...когда в стране китайской такие люди есть.

05.10.2017

…Когда в стране китайской такие люди есть

Кто опубликовал: | 21.12.2018

Вот на днях тов. Кассад опубликовал небольшой материал о недавнем выступлении Председателя КНР тов. Си Цзиньпина, в котором было отмечено, что «…члены коммунистической партии должны изучать современный капитализм, но никогда не должны отклоняться от марксизма». Хорошо сказано и правильно1, но…

Вести с полей, так сказать.

Встреча Дмитрия Медведева с молодёжью в Китае (2015)

К нам приехали два молодых китайца. Таких в самом Китае называют «те, кто родился после 80-го [года]». Их родители после бурь маоизма молодыми вступили в эру реформ Дэна и начали создавать семьи и рожать детей в уже другой стране. Страна из казарменного маоизма переходила к рыночной экономике и родители с бабушками и дедушками начали рвать себе жилы, делая из своих чад «маленьких императоров». Поэтому правильнее будет сказать, что к нам приехали два «молодых императора». О китайских маленьких императорах написано много, пересказывать не буду, кому интересно, могут поискать в сети.

Оба «молодых императора», а ещё их можно назвать «молодыми старичками» за их явную физическую слабость,— представители среднего управленческого звена в одной смешанной государственной и ОАО-корпорации. У обоих есть странные английские имена — Шрэк и Дэнди. У них в компании все имеют английские имена: «Так легче управлять и эффективно общаться. Традиционные китайские обращения не подходят к современной системе менеджмента больших корпораций, принятой в США». Так и сказали…

Зарплата одного из них, рангом пониже, в рублях составляет примерно три миллиона шестьсот тысяч руб. РФ2. Оба — выпускники известных китайских вузов. Один фармацевт, переквалифицировавшийся в управдома3 маркетолога сразу после окончания вуза. Другой — с вузовским экономическим образованием, изучал политэкономику, марксизм-ленинизм и идеи Мао. Оба — члены партии. В институте, как сказал фармацевт, всех, кто нормально учился, загоняли в партию.

На октябрьские праздники4 приехали посмотреть Австралию. Весь самолёт, кстати, был забит такими же, как и они, туристами, которые прилетели в самую дорогую страну мира на каникулы. Деньги у современных китайцев есть…

Фармацевт — толст и безнадёжно циничен в своём безразличие к окружающему миру. С таким же бы успехом он мог проваляться и на модном диване в своей дорогой квартире в одном из самых дорогих городов страны. «Меня ничего, кроме денег, не интересует. Я вообще хотел бы выйти из партии, не хочу платить партвзносы в 2 % от моей зарплаты.— заявляет он,— Я напуган бедностью, поэтому хочу жить хорошо». Я знаю его родителей, живут и правда не богато, но и не бедствуют. Жили тяжелее, когда император был ещё маленьким, так что он не может помнить ни безработного отца, которого я устроил на работу, ни мать, которая в то время на улице торговала безделушками. Выжили они, сейчас просто живут, на деньгах не помешаны как сынок.

У нас на дворе весна, довольно тёплые погоды стоят5, но нашим гостям холодно. И толстяк фармацевт и щуплый экономист сильно мёрзнут и тепло одеваются. Мало двигаются. Больше сидят и что-то читают на своих смартфонах. К слову сказать, щуплый экономист много читает и считает Австралию «настоящей социалистической страной», где хорошая база соцзащиты и можно свободно говорить всё, что думаешь. Разговаривая с ним, я, конечно же, сделал прокол — махнул красной книжкой с самого начала и расставил точки над i, экономист перестал хвалить буржуазную демократию и капиталистическую экономику. Оба сказали, что мнения других нужно уважать. Теперь экономист лишь слушает и ухмыляется. Ухмылки не скрывает. Фармацевт, когда я говорю, зевает. Он так и не понял, почему я против однополых браков6.

Я их возил по красивым местам, но им это не интересно. Больше не вожу — трата времени. Историю Австралии тоже не рассказываю. Им дела до аборигенов нет. Свозил на море, они даже не помыли сапоги в Индийском океане7 спустились к воде и не проверили, солёная ли… Они, толстый и щуплый, выглядят стариками-неженками. Боятся ветра, не интересуются прогулками на свежем воздухе (качество воздуха здесь всё-таки лучше чем в китайском мегаполисе), прекрасными весенними утрами не встают рань-перерань и не пьют чай во дворе под навесом под пение моих канареек. Они встают поздно, часов в одиннадцать и, ёжась от холода, едят, долго копаясь в еде, сидя на кухне, поёживаясь от холода.

