Кастро, Фидель. Социализм или смерть! — Гавана, издательство «Хосе Марти», 1989.

07.12.1989

Социализм или смерть!

Кто опубликовал: | 18.01.2018

Речь Первого секретаря Центрального Комитета Коммунистической партии Кубы, Председателя Государственного Совета и Совета Министров Республики Куба Главнокомандующего Фиделя Кастро Руса на траурном митинге прощания с кубинскими интернационалистами, павшими при выполнении почётных военных и гражданских миссий, состоявшемся в Какауале 7 декабря 1989 года — «Тридцать первого года Революции».

Товарищ президент Жозе Эдуарду душ Сантуш и другие гости! Родственники павших! Бойцы! Соотечественники!

Для всех кубинцев всегда имел огромное значение тот памятный день, когда вместе со своим молодым адъютантом погиб самый выдающийся из наших воинов Антонио Масео. Его прах покоится здесь, в этом священном уголке нашей родины.

Выбор этого дня для погребения останков наших героических бойцов-интернационалистов, павших в различных частях света, главным образом в Африке, откуда происходили предки Масео и существенная часть нашей крови, делает 7 декабря днём памяти всех кубинцев, отдавших свою жизнь не только за защиту своей родины, но и человечества. И таким образом, патриотизм и интернационализм, одни из самых прекрасных ценностей, которые смог создать человек, навсегда соединятся в истории Кубы.

Возможно, что настанет день, когда недалеко от этого самого места будет воздвигнут памятник в честь всех павших,

В этот час одновременно во всех уголках Кубы, откуда были родом интернационалисты, павшие при выполнении столь благородной и славной миссии, происходит захоронение их останков.

Враги-империалисты думали, что мы скроем наши потери в Анголе, понесённые в ходе самой продолжительной и сложной миссии, которой уже исполнилось 14 лет, как если бы это было позором или пятном для Революции. Долгое время они уповали на то, что пролитая кровь окажется напрасной, как будто может быть напрасной смерть тех, кто погибает за правое дело. Более того, если бы только победа была несовершенным мерилом для оценки важности самопожертвования людей в их справедливой борьбе, они, помимо всего прочего, вернулись с победой.

Спартанцы говорили: «Со щитом или на щите». Наши победоносные войска вернулись со щитом.

Однако мы не собираемся в эти торжественные минуты кичиться нашими успехами или унижать кого-то, пусть даже тех, кто был нашим врагом. Наша страна не искала ни военной славы, ни военного престижа. Всегда строго применялся принцип достижения целей ценой наименьших человеческих потерь; для этого требовалось быть сильными, действовать с максимальным хладнокровием и, как мы, всегда быть готовыми на всё.

Каждый боец знал, что за ним стоит вся страна, знал, что все мы постоянно заботились о жизни и здоровье каждого из них.

Когда политика и дипломатия стали приемлемыми факторами для достижения конечных целей, мы ни минуты не сомневались в том, чтобы воспользоваться политическими и дипломатическими путями, и хотя мы всегда действовали со всей необходимой твёрдостью, в процессе переговоров ни разу от нас не услышали высокомерного, надменного или хвастливого слова. Мы сумели проявить гибкость, когда она нас устраивала и была оправданной.

Последний этап войны в Анголе был самым трудным. Он потребовал от нашей страны проявления всей решимости, стойкости, боевого духа при оказании помощи нашим ангольским братьям.

Для выполнения этого долга солидарности не только с Анголой, но и с нашими бойцами, которые сражались там в тяжёлых условиях, Революция, не колеблясь, шла на любой риск. Когда империалистические угрозы в адрес нашей родины были особенно серьёзными, мы, не колеблясь, отправили на Южный фронт Народной Республики Анголы значительную часть наших самых современных и лучших боевых средств. Более 50 000 кубинских бойцов находились тогда в той братской стране — поистине впечатляющая цифра, если мы учтём расстояние, отделяющее нас от Анголы, размеры и ресурсы нашей страны. Это был настоящий подвиг наших славных Революционных вооружённых сил и нашего народа. Редко писалась подобная страница альтруизма и международной солидарности.

