Выступления Мао Цзэдуна, ранее не публиковавшиеся в китайской печати. Выпуск пятый: 1964—1967 годы.— М., издательство «Прогресс», 1976.

03.11.1966

Беседа с руководящими работниками ЦК КПК

Кто опубликовал: | 22.04.2021

Мао Цзэдун. Дацзыбао Не Юаньцзы от 25 мая представляет собой манифест Парижской коммуны Китая 60-х годов XX столетия По значению это событие превосходит Парижскую коммуну. Мы не смогли написать такую дацзыбао.

Чэнь Бода. Несколько пионеров написали дацзыбао на своих отцов. В них говорится, что отцы забыли прошлое, не рассказывают детям об идеях Мао Цзэдуна, а лишь спрашивают об отметках в школе и тех, кто получает хорошие отметки, поощряют.

Мао Цзэдун. Передайте этим маленьким друзьям, что дацзыбао написаны очень хорошо! Я говорю всем, что молодёжь — великая армия великой культурной революции, её надо мобилизовать полностью.

После возвращения в Пекин мне не по себе. Холодно и пусто. Некоторые учебные заведения закрыты, дело дошло до того, что в ряде учебных заведений подавляют движение учащихся. Кто подавлял движение учащихся? Только северные милитаристы. Если коммунисты боятся студенческого движения, значит, они выступают против марксизма. Кое-кто изо дня в день говорит, что нужно идти по пути масс, служить народу, а на деле идёт по пути буржуазии, служит буржуазии.

Центральный Комитет комсомола должен стоять на стороне движения учащихся. Однако он встал на позицию подавления студенческого движения.

Кто выступает против великой пролетарской культурной революции? Американские империалисты, советские и японские ревизионисты, реакционеры.

Прикрываться «различиями между внутренним и внешним» — значит бояться революции. Нельзя допускать, чтобы замазывались вывешенные дацзыбао. Это ошибка в курсе. Надо быстрее исправить это положение, нужно снять всяческие ограничения!

Мы верим массам. Только тогда можно стать учителем масс, когда будешь их учеником. Нынешняя великая пролетарская культурная революция сотрясает небо и землю. Сможем мы или нет решиться на это испытание социализмом? В этом испытании будут окончательно уничтожены классы и уменьшены три великих различия1.

Необходимо вести борьбу, и особенно с идеологией буржуазных «авторитетов». В этом и есть разрушение. Без разрушения невозможно утвердить социализм, невозможно вести борьбу, критику и преобразования.

Нельзя отсиживаться в кабинетах и лишь выслушивать доклады. Довести бунт до конца можно, лишь опираясь на массы, веря массам. Нужно быть готовым к тому, что революция затронет и тебя самого. Руководители партии и правительства, ответственные работники — члены партии должны быть готовы к этому. Нужно ли довести революцию до конца? Если в этой плоскости будешь закалять и преобразовать себя, то только тогда сможешь идти в ногу со временем, в противном случае окажешься не у дел.

Некоторые товарищи очень жестоко борются против других людей, а когда начинают бороться с ними самими, они возражают. Но если поступать подобным образом, то никогда не сумеешь выдержать этого испытания. Отважитесь ли вы вызвать огонь на себя, разжечь этот огонь? Ведь свергаете-то вы самих себя. Товарищи говорят, что они готовы. Если это не так, то нужно самому уходить в отставку. Надо быть коммунистом в жизни и умирать достойно звания коммуниста. Нельзя лишь посиживать на диване и наслаждаться ветерком от электровентилятора.

Нельзя устанавливать ограничения для масс. Когда в Пекинском университете увидели, что студенты поднялись, то ввели ограничения и придумали этому красивое название «Поставить на правильный путь», а на деле это путь неправильный.

В некоторых учебных заведениях учащимся приклеили ярлык «контрреволюционер». (Чжан Янь из канцелярии по иностранным делам Госсовета приклеил ярлык «контрреволюционер» более чем двадцати человекам.)

Поступая так, мы толкаем массы на противоположную позицию. Не надо бояться плохих людей. В конце концов, так ли много плохих людей? Большинство широких масс учащихся — хорошие люди.

Вопрос с места. Как быть, когда во время беспорядков громят архивы?

Мао Цзэдун Кого бояться? Плохие люди докажут, что они плохие, а к чему же бояться хороших людей? Необходимо заменить слово «бояться» на слово «осмеливаться», надо наконец показать, пройдёшь ты испытание социализмом или нет. Нужно, чтобы у вас политика командовала всем, нужно идти в массы и вместе с массами ещё энергичнее проводить великую пролетарскую культурную революцию.

Плохо кончат все те, кто подавляет движение учащихся.

Примечания
  1. Различия между рабочими и крестьянами, городом и деревней, умственным и физическим трудом.— Прим. ред.

Добавить комментарий