Если понаблюдать, то видно, что экономист всё-таки больше интереса проявляет к окружающему, он ходит по музеям. Уже, кажется, два или три музея посетил. Но больше они всё же ходят по магазинам, смотрят на товары, говорят оживлённо о ценах и качестве товаров, как и все китайцы насмехаются над «бедной европейской кухней».

Экономист, изучая капитализм, как советует председатель Си, всё-таки забывает о марксизме. Он весь в экономике, но капиталистической. Он знает устав КПК8, я проверял. Но он не верит, я это почувствовал, что лет через сто они построят социализм.

Им совершенно не интересна самая большая страна (по территории) третьего мира9. Они ничего не знают и не хотят знать о РФ. В школе они затрагивали СССР, но они настроены очень прозападно. А если говорить более правильно — их настроения вообще что-то среднее между прозападничеством и великоханьском шовинизмом.

Вот я смотрю на них, слушаю их и знаю, что они — будущие руководители. Такие как они скоро войдут в экономическое и политическое управление страной. Те, кто родились после 1980-го.


Начиная с самого Мао, главного поклонника Запада10, в рядах китайских коммунистов было два течения: западники и просоветские (пророссийские в нынешнем контексте). К сожалению, молодёжь, те, кто скоро будут править страной, такие как эти два молодых императора, настроены скорее прозападно и меньше всего думают о дружбе с северным соседом. Экономист мне так и сказал, что, мол, о России ничего не знает. Для него РФ такая же экзотика, как для какого-нибудь московского либерала и Китай тоже экзотика и мало понятная большая полуварварская страна.

Этим летом, в Пекине, я встречался с одним деятелем культуры, и мы говорили о многом, в том числе и о состоянии современных российско-китайских отношений и истории. Как мне стало известно,— раньше я не знал об этом, скажу честно,— китайское правительство долго изучало историю китайско-советского конфликта и пришло к заключению, что разлад отношений — вина лично Мао и Хрущёва, которые пылали взаимной ненавистью. Никаких политических противоречий между двумя странами не было и не могло быть. Это, как сказал мне собеседник, закрытая информация, известна не всем. По его же словам, и сейчас влияние проамерикански настроенных чиновников в правительстве очень сильно. Си, судя по происходящему, настроен на сближение с РФ и строительство социализма11. То, что у тех, кто с Си, много трудностей на пути — это весьма очевидно.

Владимир Путин и Си Цзиньпин. Встреча в Тяньцзине (2018).

Я думаю, что председатель Си искренне говорит о необходимости изучения марксизма и успех построения социализма связывает с хорошими отношениями с пусть и либеральной и поэтому ненадёжной РФ12. Но если смотреть в корень, бомба антисоветизма и пренебрежения дружбы с соседом, которую заложил Мао, всё ещё лежит в китайских сердцах в виде «половина Сибири была отобрана царской Россией у Китая»13, «СССР не смог выжить потому, что всё было там плохо» и прочей чепухи, вплоть до отсутствия какого-либо интереса к соседу-современнику, который всё-то никак не может с коленок подняться. Для многих китайцев, особенно молодого поколения, социализм — это то, что было при Мао. Они даже и не понимают, что они его не построили, а то что было — это извращение учения, примазывание к красной идее с целью достижения личных целей. У многих китайцев, несмотря на усилия правительства, нет ни веры в социализм, ни желания его строить: кого-то быт заел, не до строительства, кого-то, как фармацевта, лишь деньги интересуют. Кто-то, как экономист, старается молчать, особо не высказываясь на тему. Он, кстати, мне так и сказал, что то, о чём я с ним говорю, как правило, не обсуждается в самом Китае. Я, впрочем, и сам об этом знаю. Го ши бу тань14 — не говорим о государственных делах — вполне распространённая реакция на вопросы с политической окраской. Хотя правительство много сил потратило на изучение причин, почему СССР был уничтожен, многие простые китайцы уроков из контрреволюции в СССР и реставрации капитализма не выучили. Не понимают же или нагло отрицают — если не открыто, то скрыто-то уж точно — роль марксизма в развитии Китая. Так многие и думают, что при капитализме и буржуазной демократии им будет хорошо, заживут как в «социалистической Австралии и США». А социализм как в СССР — это неэффективный пережиток, который постепенно уйдёт в небытие и в их стране.