Поэтому мы так высоко ценим присутствие на этом митинге Жозе Эдуарду душ Сантуша, совершенно добровольно присоединившегося к нам сегодня. «»,— сказал он нам. Эфиопия, СВАПО и другие революционные страны и организации также добровольно пожелали быть с нами сразу же, как только узнали буквально несколько дней назад о том, что сегодня мы будем хоронить наших бойцов-интернационалистов, павших в Африке и других частях света.

Есть такие исторические события, которые никому не дано зачеркнуть. Есть такие революционные примеры, которые не смогут забыть лучшие мужчины и женщины грядущих поколений, как у нас на родине, так и за её пределами.

Это один из них, однако не нам оценивать его, об этом позаботится история.

Мы ни на минуту не можем забыть, что нашими товарищами по оружию были героические бойцы ангольских вооружённых сил. Они пожертвовали жизнями десятков тысяч лучших сыновей этого замечательного народа. Единство и самое тесное сотрудничество между ними и нами позволили добиться победы.

Нам также выпала честь сражаться вместе с мужественными сыновьями Намибии, с патриотами Гвинеи-Бисау, с превосходными эфиопскими солдатами. До этого, в тяжёлые для Алжира дни, как только он завоевал независимость, наши воины-интернационалисты были рядом с ним, так же, как позднее были рядом с Сирией,— другой братской арабской страной, ставшей жертвой внешней агрессии и обратившейся к нам за помощью.

В Африке не было ни одного справедливого дела, которое бы не рассчитывало на поддержку нашего народа. Че Гевара вместе с многочисленной группой кубинских революционеров сражался против белых наёмников на востоке нынешнего Заира, а сегодня в Сахарской Республике врачи и учителя оказывают благородную и бескорыстную помощь этому народу, борющемуся за свою свободу.

Все упомянутые страны уже тогда были или в настоящее время являются независимыми, а те, которые ещё не завоевали независимость, рано или поздно обретут её.

За несколько лет была написана блестящая страница солидарности, которой гордится наш народ. В наших битвах за независимость рядом с нами также сражались представители самых разных стран. Самый выдающийся из всех, Максимо Гомес, уроженец Санто-Доминго, благодаря своим исключительным заслугам возглавил нашу Освободительную армию. В годы, предшествовавшие нашей Революции, тысяча кубинцев, организованных первой коммунистической партией, сражались в Испании, защищая Республику. Они написали незабвенные страницы героизма, которые запечатлело для истории перо Пабло де ла Торриенте Брау, блестящего журналиста-революционера, погибшего на поле сражения.

Так выковывался наш благородный интернационалистский дух, который с победой социалистической Революции достиг своих вершин.

Где бы ни находились кубинские воины-интернационалисты, они всегда являли собой пример уважения к достоинству и суверенитету страны. Доверие, завоёванное ими в сердцах этих народов, не случайно, это плод их безупречного поведения. Поэтому повсюду осталась память о нашем примерном бескорыстии и альтруизме.

Один видный африканский руководитель сказал как-то на встрече лидеров региона: «Кубинские бойцы готовы пожертвовать своей жизнью ради независимости наших народов и в обмен на эту помощь делу нашего освобождения и прогресса нашего населения единственное, что они увезут от нас — это бойцов, павших в борьбе за свободу». Континент, на протяжении веков подвергавшийся эксплуатации и разграблению, смог в полной мере оценить бескорыстность нашей интернационалистской помощи.

Сегодня наши закалённые в боях войска возвращаются с победой. Радостные, счастливые и гордые лица матерей, жён, братьев и сестёр, детей и всего народа встречают их с сердечностью и волнением. Мы добились достойного мира, с лихвой оправдали себя жертвы и усилия. Сегодня наш сон не нарушает постоянная озабоченность судьбой наших бойцов, сражающихся за тысячи километров от своей родины.

