских делах. Однако не прошло и 24 лет, а мы уже поменяли местами небо и землю! Во всём мире произошли грандиозные перемены…
Я встречался с Сунь Ятсеном. В этом зале есть товарищи, которые тоже видели его. Он умер в 1925 году. В то время, когда я познакомился с ним, ему было уже около 60 лет, он отдал национальной революции 39 лет. В то время Гоминьдан проводил свой Ⅰ съезд. Одним из тех, кто на нём присутствовал, был почтенный Линь [Боцюй]. Мы участвовали в съезде Гоминьдана от имени компартии, будучи так называемыми «межпартийцами», т. е. членами Гоминьдана и компартии одновременно. Тогда во всех провинциях гоминьдановские [организации] создавались с нашей помощью. В то время без нас ничего не происходило, так как гоминьдановцы не понимали, как организовывать Гоминьдан. Они 39 лет занимались национальной революцией, а своего съезда не проводили. После того как мы вступили в Гоминьдан, в 1924 году состоялся их Ⅰ съезд. Мы подготовили «Манифест», помогли им сделать много дел. Среди нас находился Бородин, являвшийся советником [Сунь Ятсена], он состоял членом советской компартии. Был ещё Цюй Цюбо, коммунист, вступивший в Гоминьдан. Сам Сунь Ятсен сыграл полезную роль, ведь когда он оказался в тупике, он нашёл нас. Он слушал всё, что ему говорил Бородин. В то время он [Сунь] считал, что «русские — наши учителя», так как его революция все 39 лет терпела поражения. Когда мы выдвинули лозунги «Долой империализм!», «Долой феодализм!», «Долой продажных чиновников!», «Долой тухао и лешэнь!8», многие выступили против нас, говоря, что члены Ц[И]К [Гоминьдана] — это 36 звёзд в созвездии Большой Медведицы9. [Но] армия тоже существовала благодаря сотрудничеству Гоминьдана и КПК, тогдашний костяк кадровых работников (ганьбу) армии и партии составляли как гоминьдановцы, так и коммунисты. 1-м корпусом командовал Чан Кайши, но представителем партии [у него] был товарищ [Чжоу] Эньлай10, 2-м корпусом командовал Тань Янькай, но представителем партии [у него] являлся товарищ Ли Фучунь11. В 6-м корпусе представителем партии был почтенный Линь [Боцюй]. В то же время существовало и коалиционное правительство. Главной частью последнего была армия, поэтому ещё до создания коалиционного правительства дела шли превосходно.
Северный поход победоносно развивался, жизнь бурлила. Однако в конце этого периода дела в нашей партии оказались в плохом состоянии, возник чэньдусюизм. Чэнь Дусю выступил против нас, создав троцкистско-чэньдусюистскую группировку. Но о самом Чэнь Дусю мы должны сегодня поговорить. У него есть огромные заслуги. Он был главнокомандующим движения 4 мая, по существу руководил всем движением. Люди, группировавшиеся вокруг него, в той числе Ли Дачжао, сыграли большую роль. Мы в те годы, учась писать на литературном языке байхуа12, прислушивались к тому, что он [Чэнь] говорил по поводу знаков препинания в статьях, это было огромным открытием. Более того, мы вслушивались и в то, что он говорил о всемирном марксизме. Мы — ученики того поколения. Движение 4 мая подготовило кадры для китайской компартии. В те годы издавался журнал «Синь циннянь» («Новая молодёжь»), главным редактором которого и был Чэнь Дусю. Часть разбуженных этим журналом и движением 4 мая людей впоследствии вступила в компартию. На них Чэнь Дусю и те, кто группировался вокруг него, оказали огромное влияние. Можно сказать, что именно они, объединившись, создали партию. Я бы сказал, что Чэнь Дусю кое в чём очень напоминает русского Плеханова13. Он [тоже] вёл работу в начале движения, основал партию, но в идейном отношении уступал Плеханову. Плеханов был очень хорошим пропагандистом марксизма в России, а Чэнь Дусю нет. У него было даже много неправильных высказываний. Но он создал партию и в этом его заслуга. Плеханов впоследствии стал меньшевиком. А Чэнь Дусю — китайским меньшевиком… В будущем, когда мы будем выправлять историю партии, мы должны будем сказать и о нём. Заслуги имеются и у товарища Ли Лисаня, который во время гражданской войны совершил «левые» ошибки. До великой революции [1925—1927 годов] он вместе с товарищем [Лю] Шаоци14 организовывал рабочее движение в Аньюани, в позже сыграл большую роль в период движения 30 мая в Шанхае.
Примечания- Чжу Чжисинь (1885—1920) — деятель «Объединённого союза» и Гоминьдана. Убит гуансийскими милитаристами.↩
- «Развитие социализма от утопии к науке» было написано Энгельсом в январе — марте 1880 года.↩
- На самом деле Чэнь Таньцю (1896—1943) к тому времени был уже казнён синьцзянским милитаристом Шэнь Шицаем (1897—1970), но в руководстве КПК ещё об этом не знали.↩
- Дун Биу в то время присутствовал на Учредительной сессии ассамблеи ООН.↩
- Участники съезда не только приняли «Манифест», но и «Программу» и «Решение о целях КПК».↩
- Цит. по: Чжуан-цзы: Даоские каноны. М., 1995. С. 81. Чжуанцзы (369—286 до н. э.) — великий древнекитайский философ-даос.↩
- Ⅶ съезд КПК состоялся в Яньани в апреле — июне 1945 года.↩
- Тухао — «мироеды». Лешэнь — зажиточные сельские грамотеи-чиновники и учителя, дословно — «злые грамотеи», в отличие от «хороших», незажиточных, сельских интеллектуалов — «шэньши».↩
- Согласно представлениям даосов, созвездие Большой Медведицы состоит из 36 звезд. 36-ю звездами Большой Медведицы звали и 36 героев романа «Речные заводи». ЦИК Гоминьдана второго созыва тоже состоял из 36 человек.↩
- Чжоу Эньлай был в то время начальником политотдела 1-го корпуса.↩
- Ли Фучунь (1900—1975) — член КПК с 1922 года, после образования КНР в 1949 году будет министром тяжёлой промышленности, заместителем премьера и председателем Госпланa.↩
- Литературный язык байхуа, в распространении которого Чэнь Дусю играл огромную роль, заменил в конце концов с трудом воспринимавшийся широким населением классический древнекитайский язык вэньянь.↩
- Георгий Валентинович Плеханов (1856—1918) — один из первых русских марксистов, основатель российского социал-демократического движения (группа «Освобождение труда») в 1883 году. Лидер РСДРП с 1898 года. Вождь и теоретик меньшевизма.↩
- Лю Шаоци (1898—1969) — один из крупнейших лидеров КПК. В 1959 году будет избран председателем КНР.↩