Воспоминания о Ленине. Т. 3.— М., Изд-во политической литературы, 1984.— сс. 160—162. ← Правда, 1956, 22 апреля, с. 4.

05.01.1918

За власть Советов!

Кто опубликовал: | 16.04.2020

Осенью 1917 года я находился на Юго-Западном фронте — был членом Исполнительного комитета Особой армии и заместителем председателя ревкома фронта. На фронтовой партийной конференции меня избрали членом Учредительного собрания по списку № 4 — большевиков.

5 (18) января 1918 года за несколько часов до открытия Учредительного собрания мы, члены большевистской фракции, заполнили одну из комнат Таврического дворца. Здесь же среди нас находился и Владимир Ильич Ленин. Он был в прекрасном настроении,— может быть, потому именно, что предвидел ожесточённую схватку с контрреволюционным большинством Учредительного собрания, которое образовалось в результате голосования, проходившего до 25 октября 1917 года, когда исключалась возможность правильного выражения воли народа.

В это время состоялось и первое заседание большевистской фракции, длившееся минут 20—30. На заседании были обсуждены и решены организационные вопросы.

В 4 часа дня открылось первое — и последнее — заседание Учредительного собрания. Атмосфера сразу же накалилась донельзя — борьба между революционной и контрреволюционной частями Учредительного собрания носила страстный, исключительно острый характер.

Все началось с того момента, когда представитель большевистской фракции Я. М. Свердлов, оттеснив с председательского места правого эсера Швецова, объявил Учредительное собрание открытым, зачитал и от имени ВЦИК предложил принять Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа:

«…Россия объявляется республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в центре и на местах принадлежит этим Советам»1.

Потерпевшие поражение в дни Октября правые эсеры и меньшевики решили теперь поправить свои дела в Учредительном собрании. Располагая формальным большинством голосов, они отвергли предложенную большевиками декларацию и выдвинули лозунг: «Власть принадлежит Учредительному собранию!» Таким образом, сразу же встретились два исключающих друг друга предложения: быть ли России буржуазной республикой с Учредительным собранием или народной республикой Советов, ставящей своей задачей построение социалистического общества?

Когда правое большинство Учредительного собрания отклонило обсуждение и принятие Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа, большевики потребовали объявить перерыв. И сразу же начались заседания фракций. На заседании большевистской фракции выступил В. И. Ленин. Он говорил не более 10 минут, но ведь значительность и сила ленинских выступлений определяются отнюдь не их продолжительностью!

К сожалению, эта очень важная речь Владимира Ильича не была тогда ни застенографирована, ни запротоколирована. Вновь и вновь вспоминая те памятные дни, я ещё много лет назад для себя записал её не дословно, но в общих чертах, записал основные положения этого выступления В. И. Ленина.

Вот как запомнилась мне эта речь.

— Товарищи,— сказал Ленин,— нет ничего неожиданного в том, что контрреволюционное большинство Учредительного собрания отклонило Декларацию ВЦИК Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, в которой записаны основные завоевания трудящихся. Было бы ошибочным думать, что это большинство уступит в вопросе о власти. Сегодняшняя борьба лишний раз подтвердила это. Большинство также не примирится с тем, что Советская власть посягнула на частную собственность эксплуататоров, землю объявила общенародным достоянием и передала её трудящимся без выкупа, национализировала банки, установила рабочий контроль над производством как первый шаг к национализации фабрик, заводов, транспорта и т. д. Ведутся переговоры о заключении мира с Германией, буржуазия, эсеры и меньшевики, пока они не потерпят полного поражения, не откажутся от любых средств борьбы с Советской властью. На вещи надо смотреть прямо и делать безошибочные выводы. Сейчас вопрос стоит так: быть Советской власти или власти Учредительного собрания? Никакие наши убеждения и доказательства не будут приняты правым большинством Учредительного собрания. К тому же оно усиленно поощряется международным капиталом на усиление вооружённой борьбы с Советской властью и снабжается деньгами и оружием.

Далее Ленин отмечал, что соотношение сил в нынешнем составе Учредительного собрания сложилось ещё до победы в России социалистической революции. А возьмём такие очевидные и неопровержимые факты: со времени выборов в Учредительное собрание в стране произошли громадные сдвиги — Подавляющее большинство рабочих, крестьян и солдат поддерживает власть Советов. Создавшийся кризис надо решать революционным путём, быстрыми и решительными мерами. Учредительное собрание нужно распустить, и распустить сегодня же. Если мы допустим его существование ещё на день-два — это будет смерти подобно. Необходимость роспуска Учредительного собрания подавляющее большинство рабочих, крестьян и солдат поймёт и одобрит. Они уже познали реальную пользу декретов, принятых Ⅱ съездом Советов и Совнаркомом, и за них постоят. В противовес этим декретам контрреволюционное большинство Учредительного собрания стремится сегодня же принять по этим вопросам другие, не отвечающие интересам рабочих и крестьян законы. Мы не можем допустить неосторожного шага, чтобы внести смятение в умы рабочего класса. Центральный Комитет партии предлагает фракции принять решение о роспуске Учредительного собрания.

Предложение Центрального Комитета партии большевиков, так убедительно обоснованное В. И. Лениным, было принято.

Владимир Ильич, посовещавшись с другими членами большевистского ЦК, решил договориться с фракцией левых эсеров, чтобы и она покинула Учредительное собрание. Для этого Ленин направился в смежную с нашей комнату, где находились фракция и ЦК левых эсеров. Вернувшись через несколько минут обратно, он произнёс, улыбаясь:

— А немножко поддаются, немножко поддаются…

Здесь же, в нашей комнате, Владимир Ильич написал декларацию большевистской фракции о выходе из Учредительного собрания.

Что же происходило дальше? Меньшевики и правые эсеры (левые эсеры вскоре тоже покинули заседание) так «торопились» принять законы Учредительного собрания о земле и мире, что даже не обсуждали их, а просто выносили общие, ничего не значащие решения о передаче этих законов в комиссии… «для разработки».

А за стенами Таврического дворца учредиловское большинство вело и иную работу. В ту же ночь мне довелось слышать, как командир патрульных отрядов красногвардейцев докладывал Владимиру Ильичу о том, что меньшевики и эсеры днём организовали вооружённую демонстрацию из разных сомнительных лиц. Демонстранты пытались прорваться к Смоль ному и к Таврическому дворцу, силой захватить их и спровоцировать восстание против Советской власти.

…6 (19) января 1918 года ВЦИК по докладу Владимира Ильича Ленина принял декрет о роспуске Учредительного собрания. Это было сделано в интересах всего трудового народа, так единодушно и горячо приветствовавшего и утвердившего свою, народную Советскую власть.

Примечания
  1. Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 35, с. 221. Ред.

Добавить комментарий