Враг думал, что возвращение бойцов создаст социальную проблему из-за невозможности трудоустроить их. Большая часть этих мужчин, помимо кадровых военных, имели на родине постоянное место работы, и они возвращаются на свои рабочие места или на другие, лучшие. Не забыт ни один боец. Зачастую ещё до возвращения на родину они уже знали, где будут трудиться.

Из тех молодых людей, которые были призваны на действительную военную службу сразу же по окончании средней школы и добровольно обратились с просьбой оказать им честь выполнить интернационалистскую миссию в Анголе, ни одному не пришлось дожидаться, чтобы занять достойное место в учебных аудиториях или в рядах нашего трудового народа.

Наша родина напряжённо работает над выполнением честолюбивых планов социально-экономического развития, не руководствуется абсурдными законами капитализма и для каждого сына отечества приготовила место будь то в учебных аудиториях, на производстве или в сфере обслуживания.

Не забыт ни один из близких родственников тех, кто погиб при выполнении интернационалистской миссии или получил серьёзные увечья. К ним относились, относятся и будут относиться с уважением и почтением, которые они заслужили благодаря благородному самопожертвованию их близких и своему собственному самоотверженному, бескорыстному и благородному вплоть до героизма поведению.

Сотни тысяч кубинцев, выполнивших интернационалистскую миссию, военные или гражданские лица, всегда будут пользоваться уважением нынешних и грядущих поколений. Они многократно приумножили славные боевые и интернационалистские традиции нашего народа.

Они возвращаются на родину, которая развернула титаническую битву за экономическое развитие и с примерным достоинством продолжает противостоять преступной империалистической блокаде; к ней сейчас прибавился кризис, возникший в странах социалистического лагеря, от которого мы можем ожидать только негативных последствий для нашей страны в плане экономического развития.

Сейчас в большинстве этих стран говорят вовсе не об антиимпериалистической борьбе, и не о принципах интернационализма. Эти слова даже не упоминаются в печати. Такие понятия там практически изъяты из политического лексикона. И напротив, капиталистические ценности набирают в этих обществах необычайную силу. Капитализм означает неравный обмен с народами «третьего мира», ожесточение личного эгоизма и национального шовинизма, господство абсурда и анархии в сфере капиталовложений и производства, беспощадное принесение в жертву слепым законам экономики целых народов, господство сильного, эксплуатация человека человеком, принцип «спасайся кто может». В социальном плане капитализм означает и многое другое: проституцию, наркоманию, азартные игры, нищету, безработицу, чудовищное неравенство граждан, истощение природных ресурсов, отравление атмосферы, морей, рек, лесов, и особенно разграбление отсталых в экономическом развитии стран промышленно развитыми капиталистическими странами. В прошлом он означал колониализм, а в настоящее время — порабощение тысяч миллионов людей посредством менее дорогих, но в то же время более изощрённых, более эффективных и жестоких экономических и политических методов.

Капитализм, его рыночная экономика, его ценности, его категории и методы никогда не могут быть орудиями для вызволения социализма из его сегодняшних трудностей и для исправления ошибок, которые могли быть допущены. Значительная часть этих трудностей возникла не только из-за ошибок, но и вследствие жестокой блокады и изоляции, навязанных социалистическим странам империализмом и крупными капиталистическими державами, монополизировавшими почти все богатства и самые передовые технологии в мире в результате разграбления колоний, эксплуатации их рабочего класса и крупномасштабной «кражи умов» из развивающихся стран.

Против первого социалистического государства были развязаны опустошительные войны, которые унесли миллионы жизней и привели к уничтожению большей части накопленных средств производства. Как птица Феникс оно вынуждено было восставать каждый раз из пепла и оказало человечеству такие услуги, как разгром фашизма, придание решительного толчка освободительному движению колониальных стран. Всё это хотят забыть сегодня.