Интересные дела происходят в Китае, что тут говорить, а пообщаешься с такими, как наши гости, так вообще трудно что-либо понять…

Вот эти девчата, забастовщицы в Наньцзине (2011) могли бы помочь разобраться

Примечания
  1. Автор — правый ревизионист, дэнист (и с такой злобой против идей Мао, какую считается недопустимым открыто высказывать в рамках дэнизма; где-то на уровне брежневских сикофантов). Однако он любит наблюдать и примечать, и излагает хорошим слогом — часто совсем не то, что хотел бы видеть. Возможно, поэтому он даёт лучшие свидетельства о реставрации капитализма в Китае — именно потому, что исходят они от горячего апологета «успехов» «рыночного социализма».— Маоизм.ру.
  2. Международный пересчёт зарплат — дело непростое, автор может ошибаться.— Маоизм.ру.
  3. Если кто не помнит: «Графа Монте-Кристо из меня не вышло. Придётся переквалифицироваться в управдомы» — это фраза Остапа Бендера, которой заканчивается (в окончательной редакции) книга И. Ильфа и Е. Петрова «Золотой телёнок».— Маоизм.ру.
  4. 1 октября — День образования КНР, десять дней выходных.
  5. В начале октября 2017 года в Сиднее было до 18—25 °C.— Маоизм.ру.
  6. Это вообще трудно понять; автор не излагает своё мнение полностью и до конца, а в какой-то момент соскакивает с темы. Кажется (прямо и ясно он этого не формулирует), он почему-то считает, что легальность однополых браков приводит к падению фертильности, сокращению населения и вымиранию. Научного обоснования и статистического подтверждения у этой распространённой гипотезы нет. Впрочем, безразличие китайского юнца говорит скорее всего не о глубоком понимании темы, а о буржуазной либерально-индивидуалистической аполитичности.— Маоизм.ру.
  7. Если кто не помнит: «Я мечтаю, чтобы русские солдаты омыли свои ноги тёплой водой Индийского океана и навсегда перешли на летнюю форму одежды» — это фраза из книги «Последний бросок на юг» (1993) Владимира Жириновского. Тут эта шуточка не вполне к месту.— Маоизм.ру.
  8. На тот момент устав КПК действовал в редакции ⅩⅧ съезда (2012). Той же осенью 2017 года, но чуть позже, ⅩⅨ съезд внёс в него «идеи Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой новой эпохи».— Маоизм.ру.
  9. Автор имеет в виду Россию (страну с самой большой территорией в мире), ошибочно относя её к Третьему миру.— Маоизм.ру.
  10. Нелепая брежневистская трактовка, не подтверждаемая фактами,— на совести автора. Ему бы самому было неловко, если бы он додумал её до конца и понял, что «просоветских» он после Ван Мина (т. е. с 1950 г., когда он убыл в Москву) указать не сможет, а в «западники» придётся записать не только этих двух юнцов, но и, несомненно, Дэн Сяопина, не менее лютого врага маоизма, и даже Лю Шаоци, стоявшего на стороне Мао в китайско-советской полемике.— Маоизм.ру.
  11. Фантазия автора, ему просто хочется так видеть.— Маоизм.ру.
  12. Будь это так, возникли бы вопросы уже не к марксизму, а просто к умственному здоровью Си. Какое отношение Россия сейчас имеет к социализму? Уж не большее, чем рыночный Китай! — Маоизм.ру.
  13. Не «половина Сибири», конечно, но неравноправный Айгунский договор (1858) и Пекинский договор (1860), по которым царизм отобрал у Цинской династии Приамурье и Приморье, а также уничтожение, вопреки этим договорам, 64 китайских деревень к востоку от реки Амур (1900) — всем хорошо известные и общепризнанные историко-географические факты.— Маоизм.ру.
  14. Кит. 国事不谈.— Маоизм.ру.

…Когда в стране китайской такие люди есть: 1 комментарий

  1. Фото аватараtorbasow

    Любопытное дополнение от того же автора:

    «По тому, как я понимаю, нынешний Китай — это какое-то подобие позднего СССР, впрочем сравнение весьма условное. Народ наелся, осоловел. Завоевания Революции — пустое слово, не имеющее большого значения для большинства из интеллигенции, о простых китайцах не могу говорить, ибо не имею возможности общаться. Конторские служащие и вузовские преподаватели — народец весьма скользкий, таких и у нас в конце 1980‑х много было, говорят по разнарядке одно, думают другое, согласно своим мелкособственническим интересам.

    Всё это на фоне всеобщей чиновничьей безграмотности, привычного очковтирательства и держимордства, и вполне вероятных ошибок, которые не принято обсуждать. Страна ликует, в СМИ полный „одобрямс“ мероприятий центрального руководства».

Добавить комментарий