После капитуляции Японии нам вновь пришлось воевать. Имеются два метода борьбы: ты дерёшься по-своему, а я — по-своему. В этих словах, попросту говоря, и заключены все военные правила. Что значит «ты дерёшься по-своему»? Он ищет меня, чтобы нанести удар, но не находит, то есть бьёт по пустому месту. Что значит «я дерусь по-своему»? Это значит, что мы концентрируем несколько дивизий, несколько бригад и целиком «съедаем» противника.
Все вещи и явления можно расчленять. Империализм — тоже явление и тоже может быть расчленён и может быть по частям уничтожен. 8-миллионная армия Чан Кайши тоже была вещью, которую оказалось возможным уничтожить по частям. Это называется разгромом по частям. Это истина, которая изложена в старинных книгах Европы и Китая. Она очень проста, и в ней нет ничего таинственного. Нет необходимости читать книги. Кто во время боевых действий читает книги? Во время войны я не читал книг. Немного читать можно, а много читать — это уже нехорошо.
Поле боя и есть школа. Я не против военных учебных заведений. Их можно создавать, но не следует слишком долго учиться. Учиться 2—3 года — слишком долго. Хватит и несколько месяцев. Создание каких-то морских, сухопутных, военно-воздушных учебных заведений не очень-то разумно.
Изучение некоторых современных наук требует довольно много времени. Например, изучение и производство управляемых снарядов, атомных бомб. Однако чтобы обучить пользованию обычным оружием, чтобы подготовить солдат, не требуется много времени; для подготовки артиллериста достаточно и одного месяца. Для подготовки механика-водителя, лётчика достаточно несколько месяцев, самое большое для этого нужен год. Основное — это обучение на поля боя. В мирное время обучение следует проводить по ночам, а война и сама школа. Вот вы сказали, что читали статьи, которые я написал. Пользы от них немного. Здесь главное — это два момента: «Ты дерёшься по-своему», «я дерусь по-своему». «Я дерусь по-своему» также имеет два момента, а именно: если бой можно выиграть, то нужно драться, а если его нельзя выиграть, то нужно уходить. Империалисты больше всего боятся этого способа. Если бой может быть выигран, то я тебя разгромлю, а если он не может быть выигран, то я исчезаю и ты меня не найдёшь. Мы вначале пользовались партизанскими методами ведения войны. Ими мы пользовались и во время наступления, и во время обороны. Основным методом был метод манёвренной войны. Во время войны с Чан Кайши мы малые бои превращали в большие. Впоследствии мы 300-тысячной армией уничтожали 500-тысячную армию Чан Кайши. Тремя своими пальцами сломали пять его пальцев. Как же нам удалось это сделать? Какой мы использовали способ? Опять-таки мы били по частям и в результате всех их уничтожили.
Некоторые иностранцы учились в Китае, изучали военные науки. Я советовал им вернуться домой, так как не следует слишком долго учиться. Хватит и несколько месяцев. Только слушать лекции в аудиториях нет никакой пользы.
Самое полезное — это вернуться и принять участие в боях. О некоторых принципах достаточно рассказать немного, а можно и совсем не рассказывать. Большую часть времени следует находиться в своей стране или вообще не выезжать за границу, но можно и съездить.