Вызывает отвращение то, что теперь многие даже в самом СССР стали отрицать и развенчивать исторический подвиг и исключительные заслуги этого героического народа. Таким образом не исправляются и не преодолеваются бесспорные ошибки, допущенные революцией, зародившейся в недрах царского авторитаризма, в огромной, отсталой и бедной стране. Немыслимо пытаться сейчас взыскивать с Ленина за то, что он совершил самую великую в истории революцию в прежней царской России.

Поэтому мы не колеблясь запретили распространение у нас в стране некоторых советских изданий, которые переполнены ядом, направленным против самого СССР и социализма. Чувствуется, что за ними скрывается рука империализма, реакции и контрреволюции. Некоторые из этих изданий стали требовать прекращения равных и справедливых торговых отношений, установившихся между СССР и Кубой на протяжении кубинского революционного процесса. Одним словом, требовать, чтобы СССР начал проводить с Кубой неравный обмен, продавая с каждым разом по всё более дорогим ценам и покупая с каждым разом по всё более дешёвым ценам нашу сельскохозяйственную продукцию и сырьё, точно так же Соединённые Штаты поступают со странами «третьего мира», и наконец, чтобы СССР присоединился к американской блокаде Кубы.

Систематическое разрушение ценностей социализма, подрывная деятельность империализма в сочетании с допущенными ошибками ускорили процесс дестабилизации социалистических стран Восточной Европы. Соединённые Штаты долго вынашивали и давно стали применять стратегию, заключающуюся в дифференцированном подходе к каждой стране и идее расшатать социализм изнутри.

Империализм и капиталистические державы не могут скрыть своей радости по поводу происходящих событий. Они полностью убеждены, и не без основания, что сейчас социалистический лагерь уже практически не существует. В некоторых из этих стран Восточной Европы целые группы американцев, включая помощников президента Соединённых Штатов, занимаются в настоящее время разработкой программ капиталистического развития. На днях в сообщении одного из телеграфных агентств говорилось, что они были захвачены таким возбуждающим опытом. Один из них, кстати говоря, сотрудник Белого дома, высказался за применение в Польше плана, аналогичного «Новому курсу»,— с его помощью Рузвельт пытался ослабить глубокий кризис капитализма,— чтобы помочь 600 000 польских рабочих, которые останутся в 1990 году без работы, и половине из 17,8 миллионов трудящихся страны, которой придётся переквалифицироваться и поменять работу вследствие развития рыночной экономики.

Империализм и капиталистические державы-члены НАТО полностью убеждены, и не без основания, что сейчас Варшавского договора также не существует, и что это не больше чем фикция, что подточенные и расшатанные изнутри общества будут неспособны выстоять.

Заявляют, что социализм следует совершенствовать, никто не станет противиться этому принципу, присущему любой человеческой деятельности, и который следует постоянно применять в любом деле. Но разве можно совершенствовать социализм, отказываясь от самых элементарных принципов марксизма-ленинизма? Почему так называемые реформы должны проводиться в капиталистическом направлении? Если эти идеи носят революционный характер, как кое-кто утверждает, то почему они получают единодушную и восторженную поддержку лидеров капитализма?

В неслыханном заявлении президент Соединённых Штатов назвал себя защитником номер один доктрин, которые в настоящее время применяются во многих странах социалистического лагеря.

Поистине революционная идея никогда в истории не получала восторженную поддержку главы самой могущественной, агрессивной и алчной империи, какую только знало человечество.

Во время визита товарища Горбачёва на Кубу в апреле этого года, в ходе которого состоялся откровенный и глубокий обмен мнениями, на заседании Национальной Ассамблеи мы открыто высказали нашу точку зрения относительно того, что следует уважать право любой социалистической страны строить капитализм, если она того желает, равным образом мы потребовали строгого уважения права любой капиталистической страны строить социализм.

