Им мало нас просто замолчать
Им мало нас просто посадить
Им мало нас просто расстрелять
Им надо, чтоб нас просто «не быть!»
Я включаю радио,
А оттуда доносится:
«Над Россией безоблачное небо!
»
Над Россией безоблачное небо!
Песня группы «Кра.Тер.», текст М. Галайды.
Окраина Твери, киноконцертный зал «Мир». Район новостроек и пустырей. Ничто не предвещает концерта, организовываемого тверской «Рев. Альтернативой», посвящённого годовщине рождения Бакунина. Хотя нет — поднимаясь по ступеням к входу, обнаруживается первый признак. Приближается человек с ирокезом и невнятной походкой, выражая всем своим видом близость рока и альтернативы. Рядом с «ирокезом» личность с менее броской внешностью, но тоже припанкованной. Подходят, заводят спор, показывая в мою сторону,— «свой — не свой».
Находим общий язык после предоставления мною им сигарет. Только что налаженное общение получается странным — «ирокез» постоянно говорит три слова, с явным желанием быть понятым:
— Керамика, свастика, сколько?
Как оказалось потом, это он спрашивал, за сколько можно продать тарелку со свастикой.
Войдя вовнутрь зала, наблюдаю за предконцертной настройкой, которая заключается скорее в многочисленных просьбах участников включить хоть один микрофон, нежели в отладке звучания инструментов. Плавно настройка перерастает в собственно концерт. Это происходит незаметно ещё и потому, что народа практически не прибавилось с начала репетиции. Сложилось такое впечатление, что присутствовали только члены выступающих групп и приехавшие с ними поклонники.
Московский товарищ из троцкистской организации КРИ произнёс вступительную речь, которая особого энтузиазма у собравшихся не вызвала.
Общее впечатление от действа осталось неоднозначное. С одной стороны, музыкальный уровень выступающих был сильно различным. С другой стороны, значительно разнились представленные стили музыки. Текста песен также пестрели разнообразием — от описывающих «счастливое» путинское детство до горькой судьбы утопленника. Были и известные вещи, типа летовского «Всё идёт по плану». Начало концерта было крематоревско-БГешное, середина дезово-трешовая, перешедшая в хардкорово-реповый гранж. Анархия смысла и стиля, хотя и неплохая в музыкальном контексте.
Хочется отметить наличие в некоторых группах девушек, тем более, что одна из них играла на скрипке. Феминизация музыки и проникновение классических приёмов исполнения, особенно в «тяжёлой» музыке радует однозначно.
По ходу концерта зрители разделились на три непропорциональные части. Наименьшая занималась чем-то, что можно назвать пого-реслингом: прыгали, тряся хаерами, перед сценой и периодически толкались, иногда с разбегу. Вторая часть бродила между туалетом, пивными ларьками и залом. Третья сидела со скучающим видом. Когда вышел «Анклав», москвичи попробовали «завести» публику. Сыграв несколько вещей, им это почти удалось — это был действительно очень приличный «металл». Пожалуй самое внятное выступление, с качественным и мощным саундом.
Несмотря на это, ни москвичи, ни ярославцы, бывшие там самыми именитыми, не смогли создать атмосферы, достойной празднования дня рождения великого человека. Конечно, в некоторой степени в этом виновато техническое обеспечение — микрофоны так нормально и не заработали. Поэтому о смысле текстов песен порой приходилось догадываться.
Но, по всей видимости, основной причиной вялости и немногочисленности зрителей явилась слабая организация. Если концерт был посвящен Бакунину, то почему так мало уделялось внимания именно смысловой нагрузке мероприятия? Ведь кроме вступительной речи и стихотворения, прочитанного одним из москвичей, не было сказано ни слова.
Это ни в коей мере не вердикт «казнить, нельзя помиловать». Для РА этот концерт — первый опыт подобного рода. И организация мероприятий такого плана в будущем должна осуществляться с учётом сделанных ошибок.
Осталось сказать несколько слов о тверской группе, принимавшей участие в концерте,— «Кра.Тер.». Делается это отдельно потому, что представленные зрителям произведения — внемузыкальны. Их инструменты звучали как издевательство над мелодией и ритмом, по причине малого опыта и несыгранности. Когда по завершении концерта солист «КраТера» М. Галайда спросил: «Ну как?
», я честно ответил, имея в виду чисто музыкальную ценность их выступления: «Вы были худшие
». А затем добавил: «А вообще — здорово!
», уже принимая во внимание текста их песен и энергетику исполнения. Действительно, с точки зрения яркости самовыражения тверяки затмили всех других участников концерта…
P. S. Согласно нашим источникам, перед концертом администрации концертного зала звонили из ФСБ и просили, чтобы выступления группы «Революционной Альтернативы» «Кра.Тер.» (что расшифровывается как «Красный Террор») не было. Поэтому эту группу на всякий случай и задвинули в самый конец. Несмотря на ошибки, тверских товарищей можно поздравить — они организовали концерт, приобрели некоторую известность и представили новое явление в области авангардного искусства.
P. P. S. Полную аудиозапись и часовой фильм о концерте можно заказать у РМП или РА-Тверь.