Мы считаем, что революцию нельзя ни импортировать, ни экспортировать. Социалистическое государство нельзя образовать ни искусственным оплодотворением, ни простой пересадкой эмбрионов. Революция нуждается в наличии благоприятных для неё условий внутри самого общества, и только сам народ может быть её творцом. Эти идеи не опровергают дух солидарности, который революционеры могут и должны проявлять в отношениях между собой. Революция также является процессом, в котором можно двигаться вперёд или назад, который даже может потерпеть неудачу.

Но коммунист должен, прежде всего, быть смелым и революционно настроенным. Долг коммунистов — бороться при любых обстоятельствах, какими бы неблагоприятными они ни были. Парижские коммунары сумели бороться и погибнуть, отстаивая свои идеи. Знамёна революции и социализма не опускают без борьбы. Капитуляция — это удел трусливых, деморализованных людей, а не коммунистов и революционеров.

Империалисты призывают сегодня европейские социалистические страны превратиться в получателей излишков их капитала, развивать капитализм, участвовать в ограблении стран «третьего мира».

Известно, что значительная часть богатств капиталистического мира получается за счёт неравного обмена с этими странами. Веками их грабили как простые колонии, порабощали сотни миллионов их сыновей, во многих случаях истощили их запасы золота, серебра и других природных ресурсов, их беспощадно эксплуатировали и навязывали им отсталое экономическое развитие. Таковы наиболее непосредственные, очевидные последствия колониализма. Сегодня обескровливают эти страны посредством процентных ставок беспредельного, неоплатного долга, забирают их основную продукцию по ничтожным ценам, ввозят в них свою промышленную продукцию по всё более высоким ценам, беспрерывно лишают их финансовых и человеческих ресурсов за счёт утечки капитала и «утечки умов», блокируют их торговлю демпингом, таможенными пошлинами, квотами на импорт, синтетическими заменителями, получаемыми на основе высокой технологии, и субсидируют свои производства, когда они оказываются неконкурентноспособными.

Сейчас империалисты хотят, чтобы европейские социалистические страны присоединились к этому колоссальному грабежу, что, видимо, нисколько не тревожит теоретиков капиталистических реформ. Поэтому во многих из этих стран ничего не говорят о трагедии стран «третьего мира», недовольный народ направляют к капитализму и антикоммунизму, а в одной из них — к пангерманизму. Такое развитие событий может привести даже к фашистским течениям. В награду за это империалисты обещают этим странам долю в грабеже наших народов — единственное средство для создания капиталистических потребительских обществ.

Соединённые Штаты и капиталистические державы сейчас значительно больше интересует размещение капиталов в Восточной Европе, чем в любом другом регионе земли. Что могут ожидать страны «третьего мира», где миллиарды людей живут в нечеловеческих условиях, от такого развития событий?

Нам говорят о мире. Но о каком мире идёт речь? О мире между великими державами, тогда как империалисты оставляют за собой право на открытое вмешательство и агрессии против стран «третьего мира»? Примеров достаточно много.

Империалистическое правительство Соединённых Штатов требует, чтобы никто не помогал сальвадорским революционерам, и пытается шантажировать СССР, добиваясь от него не более и не менее как прекращения всякой экономической и военной помощи Никарагуа и Кубе на том основании, что мы солидарны с сальвадорскими революционерами, хотя при этом мы строго выполняем все свои обязательства в отношении оружия, которое поставляет СССР в соответствии с соглашениями, заключёнными между суверенными государствами. Со своей стороны, это самое империалистическое правительство, которое требует прекратить любое проявление солидарности с сальвадорскими революционерами, помогает режиму геноцида в Сальвадоре и направляет в эту страну части особого назначения, поддерживает контрреволюцию в Никарагуа, организует государственные перевороты в Панаме и убийство руководителей этой страны, оказывает военную помощь бандам УНИТА в Анголе, несмотря на успешное достижение мирных соглашений по Юго-Западной Африке и беспрерывно поставляет огромные количества оружия афганским мятежникам, абсолютно игнорируя вывод советских войск из Афганистана и Женевские соглашения.

Всего несколько дней тому назад военные самолёты Соединённых Штатов наглым образом вмешались во внутренний конфликт на Филиппинах. Независимо от того, были ли справедливыми или несправедливыми побуждения мятежников,— не нам об этом судить,— вмешательство Соединённых Штатов в дела этой страны приобретает особую опасность и является чётким отражением обстановки, сложившейся в мире в настоящее время. Иначе говоря, Соединённые Штаты берут на себя роль жандарма не только по отношению к Латинской Америке, которую они всегда рассматривали как свои задворки, но и по отношению к любой другой стране «третьего мира».

Утверждение крупной державой принципа всеобщей интервенции, означает конец независимости и суверенитету в мире. Какого же мира и какой безопасности могут ждать наши народы кроме тех, которые мы сами в состоянии завоевать нашей героической борьбой?

Было бы замечательно, если бы исчезло ядерное оружие. Если бы это перестало быть утопией и когда-нибудь было достигнуто, то это бы бесспорно стало благом и способствовало укреплению безопасности, но только для части человечества. Это не принесло бы ни мира, ни безопасности, ни надежды странам «третьего мира».

Империализм не нуждается в ядерном оружии для нападения на наши народы. Его мощные флоты присутствуют повсюду, его военные базы размещены везде, и ему вполне достаточно обычных вооружений, всё более изощрённых и смертоносных, для выполнения роли хозяина мира и его жандарма.

Кроме того, ежедневно в мире умирает 40 000 детей, которые могли бы быть спасены, но из-за слабого экономического развития и нищеты спасены не были. Как мы уже не раз говорили — и это не лишне повторить и сегодня,— это равнозначно тому, что среди детей бедняков во всем мире каждые три дня взрывалась бы бомба, подобная той, что была сброшена на Хиросиму и Нагасаки.

Если события и в дальнейшем будут развиваться в этом русле, если от Соединённых Штатов не потребуют отказаться от этих своих позиций, то о каком новом мышлении может идти речь? В этом случае биполярность, сложившаяся в мире после второй мировой войны, неумолимо будет трансформироваться в однополярность при гегемонии Соединённых Штатов.

На Кубе мы проводим процесс исправления ошибок. Без сильной, дисциплинированной и авторитетной партии невозможны подлинно социалистическая революция и процесс исправления ошибок. Его нельзя проводить, когда клевещут на социализм, разрушают его ценности, подрывают авторитет партии, деморализуют авангард, отказывая ему в руководящей роли, сводят на нет общественную дисциплину, сеют хаос и анархию повсюду. Так можно вести контрреволюционную деятельность, но не социалистические преобразования.

Американский империализм полагает, что Куба не сможет выстоять, что новая обстановка, создавшаяся в странах социалистического лагеря, позволит ему сломить в конце концов нашу Революцию.

На Кубу социализм пришёл не вслед за победоносными дивизиями Красной Армии. На Кубе социализм выковали мы, кубинцы, в ходе подлинной героической борьбы. В течение тридцати лет мы оказываем сопротивление самой могущественной империи мира, которая хотела покончить с нашей Революцией. Это является свидетельством нашей политической и моральной силы.

Мы, кто осуществляет руководство страной, не группа неопытных новичков, недавно занявших руководящие посты. Мы вышли из рядов тех, кто долгие годы боролся против империализма, мы вышли из школы Мельи и Гитераса, мы вышли из рядов тех, кто штурмовал Монкаду, кто высаживался с «Гранмы», кто воевал в Сьерра-Маэстре и вёл подпольную борьбу, кто сражался на Плая-Хироне и прошёл через Карибский кризис, кто 30 лет оказывает героическое сопротивление империалистической агрессии, совершает замечательные трудовые подвиги, выполняет славные интернационалистские миссии. Представители трёх поколений кубинцев состоят в нашей испытанной партии и занимают руководящие посты в ней, в организации нашего замечательного авангарда молодёжи, в наших мощных массовых организациях, в наших славных Революционных вооружённых силах, в нашем Министерстве внутренних дел.

На Кубе революция, социализм и национальная независимость тесно взаимосвязаны.

Революции и социализму мы обязаны всем тем, что мы представляем собой сегодня. Если бы на Кубе когда-нибудь был восстановлен капитализм, то наша независимость и наш суверенитет исчезли бы навсегда, мы стали бы частью Майями, всего-навсего придатком империи янки, воплотилось бы в жизнь отвратительное «пророчество» одного из президентов США, сделанное в минувшем веке, когда, думая об аннексии нашего острова, он сказал, что Куба упадёт прямо в руки этой страны как созревший плод. Чтобы этого не произошло ни сегодня, ни завтра и никогда, у нас есть целый народ, готовый погибнуть в борьбе. Сегодня здесь, у могилы Масео, уместно повторить его бессмертные слова: «Кто попытается завладеть Кубой, получит лишь пыль её земли, смешанную с кровью, если только сам не погибнет в этой борьбе».

Мы, кубинские коммунисты, и миллионы революционных бойцов, составляющие героический революционный народ, сумеем выполнить роль, отведённую нам историей, не только как представители первого социалистического государства Западного полушария, но и как несгибаемые защитники, стоящие на передовом рубеже благородного дела всех бедных и угнетённых.

Мы никогда не стремились стать хранителями славных знамён и принципов, которые революционное движение умело отстаивало на протяжении своей замечательной, героической истории. Однако, если бы волею судьбы мы однажды остались среди последних защитников социализма в мире, в котором империи янки удалось бы воплотить гитлеровские мечты о мировом господстве, мы сумели бы до последней капли крови защитить этот оплот.

Те, кого мы сегодня хороним с почестями на родной земле, где им была дана жизнь, погибли, защищая самые священные ценности нашей истории и нашей Революции.

Они погибли в борьбе против колониализма и неоколониализма.

Они погибли в борьбе против расизма и апартеида.

Они погибли в борьбе против ограбления и эксплуатации народов стран «третьего мира».

Они погибли в борьбе за независимость и суверенитет этих народов.

Они погибли в борьбе за право на процветание и развитие всех народов земли.

Они погибли в борьбе за то, чтобы не было голодающих, нищих, больных без врачей, детей без школ, людей без работы, без крыши над головой.

Они погибли за то, чтобы не было угнетателей и угнетённых, эксплуататоров и эксплуатируемых.

Они погибли в борьбе за достоинство и свободу всех людей.

Они погибли за подлинный мир и подлинную безопасность всех народов.

Они погибли за идеи Сеспедеса и Максимо Гомеса.

Они погибли за идеи Марти и Масео.

Они погибли за идеи Маркса, Энгельса и Ленина.

Они погибли за идеи и за пример, распространённые по всему миру Октябрьской Революцией.

Они погибли за социализм.

Они погибли за интернационализм.

Они погибли за революционную и достойную родину, каковой сегодня является Куба.

Мы сумеем последовать их примеру Вечная им слава! Социализм или смерть! Родина или смерть! Мы победим!

7 декабря 1989 года кубинский народ предал земле останки бойцов и гражданских лиц, павших при выполнении славных интернационалистских миссий в Анголе, Эфиопии и других странах.

Издательство «Хосе Марти», учитывая политическую важность и международное значение речи, произнесённой Первым секретарём Центрального Комитета Коммунистической партии Кубы, Председателем Государственного Совета и Совета Министров Республики Куба Главнокомандующим Фиделем Кастро Русом на траурном митинге прощания с павшими героями, полностью воспроизводит её содержание на русском языке.

Добавить комментарий